Рабочая программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем» составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2021 года № 2357, от 31 декабря 2015 г. № 1576);
- Образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ №9»;
- Авторской программой О.Н. Крыловой "Чтение. Работа с текстом": 3 класс. ФГОС /О.Н. Крылова. - 31-е изд. перер. о доп.- М.: Издательство Экзамен», 2020-93 [3]. (Серия «Учебно-методический комплекс»), 2020 год.
В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение данной программы в 3 классе отводится 34 ч в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:
Личностные:
- познавательная мотивация учения;
- ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
- мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осознанное построение речевого высказывания в соответствии задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Регулятивные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления;
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
- активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
- понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития, формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности, формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
К концу обучения в 3 классе учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развития художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание программы внеурочной деятельности
- Наша речь.
- Вводный урок.
- Стартовая диагностика читательской компетентности.
- Комплексная работа на основе единого текста.
- Типы текста.
- Знакомство с художественным и научным текстом.
- Работа с разными видами текстов.
- Деление текста на смысловые части.
- Формирование умения делить текст на смысловые части, составлять простой план текста.
- Деление текста на смысловые части.
- Формирование умения делить текст на смысловые части, составлять простой план текста.
- Выделяй главное.
- Деление текста на смысловые части, определение главной мысли, озаглавливание.
- Выделяй главное.
- Деление текста на смысловые части, определение главной мысли, озаглавливание.
- Заголовок текста.
- Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
- Последовательность событий.
- Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры.
- Последовательность событий.
- Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры.
- Различение абзацев.
- Знакомство с элементами текста, понимание, какую службу несут все структурные части.
- Работа с антонимами.
- Знакомство со словами антонимами и омонимами.
- Отличительные признаки данных типов.
- Работа с синонимами.
- Знакомство со словами синонимами и многозначными словами.
- Отличительные признаки данных типов.
- Иллюстративный материал к тексту.
- Соотношение заглавия рассказа с темой и главной мыслью; соотношение иллюстраций с событиями произведения.
- Работа со словом и словосочетанием.
- Формирование понятия о лексическом значении слова.
- Толковый словарь.
- Работа с деформированным текстом.
- Устанавливание простых связей между частями теста.
- Работа по восстановлению текста.
- Вычленение содержащихся в тексте основных событий и устанавливание их последовательности.
- Ставлю вопросы к тексту.
- Правила формулировки вопросов, использование вопросительных слов.
- Составление плана.
- Правила составления плана текста.
- Простой, сложный, тезисный и вопросный планы.
- Составление плана.
- Правила составления плана текста.
- Простой, сложный, тезисный и вопросный планы.
- Подбор заголовка.
- Размышление на тему, о чем говорит заглавие.
- Подбор заголовков к различным текстам.
- Выбор подходящего заглавия к тексту из предложенных.
- Пересказ по плану.
- Формирование умения пересказывать текс по опорным словам.
- Создание начала и концовки текста.
- Правила составления текста.
- Текст повествования, рассуждения, описания.
- Подбор иллюстраций.
- Умение создавать иллюстрации к текстам.
- Текст с продолжением.
- Участие в диалоге, конструирование монологических высказываний.
- Учусь составлять синквейн.
- Составление синквейна, используя простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий).
- Выбираю информацию из текста.
- Обнаружение пробелов в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов.
- Учусь характеризовать героев.
- Определение главных и второстепенных героев, положительных и отрицательных.
- Умение давать характеристику.
- Учусь характеризовать героев.
- Определение главных и второстепенных героев, положительных и отрицательных.
- Умение давать характеристику.
- Кратко передаю информацию текста.
- Способы краткой передачи информации.
- Опорные слова.
- Учусь собирать информацию для текста.
- Правила сбора информации.
- Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу.
- Комплексная диагностическая работа.
- Анализ диагностики.
- Коррекция умений учащихся.
- Выяснение и исправление ошибок.
- Комплексная диагностическая работа.
- Анализ диагностики.
- Коррекция умений учащихся.
- Выяснение и исправление ошибок.
- Чему мы научились за год.
- Повторение и закрепление полученных знаний и умений.
- Список книг на лето.
КТП.