Родительское собрание "Почему подростки становятся трудными?"

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: родительское собрание, подростки


Цели: обобщение знаний родителей об индивидуальных особенностях детей в подростковом возрасте.

Задачи: познакомить с первыми признаками и особенностями подросткового возраста, проанализировать методы общения детей и родителей, оказать педагогическую поддержку родителям в определении методов воспитания.

Микроисследование: перед выбором темы собрания было проведено тестирование в сообществе детей и родителей. (Приложение А)

Вид и форма собрания: собрание-лекция с элементами тренинга.

Этапы родительского собрания:

  1. Разбор теоретических вопросов по теме.
  2. Анализ проблемных ситуаций.
  3. Подведение итогов по теме.
  4. Подведение итогов собрания.

Текст выступления

(на доске)

«Не существует проблем ребёнка отдельно от проблем семьи, дети - не автономны, их девиантное поведение - всегда следствие ошибок в воспитании, помочь трудному подростку без активного включения в эту помощь самих родителей невозможно».

(на доске)

Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.

Здравствуйте, уважаемые родители! Прежде, чем мы начнём наше с вами собрание, проведём упражнение «Психологическая зарядка» [1]. Я предлагаю вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

  • Если в вашей семье время от времени возникают «приступы непослушания» - похлопайте в ладоши.
  • Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
  • Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулаком в грудь.
  • Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - закройте глаза.
  • Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка - потопайте ногами.
  • Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - поднимите руку.
  • Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Перейдём к теме нашего собрания.

[3] Подростковый возраст - это этап развития личности, когда происходит процесс перехода от детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной жизни. С физиологической точки зрения этот период характеризуется интенсивным ростом, резким повышением функции обмена веществ, усилением деятельности желёз внутренней секреции. Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе.

Именно в этот период у ребёнка оформляются устойчивые формы поведения, усиливается проявление черт характера, меняются способы эмоционального реагирования, которые оказывают влияние в дальнейшем на взрослого человека, его физическое и психическое здоровье.

Одним словом, и для взрослых, и для детей это некая разделительная полоса с препятствиями между детством и взрослой жизнью без инструкции по ее преодолению.

Ни для кого не секрет, что именно в этот период возникают конфликты, недопонимания. Дети бунтуют - родители ругаются. Что же становится причинами такого поведения?

Причины проблем в подростковом возрасте [2]

  • Стремление подростка поскорее стать взрослым и самоутвердиться.
  • Резкие физиологические изменения и гормональные импульсы. Нервная система еще не готова к таким всплескам, и ей требуется время для адаптации под новые функции подросткового организма.
  • Неготовность к самостоятельности. Такая ответственность пугает подростков, вынуждает их нервничать, хамить.
  • Предъявление детям завышенных требований. Не соблюдая правила, подростки доказывают окружающим собственную значимость.
  • Изменения во взаимоотношениях с родителями вызваны тем, что ребенок меняется, становится взрослее, и ему требуется новый уровень общения с мамой и папой. А родители по-прежнему воспринимают своего подростка как ребенка.

Разбор ситуаций

Вместе с тем, любая форма поведения подростка, будь то агрессия, замкнутость или что-то другое - это крик о помощи, потребность в понимании, принятии и поддержке молодого, взрослеющего человека. Вот и возникает и у взрослых, и у подростков извечный вопрос «Что делать?».

Для ответа на этот вопрос я предлагаю вам разделиться на пять команд. Каждой команде будет предложена ситуация из реальной жизни. В течение 5-7 минут вам нужно будет её обсудить в команде, выявить причины такого поведения и найти возможное решение сложившейся ситуации, связанной с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста.

(Каждая команда предлагает свое решение, затем соперники предлагают свои варианты решения. Сделать это можно по кругу от команды к команде.)

Ситуация 1. Девушка-подросток отказывается ходить в школу, ночами играет в компьютерные игры, днём - спит или гуляет в компании. Маме заявляет, что она должна содержать, кормить и одевать до 18 лет. Те задания, которые ей нужно выполнить в рамках школьной программы для погашения задолженности, она скидывает на маму, заявляя: «Тебе надо - ты и делай».

Причина: отсутствие душевной близости.

Решение: Консультация у психолога, психиатра, запись в центр ПМПК - курс налаживания взаимоотношений с психологом, было предложено разместить девочку в реабилитационный центр. Еженедельные тренинги с психологом. Постепенное налаживание отношений. Мама и дочь должны услышать друг друга.

Ситуация 2. В семье девушки-подростка появился маленький ребёнок. Девушка стала уходить из дома, проводить время в компаниях, часто бывать у соседей по лестничной площадке, а не дома. Маме не помогает, грубит, скрывает свою успеваемость. Сказала маме, что мама её больше не любит.

Причина: отсутствие душевной близости, недостаток родительского внимания

Решение: начать разговаривать с дочерью, слушать её, найти время, проявлять ласку, интересоваться жизнью дочери. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т.д.). Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем.

Ситуация 3. Подросток-юноша пропускает школу целыми учебными днями. У семьи есть комната секционного типа в другом доме, куда он уходит и целыми днями проводит там своё время. Перед этим к ним переехала сестра мамы с своим ребёнком, получилось так, что в двухкомнатной квартире живёт две семьи. Юноша открыто заявляет, что ему не нравится сложившаяся ситуация.

Причина: отсутствие личного пространства, нарушение его личных границ

Решение: дать ребёнку личное пространство. Каждому человеку требуется свое личное пространство, где он может уединиться и остаться наедине с собой и своими мыслями. Почему именно, подростку, потому что в этом возрасте формируется, как личность, становление взросления и ему необходимо иметь свое пространство, где он может жить, творить и оставаться со своим внутренним миром наедине. Отдельная комната - это такое послание ребёнку, что вы уважаете его личность, внутренний мир со всеми его особенностями и содержанием. При этом не лишним будет напомнить о гигиене этого пространства и о том, что именно ему теперь нужно за этим следить. Не стоит возмущаться, если подросток запирается в своей комнате или просит родителей стучаться в дверь прежде, чем войти. Его желания вполне нормальны и достойны уважения. В этом возрасте особенно важно признавать право ребёнка на личную жизнь, на тайну.

Ситуация 4. Родители юноши-подростка развелись, у каждого появилась своя семья, другие дети. В этой семье он чувствует себя не нужным, ему не уделяется внимание. Юноша ведёт себя вызывающе, совершает правонарушения различного характера, проявляет агрессию. Родителям приходится вместе решать его проблемы, ходить на комиссии.

Причина: отсутствие внимания со стороны родителей. Таким образом он пытается привлечь внимание родителей, ему хочется видеть родителей вместе.

Решение: нужно найти родителям общий язык между собой, разговаривать со своим ребёнком. Несмотря на все проблемы в их взаимоотношениях, родители должны стараться быть с ребёнком, когда ему это необходимо. Проводить время вместе.

Ситуация 5. Подросток-юноша хорошо учится, однако мама требует от него всё больше и больше, ругает за всякую провинность, должен быть лучше всех, от этого зависит его будущее. Ребёнок только слышит: «Должен, должен, должен». У юноши была попытка суицида.

Причина: завышенные требования родителей

Решение: мама должна увидеть в нём ребёнка. Слова «должен», «обязан» вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на них тяжелой ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму. Просто поймите и примите, что, если вам нужно, чтобы ваш ребёнок был отличником и во всём первым, это не значит, что это нужно ему.

Подведение итогов

Мы разобрали ситуации, теперь можно перейти к заключению. [4, 5]

  • Отнеситесь к проблеме «трудного» ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.
  • Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.
  • Остерегайтесь паники и фатализма. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.
  • Хвалите ребенка за хорошее поведение подобно тому, как Вы указываете ему на ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в его сознании представление о правильном действии.
  • Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.
  • Используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.
  • Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения, не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое Вы ему оказали, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий.
  • Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).

Памятка для родителей

Обратная связь

И в заключение предлагаю вам заполнить анкету «Обратная связь». Просим вас ответить анонимно на поставленные вопросы с целью получения обратной связи после окончания родительского собрания.

Заранее вам благодарны!