Использование нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи

Разделы: Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи


Идея: Совершенствование речевого развития по средством развития мелкой моторики рук и подготовка руки к письму

I. Информационная часть

Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОО, в течение двух лет.

В проекте участвуют дети с тяжёлыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста для детей с опорно-двигательными нарушениями, учитель-логопед, воспитатели группы, родители.

Время реализации проекта: один год.

Обоснование проекта

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.

Во-первых, родителей и педагогов детей с ТНР (тяжёлые нарушения речи) старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Однако, большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, как правило, на развитие речевых процессов, чтение и счет. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно - двигательной координации. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.

Во-вторых, у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается рассеянное, неустойчивое внимание, низкая трудоспособность, быстрая утомляемость. Движения пальцев рук у детей с ТНР неуклюжи, нарушены, проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная скоординированность и целенаправленность движений. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают им на бумагу. Большие трудности обнаруживаются у детей при работе с ножницами. Недостаточность ручных умений и навыков у детей проявляются в работе с красками и кисточкой. Пользование кистью неумелое - не могут рисовать концом, всей кистью, в направлениях. Затруднения вызывает дифференциация, быстрота, плавность включения в движение, переключение с одного движения на другое.

Давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В методической литературе представлено достаточно полное описание классичес кой методики развития мелкой моторики детей с нарушениями речи, однако переход на Федеральный государственный образовательный стандарт требует раскрытия в полном объеме коррекционного потенциала отдельных образовательных областей в мелкомоторном развитии ребенка, в том числе и такой образовательной области как «Речевое развитие». Проблема развития мелкой моторики в образовательной деятельности Речевое развитие весьма актуальна, так как именно эта образовательная область составляют основную часть работы учителя-логопеда; на них педагог имеет возможность использовать различные методы и приемы обучения. В период перестройки системы образования на ФГОС актуализировался вопрос разработки новых подходов к развитию мелкой моторики, в частности с позиции опосредованности влияния уровня развития мелкой моторики на коррекцию речевого развития детей с ТНР.

II. Содержательная часть

Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема: сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть, а также систематизация материала и построение чёткой модели, в которой гармонично соединены традиционные средства речевого развития ребёнка и развития мелкой и крупной моторики рук используя разнообразные технологии, включая здоровьесберегающие, что определяет готовность ребёнка к обучению в школе.

В связи с указанной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект изучения, процесс развития мелкой моторики рук детей для подготовки руки к письму.

Предмет изучения: комплекс мер по организации процесса развития речи и развития мелкой моторики.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и умственного развития детей старшего дошкольного возраста и напрямую подготовит руку ребёнка к письму.

Цель проекта: Создание условий для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук. Повышение эффективности работы по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса детей на логопедических занятиях.

Для достижения данной цели предполагается решение задач, которые носят комплексный характер:

1. Развитие двигательной области коры головного мозга:

  • формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами;
  • умение правильно держать карандаш; учиться владеть им;
  • формирование зрительно-моторной координации.

2. Развитие речевой области коры головного мозга:

  • формирование активной речи ребёнка, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, закрепление правильного звукопроизношения.

3. Использование современных игровых технологий в процессе обучения на логопедических занятиях.

4. Совершенствование предметно-развивающей среды.

5. Повышение мотивации, интереса к логопедическим занятиям.

Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:

  • изучение и анализ уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук детей старшего дошкольного возраста;
  • педагогическое наблюдение;
  • моделирование педагогической деятельности;
  • статистические методы обработки полученных результатов.

Новизна проекта заключается в том, что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.

Практическая значимость заключается в следующем:

  • Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки и подготовки руки к письму, включающие различные виды детской деятельности.
  • Представлен систематизированный материал по развитию речи и мелкой моторики руки (игры, упражнения).
  • Предлагается диагностика по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.
  • Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук и подготовки руки к письму.

Предполагаемые риски:

  • Администрация не поддержит идею реализации проекта, так как это мероприятие предполагает материальное обеспечение.
  • Некоторые педагоги не проникнутся актуальностью проекта.
  • Родители не заинтересуются темой проекта, недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей и значимости моторного развития в подготовки ребёнка к школьному обучению.

Ожидаемый результат:

  • Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей, а также готовности к школьному обучению.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом и сенсомоторном развитии детей для готовности к школьному обучению.
  • Создание программы для коррекционной работы, носящей комплексный характер речевого и сенсомоторного развития «Мир под рукой» (см. доп. Материалы).
  • Презентация проекта в форме открытого мероприятия «Неделя логопеда» (просмотр индивидуальных и подгрупповых занятий) и выставки творческих работ воспитанников.

Эффективность данного результата:

  • положительная динамика речевого и моторного развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи);
  • выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;
  • положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей использование знаний по развитию речи и подготовки к школьному обучению детей в домашних условиях;
  • приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом и сенсомоторном развитии детей;
  • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

III. Этапы проекта

I этап - подготовительный (июнь - август)

Изучение:

  • Психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; понятий, касающихся темы проекта;
  • Подбор диагностического инструментария;
  • Разработка комплексов;
  • Создание предметно-развивающей среды;
  • Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
  • Анализ полученных результатов, выводы.

II этап - основной (сентябрь-май)

Работа выстраивалась в двух направлениях:

  • с детьми - в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
  • с родителями - посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «Семья и детский сад».

III этап - заключительный (май)

  • диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам;
  • разработка рекомендаций по речевому развитию и совершенствованию мелкой моторики рук и подготовки руки к письму;
  • презентация проекта на итоговом педагогическом совете;
  • разработка программы, направленной на реализацию интегрированного подхода к обучению и воспитанию детей в речевом и сенсомоторном развитии;
  • серия открытых мероприятий для родителей и педагогов по речевому развитию и развитию мелкой моторики у детей.

Механизмы реализации проекта

Работа началась с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:

Уровень развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста можно определить, воспользовавшись диагностической методикой Т.И.Гризик. Мониторинг осуществляется два раза в год (сентябрь, май).

Цель обследования - выявить уровень развития мелкой моторик у дошкольников и способность выполнения движений(начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия). Во время нескольких игровых упражнений педагог устанавливает уровень динамических и статических движений, также в игровой форме проверяются тактильные ощущения, координация движений пальцев рук.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель обследования - проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев): «Кольцо», «Коза», «Три богатыря», «Заяц», «Солдатики».

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.
  • Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

  • Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы
  • определенного качества.
  • Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества.

СИЛА ТОНУСА

  • Сжатие рук взрослого двумя руками. Педагог протягивает обе руки ребенку ладонями и предлагает ему сильно сжать их своими ладошками.
  • Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие»).

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

  • Упражнение «Ладонь - ребро - кулак».

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЩЕПОТИ РУКИ

  • Обследуется щепоть (обследование представлено одной пробой - катанием шарика. При этом оценивается ловкость ребенка при выполнении задания).
  • Катание шарика. Упражнение проводится с шариком.

Все полученные данные заносятся в таблицу. В предпоследней графе выставляется суммарное количество баллов.

Условные обозначения:

  • если ребенок справился с заданием - 1 балл;
  • если ребенок справился с заданием частично - 0,5 балла;
  • если ребенок не справился с заданием - 0 баллов.

В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.

Характеристика групп

Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 13-11 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо.

Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 10-7 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в последующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.

Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 6 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.

Результаты мониторинга заносятся в таблицу:

Ф.И. ребёнка

Статич. упр.

Динамич. упр.

Тактильные ощущения

Сила тонуса

Коорд-я движений

Обследование щепоти

Кол-во

Группа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

2

Результаты диагностики выявили, что у 88% детей группы графомоторные навыки сформированы слабо или недостаточно.

Решая задачи развития мелкой моторики, созданы необходимые условия в группе и кабинете учителя-логопеда.

Предметно-развивающей среда представлена следующими компонентами:

  • сухой бассейны для рук с различными наполнителями;
  • «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
  • контейнеры с разнообразным материалом: бусины, мелкие игрушки, камешки Марблс и др.;
  • разрезной и магнитный алфавит;
  • природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья;
  • нитки, картинки-заготовки для творчества, штампы;
  • песочница, кинетический песок;
  • солёное тесто, формочки, скалочки;
  • рабочие тетради «прописи»;
  • изготовлены информационные стенды для родителей.

Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей от манипуляций с предметами до тестопластики, от штампов до ниткописи.

Были разработаны и изготовлены следующие пособия и игры на развитие мелкой моторики рук: «Поляна сказок», «Я - волшебник», «Большие - маленькие», «Волшебные прищепки», «Театр Руковички», «Мир вокруг тебя», «Подбери пару», «Собери картинку», «В гостях у язычка», «Весёлые мышата», «Волшебная верёвочка», и др., игровой модуль, панно «Полянка», совместно с родителями изготовлен и оборудован центр «В песочной стране».

Содержание работы имеет направления по речевому развитию и развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребёнка к письму:

  1. Развитие тактильных ощущений - определение предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.
  2. Пальчиковые игры без предметов; с использованием атрибутики; с предметами.
  3. Тестопласика.
  4. Песочные игры.
  5. Штампы - работа с одним штампом; работа с карандашом-штампом.
  6. Ниткопись.

В разделе «Развитие тактильного восприятия» у детей активизируются ощущения; развивается чувствительность кончиков пальцев, развивается тактильное восприятие; развивается умение соотносить предмет и слово, обозначающий его качество (дети узнают на ощупь мягкие или твердые предметы, гладкие и шершавые и др.).

В разделе «Пальчиковые игры» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми. Проводятся комплексы пальчиковой гимнастики без предметов и с предметами, направленные на закрепление умения пр авильно держать карандаш, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время рисования, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы проводятся на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Тестопластика» дети знакомятся со свойствами солёного теста (это мягкий материал, который можно разминать); развиваются мышечные ощущения, формируется контроль за тонусом мышц пальцев и кисти руки (размазывание пластичной массы по ограниченной поверхности движениями сверху вниз, указательным пальцем и др.); развивается у детей умение расплющивать шарик из пластичной массы; развиваются мышечные ощущения ладошки, указательного пальца - при надавливании на кусочек теста; развивается воображение, образное мышление, активная речь. Формируются движения указательного и большого пальцев (отщипывание теста); развивается воображение (украшение предмета кусочками пластичной массы); закрепляется обрабатывание «пинцетного захвата» (соединения указательного и большого пальцев); развивается у детей умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого; формируется координация движений; развивается умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно держать стеку.

В разделе «Песочные игры» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими.

В разделе «Штампы» упражняется щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами - щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.

В разделе «Ниткопись» подобраны задания для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятия ниткописью развивают внимание, память, пространственное мышление.

Предусмотрено перспективное и календарное планирование.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной образовательной работы в соответствии с требованиями общеобразовательной программы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: многократное повторение материала, - что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей. Лексический материал отбирается с учётом этапа обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активность.

Этому способствует непрерывная коррекционная образовательная деятельность, темы которой объединены общей целью - овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Особенностью опыта является целенаправленность одновременного и поэтапного речевого развития, образного мышления, связанного с познавательной функцией, и формирование технических навыков, при помощи которых ребёнок фиксирует то, что он узнаёт об окружающем мире, таким образом осуществляется комплексный подход в его гармоничном развитии.

Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная согласованная работа родителей и педагогов.

Поэтому ещё одной задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста было выступление на родительском собрании «Развитие мелкой моторики рук как показателя готовности к обучению в школе», были проведены консультации по данной теме, подготовлены рекомендации «Мелкая моторика в развитии ребенка».

Был проведен День открытых дверей, где родители могли понаблюдать за коррекционным воспитательно-образовательным процессом и получить необходимые рекомендации:

  • проведение мини проекта для родителей и детей «Трудный звук - ты наш друг»;
  • открытый мастер-классы для родителей по психомоторному развитию детей дошкольного возраста;
  • оформление выставки с пособиями «Мир на ладошке».

Комплексно-тематическое планирование

Содержание изучаемого курса

Раздел

Содержание

Предполагаемая тематика

Задачи

I. «Развитие тактильных ощущений»

Раздел представляет серию занятий: определение предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.

«Найди такой
же»

«Что у кого»

«Вижу руками» (посчитай на ощупь)

«Найди по описанию»

1. Развитие зрительного восприятия и тактильных ощущений.
2. Формирование и развитие пространственной ориентировки, и знакомство категориями времени.
3. Совершенствование и закрепление чувственных знаний о признаках предметов и их взаимосвязях; связывание этих признаков с
соответствующими словами, что обеспечивает переход детей от чувственного познания к обобщениям и отвлечённым понятиям.

Задачи речевого развития (по лексическим темам Адаптированной рабочей программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи).

II. «Пальчиковые игры без предметов, с атрибутами, с предметами»

Раздел представляет серию занятий: отрабатывание статических и динамических движений, Манипуляции с предметами.

«Ловкие пальчики»

«Пальчиковые шаги»

«Повтори»

«Расскажи стихи руками»

1. Совершенствование умения управлять своими движениями, как мелкими, так и крупными, выполнять их разнообразно, т.е. дифференцированно, точно, плавно, красиво, или быстро, ловко и технически правильно.
2. Формирование произвольной моторики, слухомоторных координаций и чувства ритма.
3. Развитие умения совершать несложные манипуляции с предметами, отработка навыков распределения мышечной нагрузки.

Задачи речевого развития (по лексическим темам Адаптированной рабочей программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

III. «Тестопластика»

Раздел представляет серию занятий: вылепливание предметов, несложных сюжетов используя разные способы лепки

«Игрушечное тесто»

«Лепим вместе»

«Что спряталось в комочке»

1. Развитие координации мелких движений и умения владеть кистью руки, совершенствование двигательных умений и навыков.
2. Развитие глазомера, чувства формы и пропорции.
3. Совершенствование пространственного мышления и восприятия.

Задачи речевого развития (по лексическим темам Адаптированной рабочей программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи).

IV. «Песочные игры»

Раздел представляет серию занятий:
игры с песком (выкладывание узора на песке из мелких предметов, рисование песком)

«В песочной стране»

«Волшебный песок»

«Песочные превращения»

1. Развитие щепоти руки (большой, указательный и средний пальцы руки, соединённые вместе).
2. Совершенствование мелких движений пальцев рук, сгибательных и разгибательных мышц, их гибкости, согласованных действий пальцев рук, умения брать мелкие предметы щепотью, пространственной ориентировки.

Задачи речевого развития (по лексическим темам Адаптированной рабочей программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

V. «Штампы»

Раздел представляет серию занятий: работа с разными
видами штампов (промышленными, изготовленными из
подручных материалов, с карандашом-
штампом).

«Игрушечное тесто»

«Лепим вместе»

«Что спряталось в комочке»

1. Развитие щепоти руки (положение захвата тремя пальцами - щепотью).
2. Совершенствование быстрой смены тонуса мускулатуры рук (напряжение, расслабление, силовое напряжение).

Задачи речевого развития (по лексическим темам Адаптированной рабочей программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи).

VI. «Ниткопись»

Раздел представляет серию занятий: Работа с нитками из шерсти
(выкладывание узора по контуру)

«Волшебная ниточка»

«Оживи картинку»

«По дорожке за ниточкой»

1. Совершенствование зрительного восприятия; развитие зрительно-моторной координации.
2. Формирование плавности, ритмичности, и точности движений.
3. Подготовка руки к письму; развитие мелкой моторики.

Задачи речевого развития (по лексическим темам Адаптированной рабочей программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

Результативность

Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце первого года показала, что процент детей, слабо владеющих графо-моторными навыками снизился, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей. Итоговая диагностика показала 100% рост моторного развития и речевого в подготовке детей к школьному обучению.

Проведённая работа проекта даёт положительную динамику роста сенсомоторных способностей детей, а вместе с тем и рост речевого развития детей.

Уровень показателей сенсомоторного развития отражён в таблице.

Параметры обследования

2020-2021 уч.год

2021-2022 уч.год

начало года

уро-
вень

конец года

уро-
вень

при-
рост

начало года

уро-
вень

конец года

уро-
вень

при-
рост

Статические упражнения

3,6

ср

4,5

ср

0,9

4,6

ср

5

в

0,4

Динамические упражнения

1,3

ср

1,8

ср

0,5

1,9

ср

2

в

0,1

Тактильные ощущения

1,7

ср

2

в

0,3

1,9

в

2

в

0,1

Сила тонуса

1,7

ср

2

в

0,3

2

в

2

в

-

Координация движений

0,7

ср

0,9

ср

0,2

0,8

ср

1

в

0,2

Обследование щепоти

0,5

ср

0,7

ср

0,2

0,7

ср

1

в

0,3

Основными показателями сформированности мелкой моторики являются: хорошая скоординированность движений рук, точность, ловкость, плавность движений без напряжения, равномерный темп движения рук, правильное удержание позы. Способность координировать работу руки на основе зрительного восприятия, сформированы предпосылки к письму.

Опыт работы по проблеме был представлен на педагогическом совете ДОО, городском методическом объединении учителей-логопедов.

Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И всё это напрямую готовит его
к успешному обучению в школе.

Глоссарий

Зрительно-моторная координация (ЗМК) - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, которая необходима в повседневной жизни, во время занятий спортом, в профессиональной деятельности человека.

Интеграция (от лат. integrum - целое; лат. integratio - восстановление, восполнение) - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

Карандаш-штамп изготавливается из карандаша с твердым ластиком на конце. Карандаш не затачивается, так как предназначен исключительно для штамповки.

Ниткопись - это изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения. Освоение ниткописи доступно каждому.

Пескотерапия (sand - play) - игра с песком как способ разви-тия ребёнка. Игры с песком - одна из разновидностей игровой те-рапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густа-вом Юнгом, основателем аналитической терапии.

Тактильное восприятие (Греческий: хаптос "ощутимо", хаптикос "подходит для прикосновения") буквально означает способность "схватывать что-либо". Восприятие в этом случае достигается за счет активного исследования поверхностей и объектов движущимся объектом, в отличие от пассивного контакта со статичным объектом во время тактильное восприятие.

Тестопластика - это искусство создания объемных и рельефных изделий из теста (соленого теста).

Перечень литературных источников и интернет-ресурсов

1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.

2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001.

3. Гризик Т.И. «Поиграем и узнаем». Москва, «Просвещение», 2005г.

4. Анучина Н. Таланты детей - на кончиках их пальцев// Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 45-49.

5. Афонькин С.Ю., Рудина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. Спб.: Кристалл, 1997.
6. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М, 2000.

7. Быкова Н. Вот как мы умеем// Дошкольное воспитание №5, 2000, стр. 51-55.

8. Гаврилова С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль. Академия развития, 1997.

9. Гурьянов Е.В. Психология обучению письму: формирование графических навыков письма. - М., 1989.

10. Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1989.

11. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно// дошкольное воспитание № 11, 2006, стр. 14 -16.

12. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. - М., 1990.

13. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. - М., 1993.

14. Потапова Е.Н. Радость познания. - М.. просвещение, 1990.

15. Синицын Е. Умные занятия. - М., Лист, 1998.

16. Филиппова С.О. подготовка дошкольника к обучению письму: методическое пособие, - Спб.: Детство-Пресс, 2001.

17. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб.: Лань, 1996.

18. Шеповских Е. развитие мелкой моторики// дошкольное воспитание № 5, 2000. стр. 61.

19. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. - М., 2003.

20. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. - М., 2008.

21. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. - М., 2006.

22. Гризик Т. Подготовка к обучению письму// Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 37

23. Гризик Т.И. «Занимательная грамматика» М.: «Просвещение», 2006.

24. Гризик Т.И. «В мире слов». М.: Просвещение, 2006.

25. Гризик Т.И. «Маленький помощник»: пособие для подготовки руки к письму. - М.: Просвещение, 2006.

26. Гризик Т.И ««Умелые пальчики» М.: Просвещение, 2006.

27. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 г.

28. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А.В.Вавилова. - Молодой ученый. - 2014. - № 5 (64). - С. 495-497. - URL: https://moluch.ru/archive/64/10336/

29. Роль мелкой моторики пальцев рук в развитии речи ребенка https://shkola-i4.ru /teachers/ Роль%20мелкой%20моторики%20пальцев%20рук%20в%20развитии%20речи %20ребенка.pdf

30. Развитие речи детей путем активизации мелкой и общей моторики. - https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-11102

31. Развитие речи детей 5-6 лет посредством развития мелкой моторики - https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-detey-
5-6-let-posredstvom-razvitiya-melkoy-motoriki