Я помню себя с четырех лет, и странно, но все мои воспоминания, хорошие и плохие, печальные и счастливые, так или иначе обязательно связаны с музыкой. Первые наказания, первые награды, которые радовали мою детскую душу, неизменно имели непосредственное отношение к музыке.
С.Рахманинов(1)
(2) И у меня был край родной;
Прекрасен он!
Там ель качалась надо мной…
Но то был сон!
Семья друзей жива была.
Со всех сторон
Звучали мне любви слова…
Но то был сон!
Это стихотворение написал великий немецкий поэт Генрих Гейне после своего вынужденного отъезда с родины. В 1845 году это стихотворение было переведено на русский язык поэтом Алексеем Плещеевым, которому вскоре самому пришлось отправиться из родных мест в далекую ссылку. На текст этого стихотворения еще при жизни Плещеева было сочинено несколько романсов. Но самый замечательный романс на эти слова, романс «Сон», возник спустя несколько дней после кончины Плещеева. Именно тогда, осенью 1893 года, с плещеевскими стихами воссоединилась замечательная музыка молодого московского композитора, двадцатилетнего Сергея Рахманинова. Не случайно этот романс особенно удался молодому музыканту. Ведь Рахманинов сам очень рано очутился вдали от родимого края и от родной семьи. К двадцати годам он уже прошел нелегкий жизненный путь, полный трудных испытаний и ярких впечатлений, глубоких огорчений и блестящих творческих успехов. Но вернемся к стихотворению Гейне… Дело в том, что на эти же слова существует еще один романс под названием «Сон», музыку которого сочинил тоже Рахманинов! Только этот романс был издан в 1863 году - за 10 лет до рождения Сергея Рахманинова. Речь идет об Аркадии Александровиче Рахманинове (3) - дедушке великого композитора. Аркадий Александрович не был профессиональным музыкантом. Он увлекался сочинением музыки, был композитором- любителем, им написано более 150 сочинений. Аркадий Александрович смолоду серьезно обучался игре на фортепиано, брал уроки даже у знаменитых в свое время педагогов. Современники единодушно отзывались об Аркадии Александровиче Рахманинове как о великолепном пианисте.
Аркадий Александрович Рахманинов принадлежал к старинному дворянскому роду. Представители его из века в век полагали своим делом хозяйничать в собственных имениях. И уж если нести службу, то только военную или придворную. Аркадий Александрович, родившийся в начале XIX века, не посмел нарушить традиций своего рода. Шестнадцати лет он начал военную службу, через два десятилетия оставил ее и, уже будучи отцом многочисленного семейства, навсегда осел в своем родовом имении Знаменском, Тамбовской губернии, где стал заниматься хозяйством.
Из девятерых его детей больше всех унаследовал от отца музыкальную одаренность Василий, четвертый по старшинству. И жизнь его стала складываться, казалось бы, прямо как копия отцовской: военная служба с шестнадцатилетнего возраста, женитьба, отставка, хозяйничанье в имении, шестеро детей. Только Василию Аркадьевичу не передалось по наследству очень важное отцовское качество - серьезность, основательность в отношении и к делам и к людям. Аркадий Александрович всю жизнь преданно отдавался музыкальному искусству, занимался им с увлечением и с постоянством; Василий Аркадьевич же растратил свое несомненное дарование впустую. В отличие от отца, относившегося серьезно и к хозяйственным делам, Василий Аркадьевич мастерски умел пускать по ветру имения, попавшие в его руки. И, наконец, если Аркадий Александрович был образцовым отцом семейства, то сын его… Но обо всем по порядку!
(4) В конце 1860-х годов Василий Аркадьевич Рахманинов женился на Любови Петровне Бутаковой. Семья поселилась в одном из полученных в приданое имений под Новгородом. (5) 1 апреля 1873 года в семье родился сын Сергей. Детские годы Рахманинова прошли в Новгородской губернии в Онеге - имении деда и бабушки Бутаковых (родителей матери). Ему никто не рассказывал, что он родился в Смёнове Старорусского уезда, рядом с селом Старые Дегтяри, где семья жила в 1873 году, и что его крестили в Стародегтярёвской церкви. Позже поместье Смёново было продано за долги отца.
Сергей Васильевич был четвертым ребенком в семье после Елены, Софии и Владимира; пятой была Варвара, рано умершая, и последним - Аркадий.
Мать Рахманинова, Любовь Петровна, занималась воспитанием 6-ых детей и обустройством четырех поместий, полученных ею в приданое. Отец, Василий Аркадьевич, вел легкомысленный образ жизни, играл в карты и веселился, с детьми не занимался. Родители часто ссорились.
(6) Дети Рахманиновых росли в типичной для русских дворянских семей музыкальной обстановке: занятия с гувернантками - немками, француженками, швейцарками; домашнее музицирование, в основном под аккомпанемент фортепиано, народные песни прислуги, крестьян, колокольный звон церквей, хоровое церковное пение.
С четырех лет дети получали домашнее образование. Гувернантки учили детей французскому и немецкому языкам, чтению и письму. Девочек, Елену и Софию, учили игре на рояле, а Сережа прятался поблизости, чтобы послушать урок. Заметив это, мать, Любовь Петровна, начала заниматься с ним сама, к большому неудовольствию сына. Будущий великий композитор, в 3 года любивший слушать музыку, сам заниматься ею не хотел. Но уже в 4 года Сережа делал заметные успехи в игре, поэтому его часто просили поиграть гостям.
Когда мальчику исполнилось семь лет, мать пригласила к нему учительницу музыки Анну Орнатскую, учившуюся в старших классах Петербургской консерватории. Сереже было интересно заниматься с новой учительницей. Но скоро занятия с Анной Дмитриевной прекратились. (7) Для семейства Рахманиновых внезапно кончилось привольное онежское житье. Когда оба Сережиных дедушки - Аркадий Александрович Рахманинов и Петр Иванович Бутаков (отец Любови Петровны скончались один за другим, Василий Аркадьевич, оставшись без их добрых советов и наставлений, быстро довел свои хозяйственные дела до полного краха. Онег, последнее имение семьи, был продан за долги.
(8) Счастливое детство Сергея Рахманинова закончилось в 1882 году. Сереже было всего 9 лет. Семья переехала в Петербург. Сергей был принят в Петербургскую консерваторию на бесплатное обучение. Вскоре семья распалась, и в 1884 году мальчика отдали жить в семью тетки, Марии Аркадьевны, младшей сестры отца. Она любила и жалела мальчика. Но Сергей был предоставлен сам себе: он прогуливал занятия в консерватории, катался на подножках конок, уходил на каток, не готовил уроков, приносил в табеле колы и двойки, а потом колы исправлял на четверки, а двойки - на пятерки. В конце учебного года мать, Любовь Петровна, увидев подправленный табель сына, осталась очень довольна и без всяких колебаний отпустила его на все лето в Новгород, к бабушке.
(9) Бабушка Сергея, Софья Александровна Бутакова, любила его горячо и искренне, и он платил ей той же нежной и глубокой любовью. Софья Александровна устраивала у себя музыкальные вечера, у нее была большая нотная библиотека, в основном вокальная и хоровая. В Новгородской губернии она была известна как знаток православных распевов и колокольных звонов. Она постоянно возила с собой Сергея в монастыри и храмы. «Целыми часами мы простаивали в соборах… По молодости, я гораздо меньше интересовался Богом и верой, чем хоровым пением несравненной красоты… я всегда старался найти местечко под галереей и ловил каждый звук». Впоследствии музыкальные впечатления, полученные во время церковной службы, сыграли важнейшую роль в становлении Рахманинова - музыканта. Колокольный звон церквей вошел в его кровь и плоть. Колокольность стала одним из отличительных качеств его творчества. (10) Колокола зазвучали уже в третьем опусе, в до-диез минорной прелюдии, с которой началось его международное признание (музыка).
(11) Пребывание Сергея в Петербургской консерватории продолжалось 3 года. К концу третьего года он настолько обленился, так редко стал посещать занятия и в результате получил настолько скверные отметки, что решено было поставить о нем вопрос на педагогическом совете. А это грозило лишением права обучаться в консерватории бесплатно. Любовь Петровна, узнав об этом, впала в отчаяние, ведь платить за обучение сына она была не в состоянии! К счастью, в это время в Петербург приехал с концертами Сережин двоюродный брат - Александр Ильич Зилоти - пианист, выпускник Московской консерватории. Любовь Петровна обратилась к нему с просьбой помочь в сложившейся ситуации. Благодаря хлопотам и усилиям Зилоти Сергей был переведен в Московскую консерваторию в класс преподавателя Николая Сергеевича Зверева.
(12) Николай Сергеевич Зверев был личностью примечательной в музыкальном мире Москвы, лучшим детским педагогом, своего рода «поставщиком золота» для Московской консерватории: из 19 пианистов, окончивших до 1900 года консерваторию с золотой медалью, двенадцать человек были его учениками и, кроме того, шестеро окончили курс с серебряной медалью. Человек, одержимый своей профессией, исповедовавший высокие духовные принципы, не терпевший лжи и предательства, готовый прийти на помощь любому нуждающемуся в ней, он был известен и еще одним своим неординарным качеством - брал к себе в дом на полное содержание несколько мальчиков, поступавших в его консерваторский класс. (13) В 1885 году у Зверева жили два мальчика - Леонид Максимов и Матвей Пресман. К ним присоединился и Сергей Рахманинов.
В Москве был хорошо известен крутой нрав Зверева и его «свободная кисть», он позволял себе запустить в ученика тем, что попадалось под руку, или даже шлепнуть. Дворянин Николай Сергеевич Зверев отдал свое поместье крестьянам и стал зарабатывать на жизнь собственным трудом, работая по десять-двенадцать часов в день. Он имел нравственное право требовать от своих воспитанников такого же упорного и честного труда. Он не принимал оправданий лени или неспособности сделать дело. Было только два варианта работы: делай или уходи. Именно такая личность - сильная, целеустремленная, справедливая - нужна была Рахманинову, только такому человеку он с готовностью подчинился и поверил. Впоследствии С.В.Рахманинов говорил о Звереве: «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему».
Семью Николая Сергеевича составляли его сестра и воспитанники - «зверята» (так называли учеников Николая Сергеевича). У Зверева царила зверская дисциплина. Все занятия были расписаны по минутам. День строился следующим образом: с 6 утра занятия дома, затем дорога в консерваторию пешком, полный учебный день в консерватории, обратная дорога домой, занятия на рояле для тех, кто не занимался с 6 часов утра, приготовление уроков, затем обязательное чтение, в том числе Достоевского, Толстого, Пушкина. По вечерам «зверята» вместе с наставником посещали концерты, не пропускали ни одной премьеры в Большом и Малом театрах, обучались танцам, иностранным языкам и общеобразовательным предметам с частными педагогами. И нет никаких воспоминаний о том, что «зверята» выходили бы из дома во двор и играли с приятелями, как любые дети. Зверев запрещал им ходить на каток и ездить верхом из опасения, что при падении они могут повредить себе руки. Его боялись, ему подчинялись - и его нежно и глубоко любили. Матвей Пресман вспоминал: «Заботливость Зверева в отношении нас доходила до трогательности. Хорошо нами сделанный урок, наше удачное выступление на ученическом вечере делали его прямо счастливым».
(14) За 4 года учебы у Зверева, Рахманинов добился значительных успехов по специальности, общеобразовательные предметы подтянул так, что с осени 1886 года стал получать в консерватории стипендию имени Николая Рубинштейна (первого директора Московской консерватории).
Личность Зверева оказала огромное влияние на Сережу Рахманинова: мальчик совершенно изменился, исчезли его тяга к озорству, и лень, и непослушание. Изменилась манера его поведения: именно с первого года жизни у Зверева стал формироваться тот Рахманинов, что известен миру: спокойный, сдержанный, серьезный.
С 1889 года Сергей Васильевич учится на старшем отделении консерватории. (15) Он занимается в классе свободного сочинения у Аренского, в классе контрапункта у Танеева, (16) фортепиано - у Зилоти. Уже в это время всех поражали феноменальная одаренность молодого музыканта, его редкая музыкальная память. Ему было достаточно услышать один раз сложное музыкальное произведение, например первую часть симфонии, чтобы тут же сыграть ее. Он наизусть запоминал пьесу, просмотрев внимательно ноты 3-4 раза. Рахманинов часто выступал в концертах, о нем заговорили как о выдающемся пианисте.
В 1891 году Зилоти покинул консерваторию, и Рахманинов решил сдать выпускные экзамены по классу фортепиано досрочно, годом раньше. Сложную экзаменационную программу он выучил за три недели и блестяще исполнил ее. В следующем 1892 году он окончил консерваторию по классу композиции с Большой золотой медалью.
(17) На выпускной экзамен Рахманинов представил оперу «Алеко» на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы». Тема для сочинения оперы была предложена за месяц до выпускных экзаменов. Рахманинов написал оперу за 17 дней (!), что явилось свидетельством незаурядного мастерства и талантливости девятнадцатилетнего автора. Экзаменационная комиссия поставила Рахманинову высшую оценку. Имя композитора было занесено на мраморную доску отличия. (18) Премьера оперы, состоявшаяся в 1893 году в московском Большом театре, имела успех. (19) Этим важным событием начался новый этап в жизни Сергея Васильевича Рахманинова; первый этап взрослой, самостоятельной жизни, наполненной разнообразными событиями; первый этап блестящего творческого пути великого композитора, ставшего гордостью русского музыкального искусства. (20)
Список литературы
- Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века: учебник для ДМШ. - М.: Музыка, 2011. - 256с.
- Брянцева В.Н. Детство и юность Сергея Рахманинова. - М., «Советский композитор», 1970. - 136с.
- Крутов В.В., Швецова-Крутова Л.В. Мир Рахманинова. Темы и вариации. Россия. Книга I. Сережа. - М., Издательство Шушарин Ю.М., 2004. - 468с.
- Паршина Т.В. Статья «Первые четырнадцать лет из жизни Сергея Рахманинова: годы ученичества». https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-chetyrnadtsat-let-iz-zhizni-sergeya-rahmaninova-gody-uchenichestva/viewer
- Третьякова Л.С. С.В.Рахманинов. - М., «Знание», 1973. - 46с.