Оптимальное концертное состояние. Способы его достижения

Разделы: Дополнительное образование


Статья будет полезна для всех, кто занимается творчеством в области сценических искусств. Это педагоги, дети, родители обучающихся. В статье дается определение понятию «Оптимальное концертное состояние» и приведены методики, позволяющие достичь этого состояния.

Для того чтобы успешно выступить в концертной программе юному артисту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Это такое психофизическое состояние, находясь в котором человек начинает показывать свои самые высокие результаты и действует самым успешным образом. У обучающиеся по программе «Эстрадный вокал» есть образовательный модуль «Оптимальное концертное состояние», где в рамках тренинга ими осваивают техники и приемы вхождения и удержания данного психофизического состояния, пока этот не будет занимать несколько минут. В данной статье мы приведем техники и приемы, которые можно применить в самостоятельной работе.

Оптимальное концертное состояние(ОКС) - это синоним вдохновения. Система вхождения в ОКС- есть система сознательного обретения состояния вдохновения, которое всегда окрыляет и позволяет проявить себя самым наилучшим образом. Причем предлагаемая система вполне конкретна и достаточно проста для ее реализации. Важно научиться непосредственно перед началом значимой деятельности ввести себя в свое оптимальное состояние готовности к концертному выступлению и сохранять достигнутую мобилизованность буквально до самых последних секунд.

Из каких же компонентов складывается это состояние? Надо сказать, что ОКС каждого артиста весьма специфично и глубоко индивидуально. Поэтому, как правило, вокалисту А нельзя использовать элементы ОКС вокалиста Б - ничего хорошего из этого обычно не получается. А навредить, причем неожиданно, можно. Необходимо спокойно, не торопясь «заглянуть в самого себя». Разобраться в своем психическом и физическом состоянии. Для понимания своих индивидуальных особенностей рекомендуется вести рефлексивный дневник. Этот инструмент поможет разобраться в личном ОКС и его сформировать.

При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у вокалистов возникают особые физические ощущения. Рекомендуется эти ощущения запоминать, записывать, проговаривать, чтобы иметь возможность лучше вспоминать их перед выступлением и воссоздавать при распевке перед выступлением, а если не оказывается полезных воспоминаний, которые могли бы стать основой «предварительно рабочих» формул ОКС, ему предлагается «нафантазировать» такое состояние, которое он хотел бы иметь во время исполнения песни. Важно обязательно записывать в дневнике предельно точными словами эти ощущения. Подобные записи (помимо общей пользы) помогут также вытеснить из памяти все то, что нужно забыть. Просматривая свой дневник человека освежает все полезное, а, следовательно, и нужное, что было испытано в прошлом. А это намного облегчит сознательную выработку необходимых элементов физического компонента своего ОКС.

Важно понять, что ОКС для каждого артиста строго индивидуально, в нем можно и нужно выделить три основных компонента: физический, эмоциональный и мыслительный.

При хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. Физическая подготовка вокалиста может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол. Не рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, так как чрезмерное напряжение мышц в таких видах спорта, как гимнастика или тяжелая атлетика могут формировать мышечные зажимы в кистях, плечах и грудных мышцах.

Хорошая физическая подготовка, дающая ощущение здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления.

Немаловажными являются еще два компонента - эмоциональный и мыслительный - они представляют собой собственно психологическую подготовку.

Чтобы успешно преодолевать излишнее волнение, избавляться от страха перед ответственным концертом, конкурсным прослушиванием или кастингом юные дарования должны понимать причины и симптомы их проявления, знать, что их вызывает, и как держать под контролем.

Нужно осознать:

  • перед сценой все равны, все волнуются, страх перед выступлением испытывают все, даже самые «прожженные» артисты;
  • страх перед выступлением - вещь полезная, а его отсутствие грозит окрасить само выступление блеклыми красками и серыми тонами;
  • страх перед выступлением нужно контролировать, в чем помогает хорошая подготовка, различные упражнения и методики снятия стресса.

Важно понимать:

  • хорошо работает сосредоточение не на ожидаемом результате выступления, а на его творческом процессе. Наслаждение своим выступлением, при котором артист полностью погружается в мир музыки или танца, увлекает зрителя, никого, не оставляя равнодушным;
  • исключить «силовые» способы устранения проблем сценического волнения. Командные советы: «соберись», «возьми себя в руки» и т.п. «жесткие» установки чаще производят обратный эффект. Они не отвлекают тревожность, а нагнетают ее.

Помогут

  • заблаговременная и тщательная подготовка к выступлению (трудно обрести уверенность в себе «на пустом месте» - ничего для этого не предпринимая);
  • методы аутотренинга, позволяющие «по-хорошему договориться» со своим подсознанием о беспочвенности излишней тревожности;
  • изменение отношения к результату выступления - признание своего права на ошибки;
  • практика мысленной визуализации одобрения публики в зрительном зале и атмосферы праздника;
  • опыт, опыт и еще раз опыт выступлений на публике в непривычной обстановке и разном количестве стечения людей.

Советы и упражнения для снижения волнения на сцене

Единого и универсального рецепта для всех случаев сценического волнения нет. Однако стоит прислушаться к ряду действенных советов.

  • За 30-40 минут до выступления целесообразно сделать несколько физических упражнений для разных групп мышц (попрыгать, помахать руками, произвести растяжки);
  • активизировать работу мозга, например, математическими вычислениями;
  • заменить слово «надо» на установку «хочу!» (мне хочется выступить для зрителей в зале»);
  • вспомнить о чем-то веселом - смех расслабляет и снимает беспокойство;
  • выходите на сцену с высоко поднятой головой и улыбкой на лице. Она обладает фантастической силой - на нее непременно ответят встречными улыбками, и это придаст вам уверенности;

Помни, что каждый последующий выход на сцену будет даваться все легче и легче в силу накопления опыта. В том числе опыта негативных ситуаций. Твоя задача - сделать все, что в твоих силах, подготовиться на максимум и как бы ни были велики психологические сложности публичного выступления, они могут быть с успехом устранены, если овладеть соответствующими приёмами и способами их преодоления.

Список литературы

  1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М.,1985.
  2. Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии. 1975. № 4.
  3. Петрушин В.И. Артистизм - это и тренировка: О психологической подготовке музыкантов к выступлению // Сов. Музыка. 1971. № 12.
  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология, - М.: Владос, 1997.
  5. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Издательство Института Психотерапии-М-2001.
  6. http://www.planetatalantov.ru/about/articles/Stage_fright.html