Актуальность темы. На сегодняшний день современный комплекс ГТО может стать новой основой системы физического воспитания школьников. В условиях динамичного развития общества особенно актуальным является то, как будет выстроен воспитательный процесс у детей школьного возраста. Большую роль в этом играет физическое развитие детей, основы которого закладываются на уроках физической культуры в школе. Разработанные комплексы физических упражнений, направленные на повышение уровня физического развития учащихся, должны стать основой для подготовки школьников к сдаче норм комплекса ГТО.
ВФСК ГТО возрождается с целью, повышения эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма, и обеспечения преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Физическая культура не только сохраняет здоровье и трудоспособность школьников, предостерегает их от заболеваний, делает интересным и содержательным их досуг, но и влияет на повышение производительности учебного процесса и тем самым на эффективность системы образования в целом. Физически подготовленный ученик лучше учится, меньше утомляется, реже болеет.
Цель: разработать методику подготовки школьников III ступени к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне» и выявить её эффективность.
Задачи:
- Изучить теоретические основы физической подготовки школьников III ступени, к выполнению норм и требований комплекса ГТО;
- Выявить уровень физической подготовленности, мотивацию и отношение школьников III ступени, к выполнению норм и требований комплекса ГТО;
- Обосновать методику подготовки школьников III ступени, к выполнению норм и требований комплекса ГТО и внедрить её в учебно-воспитательный процесс предмета «физическая культура».
Методы применяемые в методике: теоретический анализ и обобщение литературных данных, опрос, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Для оценки мотивации школьников к «физической культуре» нами было проведено анкетирование учащихся, за основу была взята методика Е.П.Ильина.
Для выявления уровня подготовленности школьников, нами использовались двигательные тесты, которые входят в программу требований норм комплекса ГТО: подтягивание из виса на высокой перекладине/ на низкой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, прыжок в длину с места двумя ногами, бег 30 метров, бег на 1500 метров.
Для подтверждения целесообразности применения упражнений направленного воздействия, способствующих повышению уровня физической подготовленности школьников, относящихся к III ступени норм комплекса ГТО, проводился педагогический эксперимент. В нем приняли участие 64 человека. Количество мальчиков составило по 18 человек, количество девочек - 14 человек, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. За период эксперимента общий объем учебно-тренировочных занятий был одинаков в обеих группах. Исходные показатели физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп на начало исследования не имели достоверных различий. Регистрация контрольных испытаний проводилась в стандартных условиях.
Учащиеся контрольной группы - 32, 18 мальчиков и 14 девочек, занимались на основе действующей школьной программы с включением комплексов упражнений направленного воздействия. Учебно-тренировочные занятия у испытуемых экспериментальной и контрольной групп различались содержанием учебно-тренировочных средств для физической подготовленности.
За период эксперимента общий объем учебно-тренировочных занятий был одинаков в обеих группах, продолжительность экспериментальной части 4 месяца (сентябрь-декабрь).
Чтобы определить физическую подготовленность школьников III ступени, к выполнению комплекса ГТО, нами было проведено исследование, в котором мы выявили уровень подготовленности учащихся.
Из полученных нами данных мы видим, что учащиеся недостаточно подготовлены к выполнению норматива испытания (теста): подтягивание из виса на высокой перекладине. Мы видим, что выполнить испытание на серебряный знак отличия смогли только 22,2% учащихся, на бронзовый знак отличия с испытанием справились 28,8% школьников. Не смогли выполнить двигательное действие на какой-либо знак отличия - 50% учащихся. На золотой знак отличия ни один из учащихся не справился с данным испытанием (Диаграмма 1)
Диаграмма 1 - Результаты испытания (теста) - Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики)
После проведенного нами испытания (теста) мы видим, что ни один из учащихся не смог выполнить данное двигательное действие на золотой знак отличия, что свидетельствует о недостаточной силовой подготовке школьников. Справиться с испытанием на серебряный знак отличия удалось лишь 7,1% учащихся, выполнить это же испытание (тест) на бронзовый знак отличия оказалось под силу 14,3% школьников. Остальные учащиеся не справились с испытанием на какой-либо знак отличия, что составило 78,6% учащихся (Диаграмма 2)
Диаграмма 2 - Результаты испытания (теста) - Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (девочки)
После проведенного эксперимента мы видим, что на серебряный знак отличия выполнить испытание смогли только 16,7% учащихся, выполнить испытание на золотой знак отличия школьники не смогли, на золотой знак отличия необходимо выполнить испытание с результатом не менее 20 раз. Достигнуть результата бронзового знака отличия смогли 22,2% учащихся, остальные учащиеся не смогли справиться с испытанием даже на бронзовый знак отличия, что составило - 61,1% (Диаграмма 3)
Диаграмма 3 - Результаты испытания (теста) - Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (мальчики)
По результатам проведенного эксперимента мы видим, что физическая подготовленность учащихся находится на недостаточном уровне. Мы видим, что при сдаче нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО большинство учащихся не могут выполнить испытания даже на бронзовый знак отличия, это связано с недостаточной физической подготовленностью школьников. Что свидетельствует о значимости рассмотрения проблемы физической подготовки школьников к выполнению норм комплекса ГТО, так как уровень физической подготовленности недостаточен для выполнения нормативов на высоком уровне. Предварительные результаты позволили определить экспериментальную часть исследования, направленную на разработку методики, которая окажет положительное воздействие на повышение физической подготовленности школьников, при сдаче норм комплекса ГТО.
Так же мы считаем, что низкие показатели физической подготовленности школьников во многом зависят от мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Для оценки мотивации к занятиям физической культурой и спортом нами было проведено анкетирование учащихся. На основе полученных данных мы выявили следующие результаты:
На вопрос: «Любите ли вы заниматься физкультурно-спортивной деятельностью?» большинство учащихся, что составило - 70% ответили, что занимаются физической культурой с удовольствием, а 30% опрошенных негативно относятся к физической культуре и спорту (Диаграмма 4)
Диаграмма 4 - «Любите ли вы заниматься физкультурно-спортивной деятельностью?»
На основе теоретического и эмпирического исследования, нами разработана методика, направленная на подготовку школьников, к успешной сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне».
Предполагалось, что использование методики в учебно-тренировочном процессе позволит повысить уровень физической подготовленности школьников III ступени.
В основе построения методики лежит комплексная программа по предмету «физическая культура». Цель нашей методики: подготовка школьников III ступени к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне», которые входят в период первой и второй четверти.
Реализация методики, ориентированной на повышение уровня физической подготовленности школьников к успешной сдаче норм комплекса ГТО, состояла из комплексов упражнений, включаемых в учебно-тренировочный процесс в зависимости от поставленных задач на различных этапах подготовки.
Согласно программе по предмету «физическая культура» в рамках первой четверти запланировано 24 уроков, в рамках второй четверти 24 урока. Из них на раздел «лёгкая атлетика - 24 урока (сентябрь - октябрь), раздел «гимнастика» - 24 урока (ноябрь-декабрь).
1. Раздел «лёгкая атлетика» включал в себя 2 цикла. Первый цикл - 8 уроков, был направлен на развитие выносливости, повышение функциональных возможностей организма, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной систем. Для этого мы использовали упражнения на развитие общей и специальной выносливости.
1.1. С 1 по 4 урок, в заключительной части урока мною давался 15-ти минутный кроссовый бег, направленный на повышение общей выносливости.
Для этого на первых 3-х уроках мы использовали равномерный метод - выполнение упражнения в равномерном темпе, пробегание дистанции с одинаковой скоростью.
1.2. С 5 по 8 урок мы опирались на переменный метод - непрерывное выполнение упражнения, но с изменением характера повторяющихся действий.
В данном случае использовалось чередование бега с различной скоростью.
1.3. Второй период с 9 по 19 урок заключался в скоростно-силовой и скоростной подготовке.
Прыжковые упражнения (скоростно-силовое направление):
Для развития скоростно-силовых и скоростных качеств учащиеся занимались по комплексу упражнений, которые проводились в начале основной части урока:
- скачки на одной ноге с продвижением вперед, отталкиваясь стопой - 2 x 20-25 раз.
- скачки с двух ног через низкие барьеры (дуги), 5x5 раз, повторный метод, интервалы отдыха от 30 сек. до 1 минуты;
- тройной прыжок с места, 5 подходов, интервалы отдыха 30 секунд.
- запрыгивание на возвышение, повторный метод, 3 x 8 - 10 раз (интервалы отдыха 1,5 - 2 минуты);
- прыжки через скамейку, повторный метод, 3 x 8 - 10 раз, интервалы отдыха - 1 минута.
1.4. Беговые упражнения (скоростное направление):
- бег 3х30 метров, повторный метод, интенсивность около 90% - 95%, (отдых до полного восстановления по ЧСС).
- бег с высокого старта, 3x50 метров, повторный метод;
- бег из различных исходных положений;
- бег с ходу, 3 x 60 метров, повторный метод.
2. Раздел «гимнастика» предусматривает единство постепенности возрастания и стремления к максимальным нагрузкам. Подготовка направлена на развитие силовых качеств.
При подготовке к сдаче норм комплекса ГТО, а именно к таким испытаниям (тестам), как: подтягивание из виса на высокой перекладине, подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, изначально необходимо сформировать у школьников правильную технику выполнения двигательного теста.
На 20-23 урок: в начале урока учащимся даются знания о правильной технике выполнения двигательного действия.
Во время уроков (21-43 урок) проходила подготовка верхнего плечевого пояса, для этого нами разработаны следующие комплексы упражнений:
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:
- упор лежа на повышенной опоре (гимнастическая скамейка). Сгибание и разгибание рук, 3 x 10, повторный метод;
- упор лежа на полу, руки шире плеч. Перенос массы тела с руки на руку из стороны в сторону, работа в течении 1 минуты, повторный метод, кол-во повторений - 3 раза;
- и.п. упор лежа на полу. Постепенно расширяя постановку кистей рук, перейти в упор лежа, руки в стороны. Обратным движением вернуться в и.п., кол-во повторений - 5 раз;
- сгибание и разгибание рук в упоре сзади на скамейке, 5 x 10 раз;
- упор лежа на полу - отжимания с отталкиванием руками от пола и хлопком кистями рук, кол-во повторений - 3 x 5 раз;
- упор лежа на полу, ноги на повышенной опоре (скамейка) - отжимания, кол-во повторений - 2 x 10;
- лазание по канату, кол-во повторений - 2 раза;
- лазание по канату без помощи ног, кол-во повторений - 2 раза;
3. Также нами давались специальные знания, которые проводились в процессе урока «физической культуры» и в рамках классных часов. В процессе урока «физической культуры» давались знания о правильной технике выполнения контрольных испытаний (тестов) комплекса «Готов к труду и обороне».
В рамках классных часов основной задачей являлось: дать представление о движении «Готов к труду и обороне», о нормативах «Готов к труду и обороне» согласно возрасту учащихся, с помощью видеосюжетов проиллюстрировать технику выполнения испытаний (тестов) комплекса «Готов к труду и обороне».
ВЫВОДЫ
Таким образом был проведен, педагогический эксперимент, на начало которого показатели физической подготовленности между контрольной и экспериментальной группой не имели достоверных различий. На основании результатов, полученных в ходе эксперимента, были подобраны средства, направленные на повышение физической подготовленности учащихся.
Разработана методика подготовки школьников III ступени к выполнению комплекса ГТО. В методику вошли упражнения, направленные на повышение уровня физической подготовленности школьников, а именно, на развитие общей и специальной выносливости, силовых качеств, повышение функциональных возможностей организма, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем. Экспериментально определена эффективность разработанной методики подготовки школьников 13-15 лет к сдаче комплекса ГТО.