Цель: обобщение знаний участников по безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Задачи: подготовить учащихся к готовности действовать в предложенных чрезвычайных ситуациях.
Оборудование: проектор, карточки с загадками, часы (секундомер), медицинские принадлежности (бинты, жгут, спирт, вата, робот - тренажёр Гоша), верёвки для вязания туристических узлов.
Ход урока
Ведущий объявляет тему урока, рассказывает, что современный человек постоянно подвергается воздействию различного рода опасностей в быту, на производстве, в пути, на отдыхе. Действуя по принципу «предупреждён, значит, вооружён», каждый из нас и морально и физически готов к тому, что в любой момент и в любой точке мира может возникнуть ситуация, которая потребует мобилизации наших усилий для её решения.
На уроке будут представлены несколько видов чрезвычайных ситуаций.
Рассмотрение видов ЧС.
Задание №1 «Кровотечения».
Каждый день, каждый час, каждую секунду по человеческому организму движется кровь. Средний объём крови у взрослого человека - 5000-6000 мл. Потеря 50% крови (2-2,5 л) - смертельна для человека. Зачастую, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим часто оказываются люди, не имеющие медицинское образование, и от того, как они поведут себя, зависит здоровье, а иногда и жизнь людей. Помочь пострадавшему сможет тот, кто УМЕЕТ, а для того чтобы уметь, надо ЗНАТЬ и ТРЕНИРОВАТЬСЯ.
Какие же существуют типы кровотечения:
- 1 группа - венозное кровотечение, вытекает медленно, тёмного цвета;
- 2 группа - артериальное кровотечение, ярко красного цвета очень интенсивно;
- 3 группа - капиллярное кровотечение, выступает капельками;
- 4 группа - внутреннее кровотечение, кровь течёт в не наружу, а в одну из полостей тела.
(Показ на слайдах)
Оказание первой медицинской помощи:
Наибольшую опасность представляет артериальное кровотечение, для остановки артериального кровотечения используют жгут или закрутку, при венозном - можно ограничиться давящей повязкой. (Практическое применение жгута)
Задание №2 «Ожоги», «Обморожения».
Презентация: «Виды ожогов и обморожений»
Ожог - повреждение ткани кожи, возникшее от теплового (огонь, пар, горячая жидкость, раскаленная поверхность), химического или электрического воздействия.
Обморожение - это повреждение ткани кожи в результате воздействия низкой температуры.
Существует 4 стадии повреждения кожи:
- 1 ст. - покраснение, отечность, боль проходит через 3-7 дней;
- 2 ст. - пузыри, боль - 7 дней, необходимо оперативное вмешательство;
- 3 ст. - поражение сухожилий, мышц, кости;
- 4 ст.- омертвление слоев кожи, обугливание
Оказание первой медицинской помощи при ожоге:
- Снять или обрезать одежду в месте раны.
- Охладить поврежденную поверхность. Наложить стерильную повязку.
- Обеспечить обильное питьё.
- Доставить в больницу.
Оказание первой помощи при обморожении:
- Согреть тело (тёплое помещение, горячее питьё).
- Обмыть мылом повреждённые части.
- Не растирать снегом, шерстью.
- Наложить стерильную повязку и тепло.
- При сильном обморожении доставить в больницу.
Задание №3 «Вязание туристических узлов».
Цель данного задания - познакомить учащихся с историей возникновения узлов, приемами работы с веревкой, способами и методами её использования. Объяснить их практическое применение.
Виды узлов - показ слайдов.
(Практическая часть - вязание узлов)
Задание №4 «Способы переноски пострадавших».
Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени. В этом случаи приходится переносить пострадавшего на руках или изготавливать импровизированные носилки.
Слайды.
(Практическая часть - способы переноски пострадавших)
Задание №5 «Реанимация».
Процесс умирания человека имеет определённую продолжительность, которая ограничивается сроком в 5-7 мин. Это время так называемой клинической смерти, когда человеку ещё можно помочь. Каковы же признаки клинической смерти? Врачи выделяют всего четыре признака: отсутствие сознания; отсутствие реакции зрачка на свет; отсутствие дыхания; отсутствие пульса на сонной артерии.
Весь комплекс реанимационных мероприятий должен проводиться немедленно, при полном отсутствии пульса.
Этапы реанимации (слайды)
(Практическая часть, показ оживления человека на роботе - тренажёре)
Итог урока - рефлексия.
Дополни высказывания:
- Сегодня я узнал(-а)...
- Было интересно...
- Было трудно...
- Я понял(-а), что...
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось...
- Где в нашей школе вам окажут первую медицинскую помощь?
Список используемой литературы
- https://www.bstu.ru/about/important/antiterror/info/med
- https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/universalnyy-algoritm-okazaniya-pervoy-pomoshchi_5
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C
- http://www.bsmp.by/press-tsentr/polezno-znat/pervaya-pomoshch-chto-delat/pravila-okazaniya-pervoj-meditsinskoj-pomoshchi
- https://doc.ua/news/articles/oshibki-pri-okazanii-pervoj-pomoshi-ili-kak-ne-nado-spasat-lyudej
- https://www.dzhmao.ru/info/instruktsiya-po-okazaniyu-pervoy-dovrachebnoy-pomoshchi-.php