Рабочая программа. Кружок «Умные движения»

Разделы: Коррекционная педагогика


Нейропсихологическая коррекция - один из методов эффективной помощи детям для преодоления:

  • снижения работоспособности, быстрой утомляемости;
  • трудностей мышления;
  • рассеянного внимания;
  • ухудшения памяти;
  • несформированности пространственных представлений;
  • проблемы самоконтроля.

Методологической основой программы являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А.Р.Лурия); учение Л.С.Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении; исследования A.B.Семенович о возможностях «замещающего онтогенеза».

Цели и задачи программы

Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

Задачи:

  • компенсация когнитивных и поведенческих нарушений за счет функциональной активации подкорковых образований мозга;
  • развитие высших психических функций;
  • развитие тонкой моторики (возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук);
  • оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности, переключаемости и точности движений);
  • развитие произвольной регуляции движений;
  • умения адекватно выражать эмоциональные состояния;
  • развитие навыков ведения коллективной (совместной) деятельности.

Этапы реализации программы: Для реализации данной программы необходимо определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный.

Возраст детей: предлагаемый курс включает в себя цикл коррекционных занятий, который предназначен для детей с ОВЗ школьного возраста - 7 класса, которые ведет педагог.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 66 занятий.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю в течении 40 минут, продолжительность может варьировать с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей.

Формы реализации: групповые коррекционные занятия в форме игровой терапии.

Программа коррекции включает упражнения различной направленности:

  1. Растяжки - нормализуют гипертонус и гипотонус.
  2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль.
  3. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
  4. Коррекционные движения тела и пальцев - обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия и снятие мышечных зажимов.
  5. Функциональные упражнения - развитие внимания, произвольности и самоконтроля.
  6. Коммуникативные упражнения - парные и групповые упражнения и игры - учат ребенка навыкам взаимодействия в коллективе.
  7. Релаксация - приемы саморасслабления.

Структура занятия:

  • растяжка - 4-5 минут;
  • дыхательное упражнение - 3-4 минут;
  • глазодвигательное упражнение - 3-4 минуты;
  • упражнения для развития мелкой моторики рук - 5-8 минут;
  • функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии - 10-15 минут;
  • релаксация - 4-5 минут.

Ожидаемые результаты

Цикл занятий по выбранному направлению будет способствовать:

  • развитию навыков социализации, особенно способности к социальному прогнозированию (вследствие высокой импульсивности детям трудно представить последствия собственных поступков, разобраться в мотивах поведения окружающих; им нужно разъяснять и показывать алгоритмы общения с окружающими людьми);
  • умению следовать инструкции взрослого человека, с одной стороны, и определенную независимость, с другой стороны (дети ориентированы на ассистирующую помощь взрослого, поэтому важно постепенно приучать их самим занимать себя, планировать и организовывать свою деятельность);
    усилению способности к концентрации и устойчивости произвольного внимания;
  • совершенствованию тонкой моторики рук (в том числе согласованных движений обеих рук);
  • усилению волевых качеств (организованности, аккуратности, самостоятельности, ответственности за порученное дело), формирование понятий «надо» и «нельзя»;
  • поддержанию интереса к обучению;
  • развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

1

Диагностика группы. Знакомство. Коммуникативная игра «Здравствуй».

2

Формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом. Дыхательное упражнение «Осенний ковер».

3

Стимуляция кинестетических ощущений. Самомассаж «Ладошка».

4

Координация речи с движениями, развитие чувства ритма. Игра «Как живешь?»

5

Зрительно-двигательная координация, развитие слухового внимания и умение переключать его по условленному сигналу. Игра «Паровоз».

6

Развитие навыка ползания. Игра «Сердитые молчаливые пауки и добрые жуки».

7

Самомассаж. Стимуляция кинестетических
ощущений. Покусывание и «почесывание» губ зубами.

8

Стабилизация общего тонуса тела. Игра-упражнение «Волшебные ручки».

9

Тактильный контакт с телом, принятие партнеров по игре. Тактильная игра «Речка».

10

Расслабление, формирование умения управлять своим телом. Упражнение - релаксация «На берегу реки».

11

Нормализация тонуса мышц. Растяжка «Травинка на ветру».

12

Стимуляция кинестетических
ощущений, соматогнозис - восприятие частей собственного тела. Самомассаж «Прилетела мушка».

13

Зрительно-двигательная координация, развитие слухового внимания и умение переключать его по условленному сигналу. Игра «Уставшая гусеница».

14

Развитие динамического праксиса и межполушарное взаимодействие. Игра «Домик - ежик - замок».

15

Сплочение детской группы. Упражнение «Башня дружбы».

16

Развитие интегративного восприятия через разные сенсорные каналы. Игровое упражнение «Листья осенние».

17

Формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом. Дыхательное упражнение «Листопад».

18

Нормализация тонуса мышц, преодоление повышенного двигательного беспокойства. Растяжка «Травинка на ветру».

19

Формирование умения управлять своим телом, восстанавливать силы. Упражнение - релаксация «Жуки отдыхают».

20

Нормализация тонуса мышц, преодоление повышенного двигательного беспокойства. Растяжка «Раскачивающее дерево».

21

Стимуляция кинестетических ощущений. Массаж «Дождик».

22

Развитие произвольной саморегуляции действий. Игра «Замри».

23

Развитие навыка ползания, межполушарное взаимодействие. Игра «Давай дружить».

24

Обогащение тактильно- кинестетическими стимулами, развитие словарного запаса. Игра «Сказочный ежик».

25

Формирование умения управлять своим телом, восстанавливать силы. Упражнение - релаксация «Плывём в облаках».

26

Формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом, нормализацию психоэмоционального состояния. Дыхательное упражнение «Стало холодать».

27

Развитие динамического праксиса и межполушарное взаимодействие. Игра «Лягушка хочет в пруд» - (кулак-ребро-ладонь).

28

Развитие вербальной и невербальной коммуникации. Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

29

Развитие глазомера и координацию движений рук. Игра «Жонглеры».

30

Развитие навыка ползания, межполушарное взаимодействие. Игра «Хитрая лиса».

31

Развитие концентрации слухового внимания, умение менять темп движения. Игра «Первый снег».

32

Развитие динамического праксиса и межполушарное взаимодействие. Игра «Лягушка хочет в пруд» - (кулак - ребро -ладонь).

33

Формирование навыков совместных действий. Игра «Снежный ком».

34

Формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом, нормализация психоэмоционального состояния. Дыхательное упражнение «Стало холодать+ холодный ветер».

35

Активизация тактильно кинестетических ощущений. Самомассаж «Наши ручки».

36

Развитие у детей возможностей произвольно планировать, регулировать и контролировать свои действия. Игра Упражнение «Речка-берег»

37

Расслабление, формирование умения управлять своим телом. Упражнение - релаксация «Дотянемся до звёзд».

38

Формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом. Дыхательное упражнение «Дует, дует ветер».

39

Развитие проприорецептивной чувствительности. Самомассаж «Мы погреемся».

40

Нормализация тонуса мышц. Упражнение-растяжка «Змея».

41

Развитие представления о себе и своем теле. Игра «Потянулись - сломались».

42

Развитие межполушарного взаимодействия, развитие чувства ритма и координации движений. Игра «Хлоп - на месте».

43

Развитие мелкой моторики. Игра «Сойка» (Колечки).

44

Формирование умения управлять своим телом. Релаксация «Волшебный лес».

45

Развитие мелкой моторики. Упражнение «Помощники Зимы».

46

Формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом. Дыхательное упражнение «Позёмка».

47

Нормализация тонуса мышц, преодоление повышенного двигательного беспокойства. Игра - растяжка «Метелка Снеговика».

48

Координация речи с движениями, развитие чувства ритма. Игра «Высокие сугробы».

49

Развитие навыка перекатывания, межполушарное взаимодействие, зрительно-двигательную координацию. Упражнение «Бревнышко».

50

Формирование умения управлять своим телом. Релаксация «Путешествие в волшебный лес».

51

Развитие мелкой моторики. Упражнение «Помощники Зимы».

52

Развитие навыка перекатывания, межполушарное взаимодействие. Упражнение «Бревнышко».

53

Развитие внимания, быстроты реакции, формирование контроля за собственными движениями. Игра «День - Ночь».

54

Координация речи с движениями, развитие чувства ритма. Игра «Ручки хлопают».

55

Энергетическое обеспечение мозга. Дыхательное упражнение «Ветер».

56

Оптимизация мышечного тонуса. Растяжка «Тянемся к солнышку».

57

Развитие динамического праксиса и межполушарного взаимодействия. Игра «Послушные ладошки».

58

Развитие проприорецептивной чувствительности. Самомассаж тела «Черепаха».

59

Координация речи с движениями. Игра «Ссора».

60

Развитие динамического праксиса и межполушарного взаимодействия, на удержание двигательной программы. Игра «Ладушки-оладушки».

61

Концентрация внимания, формирование произвольности, и самоконтроля. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки».

62

Нормализация тонуса мышц. Растяжка «Весенний денек».

63

Развитие сильного целенаправленного выдоха. Дыхательное упражнение - «Пенные облака».

64

Координация собственных движение и умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Игра «Одуванчик».

65

Вестибулярная стимуляция, интеграция тактильных и кинестетических ощущений. Упражнение «В колыбельке».

66

Повторение изученного за год.

Итого:

Список используемой литературы

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
  2. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович A.B., Назарова Л.С Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М 1998.
  3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 1997.
  4. Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. М., 1992.
  5. Безруких М.М. Лсворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург 1998.
  6. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. М.. 2001
  7. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М., 1995.
  8. Воробьева В.А., Иванова H.A., Сафронова Е.В., Семенович A.B., Серова Л.И. Комплексная нсйропсихологичсская коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
  9. Гаваа Л. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М., 1990.
  10. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. Минск, 1998.
  11. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.. 1988
  12. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Часть 1 и 2 Пер. СМ. Масгутовой. М., 1997.
  13. Доман Г.,Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. М., 1995.
  14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
  15. Заваденко H.H. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью м дефицитом внимания. М., 2000.
  16. Зуев В.И. Волшебная сила растяжки. М., 1993.
  17. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.. 2001.
  18. Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред A.B. Семенович. М-, 1998.
  19. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
  20. Корнев А.Н. Дислекция и дисграфия у детей. СПб., 1995.
  21. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997
  22. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети нсйропсихологичсская диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997.
  23. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
  24. Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2000.
  25. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред И. Ренчлера, Б. Херцбергср, Д. Эпсайна. М., 1995.
  26. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
  27. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  28. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. СПб., 1995.
  29. Нсйропсихологичсский анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1986.
  30. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.
  31. Семенович A.B. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998.
  32. Семенович A.B. Психолого-псдагогичсекос сопровождение детей-левшей. М., 1998.
  33. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.
  34. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.
  35. Сиротюк АЛ. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  36. Спрингер С. Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
  37. Стамбулова Н.Б. Исследование психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет. Л., 1978.
  38. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.
  39. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1997.
  40. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.
  41. Хомская ЕЖ Нейропсихология. М., 1987.
  42. Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга. Л., 1978.
  43. Хризман Т.П.. Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.
  44. Хризман Т.П.. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира. М., 1998.
  45. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
  46. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М., 1997.
  47. Ясюкова H.A. Методика диагностики ММД (Тест Тулуз-Пьерона). СПб. 1997.