Урок изобразительного искусства по теме «Пейзаж настроения. Природа и художник». 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6

Ключевые слова: пейзаж


Технологическая карта изучения темы урока

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

6 класс

Тема четверти

Человек и пространство. Пейзаж

Тема урока

Пейзаж настроения. Природа и художник

Художественно-педагогическая (нравственная) идея урока

У природы есть своё настроение - состояние, задача художника - уловить это настроение - состояние. Пейзаж будет удачным, если настроение природы и художника созвучны, если художник - мыслитель владеет средствами художественной выразительности.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Формирование знаний учащихся о средствах художественной выразительности в пейзажной живописи, знакомство с шедеврами мировой и отечественной пейзажной живописи

Художественно-педагогические задачи

Познакомить с понятием «настроение» в пейзаже, колорит в пейзаже, тон в пейзаже
Познакомить с шедеврами пейзажной живописи

Основные термины и понятия

Средства художественной выразительности
Тон, колорит, настроение, состояние, светотень
Импрессионизм, постимпрессионизм
Художник - педагог - мыслитель

Форма проведения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Планируемые результаты

Личностные: осознание жизненных ценностей, нравственных норм.
Предметные: изучение средств художественной выразительности в пейзажной живописи.
Метапредметные:

  • регулятивные: умение ставить цели изучения темы, намечать план действий, осуществлять его;
  • коммуникативные: развитие речевой деятельности и навыков сотрудничества;
  • познавательные: выполнение логических операций, изучение шедевров мировой живописи

Материалы и инструменты

Листы А3 для групповой работы с таблицами
Альбомы, кисти, акварель (для индивидуальной работы)

Приемы и методы

  • работа с репродукциями
  • работа с текстом
  • работа в группе
  • работа с таблицами
  • индивидуальная творческая работа
  • рефлексия

Ожидаемый результат

Понимание детьми необходимости изучать средства художественной выразительности.
Овладение приёмами изображения различных состояний природы

Используемые современные технологии

Системно-деятельностный подход
Технология развития критического мышления

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная, работа с текстом, домашнее задание.

Межпредметные связи

Литература, история, МХК

Оборудование

Учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», 6 класс, Неменская Л.А.
Текст для работы в группах
Раздаточный материал для индивидуальной практической работы
Слайды презентации «Пейзажи Гусева Н.Л.»

Интернет-ресурсы

https://dhsh-krasnoe.kst.muzkult.ru/media/2018/08/07/1227895283/gusev.pdf - Гусев Н.Л.

Методическая литература

Ирина Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя»

Технологическая карта урока (по технологии развития критического мышления)

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Стадия вызова

Самоопределение

Мотивация
к учебной деятельности

Актуализация знаний

Оргмомент

Работа учебником

Слайды презентации

Фронтальная беседа

Постановка проблемного вопроса

Организует работу учащихся в начале урока
Обращает внимание учащихся на репродукции пейзажей импрессионистов и постимпрес- сионистов, размещённые на страницах учебника
Предлагает рассмотреть пейзажи Гусева Н.Л. в презентации

Настраиваются на рабочий лад

Рассматривают репродукции в учебнике
Комментируют увиденное
Отвечают на вопросы
Выясняют, какова тема урока
Намечают план действий
Рассматривают слайды презентации
Рождается проблемный вопрос

Познавательные: выполнение логических операций: анализ, синтез. Сравнение, классификация
Личностные: освоение личностного смысла учения
Коммуникативные: навыки сотрудничества, умение вести диалог
Регулятивные: целеполагание, планирование

2.Стадия осмысления

Выявление места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Работа с учебным текстом

Критическое слушание

Работа с таблицей

Работа в группах

Поиск ошибок
и их исправление

Организует работу с
учебным текстом

Организует работу по заполнению таблиц

Организует работу с репродукциями

Слушают текст «Учебный диалог»

Составляют в группах таблицу «тонких» и «толстых» вопросов
Работают с репродукциями, размещая их в таблице
Работая в группе, составляют сводную таблицу «Как написать время суток в пейзаже»

Познавательные: выполнение логических операций: классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей; умение работать с таблицами
Личностные: исследование и принятие жизненных ценностей
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

3.Стадия рефлексии

Реализация построенного проекта

Рисунок акварелью

Организует индивидуальную практическую работу

Работают индивидуально, рисуют время суток в пейзаже

Познавательные: развитие умения работать с таблицами
Личностные: умение применять теоретические знания в своей личной практической деятельности
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества
Регулятивные: коррекция, оценка, саморегуляция

Первичное закрепление

Самостоятельная работа по эталону

Обсуждение работ

Импровизированная выставка

Организует рефлексию Комментируют свои работы,
работы одноклассников, делают выводы

Включение в систему новых знаний и повторение

Рефлексия учебной деятельности

Планы дальнейшей деятельности Задаёт домашнее задание, инструктирует по его выполнению Записывают домашнее задание,
задают уточняющие вопросы

Ход урока

Учитель обращает внимание учащихся на страницы учебника 152-154, на которых размещены пейзажи импрессионистов - К.Моне, П.Синьяка, А.Сислея, постимпрессионистов - В.Ван Гога, П.Сезанна, и задаёт вопросы классу:

  1. Знакомы ли вам эти пейзажи?
  2. Какие виды пейзажной живописи здесь представлены?
  3. Кто авторы этих пейзажей?
  4. В какой стране зародилось новое направление в искусстве - импрессионизм?
  5. Каковы особенности живописи импрессионистов и постимпрессионистов?
  6. Что общего в этих пейзажах?
  7. Что их отличает?
  8. Какое настроение природы отразили художники?
  9. Что такое настроение?
  10. В чём заключается задача художника-пейзажиста?
  11. Как художник связан с природой?
  12. Какие средства художественной выразительности помогают художнику показать настроение природы?
  13. Что такое колорит в пейзаже?

Постепенно учащиеся выясняют, что у природы есть свое настроение - состояние, задача художника - уловить это настроение - состояние, пейзаж будет удачным, если настроение природы и художника созвучны, если художник владеет средствами художественной выразительности. Всё это и есть предмет нашего внимания на уроке.

Учитель задаёт учащимся вопрос:

- «Как вы считаете, природа нашей местности, нашего Красносельского района, достойна кисти художника?»

Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть на слайдах презентации картины - пейзажи замечательного русского художник-живописца, педагога Красносельского училища художественной обработки металлов, члена Союза художников России, ГУСЕВА НИКОЛАЯ ЛЕОНИДОВИЧА (1946-2011).

Учащиеся рассматривают пейзажи Николая Леонидовича на слайдах презентации, узнают РОДНЫЕ места, отмечают особенности пейзажей мастера, использованные художественные материалы, особенности состояния природы…

Сообща, учащиеся ставят проблемный вопрос: «Какие средства выразительности, какие приёмы помогают художнику добиться реалистичности и вместе с тем лиричности данных пейзажей?»

Стадия осмысления

Учитель предлагает учащимся внимательно послушать учебный диалог двух учеников, например Никиты и Ани (они заранее подготовлены учителем). Никита и Аня выходят к доске или экрану, на котором демонстрируется учебная таблица «Изменение в пейзаже по тону и цвету в разное время суток», выполненная талантливым русским художником - педагогом Николаем Петровичем Крымовым (1884-1958).

«Изменение в пейзаже по тону и цвету в разное время суток»
Учебный пейзаж-таблица. Крымов Н.П., 1934

После того, как ребята закончат диалог, начинается работа в группах. Участники групп должны составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов.

Учебный диалог

Никита - Однажды в 1926 году в летний солнечный день художник Николай Крымов написал пейзаж. В поле около дороги стоял белый дом, окружённый группой деревьев. Этот же пейзаж художник написал ещё 2 раза: в пасмурный день и вечером. А потом поставил все 3 этюда рядом. Он увидел, что все тона вечернего пейзажа оказались темнее дневных тонов. Это навело его на мысль о существовании такого понятия ОБЩИЙ ТОН В ЖИВОПИСИ.

Аня - А что такое тон?

Н. - В переводе с французского слово тон означает «ударение», «напряжение». В живописи тон - это степень светлоты отдельного участка. Есть, например, красный цвет, а есть его ОТТЕНКИ.

А. - Значит, есть светло-красный, красный, тёмно-красный и тёмно-тёмно-красный?

Н. - Совершенно верно! И если вся картина светлая по тону, то и красный в нём должен быть светлым. Вообще, угадать общий тон картины - это очень трудно. Вот у светофора 3 глаза, красный, жёлтый, зелёный. Какой из них самый светлый?

А. - Я думаю - жёлтый!

Н. - А вот и нет! В светофоре все три цвета одного тона.

А. - А от чего зависит тон в природе?

Н. - От времени суток, от погоды, от освещения, от многого другого. Чтобы обобщить свой опыт в 1934 году Николай Крымов для своих студентов пишет учебный пейзаж таблицу «Изменения в пейзаже по тону и цвету в разное время суток». Небольшой пейзаж. Белый дом с красной крышей, рядом с ним поляна, вдали лес. И всё это повторяется в ясный день, в пасмурный день, на закате, поздним вечером, в лунную ночь. Всего 9 раз. Для учеников Крымова было открытием, что окно, написанное коричневым цветом на тёмном фоне картины, будет светиться.

А. - Получается, что траву можно написать не только зелёным, но и серым?

Н. - Да, если правильно выбрать общий тон картины, то она всё равно будет восприниматься нами как трава.

А. - А Крымов был ещё и преподавателем?

Н. - Да, и очень многие ученики Крымова, постигая принципы тональной живописи, стали выдающимися мастерами. Посмотрите на учебную таблицу, и вы убедитесь сами, какую важную роль играет ТОН в живописи.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть такой:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

  1. Как звали художника?
  2. В каком году происходило описанное событие?
  3. Что рисовал художник?
  4. Сколько раз он изобразил этот сюжет?
  5. Что такое тон?
  6. Какой бывает тон в пейзаже?
  7. Как называлось учебное пособие, созданное художником?
  8. Играет ли тон важную роль в живописи?
  1. Что заинтересовало художника при работе над, казалось бы, простым пейзажным мотивом?
  2. Зачем он рисовал это несколько раз?
  3. Зачем художникам знать, что такое тон?
  4. От чего зависит тон в пейзаже?
  5. Что стало итогом работы художника над пейзажем?
  6. О каком новом средстве художественной выразительности сегодня вы узнали?

Учитель предлагает вниманию учащихся репродукции пейзажей Н.П.Крымова формата А4, но так, чтобы на репродукциях не были подписаны названия:

  • «Утро», 1918;
  • «Утро», 1914;
  • «У мельницы»,1927
  • «Осень», 1918;
  • «Перед закатом», 1917;
  • «Мельница», 1919
  • «Туча»,1909;
  • «Лунная ночь», 1910

По желанию учащиеся подходят к магнитной доске, на ней начерчена таблица, и прикрепляют репродукции в какой-либо столбик таблицы:

Утро

День

Вечер

Ночь

Учащиеся всего класса осмысливают происходящее, высказывают своё мнение, исправляют ошибки, выясняют, что настроение в пейзаже может зависеть от времени суток.

Стадия рефлексии

Учитель организует работу групп таким образом, чтобы в результате у каждой группы получилась сводная таблица, учащиеся сами выделяют линии сравнения, их будет разумнее обсудить перед заполнением таблицы:

Как написать время суток в пейзаже?

Линии сравнения

Утро

День

Вечер

Ночь

Цвет листвы и травы на свету

Нежный, светло-зелёный с розовым от утреннего солнца

Яркий,
тёплый,
жёлто-зелёный, золотистый

Тёплый, в жёлто-зелёном появляется умбра

Появляется холодный лунный свет, лимонный

Тон листвы и травы на свету

Светлый

Насыщенный

Приглушённый

Тёмный, глухой

Цвет листвы и травы в тени

Нежный, в лёгкую зелень добавить голубого

Холодный,
в зелень добавить синего, тени короткие

Тени станут длинными, более густыми с фиолетовым

Тени станут тёплыми,
зелёный с умброй

Тон листвы и травы в тени

Светлый, лёгкий

Резкий, насыщенный

Насыщённый, мягкий

Тёмный, глухой

Цвет неба

Нежный с розовым

Голубое небо, белые и золотые облака

Облака золотисто - розовые, хорошо видны тени

Ультрамарин, сине - зелёный, облака смотрятся тёмно-синими пятнами

Тон неба

Светлый, лёгкий

Более насыщенный

Насыщённый мягкий

Тёмный, глухой

При заполнении ячеек в таблице можно распределить обязанности в группе, чтобы каждый участник группы выполнял свою строку.

После работы над таблицей надо организовать её обсуждение.

Учащиеся делают вывод: «Эта таблица - краткая инструкция для постижения азов пейзажной живописи!»

Учитель предлагает учащимся воплотить в жизнь свои теоретические изыскания и выполнить практическое задание. Каждому индивидуально выдаётся карточка-задание с тренировочным упражнением. Карточка может быть следующей:

Выполните пейзаж настроения, применив акварель и беличьи кисти №2-3.

Раннее утро

Солнечный полдень

Лунный свет

Творческая задача: применяя акварель и кисти один и тот же мотив природы показать в трёх разных состояниях.

Обсуждение работ.

Отмечают достоинства, пути реализации творческих планов в дальнейшем.

Домашнее задание

  1. Закончите работу над исследовательским проектом «Личность художника и мир его времени в пейзажах». Подготовьте выступление для публичной презентации и защиты своей работы.
  2. Используя ресурсы Интернета, узнайте, что такое пуантилизм, кто является родоначальником этого приёма в живописи.