Использование современных технологий в начальной школе на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: окружающий мир


Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях - дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Хочу остановиться на использовании инновационных технологий на уроках окружающего мира.

По теме «Зима» повторить и систематизировать изученный материал моим ученикам помогла технология диалоговой взаимопомощи. Были составлены дидактические карточки пяти видов, посвященные основным изменениям в природе зимой.

Суть данной технологии заключалась в том, что ученик сначала прорабатывал материал по одной из карточек (только на одну тему), затем дети работали в парах, рассказывая друг другу содержание своей карточки, и менялись, переходя по кругу, каждый учащийся проговаривал свою тему остальным ученикам на своей карточке. В процессе работы дети кратко записывали сведения об изменениях в природе зимой, таким образом, к концу работы в парах у каждого ребенка была полностью заполненная карта по теме «Зима». Опираясь на эту карту, по возвращении на свои места, учащиеся задавали друг другу вопросы по материалу любых карточек, проверяя, насколько хорошо прошла работа по взаимному обмену информацией.

(Ученики получили карточки, переходят от пары к паре и записали ответы)

1. Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и прудах замерзла).

2. Какие изменения произошли с растениями? (Растения стоят без листьев, трава пожухла и покрылась снегом, только хвойные деревья стоят зеленые.)

3. Какие птицы остались зимовать с нами? (воробь, синицы, дятлы, вороны, голуби, галки, сороки, снегири.)

4. Чем можно кормить птиц? (семечками, пшеницей, пшеном, кусочками сала, крошками хлеба,

5. Как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав - под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)

Ученики делятся на группы. Каждая группа получает свой рабочий лист. (Задания для наблюдений)

Мы определили изменения в природе зимой, кому трудно зимой, с какими трудностями встречаются птицы.

Когда урок целиком строится на работе по группам, парты расставляются таким образом, чтобы каждая группа была изолирована от других. К парте заранее прикрепляется листок с именами тех, кто будет работать на этом месте. Для каждой группы готовятся задания и листы цветной бумаги определённого цвета (каждой группе свой цвет). У каждой группы своё задание, соответствующее теме урока и разного уровня сложности. После того как ребята выполнили работу, подводится мини-итог: один ученик рассказывает, какое было задание и как его выполняли, при этом результаты работы каждой группы (листы цветной бумаги с выполненным заданием) прикрепляются к общему большому листу с названием темы. В свободное время, на перемене дети обязательно поинтересуются работой друг друга: прочитают, зададут вопросы.

1 группа

Составляется план работы

  • Выяснить какой корм есть на снегу, а какой под снегом.
  • Выяснить, есть ли корм на лиственных и хвойных деревьях, кустарниках.

Организация информации

Объединить в группы факты по признаку «Источник питания птиц зимой»

Источник пищи зимой для птиц

  • плоды и семена;
  • почки;
  • корм в кормушках.

2 группа*

Объединить в группы факты по признаку «Для чего нужен снег»

  • греет;
  • маскирует;
  • кормит. (под снегом трава, семена, корешки)

Организация учебного диалога позволила закрепить материал, выделить главное. Полноценный диалог «учитель - ученик», «ученик - ученик», «учитель - группа» способствовал формированию:

  • Собственного мнения каждого и уважения к мнению других;
  • Умение участвовать в диалоге, оценивать свою и чужую деятельность.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Существуют принципы ее проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3. Обязательное условие - игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств - выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы

Примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса;

  • «Самый умный»,
  • «Лучший наблюдатель». и т.д.

Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.

Игры «Зимняя кругосветка», путешествие - «По радуге» и т. д. требуют от учителя немало времени. Это, прежде всего подготовка команд, материала, эмблем и т.д. Но радость, которую доставляет детям эта игровая деятельность, с лихвой компенсирует все организационные усилия.

Особенно, хочется отметить игру «Под ногами, над головой». В эту игру любят дети играть на экскурсии. Рассмотреть все под ногами. Обязательно провести обмен информации.

Что под ногами?

Выложить перед собой находки. Рассмотрите их. На какие группы разделим? И т.д. (растения, семена, веточки, мусор, и т.д.)

- У кого самая необычная находка?

- Кто расскажет, зачем она нужна?

Затем лечь на спину и наблюдать за небом. Как интересно оно меняется. Почему? (Движение облаков, птица пролетит, солнце спрячется за облако и т.д.)

Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Для создания проблемной ситуации на уроке можно использовать приём «выполнимое/ невыполнимое». На доске, размешаются карточки с названиями разных цветов. Например: перелеска, медуница, ландыш, иван-да-марья, василёк, подснежник, мать-и-мачеха, колокольчик, ромашка. Учитель демонстрирует бумажную корзинку. Можно добавить фотографии или иллюстрации с изображением указанных цветов. Нужно собрать букет из ранних цветов, которые появляются первыми.

Дать детям возможность высказать свои предложения. Возникнет спор, так как с одними цветами легко определиться (например, подснежник, ромашка), а с другими нет.

Для организации фактов целесообразно выстроить линию времени и разместить на ней название цветов в зависимости от сроков цветения.

Март --------------- Апрель --------------- Май

Делают самостоятельно вывод. (Существует определённая последовательность зацветания растений весной. Первоцветы приспособлены к условиям ранней весны.)

  • Собрать корзину первоцветов.
  • Можно узнать много интересного об этих цветах.

Возникает потребность перейти к исследованию. Можно в группах, можно индивидуально. На следующем уроке дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы. Важно отметить, что слабые ученики начинают работать. Сильные с помощью родителей, а кто и самостоятельно составляют презентации.

Выполнение исследовательских работ нацелено на развитие познавательной деятельности учащихся и их самостоятельной работы по поиску, сбору, обработке и анализу информации. Защита проекта учащегося проходит в форме презентаций, сильной группы учащихся. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным. (кто принесёт загадки, кто стихи, а кто и исследовательские работы.)

Оценка деятельности учащихся происходит в несколько этапов: подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита). Любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должно иметь место. Учащиеся должны чувствовать себя успешными.

Технология проектной деятельности

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий

Проекты могут быть различными по содержанию:

  • монопредметные - выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;
  • межпредметные - интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);
  • надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.

По уровню усвоения учебного материала выделяют:

  • текущие - в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;
  • итоговые проекты - по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;

По формам организации:

  • индивидуальные - выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);
  • групповые - выполняются скоординированной группой учащихся.

По срокам выполнения:

  • краткосрочные - обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме (2-6 часов);
  • среднесрочные - носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);
  • долгосрочные - требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).

По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:

  • практический - непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности (поделкой, плакатом, спектаклем и т. д.);
  • педагогический - приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.

В обучении детей использую информационно-коммуникационные образовательные технологии, что дает возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, делает урок ярче, эмоциональнее и интереснее; технические средства являются большими помощниками в отработке практических умений учащихся. Использование ИКТ позволяет развивать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности, творческие способности; усилить мотивацию учения.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала. В методической копилке мною собран большой объём мультимедийных материалов по изучаемым темам предмета. На своих уроках я использую презентации, найденные в интернете, а также созданные самой.

Технологии дифференцированного обучения

Дифференциация обучения заключается в создании условий для индивидуального развития школьника через широкое применение дифференцированных упражнений, как во время уроков, так и во внеклассной деятельности.

С первых дней поступления детей в школу надо выявить уровень готовности к овладению школьными знаниями, уровень их обучаемости. В этом реальную помощь оказали специально разработанные задания по педагогической диагностике.

Среди детей выявилась такая группа, которой необходимо с первых дней предлагать задания повышенной сложности, чтобы у них не пропал интерес к учёбе. Определились и те дети, которым необходимо протянуть руку помощи. Но для всех учащихся процесс обучения должен быть занимательным, интересным и познавательным.

В работе нужно использовать разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс, которые можно объединить в две группы:

  • первая - учитель может дать задание каждому ученику,
  • вторая - ученики могут сами выбрать задание.

К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить. На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует ученикам, какое задание выбрать; на втором этапе - рассказывает о сложности задание, но выбирают сами ученики.

Для того чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

Умный ребенок - это здоровый ребенок. Если ребенок здоров, то он успешен в учебе. Он чувствует себя комфортно на уроке и лучше усваивает учебный материал.

Кабинет моего класса оснащен конторками и офтальмо-тренажерами.

Преимущества современных технологий

  • В условиях классно-урочной системы технологии легко вписываются в учебный процесс;
  • Позволяют достигать поставленные программой целей, по конкретному учебному предмету;
  • Обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
  • Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
  • Это особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
  • Это чёткая организация на развитие творческой деятельности.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.