Нейропсихологическая коррекция - один из методов эффективной помощи детям для преодоления:
- снижения работоспособности, быстрой утомляемости;
- трудностей мышления;
- рассеянного внимания;
- ухудшения памяти;
- несформированности пространственных представлений;
- проблемы самоконтроля.
Методологической основой программы являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А.Р.Лурия); учение Л.С.Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении; исследования A.B.Семенович о возможностях «замещающего онтогенеза».
Цели и задачи программы
Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Задачи:
- компенсация когнитивных и поведенческих нарушений за счет функциональной активации подкорковых образований мозга;
- развитие высших психических функций;
- развитие тонкой моторики (возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук);
- оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности, переключаемости и точности движений);
- развитие произвольной регуляции движений;
- умения адекватно выражать эмоциональные состояния;
- развитие навыков ведения коллективной (совместной) деятельности.
Этапы реализации программы: Для реализации данной программы необходимо определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный.
Возраст детей: предлагаемый курс включает в себя цикл коррекционных занятий, который предназначен для детей с ОВЗ школьного возраста - 7 класса, которые ведет педагог.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 66 занятий.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю в течении 40 минут, продолжительность может варьировать с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей.
Формы реализации: групповые коррекционные занятия в форме игровой терапии.
Программа коррекции включает упражнения различной направленности:
- Растяжки - нормализуют гипертонус и гипотонус.
- Дыхательные упражнения - улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль.
- Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
- Коррекционные движения тела и пальцев - обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия и снятие мышечных зажимов.
- Функциональные упражнения - развитие внимания, произвольности и самоконтроля.
- Коммуникативные упражнения - парные и групповые упражнения и игры - учат ребенка навыкам взаимодействия в коллективе.
- Релаксация - приемы саморасслабления.
Структура занятия:
- растяжка - 4-5 минут;
- дыхательное упражнение - 3-4 минут;
- глазодвигательное упражнение - 3-4 минуты;
- упражнения для развития мелкой моторики рук - 5-8 минут;
- функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии - 10-15 минут;
- релаксация - 4-5 минут.
Ожидаемые результаты
Цикл занятий по выбранному направлению будет способствовать:
- развитию навыков социализации, особенно способности к социальному прогнозированию (вследствие высокой импульсивности детям трудно представить последствия собственных поступков, разобраться в мотивах поведения окружающих; им нужно разъяснять и показывать алгоритмы общения с окружающими людьми);
- умению следовать инструкции взрослого человека, с одной стороны, и определенную независимость, с другой стороны (дети ориентированы на ассистирующую помощь взрослого, поэтому важно постепенно приучать их самим занимать себя, планировать и организовывать свою деятельность);
усилению способности к концентрации и устойчивости произвольного внимания; - совершенствованию тонкой моторики рук (в том числе согласованных движений обеих рук);
- усилению волевых качеств (организованности, аккуратности, самостоятельности, ответственности за порученное дело), формирование понятий «надо» и «нельзя»;
- поддержанию интереса к обучению;
- развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
1 |
Диагностика группы. Знакомство. Коммуникативная игра «Здравствуй». |
2 |
Формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом. Дыхательное упражнение «Осенний ковер». |
3 |
Стимуляция кинестетических ощущений. Самомассаж «Ладошка». |
4 |
Координация речи с движениями, развитие чувства ритма. Игра «Как живешь?» |
5 |
Зрительно-двигательная координация, развитие слухового внимания и умение переключать его по условленному сигналу. Игра «Паровоз». |
6 |
Развитие навыка ползания. Игра «Сердитые молчаливые пауки и добрые жуки». |
7 |
Самомассаж. Стимуляция кинестетических
|
8 |
Стабилизация общего тонуса тела. Игра-упражнение «Волшебные ручки». |
9 |
Тактильный контакт с телом, принятие партнеров по игре. Тактильная игра «Речка». |
10 |
Расслабление, формирование умения управлять своим телом. Упражнение - релаксация «На берегу реки». |
11 |
Нормализация тонуса мышц. Растяжка «Травинка на ветру». |
12 |
Стимуляция кинестетических
|
13 |
Зрительно-двигательная координация, развитие слухового внимания и умение переключать его по условленному сигналу. Игра «Уставшая гусеница». |
14 |
Развитие динамического праксиса и межполушарное взаимодействие. Игра «Домик - ежик - замок». |
15 |
Сплочение детской группы. Упражнение «Башня дружбы». |
16 |
Развитие интегративного восприятия через разные сенсорные каналы. Игровое упражнение «Листья осенние». |
17 |
Формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом. Дыхательное упражнение «Листопад». |
18 |
Нормализация тонуса мышц, преодоление повышенного двигательного беспокойства. Растяжка «Травинка на ветру». |
19 |
Формирование умения управлять своим телом, восстанавливать силы. Упражнение - релаксация «Жуки отдыхают». |
20 |
Нормализация тонуса мышц, преодоление повышенного двигательного беспокойства. Растяжка «Раскачивающее дерево». |
21 |
Стимуляция кинестетических ощущений. Массаж «Дождик». |
22 |
Развитие произвольной саморегуляции действий. Игра «Замри». |
23 |
Развитие навыка ползания, межполушарное взаимодействие. Игра «Давай дружить». |
24 |
Обогащение тактильно- кинестетическими стимулами, развитие словарного запаса. Игра «Сказочный ежик». |
25 |
Формирование умения управлять своим телом, восстанавливать силы. Упражнение - релаксация «Плывём в облаках». |
26 |
Формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом, нормализацию психоэмоционального состояния. Дыхательное упражнение «Стало холодать». |
27 |
Развитие динамического праксиса и межполушарное взаимодействие. Игра «Лягушка хочет в пруд» - (кулак-ребро-ладонь). |
28 |
Развитие вербальной и невербальной коммуникации. Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!» |
29 |
Развитие глазомера и координацию движений рук. Игра «Жонглеры». |
30 |
Развитие навыка ползания, межполушарное взаимодействие. Игра «Хитрая лиса». |
31 |
Развитие концентрации слухового внимания, умение менять темп движения. Игра «Первый снег». |
32 |
Развитие динамического праксиса и межполушарное взаимодействие. Игра «Лягушка хочет в пруд» - (кулак - ребро -ладонь). |
33 |
Формирование навыков совместных действий. Игра «Снежный ком». |
34 |
Формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом, нормализация психоэмоционального состояния. Дыхательное упражнение «Стало холодать+ холодный ветер». |
35 |
Активизация тактильно кинестетических ощущений. Самомассаж «Наши ручки». |
36 |
Развитие у детей возможностей произвольно планировать, регулировать и контролировать свои действия. Игра Упражнение «Речка-берег» |
37 |
Расслабление, формирование умения управлять своим телом. Упражнение - релаксация «Дотянемся до звёзд». |
38 |
Формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом. Дыхательное упражнение «Дует, дует ветер». |
39 |
Развитие проприорецептивной чувствительности. Самомассаж «Мы погреемся». |
40 |
Нормализация тонуса мышц. Упражнение-растяжка «Змея». |
41 |
Развитие представления о себе и своем теле. Игра «Потянулись - сломались». |
42 |
Развитие межполушарного взаимодействия, развитие чувства ритма и координации движений. Игра «Хлоп - на месте». |
43 |
Развитие мелкой моторики. Игра «Сойка» (Колечки). |
44 |
Формирование умения управлять своим телом. Релаксация «Волшебный лес». |
45 |
Развитие мелкой моторики. Упражнение «Помощники Зимы». |
46 |
Формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом. Дыхательное упражнение «Позёмка». |
47 |
Нормализация тонуса мышц, преодоление повышенного двигательного беспокойства. Игра - растяжка «Метелка Снеговика». |
48 |
Координация речи с движениями, развитие чувства ритма. Игра «Высокие сугробы». |
49 |
Развитие навыка перекатывания, межполушарное взаимодействие, зрительно-двигательную координацию. Упражнение «Бревнышко». |
50 |
Формирование умения управлять своим телом. Релаксация «Путешествие в волшебный лес». |
51 |
Развитие мелкой моторики. Упражнение «Помощники Зимы». |
52 |
Развитие навыка перекатывания, межполушарное взаимодействие. Упражнение «Бревнышко». |
53 |
Развитие внимания, быстроты реакции, формирование контроля за собственными движениями. Игра «День - Ночь». |
54 |
Координация речи с движениями, развитие чувства ритма. Игра «Ручки хлопают». |
55 |
Энергетическое обеспечение мозга. Дыхательное упражнение «Ветер». |
56 |
Оптимизация мышечного тонуса. Растяжка «Тянемся к солнышку». |
57 |
Развитие динамического праксиса и межполушарного взаимодействия. Игра «Послушные ладошки». |
58 |
Развитие проприорецептивной чувствительности. Самомассаж тела «Черепаха». |
59 |
Координация речи с движениями. Игра «Ссора». |
60 |
Развитие динамического праксиса и межполушарного взаимодействия, на удержание двигательной программы. Игра «Ладушки-оладушки». |
61 |
Концентрация внимания, формирование произвольности, и самоконтроля. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки». |
62 |
Нормализация тонуса мышц. Растяжка «Весенний денек». |
63 |
Развитие сильного целенаправленного выдоха. Дыхательное упражнение - «Пенные облака». |
64 |
Координация собственных движение и умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Игра «Одуванчик». |
65 |
Вестибулярная стимуляция, интеграция тактильных и кинестетических ощущений. Упражнение «В колыбельке». |
66 |
Повторение изученного за год. |
Итого: |
|
Список используемой литературы
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
- Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович A.B., Назарова Л.С Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М 1998.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 1997.
- Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. М., 1992.
- Безруких М.М. Лсворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург 1998.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. М.. 2001
- Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М., 1995.
- Воробьева В.А., Иванова H.A., Сафронова Е.В., Семенович A.B., Серова Л.И. Комплексная нсйропсихологичсская коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
- Гаваа Л. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М., 1990.
- Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. Минск, 1998.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.. 1988
- Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Часть 1 и 2 Пер. СМ. Масгутовой. М., 1997.
- Доман Г.,Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. М., 1995.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
- Заваденко H.H. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью м дефицитом внимания. М., 2000.
- Зуев В.И. Волшебная сила растяжки. М., 1993.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.. 2001.
- Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред A.B. Семенович. М-, 1998.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
- Корнев А.Н. Дислекция и дисграфия у детей. СПб., 1995.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети нсйропсихологичсская диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
- Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2000.
- Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред И. Ренчлера, Б. Херцбергср, Д. Эпсайна. М., 1995.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
- ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
- Макарьев И. Если ваш ребенок левша. СПб., 1995.
- Нсйропсихологичсский анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1986.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.
- Семенович A.B. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998.
- Семенович A.B. Психолого-псдагогичсекос сопровождение детей-левшей. М., 1998.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.
- Сиротюк АЛ. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Спрингер С. Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
- Стамбулова Н.Б. Исследование психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет. Л., 1978.
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1997.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.
- Хомская ЕЖ Нейропсихология. М., 1987.
- Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга. Л., 1978.
- Хризман Т.П.. Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.
- Хризман Т.П.. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира. М., 1998.
- Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
- Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М., 1997.
- Ясюкова H.A. Методика диагностики ММД (Тест Тулуз-Пьерона). СПб. 1997.