Материалы для профилактического мероприятия против курения в 7-м классе "Дыши свободно"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Школьная психологическая служба

Класс: 7

Ключевые слова: табакокурение


Класс: 7.

Единица содержания: приёмы формирования здорового образа жизни.

Цель занятия:

Обучающий аспект:

  • актуализация знаний о строении и работе дыхательной системы человека;
  • знать состав средств табакокурения, используемые примеси и их влияние на организм человека.

Развивающий аспект:

  • развивать понимание необходимости отказа от предлагаемых рекламой средств табакокурения и парения;
  • развивать речь, использовать научные термины, представлять свое отношение к курению;
  • развивать мышление, анализируя информацию из различных источников.

Воспитывающий аспект:

  • воспитывать культуру общения со сверстниками и учителем (при работе в группах), уважения к мнению и позиции другого человека;
  • мотивировать учащихся беречь здоровье, понимать риски, делать осознанный выбор здорового образа жизни.

Тип урока (занятия): занятие комплексного применения знаний.

Этапы:

  1. Подготовка к активной познавательной деятельности.
  2. Применение знаний.
  3. Итог на рефлексивной основе.

Ход занятия

Презентация

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности - 5 мин.

Задача: актуализация состояния участников, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной познавательной деятельности.
Метод: репродуктивный.
Форма работы: фронтальная.

Деятельность учителя и психолога

Деятельность обучающихся

Учитель:
- Приветствую вас на нашем занятии. Оно сегодня будет необычным. Для начала попрошу вас задержать дыхание на минуточку (можно меньше). Как будет трудно, дышите.
- Какие ощущения после задержки дыхания? (ответы обучающихся)
- Как легко вам сейчас дышать?
Психолог:
- Тема нашего занятия звучит так: «Дыши свободно». Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
Если учащиеся озвучивают цель занятия, то на этом делается акцент.
Учитель:
- Цель: расширить свои знания о влиянии на организм человека средств табакокурения.

Задерживают дыхание.
Передают свои ощущения.
Отвечают на вопрос.

Некоторые участники делают предположения.

Психолог предлагает выполнить задание для участников на двух разных по форме листах, записать свои ассоциации со словом «курение» и «испаритель», мотивируя тем, что в конце занятия мы выясним, какие ассоциации, и в том числе мнение, у группы (класса) в отношении этих слов.
Отдельный ученик или взрослый (эксперт) собирают листочки с ответами, анализируют и подсчитывают ответы, подводят итог для представления в конце.
Выполняют задание.

Применение знаний и способов действий 30-35 мин.

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Метод: репродуктивный и продуктивный.
Форма работы: фронтальная, групповая.

Деятельность учителя и психолога

Деятельность обучающихся

Психолог:
- Мы с вами сегодня затронем тему, которая актуальна для многих подростков. На Земле целых два международных дня, посвященных борьбе с курением - Всемирный день без табака (31 мая) и Международный день отказа от курения, который отмечается ежегодно в третий четверг ноября. Первая из этих дат установлена Всемирной организацией здравоохранения в 1988 году, вторая появилась раньше - в 1977 году, по решению Американского онкологического общества. Перед мировым сообществом была поставлена задача - добиться, чтобы проблема табакокурения исчезла к двадцать первому веку. Однако 21 век уже наступил, а данная проблема остается актуальной. Борьба с никотином продолжается.
Про курение столько всего сказано и написано, столько раз Минздрав предупреждал, учителя стыдили, родители корили (причем даже курящие сами), что кажется, и добавить-то уже нечего. И все же давайте обратимся к истории вопроса.
Начнем с определения. Владимир Иванович Даль, русский лексикограф, пишет: «Табак - растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье». История приобщения европейцев к курению началась в Америке в 15 веке. В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении - 60 ударов палок по стопам; 2 раза - резали носы, уши, ссылали в дальние города. А вот Петр 1 стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. Верование индейцев, что табак целебен, его дым отпугивает болезни и злых духов перекочевало в Европу вместе с табаком. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.

Внимательно слушают.

Учитель:
- И что правда, а что миф мы с вами разберемся с помощью викторины.
Викторина про курение https://play.myquiz.ru/p/304637 (заранее готовиться инициативной группой и проводится учащимися, Приложение 1).

Сканируют QR-код.
Вся группа с использованием планшетов или телефонов проходит викторину

Выступление эксперта (восьмиклассника, выполнявшего проект по данной теме) с действующей моделью дыхания курильщика.

Внимательно смотрят, слушают, задают вопросы.

Учитель: - Теперь вы знаете историю табакокурения в России, представляете себе, что происходит с вашими органами дыхания в процессе курения. И не только с ними, так как наш организм работает как единое целое.

Внимательно слушают.

Психолог: - Давайте попробуем ваши знания и умения по этой теме представить необычным образом. Для этого разделимся на подгруппы и выполним интересные задания.
Деление учащихся на группы путем жеребьевки.
Инструктаж по работе в группе.

Разделение учащихся на группы
Правила работы в группе проговаривают сами.

Задания для групп: из трех корзинок вытянуть карты,

  • одна из которых - продукт (сценка, стихотворение, скульптура, рисунок),
  • в другой - тема («Помоги курильщику», «Скажи никотину - СТОП!», «Мы хотим дышать свободно!»,
  • а в третьей - жанр (комедия, трагедия, сказка). Представить творческий продукт на 1-2 минуты. Время подготовки 5-6 минут (Приложение 2).

Выполнение групповой работы.

Групповая работа по созданию творческого продукта.

Презентация результатов работы групп.

Благодарность выступающим.

Итог на рефлексивной основе 5-10 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.
Метод: продуктивный.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Деятельность психолога

Деятельность обучающихся

Итог по ассоциациям со словами: Психолог подводит итоги по качественному анализу ассоциаций, написанных в начале занятия на слова «курить» и «испаритель».
(Пример по результатам занятия, проведенного в параллели 7-х классов: ответы учеников показывают, что доля отрицательных ассоциаций (например, «курить» - загрязнять легкие, вред здоровью) с данными словами превышает количество нейтральных (безоценочных) и положительных).

Слушают психолога, который

Упражнение «Рефлексия» (Приложение 3).
Психолог раздает бланк каждому учащемуся, на котором нужно продолжить такие незаконченные предложения как:
- Благодаря этому занятию я понял ( а)…..
- Дышать свободно - для меня это значит….
Рефлексия деятельности на занятии.

Подведение итогов занятия. По желанию некоторые учащиеся отвечают на вопросы:
- Я смог разобраться с ....... и теперь ........

Подведение итогов.