Применение игровых технологий для развития креативного мышления обучающихся на уроках английского языка. Сингапурская методика

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: английский язык, игровые технологии, сингапурская методика обучения


1. Введение. Актуальность игровых технологий для развития креативного мышления обучающихся

«Величайшее искусство уметь превращать для детей в игру все,
что они должны делать или выучить.»

Джон Локк
(британский педагог - философ 1632 - 1704 гг.)

Педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС нового поколения. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

В связи с этим, приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Очень важно их своевременное выявление и эффективное использование. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь. Большую роль в развитии учащихся младшего школьного возраста играет фантазия и воображение. В связи с этим школа должна уделять больше внимания развитию творческого мышления и воображения учащихся, что положительно влияет на развитие их творческого потенциала.

Необходимо учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины. Следовательно, креативное мышление человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу его развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Исследования креативности выявили, что препятствиями к ее проявлению могут выступать страх оказаться «белой вороной», склонность к конформизму, моральные запреты, однообразие решаемых задач. Таким образом, проявление творческих способностей (креативности) зависит не только от одаренности личности, но также от ее самоактуализации и мотивации (А.К.Маркова, А.Маслоу, И.Б.Смирнов).

Проблема низкой учебной мотивации школьников всех возрастов остается одной из самых актуальных при обучении многим школьным дисциплинам. Особенно актуальна эта проблема при обучении английскому языку. Наличие творческого мышления у школьников позволит развиваться им в таком сложном для понимания и изучения предмете. Игровые технологии позволяют повысить мотивацию и вовлеченность учащихся в учебный процесс.

Особую актуальность проблема активизации познавательной деятельности на уроках английского языка приобрела в условиях реализации ФГОС нового поколения. Перед учителями ставится задача подготовить человека, способного эффективно коммуницировать на иностранном языке, решать творческие задачи и имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Для формирования такого человека необходимо развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира.

Современная школа испытывает насущную потребность в расширении методического потенциала, и активного внедрения игровых технологий в учебно-воспитательный процесс. К подобным активным формам обучения относятся игры. Игра в педагогике - это процесс, в котором ребенок подражает взрослым, изучает их отношения и учится играть определенные роли. В настоящее время игра изучается как сложный социокультурный феномен многих наук: психологии, философии, культурологии, социологии, педагогики.

Игровая технология тесно сопряжена с технологией сотрудничества. При грамотной реализации можно добиться положительного педагогического эффекта, что является одним из плюсов подобного рода обучения, поскольку любое взаимодействие учащихся в группах дает возможность каждому обучающемуся проконтролировать свое поведение, ориентируясь на реальные и предполагаемые реакции других людей. Работа в группах на уроках английского языка позволяет повысить речевую активность обучающихся и способствует формированию коммуникативной компетенции.

Игры способствуют использованию учащимися языкового материала в непринужденной форме, с подключением эмоционально сферы и представляют собой одну из форм гуманистического подхода к обучению. при определении цели занятия учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход к каждому ученику, что побуждает их к большей самостоятельности и активности. Для повышения эффективности обучения необходимо внедрять разнообразные игровые технологии в учебно-воспитательный процесс.

2. Использование игровых технологий на уроках английского языка. Применение сингапурской методики

Сингапурская методика основана на командных формах работы, создании психологически комфортной безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для достижения академических целе, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т.д.

Особенности системы образования Сингапура.

  1. Высокие инвестиции в образование. Около 20% государственного бюджета Сингапура поступает в образовательную систему - это крупнейшая статья расходов после ВПК.
  2. Повышение статуса учителя и престижа образовательной сферы.
  3. Индивидуализация обучения. Гибкая учебная программа, которая строиться на потребностях и склонностях ученика, а не на навязанных кем-то единых стандартах - единственный путь к тому, чтобы сделать образование эффективным.
  4. Программы профессионального и дополнительного образования. Непрерывное образование на протяжении жизни уже стало необходимостью для специалиста в любой сфере.
  5. Этика успеха и «буржуазные добродетели». Стремление к совершенству любой ценой, боязнь остаться позади других - возможно, наиболее важный секрет «сингапурского чуда».

В основе Сингапурской методики обучения лежит система кооперативного обучения доктора Спенсера Кагана, идеи Л.С.Выгодского, Давыдова и Эльковина, методические приемы педагогов 90-х годов «Драмогерменевтики» П.М.Ерошова и социоигровой методики В.М.Букатова и Е.А. Ершовой, гуманная педагогика Ш.Амонашвили и др.

Главная цель сингапурского обучения: превратить пассивного ученика в активного ученика.

Описание сингапурской методики

Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа - сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют.

По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов.

Сингапурская методика представляет собой набор тезисов и формул, называемых в Сингапуре структурами, для более качественной проработки урока, основных обозначено тринадцать, но на самом деле их несколько десятков.

  • МЭНЭДЖ МЭТ - управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто - напротив, как оппонент, как им общаться.
  • ХАЙ ФАЙВ - концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания.
  • КЛОК БАДДИС - «друзья по времени», выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться.
  • ТЭК ОФ - ТАЧ ДАУН - «встать - сесть» - структура знакомства с классом и получения информации. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть.
  • ДЖОТ ТОСТ - «запишите мысль» - оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух. Сразу после анализ итогов.
  • ТИК - ТЭК - ТОУ - развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами в схеме. Слова отлично заменяются числами, например.
  • СТЕ ЗЕ КЛАСС - «перемешай класс» - ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку. После обязательный общий анализ.
  • КОНЭРС - распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам.
  • СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ - структура, в которой все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку.
  • КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД - «опроси - опроси - обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.
  • ТАЙМД ПЭА ШЭА - два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени.
  • МИКС ПЭА ШЭА - произвольное смешение класса под музыку, образуя случайную пару, когда музыка заканчивается, и обсуждают тему в коротких ответах (РЕЛЛИ РОБИН) или в полных.
  • МИКС ФРИЗ ГРУП - смешивание учащихся под музыку, когда она прекращается - замирают и создают группы, количество которых зависит от ответа на заданный вопрос.
  • ТИМ ЧИР - разминка, веселое упражнение для поднятия настроения и духа, кричалка. Вдохнуть, стряхнуть, улыбнуться.

Основные принципы:

  1. Взаимозависимость всех членов группы.
  2. Личная ответственность каждого.
  3. Равная доля участия каждого.
  4. Рефлексия (обсуждение качества работы в команде).

Особенности сингапурской методики:

  1. Командная работа выстроена по определенным принципам: позитивная взаимозависимость, равное участие, индивидуальная ответственность, одновременное взаимодействие.
  2. Учитель - модератор, наставник, помощник.
  3. Для педагога уже готовы алгоритм построения урока.
  4. Для обучающихся: меняется отношение к учебному процессу, появляется чувство индивидуальной ответственности за результат своей деятельности на уроке. Школьники активнее включаются в работу, учатся четкой организации.

Как происходит оценивание на уроке по сингапурской методике? Обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и общую вовлеченность учащихся. Отметки же можно выставлять следующим образом: учащиеся пишут свои ответы в начале работы по структуре; на одном из последующих этапов они записывают информацию, услышанную от партнера; в конце урока учащихся ставят себе отметку за работу; учитель собирает письменные работы и сравнивает самооценку с правильностью выполненных заданий.

Важно объяснить критерии оценивания (например, не менее 3-х предложений.) Учащиеся должны понимать, что нужно внимательно слушать друг друга, особенно ответы всему классу, когда учитель поправляет ошибки. Кроме того, когда ученики знают, что их самооценка подтверждается учителем, перед тем, как отметка будет выставлена в журнал, они оценивают себя даже строже чем сам учитель.

3. Практическая часть. Фрагмент урока

Технологическая карта урока английского языка

Предмет: английский язык, 5 класс, УМК Spotlight

Тема: «Морские животные» Spotlight-5 (Ю.Е.Ваулина, В.Эванс, Д.Дули и др. Английский в фокусе 5 кл., Москва, Просвещение, 2014г.) Модуль 5, урок English in use 5.

Тема урока: Практика устной речи. Диалог познавательного характера по теме "Необычные морские животные".

Цель урока:

Обучающая:

  • научиться о любимых животных и их особенностях, отвечать на поставленные вопросы;
  • развивать информационную и социокультурную компетенции;

Развивающие:

  • развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки;
  • развивать воображение при моделировании ситуаций общения;
  • развивать навыки работы с информацией;
  • развивать исследовательские учебные действия: умение выполнять задачу по заданной инструкции;

Воспитательные:

  • способствовать осознанию возможностей самореализации средствами иностранного языка.

Технологическая карта урока

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые результаты.

- освоить и отработать в речевых высказываниях фразы, используемые для построения диалога, соблюдая нормы речевого этикета;

- воспринимать на слух и понимать интересующую информацию в аутентичных текстах-диалогах;

-составлять диалогическое высказывание по теме «Мое любимое животное»;

Универсальные учебные действия

Регулятивные

  • Ставить общие цели, умение совместно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владеть основами постановки и решения задачи творческого характера.

Личностные

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
  • умение сотрудничать,
  • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации;
  • осознание возможностей самореализации средствами ИЯ;
  • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

Познавательные

  • пользоваться логическими действиями сравнения, обобщения, по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
  • строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
  • контролировать и оценивать результаты своей деятельности;

Коммуникативные

  • готовность и способность осуществлять общение на АЯ:
  • осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
  • владеть диалогической формой речи, в соответствии с принятыми нормами этикетного характера;
  • адекватно использовать речевые средства;
  • уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

Образовательные ресурсы

Учебное пособие «Spotlight» за 5 класс, авторы Ю.Е.Ваулина, В.Эванс, Д.Дули и др.
Книга для учителя
Рабочая тетрадь;
Звуковое приложение (CD);

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

1. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Введение в языковую среду, создание благоприятной атмосферы. Игра для повторения лексики (мнемотехника) с использованием платформы Learning Apps https://learningapps.org/398708. Техника ХАЙ ФАЙВ (отработка получения задания от учителя или дачи ответа учителю после поднятия руки учителя)

2. Речевая и фонетическая зарядка

Готовность к активному усвоению знаний.
Совершенствование произносительных навыков. Игра для тренировки произношения «Морские животные» https://wordwall.net/ru/resource/17368555/animals. Техника ТИМ ЧИР (разминка, подготовка речевого аппарата к говорению на иностранном языке. Дети выкрикивают названия животных.)

3. Актуализация опорных знаний

Построение речевого высказывания с использованием опоры.

4. Определение темы урока

Развитие навыков креативного мышления.

5. Введение активной лексики урока

Знакомство с новыми фразами и тренировка лексических навыков. Презентация «Мои любимые животные» на сервисе Sutori https://www.sutori.com/en/story/animals--kTJi8h1LkmRLosWuGQpMUmNJ

6. Первичное закрепление знаний.

Формирование умения извлекать информацию из заданных алгоритмов. Игровая технология СТЁ ЗЕ КЛАСС «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.) Учащиеся передвигаются по классу и пополняют свои списки с качествами животных.

7. Отработка навыков говорения.

Развитие навыков речевой деятельности в форме диалога, техника РАУНД ТЭЙБЛ (ученик загадывает животное и описывает его основные характеристики, другой ученик должен назвать животное на основе полученной информации)

8. Домашнее задание.

Развитие навыков самоконтроля. Техника ТИК-ТЭК-ТОУ (участники составляют предложение, используя слова из заранее заготовленного раздаточного материала. Учитель заранее готовит поле 3х3 в каждой графе слово по теме, задача учеников составить предложения с тремя словами из ряда (по горизонтали, вертикали, диагонали).

9. Подведение итогов урока.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. Квиз на платформе https://wordwall.net/ru/resource/36532157/wild-animals-sea-animals

Структура урока

Этапы урока
Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы и методы работы

1. Организационный момент. 1 мин
Good morning, boys and girls!
I'm glad to see you.
Sit down, please.
What is the date today?
What is the day today?
Who is absent today?
What is the weather today?
Thank you , sit down.

Учитель приветствует учащихся, спрашивает какое сегодня число, кто дежурный, кто отсутствует, какая погода

Приветствие учителя.
Вхождение в иноязычную языковую среду.
Ответы на вопросы.

Коллективная

2. Фонетическая зарядка: 2 мин
Reading rules -or-, -ar-.
Listen and repeat.

Правило произношения звуков -s, -z c транскрипцией.

Повторяют за диктором (аудиозапись)
Учебник упр. 9, стр. 67.

Коллективная

3. Проверка домашнего задания - 10 мин

Напоминает содержание домашнего задания, учебник упр.7, стр. 67

Презентуют возле доски результаты самостоятельного выполнения задания.

Индивидуальная

4. Определение темы урока: 2 мин

Задаёт наводящие вопросы, чтобы помочь учащимся определить тему урока «Животные».

Дают варианты темы урока.

Коллективная

Приемы развития аналитического мышления.

5. Речевая и фонетическая зарядка: 2мин
Look at the poster. How do children feel?
Listen and repeat.

Мотивация учащихся на использование знакомых прилагательных, описывающих животных.

Называют ранее изученные прилагательные.
Повторяют за диктором (аудиозапись).

Коллективная
Приёмы развития аналитического мышления

6. Введение активной лексики урока: 7 мин

Дает инструкции к аудио-прослушиванию и повторению за речевым образцом.
Инструкции по чтению и определению речевого назначения фразы.

Воспроизводят фразы за образцом, обращая внимание на произношение и интонацию.
Читают фразы с определением их речевого назначения.
Воспроизводят фразы по памяти.

Коллективная
Фронтальный опрос
Приёмы развития речевой догадки

7. Отработка навыков аудирования: 5 мин

Инструкция по прослушиванию диалогов.

Слушают диалоги.
Отвечают на вопросы.

Индивидуальная
Фронтальный опрос

8. Отработка навыков чтения: 5 мин

Назначает по 2 пары учащихся для прочтения каждого диалога.

Читают диалоги в парах, соблюдая интонационную модель.

Работа в парах

9. Отработка навыков построения диалогического высказывания по образцу: 10 мин

Инструкции по работе в парах.
Проверка результата.

Каждая пара по составляет диалог-загадку и отгадывает загаданное животное по описанию.

Работа в парах
Фронтальный опрос

10. Домашнее задание: 1 мин
Р.т.

Объясняет выполнение д/з.

11. Подведение итогов урока, рефлексия: 2 мин
Did you like the lesson? Why?
Thank you for your work/ the marks for the lesson are …
The lesson is over. Goodbye, students.

Thank you for the lesson. Goodbye!

На уроке были реализованы следующие принципы:

  • принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
  • принцип развития самостоятельного творческого мышления учащихся
  • коммуникативный принцип обучения иностранным языкам.

Каждый вид наглядности использовался для более доступного восприятия речи учителя и развития навыка диалогического и монологического высказывания.
Принцип систематически и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был правильный переход от простых заданий к сложным.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся достигалась с помощью наводящих вопросов, руководство учением школьников осуществлялось со следующим схемам:

  • Учитель - ученик; ученик - ученик.

Развитие учащихся на уроке осуществлялось, в полной мере были задействованы все учащиеся.

Преобладающий характер познавательной деятельности - творческий.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организаций учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, работа в тетрадях способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Уровень самостоятельного мышления школьников. Их познавательную активность, уровень усвоения и использования материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд этот урок послужит толчком. Опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Учащихся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик».

Хорошо развитая память учащихся обусловила включение содержание урока такой вид речевой деятельности, как диалогическая речь по схеме «ученик - ученик» и монологическое высказывание.

На данном уроке поставленные задачи оказались в основном решены.

Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было благодаря смене видов деятельности и форм работы.

Все этапы урока были пройдены. Временные рамки урока соблюдены. Считаю, что каждая из целей урока была достигнута, о чем ребятам было сообщено в качестве положительных оценок в конце урока.

4. Заключение

Сторонники этой методики отмечают, что сингапурская методика обучения имеет ряд положительных моментов. Так, на уроке задействован весь класс, увеличивается разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую активность обучающихся. Ученикам, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность, повышается мотивация к изучаемому предмету, что ведет к более эффективному освоению школьниками образовательной программы. Также плюс сингапурской методики - хорошо развивается устная речь.

Применение обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс, при котором центром класса является ученик, а не учитель. При этом учитель перестает быть единственным источником знания в классе, диктующим всем, что делать - он лишь помогает детям развиваться и обучаться.

Сингапурская методика обучения - мощный инструмент в получении обучающимися знаний по предмету и многостороннему развитию их способностей. В России активно продвигает сингапурскую методику обучения президент Союза преподавателей Сингапура, исполнительный директор компании Educare Co-operative Limited (Educare) Тируман Майк Марияппа (Mike Mariyappa Thiruman). Около 20 тысяч учителей прошли обучение по этой методике и используют ее в своей работе.

Список литературы

  1. Spotlight - 5 (Ю.Е.Ваулина, В.Эванс, Д.Дули и др. Английский в фокусе 5 кл., Москва, Просвещение, 2014г.)
  2. https://infourok.ru/primenenie-na-urokah-obuchayuschih-struktur-singapurskoy-metodiki-obucheniya-1267129.html
  3. https://mel.fm/pedagogika/8021759-Singapore_school
  4. http://www.narodsobor.ru/events/education/30716-proizvodstvo-deshyovoj-rabochej-sily-kak-novaya-czel-rossijskogo-obrazovaniya?format=pdf
  5. https://womanadvice.ru/singapurskaya-metodika-obucheniya-chto-eto-takoe