Цель: Создание условий для положительной мотивации десятиклассников к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение методов исследования с последующим применением полученных знаний на практике.
Задачи:
- повторить знания по теме «Теоретические и эмпирические методы исследования»;
- сформировать познавательный интерес к проектной деятельности; понимание необходимости использования научных методов при проведении исследований; представления о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определенных правил.
- определять цель исследования, подбирать необходимые методы для её достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы.
Технологии: проблемного обучения, личностно-ориентированного образования, деятельностного подхода.
Оборудование к уроку и необходимые материалы: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки для работы в группа (приложение №1, приложение №2), психологический тест (приложение №3), ватманы, маркеры, клей.
Ход урока
Этапы урока
|
Ход урока |
Комментарии/ слайды |
Организационный момент |
Учащиеся стоя приветствуют учителя (4 команды по 6 человек).
Учащиеся садятся. |
|
Постановка темы урока, учебных задач | Перед вами ребусы. У вас одна минута на их расшифровку! |
Создание проблемной ситуации, привлечение внимания учащихся к теме урока.
1-2 слайд Приложение 1 |
Группы вытягивают по две карточки с ребусами:
1. Команда (опрос, фотографирование)
|
||
На выполнение задания у вас 2 минуты.
1. Опрос.
|
Группы называют ответ - расшифровку. | |
Как вы думаете какая тема нашего урока (Методы исследования). | Учащиеся высказывают свое мнение. | |
Какие две большие группы методов вы знаете? | Учащиеся называют две группы методов «Теоретические и эмпирические» (открывается доска с заголовками «Теоретические методы», «Эмпирические методы»). | |
Определите методы вашей команды в нужную группу. | Представители от каждой группы определят методы к теоретическим или эмпирическим. | |
Повторение материала «Теоретические и эмпирические методы исследования» |
Чем теоретические методы отличаются от эмпирических? (Основой теоретических методов является рациональное познание, т.е. такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция);
Основой эмпирических методов является чувственное познание, действия исследователя направленные на проведение практики (опрос, фотоотчет, наблюдение, беседа). |
Учащиеся высказывают своё мнение.
Слайд №3 |
Какие методы вы ещё можете дополнить? | Отвечают учащиеся (например: анкетирование, тестирование, измерение, эксперимент) | |
Анализ видеофрагмента «Семь шагов к успеху. Основы проектной деятельности» | Представим с вами, что мы пишем проект «Основы эффективного общения». Обратимся к нашей программе «Семь шагов к успеху. Основы проектной деятельности. Внимание на экран!» |
Учащиеся смотрят видеофрагмент «Семь шагов к успеху. Основы проектной деятельности»
Слайд №4 |
О чём вы услышали в видеоролике? |
Учащиеся высказывают своё мнение. |
|
На двух слайдах представлены «Основные правила коммуникации» из видеоролика. Какой теоретический метод поможет представить данную информацию в виде структурированной схемы, выделить основные группы? (метод классификации). |
Слайд №5-6
Учащиеся высказывают своё мнение. |
|
Работа в группе. Метод «Классификация» |
Ваша задача с помощью метода классификации создать схему «Основы эффективной коммуникации». Отличаться они будут только формой: Двум группам информацию необходимо разместить на ватмане в линейной форме, другим двум группам в столбчатой форме.
На выполнение задания у вас две минуты. Как только ваша группа выполнит задание покажите знак «Группа готова» (взяться за руки и поднять вверх) По истечении времени, группы демонстрируют ватманы. |
Слайд №7
Приложение №2. Учащиеся на ватмане с помощью метода классификации раскладывают техники активного слушания, невербального общения, позитивного мышления. Инструкция для группы: Ваша задача распределить карточки на 3 группы (Техники активного слушания, Невербальное общение, Позитивное мышление и приклеить их на ватман под соответствующей категорией. Классификация должна быть в линейчатом формате/ столбчатом формате). |
В чём плюсы метода классификации? |
Слайд 8
Учащиеся высказывают своё мнение (Например, высокая информационная насыщенность, обзорность; логичность и структурированность информации; возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях; простота построения) |
|
Применение учащихся эмпирического метода «Тестирование» на практике | С помощью каких эмпирических методов мы можем узнать насколько учащиеся владеют основами эффективного общения? |
Слайд 9
Учащиеся высказывают своё мнение |
Каждому из вас предлагается выполнить тест «Умею ли я общаться?»
Результаты вашей группы записать в карточку: 1. Высокий уровень коммуникативных навыков _____человек 2. Средний уровень коммуникативных навыков _____человек 3. Низкий уровень коммуникативных навыков _____человек |
Слайд 10
Приложение №3 |
|
Ваши данные необходимо представит наглядно - в виде диаграмм. Какие виды диаграмм вы знаете? |
Учащиеся высказывают свое мнение.
Слайд 11 |
|
Анализ полученных данных с помощью диаграмм |
Каждой группе необходимо выбрать карточку с названием диаграммы, которая будет наглядно демонстрировать результаты тестирования в вашей группе. | Группы вытягивают карточки: кольцевая, линейчатая диаграмма, гистограмма, круговая. На ватмане «создают» диаграммы по полученным данным. |
Группы демонстрируют результат своей работы. | Идет фронтальное обсуждение оформления диаграмм. Формулируются общие выводы по классу. | |
Подведём итоги. Какие теоретические и эмпирические методы вы использовали в командной проектной деятельности «Основы эффективного общения?»
|
|