Технологическая карта изучения темы урока
Предмет |
Изобразительное искусство |
Класс |
6 класс |
Тема четверти |
Человек и пространство. Пейзаж |
Тема урока |
Пейзаж настроения. Природа и художник |
Художественно-педагогическая (нравственная) идея урока |
У природы есть своё настроение - состояние, задача художника - уловить это настроение - состояние. Пейзаж будет удачным, если настроение природы и художника созвучны, если художник - мыслитель владеет средствами художественной выразительности. |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Цель урока |
Формирование знаний учащихся о средствах художественной выразительности в пейзажной живописи, знакомство с шедеврами мировой и отечественной пейзажной живописи |
Художественно-педагогические задачи |
Познакомить с понятием «настроение» в пейзаже, колорит в пейзаже, тон в пейзаже
|
Основные термины и понятия |
Средства художественной выразительности
|
Форма проведения |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Планируемые результаты |
Личностные: осознание жизненных ценностей, нравственных норм.
|
Материалы и инструменты |
Листы А3 для групповой работы с таблицами
|
Приемы и методы |
|
Ожидаемый результат |
Понимание детьми необходимости изучать средства художественной выразительности.
|
Используемые современные технологии |
Системно-деятельностный подход
|
Формы организации учебной деятельности |
Фронтальная, групповая, индивидуальная, работа с текстом, домашнее задание. |
Межпредметные связи |
Литература, история, МХК |
Оборудование |
Учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», 6 класс, Неменская Л.А.
|
Интернет-ресурсы |
https://dhsh-krasnoe.kst.muzkult.ru/media/2018/08/07/1227895283/gusev.pdf - Гусев Н.Л. |
Методическая литература |
Ирина Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя» |
Технологическая карта урока (по технологии развития критического мышления)
Этап урока
|
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
1 Стадия вызова Самоопределение
Мотивация
Актуализация знаний |
Оргмомент
Работа учебником Слайды презентации Фронтальная беседа
Постановка проблемного вопроса |
Организует работу учащихся в начале урока
|
Настраиваются на рабочий лад
Рассматривают репродукции в учебнике
|
Познавательные: выполнение логических операций: анализ, синтез. Сравнение, классификация
|
2.Стадия осмысления Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения |
Работа с учебным текстом Критическое слушание
Работа с таблицей Работа в группах
Поиск ошибок
|
Организует работу с
Организует работу по заполнению таблиц
Организует работу с репродукциями |
Слушают текст «Учебный диалог»
Составляют в группах таблицу «тонких» и «толстых» вопросов
|
Познавательные: выполнение логических операций: классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей; умение работать с таблицами
|
3.Стадия рефлексии Реализация построенного проекта |
Рисунок акварелью |
Организует индивидуальную практическую работу |
Работают индивидуально, рисуют время суток в пейзаже |
Познавательные: развитие умения работать с таблицами
|
Первичное закрепление Самостоятельная работа по эталону |
Обсуждение работ Импровизированная выставка |
Организует рефлексию |
Комментируют свои работы,
работы одноклассников, делают выводы |
|
Включение в систему новых знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности |
Планы дальнейшей деятельности | Задаёт домашнее задание, инструктирует по его выполнению |
Записывают домашнее задание,
задают уточняющие вопросы |
Ход урока
Учитель обращает внимание учащихся на страницы учебника 152-154, на которых размещены пейзажи импрессионистов - К.Моне, П.Синьяка, А.Сислея, постимпрессионистов - В.Ван Гога, П.Сезанна, и задаёт вопросы классу:
- Знакомы ли вам эти пейзажи?
- Какие виды пейзажной живописи здесь представлены?
- Кто авторы этих пейзажей?
- В какой стране зародилось новое направление в искусстве - импрессионизм?
- Каковы особенности живописи импрессионистов и постимпрессионистов?
- Что общего в этих пейзажах?
- Что их отличает?
- Какое настроение природы отразили художники?
- Что такое настроение?
- В чём заключается задача художника-пейзажиста?
- Как художник связан с природой?
- Какие средства художественной выразительности помогают художнику показать настроение природы?
- Что такое колорит в пейзаже?
Постепенно учащиеся выясняют, что у природы есть свое настроение - состояние, задача художника - уловить это настроение - состояние, пейзаж будет удачным, если настроение природы и художника созвучны, если художник владеет средствами художественной выразительности. Всё это и есть предмет нашего внимания на уроке.
Учитель задаёт учащимся вопрос:
- «Как вы считаете, природа нашей местности, нашего Красносельского района, достойна кисти художника?»
Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть на слайдах презентации картины - пейзажи замечательного русского художник-живописца, педагога Красносельского училища художественной обработки металлов, члена Союза художников России, ГУСЕВА НИКОЛАЯ ЛЕОНИДОВИЧА (1946-2011).
Учащиеся рассматривают пейзажи Николая Леонидовича на слайдах презентации, узнают РОДНЫЕ места, отмечают особенности пейзажей мастера, использованные художественные материалы, особенности состояния природы…
Сообща, учащиеся ставят проблемный вопрос: «Какие средства выразительности, какие приёмы помогают художнику добиться реалистичности и вместе с тем лиричности данных пейзажей?»
Стадия осмысления
Учитель предлагает учащимся внимательно послушать учебный диалог двух учеников, например Никиты и Ани (они заранее подготовлены учителем). Никита и Аня выходят к доске или экрану, на котором демонстрируется учебная таблица «Изменение в пейзаже по тону и цвету в разное время суток», выполненная талантливым русским художником - педагогом Николаем Петровичем Крымовым (1884-1958).
«Изменение в пейзаже по тону и цвету в разное время суток»
Учебный пейзаж-таблица. Крымов Н.П., 1934
После того, как ребята закончат диалог, начинается работа в группах. Участники групп должны составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов.
Учебный диалог
Никита - Однажды в 1926 году в летний солнечный день художник Николай Крымов написал пейзаж. В поле около дороги стоял белый дом, окружённый группой деревьев. Этот же пейзаж художник написал ещё 2 раза: в пасмурный день и вечером. А потом поставил все 3 этюда рядом. Он увидел, что все тона вечернего пейзажа оказались темнее дневных тонов. Это навело его на мысль о существовании такого понятия ОБЩИЙ ТОН В ЖИВОПИСИ.
Аня - А что такое тон?
Н. - В переводе с французского слово тон означает «ударение», «напряжение». В живописи тон - это степень светлоты отдельного участка. Есть, например, красный цвет, а есть его ОТТЕНКИ.
А. - Значит, есть светло-красный, красный, тёмно-красный и тёмно-тёмно-красный?
Н. - Совершенно верно! И если вся картина светлая по тону, то и красный в нём должен быть светлым. Вообще, угадать общий тон картины - это очень трудно. Вот у светофора 3 глаза, красный, жёлтый, зелёный. Какой из них самый светлый?
А. - Я думаю - жёлтый!
Н. - А вот и нет! В светофоре все три цвета одного тона.
А. - А от чего зависит тон в природе?
Н. - От времени суток, от погоды, от освещения, от многого другого. Чтобы обобщить свой опыт в 1934 году Николай Крымов для своих студентов пишет учебный пейзаж таблицу «Изменения в пейзаже по тону и цвету в разное время суток». Небольшой пейзаж. Белый дом с красной крышей, рядом с ним поляна, вдали лес. И всё это повторяется в ясный день, в пасмурный день, на закате, поздним вечером, в лунную ночь. Всего 9 раз. Для учеников Крымова было открытием, что окно, написанное коричневым цветом на тёмном фоне картины, будет светиться.
А. - Получается, что траву можно написать не только зелёным, но и серым?
Н. - Да, если правильно выбрать общий тон картины, то она всё равно будет восприниматься нами как трава.
А. - А Крымов был ещё и преподавателем?
Н. - Да, и очень многие ученики Крымова, постигая принципы тональной живописи, стали выдающимися мастерами. Посмотрите на учебную таблицу, и вы убедитесь сами, какую важную роль играет ТОН в живописи.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть такой:
«Тонкие» вопросы
|
«Толстые» вопросы |
|
|
Учитель предлагает вниманию учащихся репродукции пейзажей Н.П.Крымова формата А4, но так, чтобы на репродукциях не были подписаны названия:
- «Утро», 1918;
- «Утро», 1914;
- «У мельницы»,1927
- «Осень», 1918;
- «Перед закатом», 1917;
- «Мельница», 1919
- «Туча»,1909;
- «Лунная ночь», 1910
По желанию учащиеся подходят к магнитной доске, на ней начерчена таблица, и прикрепляют репродукции в какой-либо столбик таблицы:
Утро |
День |
Вечер |
Ночь |
|
|
|
|
Учащиеся всего класса осмысливают происходящее, высказывают своё мнение, исправляют ошибки, выясняют, что настроение в пейзаже может зависеть от времени суток.
Стадия рефлексии
Учитель организует работу групп таким образом, чтобы в результате у каждой группы получилась сводная таблица, учащиеся сами выделяют линии сравнения, их будет разумнее обсудить перед заполнением таблицы:
Как написать время суток в пейзаже?
Линии сравнения |
Утро |
День |
Вечер |
Ночь |
Цвет листвы и травы на свету |
Нежный, светло-зелёный с розовым от утреннего солнца |
Яркий,
|
Тёплый, в жёлто-зелёном появляется умбра |
Появляется холодный лунный свет, лимонный |
Тон листвы и травы на свету |
Светлый |
Насыщенный |
Приглушённый |
Тёмный, глухой |
Цвет листвы и травы в тени |
Нежный, в лёгкую зелень добавить голубого |
Холодный,
|
Тени станут длинными, более густыми с фиолетовым |
Тени станут тёплыми,
|
Тон листвы и травы в тени |
Светлый, лёгкий |
Резкий, насыщенный |
Насыщённый, мягкий |
Тёмный, глухой |
Цвет неба |
Нежный с розовым |
Голубое небо, белые и золотые облака |
Облака золотисто - розовые, хорошо видны тени |
Ультрамарин, сине - зелёный, облака смотрятся тёмно-синими пятнами |
Тон неба |
Светлый, лёгкий |
Более насыщенный |
Насыщённый мягкий |
Тёмный, глухой |
При заполнении ячеек в таблице можно распределить обязанности в группе, чтобы каждый участник группы выполнял свою строку.
После работы над таблицей надо организовать её обсуждение.
Учащиеся делают вывод: «Эта таблица - краткая инструкция для постижения азов пейзажной живописи!»
Учитель предлагает учащимся воплотить в жизнь свои теоретические изыскания и выполнить практическое задание. Каждому индивидуально выдаётся карточка-задание с тренировочным упражнением. Карточка может быть следующей:
Выполните пейзаж настроения, применив акварель и беличьи кисти №2-3.
Раннее утро
|
Солнечный полдень |
Лунный свет |
|
|
|
Творческая задача: применяя акварель и кисти один и тот же мотив природы показать в трёх разных состояниях.
Обсуждение работ.
Отмечают достоинства, пути реализации творческих планов в дальнейшем.
Домашнее задание
- Закончите работу над исследовательским проектом «Личность художника и мир его времени в пейзажах». Подготовьте выступление для публичной презентации и защиты своей работы.
- Используя ресурсы Интернета, узнайте, что такое пуантилизм, кто является родоначальником этого приёма в живописи.