Воспитательная программа "Ступеньки радуги". 1–4-е классы

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4


1. Паспорт программы

Наименование программы

«Ступеньки радуги» - воспитательная программа

Основания для разработки

- Федеральный закон 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями от 03.06.2013 г. № 466)
- Проект «Наша новая школа»;
- Устав ОО

Разработчики программы

Заместитель директора по УВР: Сарова Т.В.
Педагог-организатор: Амирханова А.Р.

Исполнители (участники программы)

Учащиеся 1-4 классов
Подготовительные группы дошкольного образования

Срок реализации программы

2019-2024 гг.

Цель и задачи программы

создание условий для формирования духовно и интеллектуально развитой, образованной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной к сознательному выбору жизненной позиции в современных социокультурных условиях.

Концептуальные положения

Базовыми концепциями в построении данной программы являются:
«Воспитание ребенка как человека культуры» (Е.В.Бондаревская)
«Формирование образа жизни, достойной Человека» (Н.Е.Щуркова)

Основные направления программы

Нравственно-патриотическая деятельность Интеллектуальн-творческая деятельность Художественно-эстетическая деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Социально-коммуникативная деятельность
Деятельность школьного самоуправления

Сроки и этапы реализации программы

1 этап - подготовительный (2019-2020 уч.гг.): запуск концепции - непосредственное начало реализации программы, приведение основных компонентов воспитательного процесса в соответствие с характеристиками концепции «Ступеньки радуги»
2 этап - основной (2020-2023 уч.гг.): реализация модели воспитательной программы, преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы.
3 этап - заключительный (2023-2024 уч.гг.):
Аналитико-обобщающий - анализ и рефлексия процесса и результатов воспитательной работы по данной программе, определение перспектив дальнейшей деятельности.

Ожидаемые конечные результаты, индикаторы

Выпускник обладает:
высоким уровнем ЗУН по всем предметам, позволяющим продолжать обучение в ВУЗах России;
знанием общечеловеческих ценностей и мировой культуры;
пособностью к творчеству; владением средствами и способами исследовательской деятельности

Это яркая, самобытная, интересная личность, с разносторонними знаниями, обладающая организаторскими способностями

2. Пояснительная записка

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
Мишель де Монтень

Целесообразность принятия новой подпрограммы воспитательной работы МАОУ МО г. Нягань «НОШ №9» - «Ступеньки радуги» обусловлена необходимостью перепроектировать систему воспитательной работы в школе в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования, сформулированными в ряде нормативных документов:

  • Федеральный закон 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
  • «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжения правительства РФ от 29.12.2001 г.
    № 175-Р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. № 393);
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»; государственная программа развития воспитания детей в РФ на период до 2010 г.;
  • Проект «Наша новая школа».

Разработка и принятие подпрограммы воспитательной работы обусловлено также реализацией Программы развития школы, в которой определены приоритеты всех направлений преобразования школьной жизни.

Тревожными тенденциями, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной работы, стали:

  • противоречие между тем, что в школе дети должны раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире и недостаточными условиями, обеспечивающими в школе решение данной задачи;
  • противоречие между требованием поддержки талантливых детей и их сопровождения в течение всего периода становления личности и недостаточными условиями, обеспечивающими в школе решение данной задачи;
  • противоречие между требованием, чтобы в школе было увлекательно и интересно и снижением интереса к общешкольным делам у школьников, участие класса в мероприятиях раз от раза становится все более формальным, а уровень подготовки каждого из них невысок, так как принимают участие одни и те же;
  • противоречие между необходимостью, чтобы школа стала центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом и низкой организацией кружков и секций по интересам и посещаемостью их учащимися.

Теоретико-методологической основой воспитательной системы школы являются идеи концепции личностно ориентированного подхода и педагогической поддержки Е.В.Бондаревской, О.С.Газмана, В.М.Лизинского, И.С.Якиманской, педагогики гуманизма и сотрудничества В.А.Караковского, И.П.Иванова, А.Маслоу, К.Роджерса, Ш.А.Амонашвили, принципы систем Н.Е.Щурковой, научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, И.А.Колесникова, концепции по самовоспитанию Г.К.Селевко, здоровьесберегающие технологии С.Г.Серикова, М.Н. Безруких, приемы адаптивной педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде), игровые технологии Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Б.П.Никитина, теория управления школой (М.М.Поташник, В.С.Лазарев, П.И.Третьяков, Ю.А.Конаржевский), теория взаимодействия общего и дополнительного образования (С.В.Сальцева, А.Я.Журкина, В.А.Горский).
В воспитательную систему школы положены следующие подходы:

  • Деятельностного подхода - как стратегия гуманизации технологий воспитания. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
  • Личностного подхода, требующего от учителя отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Это персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).
  • Полусубъектного (диалогического) подхода - обусловлен условиями субъект-субъектных отношений. Педагог не воспитывает, не учит, а стимулирует, активизирует учащихся к саморазвитию, изучает их активность, создает условия для самодвижения.
  • Индивидуально-творческого подхода предполагает развитие мотивации во всех видах деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития творческих возможностей каждого учащегося.

Цель и задачи программы «Ступеньки радуги»

Базовыми концепциями в построении данной программы являются:

1. «Воспитание ребенка как человека культуры» (Е.В.Бондаревская)

2. «Формирование образа жизни, достойной Человека» (Н.Е.Щуркова)

Предлагаемая воспитательная программа является подпрограммой Программы развития школы, поскольку она является логичным дополнением и условием реализации целей Программы развития.

Цель Программы развития - создание условий для становления конкурентоспособной, нравственной, образованной, творческой личности, умеющей определить свои жизненные цели, ориентирующейся в современной образовательной и информационной среде, готовой к реализации своих жизненных установок. Конкурентоспособный человек - это прежде всего успешный человек.

Каждый человек в жизни стремится к успеху. Про успешного человека говорят, что ему сопутствует удача. Школьник, прежде всего, стремится к высоким результатам в учебе и в различных видах общественно-полезной деятельности.

«Ступеньки радуги» - это

  • учебная деятельность ребенка (качественная оценка результатов учебной деятельности);
  • социальный успех (оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих и результатами деятельности учащегося);
  • психологической успех (переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с ожиданиями, либо превзошел их).

На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые более сильные мотивы деятельности, может смениться уровень самооценки, самоуважения.

Идеология подпрограммы воспитательной работы «Ступеньки радуги» опирается на следующие концептуальные положения:

  • успешность учащихся - необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
  • успешность школьников - необходимое условие включения учащихся в учебную и общественную деятельность;
  • успешность ребенка - необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;
  • успешность - гуманистический стиль взаимоотношений педагога и учащегося, общения подростков друг с другом, учителей друг с другом;
  • успешность школьника - результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.);
  • успешность - способ самоутверждения, самовыражения.

Суть воспитательной подпрограммы «Ступеньки радуги» сводится к предоставлению возможности учащимся и целым классам самостоятельно выбрать сферы приложения сил и добиться успеха, реализовав свои потенциалы.

Главная цель - создание условий для формирования успешной личности, духовно и интеллектуально развитой, образованной, творческой, нравственно и физически здоровой, способной к сознательному выбору жизненной позиции, к самоопределениюв современных социокультурных условиях.

Воспитательный процесс направлен на решение следующих задач:

  • создать образовательную среду, способствующую воспитанию социально адаптированной личности;
  • создавать условия для самореализации личности учащегося и подготовки к будущей жизни в обществе;
  • интегрировать учебную деятельность, воспитательную работу, дополнительное образование внутри школы и за ее пределами;
  • содействовать мотивации учащихся к участию в делах школы;
  • содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников и педагогов школы;
  • развивать ключевые компетенции личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной);
  • приобщать к общечеловеческим ценностям;
  • формировать лидерские качества через участие в структурах школьного самоуправления и организацию коллективно-творческих дел;
  • создать условия для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества;
  • привлекать родительскую общественность к участию в соуправлении школой.

Воспитательные цели и задачи детализированы на каждом возрастном этапе.

Этапы реализации Программы

Ступени

Ведущие потребности

Потенциал личностного развития

Цели, задачи

Виды деят-ти

1 ступень

1 классы
(6,5-7 лет)

Соответствовать роли школьника, быть успешным в учебе

Осознанное отношение к общению и совместной деятельности

Создание благоприятных условий для успешной адаптации, развитие любознательности, формирование
навыков общения

Совместная познавательная и игровая деятельность

2 ступень

2 классы (7,5-8 лет)

Реализация индивидуальных способностей в личностно значимой деятельности, быть успешным в самоутверждении и
самореализации

Развитие индивидуальности и социальности подростка

Создание условий для раскрытия личностного потенциала, социализация подростка

Групповое общение, организация деятельности, создающей условия для самоутверждения и самореализации

3
ступень

3-4 классы
(8,5-10
лет)

Выработка личной индивидуальной позиции в отношении мира, себя, своего настоящего и будущего, быть успешным в социально значимой деятельности

Личностно-ориентированное проблемное развитие, все, что побуждает к самоопределению

Психолого-педагогическая помощь в самоорганизации и самоопределении

Социально значимая деятельность

Воспитательная работа основывается на 5 проектах, каждый проект вбирает в себя несколько воспитательных компонентов:

  • Проект «Мир дому твоему»:
    • воспитание семейных ценностей,
    • формирование коммуникативной культуры
  • Проект «Живу я в России»:
    • гражданско-патриотическое,
    • нравственное и духовное воспитание,
    • экологическое воспитание
  • Проект «Расти здоровым»:
    • здоровье сберегающее воспитание
  • Проект «В мире прекрасного»:
    • воспитание положительного отношения к труду и творчеству,
    • социокультурное и медиа культурное воспитание,
    • культур творческое и эстетическое воспитание,
  • Проект «Хочу всё знать»:
    • интеллектуальное воспитание,
    • правовое воспитание и культура безопасности.

1. Проект «Расти здоровым» - пропаганда здорового образа жизни. Спортивно-оздоровительная работа.

При реализации этого проекта первом месте стоит ценность - здоровье ученика. Главное - создание благоприятного морального климата для сохранения и упрочнения психического и физического здоровья каждого ребенка. Забота о здоровье включает положительный эмоциональный фон, занятия связанные с движениями, спортом, приобщение к здоровому образу жизни. Основные формы спортивно-оздоровительной работы: классные часы, беседы фельдшера, занятия в спортивных секциях на базе и вне школы, соревнования и турниры, Дни здоровья, лектории врачей-специалистов.

Традиционными мероприятиями стали:

  • Неделя здоровья.
  • Кросс нации.
  • Школьная Спартакиада «Олимпик».
  • Веселые старты.
  • Соревнования по сдачам норм ГТО.

Поддержание положительного интереса к здоровью, физическому самосовершенствованию, спорту осуществляется через массовое участие в соревнованиях разного уровня.

  • Городская Спартакиада школьников «Олимпийская юность Югры»: Губернаторские состязания, плавание, спортивная гимнастика, лыжные гонки, шахматы.
  • Мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы.

Учащиеся школы охвачены комплексом спортивно-массовых мероприятий окружного, городского и школьного уровней. В течение учебного года между классами проводится школьная Спартакиада «Олимпик» по следующим видам соревнований: легкоатлетический кросс, лыжные гонки, игра «Мяч капитану», турнир по шахматам и шашкам, пионербол, «Губернаторские состязания». Так же ежегодно учащиеся принимают участие во всех соревнованиях городской Спартакиады младших школьников «Олимпийская юность Югры». Так же в этом направлении традиционно проводится акция «Внимание - дети!» по предупреждению дорожно-транспортного травматизма учащихся и месячник гражданской защиты.

2. Проект «Мир твоему дому» - формирование у учащихся нравственных ценностей, забота о гармоничных отношениях семьи и школы, сохранение и умножение добрых традиций, экологическое воспитание учащихся.

В школе реализовался проект «Моя семья», в рамках которого проводился конкурс свободных текстов и фотографий «Моя семья». Работы оценивались на совете школы командирами классов и председателем школьного ученического совета. Детские работы стали основой школьного альбома «Моя семья». Практически все работы отмечены грамотами. Так же в школе была проведена музыкально-игровая программа «Счастливы вместе», в которой приняли участие многодетные семьи школы. Были проведены радиолинейки «Семейные традиции», «Семья - мое богатство», проводились беседы на родительских собраниях «О пользе семейного чтения». Акция «Семья - цветок, я - лепесток», конкурс чтецов «Обо мне и о моей семье». Была проведена общешкольная акция «Уют». Учащиеся и родители активно приняли участие в мероприятиях акции: «Убери планету сам», классный час «Красота спасет мир», «Чистый класс», уход за комнатными растениями в классе «Зеленый класс». В результате школа обогатила свой зеленый наряд, а учащиеся стали более сознательно и бережно относиться к окружающему миру. Единый классные час: «Береги свою планету».

Так же школа стала постоянным участником окружной акции «Спасти и сохранить» (изготовлены 25 кормушек для зимующих птиц и размещены на территории школьного участка), ежегодной «Рождественской неделе природолюбия». В подготовке и проведении всех традиционных школьных праздников

3. Проект «Живу я в России» - патриотическое и гражданско-правовое воспитание, любовь к земле своих предков, уважительное отношение к истории своего народа и других народов, профилактика экстремизма.

Знакомство с понятием Человечества, Страна, Мир, Родина большая и малая, Гражданин, Закон, Права и Обязанности. Традиционными стали классные часы: «Права и обязанности ребенка», «Законы, по которым мы живем», «Моя Родина - Россия», «Государственные символы» и др. Проводятся встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, активное взаимодействие с СТК «Афганец», общественными организациями «Боевое братство», «Совет ветеранов», «Совет солдатских матерей». Стали традиционными концерты «Подари улыбку ветерану» с приглашением ветеранов ВОВ. Учащиеся школы принимают активное участие в городской акции «Поздравь солдата, город!». Проводятся общешкольные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы, учащиеся и педагоги участвуют в праздничных городских митингах и концертах, посвященных Дню Победы, выводу войск из Афганистана.

4. Проект «В мире прекрасного» - художественно-эстетическое воспитание. Организация разнообразной творческой деятельности детей, воспитание чувства прекрасного, развитие способностей. Сюда входит подготовка и проведение традиционных мероприятий: праздников, конкурсов, выставок.

В систему вошло проведение классных и общешкольных традиционных праздников таких как «День знаний», «День учителя», «Новый год», «День защитника Отечества», «Международный женский день 8 марта» и многие другие, в которых учащиеся школы принимают активное участие в роли ведущих, чтецов, танцоров, вокальных исполнителей и сказочных героев представления. Проводятся тематические конкурсы рисунков и здесь можно отметить как высокую активность учащихся, так и качество выполнения конкурсных работ. Очень показательны персональные выставки (вышивка, гильоширование), которые регулярно проходят в школе и выявляют высокий уровень мастерства отдельных учащихся и педагогов. Традиционо принятия участие в таких городских конкурсов, как: «Пасхальная корзина», «Волшебный занавес».

5. Проект «Хочу все знать» - интеллектуальное воспитание. Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей. Учебная культура. Создание условий для реализации интеллектуальных возможностей, расширение кругозора.

Школа не стоит на месте, она развивает и укрепляет свои позиции, общественные и деловые связи: активно сотрудничает с административными органами, различными общественными организациями, с образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, музеем города, с городским архивом и предприятиями города.

В рамках реализации этого проекта проводится подготовка учащихся к исследовательским конференциям, к школьным и городским олимпиадам. Традиционно учащиеся школы становятся участниками и победителями Всероссийского интеллектуального марафона «Твои возможности», школьной и городской олимпиады «Юниор», школьной и городской научно-практической конференции «Я - исследователь».

Так же учащиеся школы принимают активное участие во Всероссийском многоэтапном дистанционном конкурсе «Эрудит-марафон» (ЭМУ) для младших школьников и в Международной интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты», игровых конкурсах «Британский бульдог» (2 человека заняли 1, 3 места в регионе, а 3 человека принесли 1, 2 места на российском уровне), «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Человек и природа».

См. продолжение Программы