Урок в 10-м классе "Методы исследования" (основы проектной деятельности)

Разделы: Руководство учебным проектом

Класс: 10


Цель: Создание условий для положительной мотивации десятиклассников к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение методов исследования с последующим применением полученных знаний на практике.

Задачи:

  • повторить знания по теме «Теоретические и эмпирические методы исследования»;
  • сформировать познавательный интерес к проектной деятельности; понимание необходимости использования научных методов при проведении исследований; представления о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определенных правил.
  • определять цель исследования, подбирать необходимые методы для её достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы.

Технологии: проблемного обучения, личностно-ориентированного образования, деятельностного подхода.

Оборудование к уроку и необходимые материалы: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки для работы в группа (приложение №1, приложение №2), психологический тест (приложение №3), ватманы, маркеры, клей.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Комментарии/ слайды

Организационный момент

Учащиеся стоя приветствуют учителя (4 команды по 6 человек).
Учитель приветствует учащихся.
Давайте настроимся на командную работу, активизируем позитивное мышление!!!
Соприкасаемся большими пальцами (желаем);
Указательными (успеха);
средними (большого);
безымянными (во всём);
мизинцами (и везде);
ладонями (поехали!)

Учащиеся садятся.

Постановка темы урока, учебных задач Перед вами ребусы. У вас одна минута на их расшифровку! Создание проблемной ситуации, привлечение внимания учащихся к теме урока.
1-2 слайд
Приложение 1

Группы вытягивают по две карточки с ребусами:

1. Команда (опрос, фотографирование)
2. Команда (наблюдение, анализ)
3. Команда (обобщение, беседа)
4. Команда (индукция, синтез)

На выполнение задания у вас 2 минуты.

1. Опрос.
2. Фотографирование.
3. Наблюдение.
4. Анализ.
5. Обобщение.
6. Беседа.
7. Синтез.
8. Индукция.

Группы называют ответ - расшифровку.
Как вы думаете какая тема нашего урока (Методы исследования). Учащиеся высказывают свое мнение.
Какие две большие группы методов вы знаете? Учащиеся называют две группы методов «Теоретические и эмпирические» (открывается доска с заголовками «Теоретические методы», «Эмпирические методы»).
Определите методы вашей команды в нужную группу. Представители от каждой группы определят методы к теоретическим или эмпирическим.
Повторение материала «Теоретические и эмпирические методы исследования» Чем теоретические методы отличаются от эмпирических? (Основой теоретических методов является рациональное познание, т.е. такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция);
Основой эмпирических методов является чувственное познание, действия исследователя направленные на проведение практики (опрос, фотоотчет, наблюдение, беседа).
Учащиеся высказывают своё мнение.
Слайд №3
Какие методы вы ещё можете дополнить? Отвечают учащиеся (например: анкетирование, тестирование, измерение, эксперимент)
Анализ видеофрагмента «Семь шагов к успеху. Основы проектной деятельности» Представим с вами, что мы пишем проект «Основы эффективного общения». Обратимся к нашей программе «Семь шагов к успеху. Основы проектной деятельности. Внимание на экран!» Учащиеся смотрят видеофрагмент «Семь шагов к успеху. Основы проектной деятельности»
Слайд №4
О чём вы услышали в видеоролике?

Учащиеся высказывают своё мнение.

На двух слайдах представлены «Основные правила коммуникации» из видеоролика. Какой теоретический метод поможет представить данную информацию в виде структурированной схемы, выделить основные группы? (метод классификации). Слайд №5-6
Учащиеся высказывают своё мнение.

Работа в группе. Метод «Классификация»

Ваша задача с помощью метода классификации создать схему «Основы эффективной коммуникации». Отличаться они будут только формой: Двум группам информацию необходимо разместить на ватмане в линейной форме, другим двум группам в столбчатой форме.
На выполнение задания у вас две минуты. Как только ваша группа выполнит задание покажите знак «Группа готова» (взяться за руки и поднять вверх)
По истечении времени, группы демонстрируют ватманы.
Слайд №7
Приложение №2. Учащиеся на ватмане с помощью метода классификации раскладывают техники активного слушания, невербального общения, позитивного мышления.
Инструкция для группы: Ваша задача распределить карточки на 3 группы (Техники активного слушания, Невербальное общение, Позитивное мышление и приклеить их на ватман под соответствующей категорией. Классификация должна быть в линейчатом формате/ столбчатом формате).
В чём плюсы метода классификации? Слайд 8
Учащиеся высказывают своё мнение (Например, высокая информационная насыщенность, обзорность; логичность и структурированность информации; возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях; простота построения)
Применение учащихся эмпирического метода «Тестирование» на практике С помощью каких эмпирических методов мы можем узнать насколько учащиеся владеют основами эффективного общения? Слайд 9
Учащиеся высказывают своё мнение
Каждому из вас предлагается выполнить тест «Умею ли я общаться?»
Результаты вашей группы записать в карточку:
1. Высокий уровень коммуникативных навыков _____человек
2. Средний уровень коммуникативных навыков _____человек
3. Низкий уровень коммуникативных навыков _____человек
Слайд 10
Приложение №3
Ваши данные необходимо представит наглядно - в виде диаграмм. Какие виды диаграмм вы знаете? Учащиеся высказывают свое мнение.
Слайд 11

Анализ полученных данных с помощью диаграмм

Каждой группе необходимо выбрать карточку с названием диаграммы, которая будет наглядно демонстрировать результаты тестирования в вашей группе. Группы вытягивают карточки: кольцевая, линейчатая диаграмма, гистограмма, круговая. На ватмане «создают» диаграммы по полученным данным.
Группы демонстрируют результат своей работы. Идет фронтальное обсуждение оформления диаграмм. Формулируются общие выводы по классу.

Подведём итоги. Какие теоретические и эмпирические методы вы использовали в командной проектной деятельности «Основы эффективного общения?»
Что вам больше всего понравилось на уроке? Какая информация для вас была новой?