Рабочая программа внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Рабочая программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем» составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2021 года № 2357, от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • Образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ №9»;
  • Авторской программой О.Н. Крыловой "Чтение. Работа с текстом": 3 класс. ФГОС /О.Н. Крылова. - 31-е изд. перер. о доп.- М.: Издательство Экзамен», 2020-93 [3]. (Серия «Учебно-методический комплекс»), 2020 год.

В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение данной программы в 3 классе отводится 34 ч в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Личностные:

  • познавательная мотивация учения;
  • ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
  • мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные:

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления;
  • овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
  • активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные:

  • понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;
  • осознание значимости чтения для личного развития, формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности, формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.

К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

К концу обучения в 3 классе учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;
  • использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  • развития художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание программы внеурочной деятельности

  • Наша речь.
  • Вводный урок.
  • Стартовая диагностика читательской компетентности.
  • Комплексная работа на основе единого текста.
  • Типы текста.
  • Знакомство с художественным и научным текстом.
  • Работа с разными видами текстов.
  • Деление текста на смысловые части.
  • Формирование умения делить текст на смысловые части, составлять простой план текста.
  • Деление текста на смысловые части.
  • Формирование умения делить текст на смысловые части, составлять простой план текста.
  • Выделяй главное.
  • Деление текста на смысловые части, определение главной мысли, озаглавливание.
  • Выделяй главное.
  • Деление текста на смысловые части, определение главной мысли, озаглавливание.
  • Заголовок текста.
  • Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
  • Последовательность событий.
  • Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры.
  • Последовательность событий.
  • Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры.
  • Различение абзацев.
  • Знакомство с элементами текста, понимание, какую службу несут все структурные части.
  • Работа с антонимами.
  • Знакомство со словами антонимами и омонимами.
  • Отличительные признаки данных типов.
  • Работа с синонимами.
  • Знакомство со словами синонимами и многозначными словами.
  • Отличительные признаки данных типов.
  • Иллюстративный материал к тексту.
  • Соотношение заглавия рассказа с темой и главной мыслью; соотношение иллюстраций с событиями произведения.
  • Работа со словом и словосочетанием.
  • Формирование понятия о лексическом значении слова.
  • Толковый словарь.
  • Работа с деформированным текстом.
  • Устанавливание простых связей между частями теста.
  • Работа по восстановлению текста.
  • Вычленение содержащихся в тексте основных событий и устанавливание их последовательности.
  • Ставлю вопросы к тексту.
  • Правила формулировки вопросов, использование вопросительных слов.
  • Составление плана.
  • Правила составления плана текста.
  • Простой, сложный, тезисный и вопросный планы.
  • Составление плана.
  • Правила составления плана текста.
  • Простой, сложный, тезисный и вопросный планы.
  • Подбор заголовка.
  • Размышление на тему, о чем говорит заглавие.
  • Подбор заголовков к различным текстам.
  • Выбор подходящего заглавия к тексту из предложенных.
  • Пересказ по плану.
  • Формирование умения пересказывать текс по опорным словам.
  • Создание начала и концовки текста.
  • Правила составления текста.
  • Текст повествования, рассуждения, описания.
  • Подбор иллюстраций.
  • Умение создавать иллюстрации к текстам.
  • Текст с продолжением.
  • Участие в диалоге, конструирование монологических высказываний.
  • Учусь составлять синквейн.
  • Составление синквейна, используя простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий).
  • Выбираю информацию из текста.
  • Обнаружение пробелов в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов.
  • Учусь характеризовать героев.
  • Определение главных и второстепенных героев, положительных и отрицательных.
  • Умение давать характеристику.
  • Учусь характеризовать героев.
  • Определение главных и второстепенных героев, положительных и отрицательных.
  • Умение давать характеристику.
  • Кратко передаю информацию текста.
  • Способы краткой передачи информации.
  • Опорные слова.
  • Учусь собирать информацию для текста.
  • Правила сбора информации.
  • Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу.
  • Комплексная диагностическая работа.
  • Анализ диагностики.
  • Коррекция умений учащихся.
  • Выяснение и исправление ошибок.
  • Комплексная диагностическая работа.
  • Анализ диагностики.
  • Коррекция умений учащихся.
  • Выяснение и исправление ошибок.
  • Чему мы научились за год.
  • Повторение и закрепление полученных знаний и умений.
  • Список книг на лето.

КТП.

Приложение 1