1. Оргмомент
- Ребята поприветствуйте наших гостей.
СЛАЙД 1
2. Песня «Яркое пятно» (звучит песня)
- Ребята, предположите, какой может быть тема сегодняшнего урока?
СЛАЙД 2
(Вариантов много, наша задача определить верный. Об этом узнаем позже на уроке.)
3. Открываем тетради и записываем число, классная работа.
(Не забываем правило посадки при письме, вывести на экран)
СЛАЙД 3
- Ребята, а что необходимо для успешной работы на уроке?
(думать, рассуждать, стараться быть внимательными, работать дружно)
4. «Я и мои друзья»
- Ребята, теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Я и мои друзья»
- У вас на партах лежат слова, прочитайте их.
- Мои друзья - имена существительные. Выйдите ко мне те ребята, у кого на партах лежат имена существительные.
Проверяем, прочитайте. Если согласны поднимите светофор зеленого цвета, если не согласны - красного цвета. Вспомним, что такое имя существительное.
Присаживайтесь на свои места.
- Мои друзья - имена прилагательные. Выйдите ко мне те ребята, у кого на партах лежат имена прилагательные.
Проверяем, прочитайте. Если согласны поднимите светофор зеленого цвета, если не согласны, красного цвета. Вспомним, что такое имя прилагательное. Присаживайтесь на свои места.
- Мои друзья - глаголы. Выйдите ко мне те ребята, у кого на партах лежат глаголы.
Проверяем, прочитайте. Если согласны поднимите светофор зеленого цвета, если не не согласны - красного цвета. Вспомним, что такое глагол. Присаживайтесь на свои места.
- (указывая на карточку, которая на доске?) теперь выйдите те друзья, которые не относятся ни к одной ранее названной части речи. Построились, прочитаем все слова.
(Повесить их на доску)
- Ребята, это наши новые друзья. А друзей надо знать по имени. Давайте еще раз их назовем.
Я |
мы |
ты |
вы |
Он, она, оно |
они |
- Ребята, эти слова мы употребляем в речи?
- Значит, они тоже часть речи?
- Ведь каждое слово в русском языке относится к какой-то часть речи.
СЛАЙД 4
5. Части речи
- А как вы думаете, сколько частей речи в русском языке?
Поднимите карточку того цвета, которую вы выбрали.
- Внимание, правильный ответ.
СЛАЙД 5
- В русском языке 10 частей речи.
- С тремя частями речи мы уже знакомы. А на сегодняшнем уроке мы познакомимся еще с одной частью речи.
6. Содержание учебника
- Ребята, а где мы можем посмотреть название новой части речи? Давайте откроем содержание нашего учебника (стр. 142) и посмотрим, с какой частью речи мы сегодня познакомимся.
- Какой изучаем раздел, прочитайте. А что мы еще можем узнать из содержания учебника? (На какой странице находится наша тема, запомните номер страницы). Запомните номер страницы, эта информация нам пригодится позже.
СЛАЙД 6
7. Тема и цели урока
Итак, тема сегодняшнего урока «Местоимение»
Сформулируйте цели урока:
- Познакомиться с понятием «Местоимение».
- Учиться распознавать местоимение среди других частей речи.
- Применять полученные знания на практике.
8. «Верите ли вы»
- Раз вы говорите, что будем применять на практике, давайте применять!
Давайте поиграем в игру «Верите ли вы».
У вас карточка на парте. Возьмите ручку. Если вы согласны с этим высказыванием, ставьте « + » или « - » в колонке ваш ответ.
Игра «Верите ли вы»
|
|||
№ |
Вопрос |
Ваш ответ |
Верный ответ |
1. |
Верите ли вы, что местоимение это часть речи? |
||
2. |
Верите ли вы, что местоимение отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? |
||
3 |
Верите ли вы, что местоимением можно заменить имя прилагательное? |
||
4. |
Верите ли вы, что местоимением можно заменить имя существительное? |
||
5. |
Верите ли вы, что местоимение обозначает предмет? |
||
6. |
Верите ли вы, что местоимение указывает на предмет, но не называет его? |
В ходе урока мы с вами докажем и сверим ваши ответы.
А теперь будем доказывать или опровергать наши предположения.
Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно выполнить несколько заданий.
9. Что такое местоимение?
- Давайте разбираться, что же такое местоимение?
- У вас на партах лежат карточки с определениями. Прочитайте их. Ваша задача подумать и выбрать одно из определений, которое подойдёт к определению «Что такое местоимение».
|
10. Собраться по группам
- Кто считает, что первое утверждение это местоимение, соберитесь к своему номеру 1.
- Кто выбрал утверждение под цифрой 2 подойдите к своей карточке. - Итак же 3
- Вы все разделились на группы. Ребята, а как определить, кто из вас прав? Какая группа правильно выбрала определение? Где мы можем узнать верную информацию?
- Теперь присаживаемся. Вспомните, в содержании учебника мы узнали, на какой странице находится наша новая тема?
11. Правило из учебника
Правильно, на стр. 100. Открываем учебник.
- Самостоятельно прочитайте правило.
- Постарайтесь запомнить его. (на доске записать стр. 100)
Итак, ребята, какая группа оказалась права? (группа 2)
12. Новые друзья играют в прятки
СЛАЙД 7
- Наши новые друзья решили поиграть с нами прятки. И спрятались среди других слов. Ваша задача отыскать их и записать в тетрадь.
СЛАЙД 8 (ПРОВЕРКА)
Посмотрите и скажите, а какие слова спрятаны в этой строчке
«слоагмыдоядонищшгьона» (мы, он, я, они, она, ты)
- Ребята, а каких местоимений не хватает? Посмотрите на доску или в правило. Допишите (вы, оно)
13. Упражнение в учебнике
- Ну, а теперь используем наши новые знания на практике. Поработаем с упражнением 174 стр. 172.
1. Прочитайте
2. Назовите предметы (Пальто, цветок, лампа, коньки).
- Посмотрите на образец. На картинке платок, какое местоимение подобрали к этому слову.
- Выполните задание по образцу.
СЛАЙД 9-12 (ПРОВЕРКА)
Проверяем вместе по слайдам. Приготовили светофоры.
- Пальто (оно) сигналами показываем у кого также? Пальто, какая часть речи? А на какую часть речи заменили?
- цветок (он)
- лампа (она)
- коньки (они) у кого так?
- Как вы думаете, для чего вы это делали? Тогда прочитайте рубрику «Обратите внимание».
- Местоимение может заменять какую часть речи? (имя сущ-е)
- Пальто - какая часть речи? Цветок - какая часть речи?
- Ребята, смотрите, местоим-е указывает на предмет, но не называет его.
- Значит, местоимение заменяет имя существительное!
14. Белка. Работа в группе
- Ребята, мы сейчас поработаем с текстом. Работать будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.
- Вам надо выполнить 1, 2, 3, 4 задания. Приступайте, у вас 5 минут.
Проверяем СЛАЙД 13
1. Прочитайте текст, какие заголовки вы к нему подобрали? У кого другое название?
2. Какой синоним вы подобрали к слову хлопотливый?
- кто подобрал слово « красивый», объясните свой ответ.
- кто подобрал слово «трудолюбивый», докажите предложениями из текста.
- кто подобрал слово «суетливый», докажите предложениями из текста.
3. Почему трудолюбивый? потому, что она ТРУДОЛЮБИВАЯ, она делает запасы, она их прячет.
- вам понравился текст про белку?
- что вы узнали для себя интересного о белке?
Воспитательный момент
- Если вы встретите белку в лесу, что вы будете делать? Как поступите?
Бегать за животными нельзя, шуметь нельзя, мусорить в лесу нельзя. Не разжигайте костров.
Мы в лесу гости!
Белка живёт в лесу. Строит белка дом в дупле. Белка - хлопотливый зверёк. Белка делает запасы орехов и грибов. Белка прячет их среди корней деревьев. |
- А вам, все нравится в этом тексте?
- Что можно изменить?
- А послушайте текст еще раз! Еще раз можно прочитать самой!!! Акцент на слово белка. Повторы в тексте. Повтор - это называется речевая ошибка!!
- Ребята, сейчас мы с вами редакторы.
СЛАЙД 14
- Кто такой редактор? Ваша редакция получила текст, но, чтобы вставить его в номер газеты, он должен быть красивым и правильным.
Ваша задача. Отредактировать текст. Исправить речевую ошибку. Сделать этот текст красивым. У вас три минуты. Кто готов, поднимите руки. Один из детей в группе читает.
СЛАЙД 15 (С НЕИСПРАВЛЕННЫМ ТЕКСТОМ)
СЛАЙД 16 ПРОВЕРКА (С ИСПРАВЛЕННЫМ ТЕКСТОМ)
Проверяем:
Прочитайте текст (читает одна группа). Что вы заменили? А какой текст получился у остальных групп? Чей текст лучше, чей текст отправится в печать, в газету?
Выбрать, чей текст лучше.
Вывод:
- Какое слово в тексте мы заменили? (белка)
- Какими словами мы заменили слово белка?
- Какой частью речи являются эти слова?
- Для чего нужно употреблять местоимений в речи?
Мы с вами убрали повторы. Но смысл текста остался нам понятным.
Потому что с помощью местоимений мы указываем на белку, но не называет ее, мы все равно понимаем, что речь идет о белке.
Так для чего нужно употребление местоимений в нашей речи?
Для того чтобы указывать на предмет, но не называть его. Чтобы разнообразить нашу речь. Избегать повторов.
СЛАЙД 17 (КЛАСТЕР)
15. Проверка «Верю, не верю…»
Итак, давайте вернемся к нашим вопросам в начале урока. И сверим свой ответ с правильным. (на экране кластер)
Игра «Верите ли вы»
|
|||
№ |
Вопрос |
Ваш ответ |
Верный ответ |
1. |
Верите ли вы, что местоимение это часть речи? |
+ |
|
2. |
Верите ли вы, что местоимение отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? |
+ |
|
3 |
Верите ли вы, что местоимением можно заменить имя прилагательное? |
- |
|
4. |
Верите ли вы, что местоимением можно заменить имя существительное? |
+ |
|
5. |
Верите ли вы, что местоимение обозначает предмет? |
- |
|
6. |
Верите ли вы, что местоимение указывает на предмет, но не называет его? |
+ |
Ребята, посмотрите, сколько секций еще на заполнено, мы их обязательно заполним на следующих уроках.
15. Рефлексия (приготовить клей-карандаш)
- Каким местоимением вы можете назвать себя, не называя своего имени? (Местоимением Я)
- Перед вами «Лестница успеха». Подумайте, на какую ступень вы себя.
- Если вы хорошо поняли тему сегодняшнего урока, поставьте кружок с мест. «Я» на верхнюю ступень
- Если что-то осталось непонятным, на среднюю ступень.
- Если тема была не изучена, на нижнюю ступень.
СЛАЙД 18
16. Песня «Я, ты он, она» (включи песню)
- Этой песней мы начинали наш урок сегодня.
- А теперь вы понимаете, как эта песня была связана с темой нашего урока.
- Посчитайте, сколько местоимений вы услышали в песне? Назовите их.
Если есть время, взять карточки мои друзья и заменить их на новых друзей местоимения.
СЛАЙД 19
Всем спасибо за урок! Урок окончен.