Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- расширение представлений о практическом применении математики и информатики для различных отраслей жизни;
- развитие техники вычислений.
На интегрированном уроке учащиеся используют знания по математике и информатике, что развивает их потенциал, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Задачи:
-
образовательные:
- Познакомить учащихся с числами Фибоначчи и золотым сечением, их проявлениями в природе, архитектуре, живописи.
- Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Дроби».
- Расширить представление о применении математических редакторов.
- развивающие - продолжать развивать логическое мышление, умение анализировать, находить закономерности, замечать их в окружающем нас мире; понимать, что математика - это язык, с помощью которого записываются все законы природы, и его необходимо изучать.
- воспитательные - воспитывать у учащихся такие качества как любознательность, настойчивость в достижении своей цели, понимание того, что красота тесно связана с математикой.
Техническое сопровождение:
- компьютеры (каждой паре)
- интерактивная доска
- принтер
Технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Технология развития «критического мышления»;
- Исследование в обучении
Формы организации учебной деятельности:
- практическая работа с раздаточным материалом;
- самостоятельная практическая работа;
- беседа;
- исследование.
Этапы урока
1. Организационный момент
Ребята проходят в кабинет; случайным образом (при входе выбирают картину) формируются в группы. (Приложение 1)
Под стульями прикреплены стикеры с заданиями (примеры с десятичными дробями).
При решении примера - каждый ребенок меняет правильное решение на букву. В результате, у каждого ребенка есть буква. (Приложение 2) Задача всего коллектива - соединить буквы в словосочетание "Золотое сечение".
2. Актуализация знаний. Открытые нового
Мотивационная беседа. Ребятам задаются наводящие вопросы о золотом сечении. Кто придумал «золотое сечение»? Что это такое «золотое сечение»?
Демонстрируется презентация. (Приложение 3) Ребят знакомим с числами Фибоначчи. В процессе просмотра презентации ребята узнают, что правилу золотого сечения подчиняются многие окружающие объекты, в том числе в искусстве, архитектуре и даже живые организмы.
Вопрос на который предстоит дать ответ ребятам в процессе урока: Является ли Золотое сечение законом гармонии и красоты или нет?
3. Групповая практическая исследовательская работа
Ребятам предлагается выполнить измерения своего тела и проверить результат - выполняется ли правило пропорции золотого сечения.
Дети формулируют самостоятельно гипотезу и выполняют работу в группах, в соответствии с маршрутным листом: заполняют таблицу, проводят вычисления, проверяют гипотезу. Во всех рабочих группах, при расчетах получились числа, стремящиеся к одному значению.
В большинстве случаев полученные данные стремятся к числу золотого сечения - 1,618, однако наверняка появятся и другие результаты. Так можно ли назвать золотое сечение - правилом гармонии?
Известно, что художники часто прибегают к "Золотому сечению" при построении композиции.
Проверим это.
Дети формулируют новую гипотезу. Приступают к выполнению практической работы за компьютером. В математическом редакторе, работая с измерительными инструментами, шаблонами ребята проверяют на "золотое сечение" картины известных художников. Заполняют данные, полученные при расчетах, делают вывод.
Для тех кто быстро справился с работой предусмотрено дополнительное задание. (Приложение 4)
- Дорогие ребята, сегодня на занятии вы были настоящими исследователями. Так ответьте нам на вопрос, только честно! - у всех ли вас получились значения приближенные к числу 1,618?
- Нет, не у всех!
И это отлично! Потому что законы гармонии не всегда подчинены «золотому сечению».
4. Итог. Рефлексия
Ребята отвечают на главные вопрос урока:
Что-же такое золотое сечение?
Что такое гармония? Можно ли назвать золотое сечение - законом гармонии?
Сегодня на уроке мы убедились на практике, что не все предметы живой и неживой природы, произведения искусства, отвечают принципам «золотого сечения» но они могут быть тоже гармоничны и красивы.
5. Домашнее задание
Произвести исследование окружающих объектов на "золотое сечение".