Урок литературного чтения по теме «И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: Знакомство учащихся с произведением писателя И.С.Соколова-Микитова об окружающей природе.

Цели:

  • Образовательная: знакомство с новым текстом; обучение правильному выразительному чтению; учить видеть и замечать прекрасное в природе, понимать окружающий мир.
  • Развивающая: обогащать словарный запас, развивать память, речь, мышление и воображение.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты: метапредметные и личностные результаты (УУД)

  • Личностные: формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.
  • Познавательные: формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте, анализировать и синтезировать прочитанное.
  • Регулятивные: действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся.
  • Коммуникативные:формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С.Соколова - Микитова и его рассказом «Листопадничек».
  • Оживить в памяти детей личные наблюдения за природой.

Развивающие:

  • Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
  • Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности.
  • Развивать выразительное чтение, совершенствовать навык беглого чтения; память, речь.

Воспитывающие:

  • Учить видеть и понимать окружающую природу, вызвать желание общаться и любоваться ею.
  • Воспитывать любовь к матери, родному дому;

Оборудование: компьютер, презентация; учебник литературное чтение 3 класс; карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности

(слайд 1)

- 2023 г. - год учителя, наставника. Я бы хотела начать наш урок литературного чтения так, как это было в крестьянской школе у великого русского писателя Л.Н.Толстого в Ясной поляне.

- Я прошу вас взяться за руки.

- Как вы думаете, почему Л.Н. начинал свои уроки именно так?

(для того, чтобы помочь друг другу на уроке; чувствовать плечо, помощь товарища; чтобы на уроке присутствовала взаимовыручка и т.д.)

- Я желаю вам дружной работы на уроке.

- Какой раздел мы закончили изучать?

2. Проверка ДЗ

- Перед вами лежит тест, при помощи которого мы оценим ваши знания по этому разделу.

Приложение 1

3. Актуализация знаний

- Какое время года наступило сегодня? (Весна)

- Можно ли это определить без даты в календаре? (Нет)

- Правильно. Снег ещё укрывает поля и леса. Не прилетели к нам из теплых страны птицы, не проснулись от зимней спячки звери.

- Я вам предлагаю перенестись на несколько месяцев назад и узнать, как к зиме готовились лесные жители.

4. Речевая разминка

(слайд 2)

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Картинка)

- Определите жанр. Вид.

- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад)

- В пору листопада в природе происходит много интересного, в частности в жизни животных.

- Посмотрите внимательно на презентацию. (слайд 3)

- Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?

Игра «Кто как готовится к зиме?»

  1. Белка, бурундук, мыши;
  2. Медведь, ёж, барсук;
  3. Лиса, волк, заяц.
  • I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;
  • II группа: животные ложатся в спячку;
  • III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку.

Проблемный вопрос:

- У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Обучающиеся высказывают мнения).

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат. (слайд 4)

- Зайцев называют листопадничками.

- Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)

- Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год.

- Как же называют зайчат каждого выводка?

- Зайчата первого выводка - «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата - «колосовики» или «травники», а осенние - «листопаднички».

- Это интересно! (слайд 5) «У зайца очень красивые глаза: большие, бархатисто - тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда он бегает, то не поворачивает ею, и его глаз никто не видит. Бегает заяц очень быстро и прыгает здорово и его не так просто поймать. В опасности никогда не теряет голову. У зайца есть два основных способа защиты: маскировка и ноги. Домика у зайца нет, спит, где придётся. А малыши у него появляются три раза в год, пушистые и хорошенькие».

5. Целеполагание

- Сегодня мы познакомимся с первым писателем раздела «Люби всё живое», певцом русской природы и его произведением.

- Посмотрите на слайд (слайд 6) и назовите фамилию, имя и отчество писателя. (Иван Сергеевич Соколов-Микитов)

- Давайте познакомимся с этим замечательным писателем. (слайд 7)

- Русский писатель, натуралист и путешественник. Про­жил большую и богатую событиями жизнь. Родился под Калугой. Детство его прошло в тихой лесной деревеньке на Смоленщине. В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны. В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец». Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане. Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий. Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. «В моих рассказах я не выдумывал героев, оставляя обычно подлинные имена. В писаниях моих нет изображения увлекательных приключений и подвигов. Я писал о том, что видел своими глазами и что слышали мои уши». (И.С.Соколов-Микитов)

6. Изучение нового материала

- Спрогнозируйте тему урока. (Просмотр мультфильма (слайд 8)

- Определите жанр произведения.

7. Словарная работа

(слайд 9)

- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов:

  • долговязый - высокий, худощавый, нескладный;
  • плотина - сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
  • запрудили - перегородили реку плотиной;
  • штукатур - мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
  • Настлано - настелено
  • Зябнуть - испытывать чувство холода
  • Робеть - пугаться, стесняться
  • Ходко работают - работают быстро

8. Физминутка

(слайд 10)

9. Первичное восприятие литературного произведения. Работа с текстом

(слайд 11)

- Чем вас привлекла история о зайчике?

- Почему автор назвал свое произведение «Листопадничек»? Можно было ли его озаглавить иначе?

- О чем мечтал зайчик? Понравилось ли ему путешествовать?

- Что писатель мог наблюдать в природе, а что подсказали ему фантазия и воображение?

- Как вы думаете, почему писатель именно так закончил историю про зайчика?

- Что хотел сказать своим читателям?

Характеристика героя (слайд 12)

- Ребята, с помощью опорных слов дайте характеристику герою и обоснуйте свой выбор.

  • мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
  • непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
  • любознательный (задаёт вопросы бобрам);
  • терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
  • добрый (помогал нянчить бобрят);
  • заботливый (кормит бобрят);
  • смелый (научился плавать);
  • любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

10. Закрепление изученного материала

(слайд 13)

Приложение 2

Работа в группах:

1 группа: работа по карточкам

«Вставьте подходящее слово из текста»:

(задание на карточках)

Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).
Остался Листопадничек в бобровой (хатке).
Любят (бобры) чистоту и порядок.
За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.
Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).
Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде).

2 группа: составляет синквейн о зайчике (слайд 14)

  • - существительное;
  • - 2 прилагательных;
  • - 3 глагола;
  • - ключевое предложение из текста;
  • - синоним

3 группа: работа с пословицами (слайд 15)

- Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока.

Объясните свой выбор:

  • Дома и стены помогают.
  • Глупа та птица, которой гнездо не мило.
  • В гостях хорошо, а дома лучше!
  • Друзья познаются в беде.
  • Чужая сторона прибавит ума.
  • Где родился, там и пригодился.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Грустно Афонюшке на чужой сторонушке.

4 группа: найти животных, которые спрятались в слове «Листопадничек» (слайд 16)

(лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки)

11. Итог урока

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?

- О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они - главная опора в жизни.)

- Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное заячье гнездо, где ему всегда рады и мать-зайчиха и братья.

12. Рефлексия

(слайд 17)

- Закончи выражения.

13. Домашнее задание

- Стр. 56-57 выразительное чтение, деление текста на части.