Конспект внеурочного занятия по музыке "Музыкальный магазинчик". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование

Класс: 1


Цель: Приобщение детей к музыкальному искусству посредством ознакомления с музыкальными инструментами.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о музыкальных инструментах;
  • содействовать развитию художественного восприятия музыки;
  • содействовать развитию музыкальных способностей и чувства ритма

Ход внеурочного занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече! Сегодня я вас хочу пригласить в прекрасную страну музыкальных звуков - музыкальный магазин. Там можно увидеть и купить много интересного, всё то, что связано с музыкой: ноты песен, портреты композиторов, музыкальные игры, иллюстрации с изображением инструментов, а также музыкальные инструменты, на которых даже можно поиграть. И мы с вами отправимся в магазин Русских народных инструментов.

2. Подведение к теме. Актуализация знаний

- Так-так. Сейчас я открою магазинчик, и мы с вами отправимся на экскурсию. А где же мои ключи? Ой! Как же так? Ребята, я где-то потеряла ключи от магазинчика. Помогите мне их найти. В кармане у меня ничего нет, значит они выпали у меня по дороге. Нам придется отправиться с вами в путь, чтобы найти мои ключи.

- Чтобы прийти к вам, мне пришлось преодолеть темный лес, где живет Баба Яга, широкую речку, где обитают страшные подводные животные и даже лабиринт, который не хотел мне пускать к вам.

- Первое место, где мы будем искать ключи, будет темный лес. Давайте пройдем его и поищем мои ключики. (выходит Баба Яга)

- Здравствуй, бабушка! Не видела ли ты здесь ключик? Ребята, Баба Яга сказала, что скажет, кто унес ключик, только если мы выполним ее задание.

- Ребята, а как быстрее мы с вами сможем найти ноты, по одному или все вместе? (все вместе). Предлагаю вам разделиться на группы.

Групповая работа:

В группе должно быть 4 человека. В группе мы с вами работаем сообща, т.е. с друг другом советуемся, слушаем мнение своего товарища. Также, когда мы с вами работаем в группе, мы не мешаем другим группам работать. Кричим, не спорим и не обижаемся друг на друга.

- У вас на партах лежит желтая карточка. Там написаны слова (Россия, поляна, фартук, кошка, рассольник, камин, платье, тарелка, сметана, косичка, лейка, садовник). Вам нужна подчеркнуть ноты, которые вы найдете. Но прежде, чем начать, предлагаю вам вспомнить ноты. Их сколько всего? (7) Назовите их. (до, ре, ми, фа, соль, ля, си - появляются на слайде, чтобы учащимся было легче искать их в словах).

- Приступайте к работе!

Проверка по презентации

- Ребята, давайте проверим с вами. Бабушка, посмотрите правильно мы выполнили задание? Ребята, какие вы молодцы! Вы правильно все справились с заданием. Баба Яга сказала, что ключ унесли феи. А феи эти обитают в лабиринте.

- Мы отправляемся дальше, спасибо Бабушка за твою помощь. А чтобы попасть в лабиринт, нам нужно пройти с вами мост через большущую реку.

- Ребята, вот мы и добрались до реки. Ребята, пойдемте с вами перейдем ее. Ой! Ребята, посмотрите мы с вами не пройдем. Медведь Мишка сидит на мосту. Давайте попросим его нас пропустить.

- Ребята, Мишка пропустит нас, если мы поможем вспомнить ему песни. Ну включай же Мишка эти песни. («Антошка», «Песня про улыбку», «Чему учат в школе», «Песенка про дружбу», «Песенка Чебурашки», «В траве сидел кузнечик»)

- Мишка, помогли мы тебе? Да. Здорово, ребята! Идем в лабиринт!

- А вот мы и в лабиринте. Ребята, выберете путь, который приведет нас к ключу. (1,2,3)

- Ура! Мы с вами нашли ключ. Возвращаемся к магазинчику. А чтоб это было быстро, давайте полетим с вами на самолете

Физминутка «Самолет»

3. Работа по теме

Открытие магазина. (звенит колокольчик)

- Ребята, я рада видеть вас в нашем музыкальном магазинчике.

- В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов.

- Ребята, обратите внимание на самую верхнею полку.

- А вы, знаете, какой это музыкальный инструмент? Балалайка, верно. Посмотрите на него внимательно. Что это за инструмент такой? На какой современны инструмент похожа балалайка? (на гитару)

- Балалайка (показ инструмента).

- Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18-19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка - струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие.

- Вы наверно хотите послушать как звучит балалайка? Давайте послушаем, как она звучит. (просмотр видео)

- Ребята, а чем балалайка отличается от гитары? (по-другому играют: у гитары по струнам проводят рукой или перебирают пальцами, а у балалайки щипком захватывают струны)

- А чтобы узнать, какой инструмент находится на 2 полке предлагаю вам послушать его звучание. (прослушивание гармони) Как вы думаете, что это? (гармонь)

Гармонь, или гармошка - это духовой музыкальный инструмент с клавишным механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие - что в России.

По одной из версий, гармонь придумал чешский мастер органного искусства, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту русский мастер, проживавший в Вене. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони. (показ)

- Давайте с вами посмотрим, как играют на гармошке. (просмотр видео).

- Ребята, а посмотрите на 3 полку в нашем магазинчике. Знаете ли вы, какой инструмент там расположился? Ребята, это трещотка. Слышали когда-нибудь о таком музыкальном инструменте?

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с плясками. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом (показ трещотки)

- А сейчас обратите внимание на инструмент стоящий в самом углу комнаты.

- Сейчас для всех ребят
Загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперёд -
Вы смекалистый народ!
Деревянная подружка
Без неё мы как без рук,
На досуге - веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт.
(Ложка)

Деревянные ложки - это отражение нашей русской культуры и наших традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков.

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Расписные деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. (показ инструмента)

- Ложки - это очень красивый музыкальный инструмент. Давайте послушаем и посмотрим, как играют на ложках. (просмотр видео)

4. Закрепление

- Ребята, давайте проверим с вами, с чем мы сегодня познакомились и что запомнили.

- Предлагаю вам пройти устный тест. Посмотрите на презентацию.

5. Подведение итогов

- Ребята, с чем мы сегодня с вами познакомились? Что узнали? Какие бы вы купили инструменты в нашем магазинчике?

- Мы сегодня с вами совершили волшебное путешествие, вы отлично справились со сложностями у себя на пути, узнали много нового и интересного.

6. Рефлексия

- Пожалуйста, оцените свою работу, используя цветные ноты на столе: поднимите зеленую ноту, если вы сегодня отвечали и были активными на уроке, желтую - если где-то допустили ошибки.