Цель урока: Знакомство учащихся с произведением писателя И.С.Соколова-Микитова об окружающей природе.
Цели:
- Образовательная: знакомство с новым текстом; обучение правильному выразительному чтению; учить видеть и замечать прекрасное в природе, понимать окружающий мир.
- Развивающая: обогащать словарный запас, развивать память, речь, мышление и воображение.
- Воспитательная: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты: метапредметные и личностные результаты (УУД)
- Личностные: формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.
- Познавательные: формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте, анализировать и синтезировать прочитанное.
- Регулятивные: действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся.
- Коммуникативные:формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С.Соколова - Микитова и его рассказом «Листопадничек».
- Оживить в памяти детей личные наблюдения за природой.
Развивающие:
- Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
- Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности.
- Развивать выразительное чтение, совершенствовать навык беглого чтения; память, речь.
Воспитывающие:
- Учить видеть и понимать окружающую природу, вызвать желание общаться и любоваться ею.
- Воспитывать любовь к матери, родному дому;
Оборудование: компьютер, презентация; учебник литературное чтение 3 класс; карточки с заданиями.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности
(слайд 1)
- 2023 г. - год учителя, наставника. Я бы хотела начать наш урок литературного чтения так, как это было в крестьянской школе у великого русского писателя Л.Н.Толстого в Ясной поляне.
- Я прошу вас взяться за руки.
- Как вы думаете, почему Л.Н. начинал свои уроки именно так?
(для того, чтобы помочь друг другу на уроке; чувствовать плечо, помощь товарища; чтобы на уроке присутствовала взаимовыручка и т.д.)
- Я желаю вам дружной работы на уроке.
- Какой раздел мы закончили изучать?
2. Проверка ДЗ
- Перед вами лежит тест, при помощи которого мы оценим ваши знания по этому разделу.
3. Актуализация знаний
- Какое время года наступило сегодня? (Весна)
- Можно ли это определить без даты в календаре? (Нет)
- Правильно. Снег ещё укрывает поля и леса. Не прилетели к нам из теплых страны птицы, не проснулись от зимней спячки звери.
- Я вам предлагаю перенестись на несколько месяцев назад и узнать, как к зиме готовились лесные жители.
4. Речевая разминка
(слайд 2)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Картинка)
- Определите жанр. Вид.
- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).
- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад)
- В пору листопада в природе происходит много интересного, в частности в жизни животных.
- Посмотрите внимательно на презентацию. (слайд 3)
- Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?
Игра «Кто как готовится к зиме?»
- Белка, бурундук, мыши;
- Медведь, ёж, барсук;
- Лиса, волк, заяц.
- I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;
- II группа: животные ложатся в спячку;
- III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку.
Проблемный вопрос:
- У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Обучающиеся высказывают мнения).
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат. (слайд 4)
- Зайцев называют листопадничками.
- Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)
- Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год.
- Как же называют зайчат каждого выводка?
- Зайчата первого выводка - «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата - «колосовики» или «травники», а осенние - «листопаднички».
- Это интересно! (слайд 5) «У зайца очень красивые глаза: большие, бархатисто - тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда он бегает, то не поворачивает ею, и его глаз никто не видит. Бегает заяц очень быстро и прыгает здорово и его не так просто поймать. В опасности никогда не теряет голову. У зайца есть два основных способа защиты: маскировка и ноги. Домика у зайца нет, спит, где придётся. А малыши у него появляются три раза в год, пушистые и хорошенькие».
5. Целеполагание
- Сегодня мы познакомимся с первым писателем раздела «Люби всё живое», певцом русской природы и его произведением.
- Посмотрите на слайд (слайд 6) и назовите фамилию, имя и отчество писателя. (Иван Сергеевич Соколов-Микитов)
- Давайте познакомимся с этим замечательным писателем. (слайд 7)
- Русский писатель, натуралист и путешественник. Прожил большую и богатую событиями жизнь. Родился под Калугой. Детство его прошло в тихой лесной деревеньке на Смоленщине. В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны. В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец». Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане. Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий. Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. «В моих рассказах я не выдумывал героев, оставляя обычно подлинные имена. В писаниях моих нет изображения увлекательных приключений и подвигов. Я писал о том, что видел своими глазами и что слышали мои уши». (И.С.Соколов-Микитов)
6. Изучение нового материала
- Спрогнозируйте тему урока. (Просмотр мультфильма (слайд 8)
- Определите жанр произведения.
7. Словарная работа
(слайд 9)
- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов:
- долговязый - высокий, худощавый, нескладный;
- плотина - сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
- запрудили - перегородили реку плотиной;
- штукатур - мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
- Настлано - настелено
- Зябнуть - испытывать чувство холода
- Робеть - пугаться, стесняться
- Ходко работают - работают быстро
8. Физминутка
(слайд 10)
9. Первичное восприятие литературного произведения. Работа с текстом
(слайд 11)
- Чем вас привлекла история о зайчике?
- Почему автор назвал свое произведение «Листопадничек»? Можно было ли его озаглавить иначе?
- О чем мечтал зайчик? Понравилось ли ему путешествовать?
- Что писатель мог наблюдать в природе, а что подсказали ему фантазия и воображение?
- Как вы думаете, почему писатель именно так закончил историю про зайчика?
- Что хотел сказать своим читателям?
Характеристика героя (слайд 12)
- Ребята, с помощью опорных слов дайте характеристику герою и обоснуйте свой выбор.
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
- любознательный (задаёт вопросы бобрам);
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
- добрый (помогал нянчить бобрят);
- заботливый (кормит бобрят);
- смелый (научился плавать);
- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
10. Закрепление изученного материала
(слайд 13)
Работа в группах:
1 группа: работа по карточкам
«Вставьте подходящее слово из текста»:
(задание на карточках)
Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).
Остался Листопадничек в бобровой (хатке).
Любят (бобры) чистоту и порядок.
За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.
Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).
Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде).
2 группа: составляет синквейн о зайчике (слайд 14)
- - существительное;
- - 2 прилагательных;
- - 3 глагола;
- - ключевое предложение из текста;
- - синоним
3 группа: работа с пословицами (слайд 15)
- Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока.
Объясните свой выбор:
- Дома и стены помогают.
- Глупа та птица, которой гнездо не мило.
- В гостях хорошо, а дома лучше!
- Друзья познаются в беде.
- Чужая сторона прибавит ума.
- Где родился, там и пригодился.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Грустно Афонюшке на чужой сторонушке.
4 группа: найти животных, которые спрятались в слове «Листопадничек» (слайд 16)
(лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки)
11. Итог урока
- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?
- О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они - главная опора в жизни.)
- Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное заячье гнездо, где ему всегда рады и мать-зайчиха и братья.
12. Рефлексия
(слайд 17)
- Закончи выражения.
13. Домашнее задание
- Стр. 56-57 выразительное чтение, деление текста на части.