Читательская грамотность на уроке русского языка тема "Местоимение"

Разделы: Начальная школа


1. Оргмомент

- Ребята поприветствуйте наших гостей.

СЛАЙД 1

2. Песня «Яркое пятно» (звучит песня)

- Ребята, предположите, какой может быть тема сегодняшнего урока?

СЛАЙД 2

(Вариантов много, наша задача определить верный. Об этом узнаем позже на уроке.)

3. Открываем тетради и записываем число, классная работа.

(Не забываем правило посадки при письме, вывести на экран)

СЛАЙД 3

- Ребята, а что необходимо для успешной работы на уроке?

(думать, рассуждать, стараться быть внимательными, работать дружно)

4. «Я и мои друзья»

- Ребята, теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Я и мои друзья»

- У вас на партах лежат слова, прочитайте их.

- Мои друзья - имена существительные. Выйдите ко мне те ребята, у кого на партах лежат имена существительные.

Проверяем, прочитайте. Если согласны поднимите светофор зеленого цвета, если не согласны - красного цвета. Вспомним, что такое имя существительное.

Присаживайтесь на свои места.

- Мои друзья - имена прилагательные. Выйдите ко мне те ребята, у кого на партах лежат имена прилагательные.

Проверяем, прочитайте. Если согласны поднимите светофор зеленого цвета, если не согласны, красного цвета. Вспомним, что такое имя прилагательное. Присаживайтесь на свои места.

- Мои друзья - глаголы. Выйдите ко мне те ребята, у кого на партах лежат глаголы.

Проверяем, прочитайте. Если согласны поднимите светофор зеленого цвета, если не не согласны - красного цвета. Вспомним, что такое глагол. Присаживайтесь на свои места.

- (указывая на карточку, которая на доске?) теперь выйдите те друзья, которые не относятся ни к одной ранее названной части речи. Построились, прочитаем все слова.

(Повесить их на доску)

- Ребята, это наши новые друзья. А друзей надо знать по имени. Давайте еще раз их назовем.

Я

мы

ты

вы

Он, она, оно

они

- Ребята, эти слова мы употребляем в речи?

- Значит, они тоже часть речи?

- Ведь каждое слово в русском языке относится к какой-то часть речи.

СЛАЙД 4

5. Части речи

- А как вы думаете, сколько частей речи в русском языке?

Поднимите карточку того цвета, которую вы выбрали.

- Внимание, правильный ответ.

СЛАЙД 5

- В русском языке 10 частей речи.

- С тремя частями речи мы уже знакомы. А на сегодняшнем уроке мы познакомимся еще с одной частью речи.

6. Содержание учебника

- Ребята, а где мы можем посмотреть название новой части речи? Давайте откроем содержание нашего учебника (стр. 142) и посмотрим, с какой частью речи мы сегодня познакомимся.

- Какой изучаем раздел, прочитайте. А что мы еще можем узнать из содержания учебника? (На какой странице находится наша тема, запомните номер страницы). Запомните номер страницы, эта информация нам пригодится позже.

СЛАЙД 6

7. Тема и цели урока

Итак, тема сегодняшнего урока «Местоимение»

Сформулируйте цели урока:

  • Познакомиться с понятием «Местоимение».
  • Учиться распознавать местоимение среди других частей речи.
  • Применять полученные знания на практике.

8. «Верите ли вы»

- Раз вы говорите, что будем применять на практике, давайте применять!

Давайте поиграем в игру «Верите ли вы».

У вас карточка на парте. Возьмите ручку. Если вы согласны с этим высказыванием, ставьте « + » или « - » в колонке ваш ответ.

Игра «Верите ли вы»

Вопрос

Ваш ответ

Верный ответ

1.

Верите ли вы, что местоимение это часть речи?

2.

Верите ли вы, что местоимение отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?

3

Верите ли вы, что местоимением можно заменить имя прилагательное?

4.

Верите ли вы, что местоимением можно заменить имя существительное?

5.

Верите ли вы, что местоимение обозначает предмет?

6.

Верите ли вы, что местоимение указывает на предмет, но не называет его?

В ходе урока мы с вами докажем и сверим ваши ответы.

А теперь будем доказывать или опровергать наши предположения.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно выполнить несколько заданий.

9. Что такое местоимение?

- Давайте разбираться, что же такое местоимение?

- У вас на партах лежат карточки с определениями. Прочитайте их. Ваша задача подумать и выбрать одно из определений, которое подойдёт к определению «Что такое местоимение».

    Неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, качества, другого признака или предмета.
  1. В речи мы часто употребляем слова. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.
  2. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов при счёте

10. Собраться по группам

- Кто считает, что первое утверждение это местоимение, соберитесь к своему номеру 1.

- Кто выбрал утверждение под цифрой 2 подойдите к своей карточке. - Итак же 3

- Вы все разделились на группы. Ребята, а как определить, кто из вас прав? Какая группа правильно выбрала определение? Где мы можем узнать верную информацию?

- Теперь присаживаемся. Вспомните, в содержании учебника мы узнали, на какой странице находится наша новая тема?

11. Правило из учебника

Правильно, на стр. 100. Открываем учебник.

- Самостоятельно прочитайте правило.

- Постарайтесь запомнить его. (на доске записать стр. 100)

Итак, ребята, какая группа оказалась права? (группа 2)

12. Новые друзья играют в прятки

СЛАЙД 7

- Наши новые друзья решили поиграть с нами прятки. И спрятались среди других слов. Ваша задача отыскать их и записать в тетрадь.

СЛАЙД 8 (ПРОВЕРКА)

Посмотрите и скажите, а какие слова спрятаны в этой строчке

«слоагмыдоядонищшгьона» (мы, он, я, они, она, ты)

- Ребята, а каких местоимений не хватает? Посмотрите на доску или в правило. Допишите (вы, оно)

13. Упражнение в учебнике

- Ну, а теперь используем наши новые знания на практике. Поработаем с упражнением 174 стр. 172.

1. Прочитайте
2. Назовите предметы (Пальто, цветок, лампа, коньки).

- Посмотрите на образец. На картинке платок, какое местоимение подобрали к этому слову.

- Выполните задание по образцу.

СЛАЙД 9-12 (ПРОВЕРКА)

Проверяем вместе по слайдам. Приготовили светофоры.

- Пальто (оно) сигналами показываем у кого также? Пальто, какая часть речи? А на какую часть речи заменили?

- цветок (он)

- лампа (она)

- коньки (они) у кого так?

- Как вы думаете, для чего вы это делали? Тогда прочитайте рубрику «Обратите внимание».

- Местоимение может заменять какую часть речи? (имя сущ-е)

- Пальто - какая часть речи? Цветок - какая часть речи?

- Ребята, смотрите, местоим-е указывает на предмет, но не называет его.

- Значит, местоимение заменяет имя существительное!

14. Белка. Работа в группе

- Ребята, мы сейчас поработаем с текстом. Работать будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

- Вам надо выполнить 1, 2, 3, 4 задания. Приступайте, у вас 5 минут.

Проверяем СЛАЙД 13

1. Прочитайте текст, какие заголовки вы к нему подобрали? У кого другое название?

2. Какой синоним вы подобрали к слову хлопотливый?

  • кто подобрал слово « красивый», объясните свой ответ.
  • кто подобрал слово «трудолюбивый», докажите предложениями из текста.
  • кто подобрал слово «суетливый», докажите предложениями из текста.

3. Почему трудолюбивый? потому, что она ТРУДОЛЮБИВАЯ, она делает запасы, она их прячет.

  • вам понравился текст про белку?
  • что вы узнали для себя интересного о белке?

Воспитательный момент

- Если вы встретите белку в лесу, что вы будете делать? Как поступите?

Бегать за животными нельзя, шуметь нельзя, мусорить в лесу нельзя. Не разжигайте костров.

Мы в лесу гости!

Белка живёт в лесу. Строит белка дом в дупле. Белка - хлопотливый зверёк. Белка делает запасы орехов и грибов. Белка прячет их среди корней деревьев.

- А вам, все нравится в этом тексте?

- Что можно изменить?

- А послушайте текст еще раз! Еще раз можно прочитать самой!!! Акцент на слово белка. Повторы в тексте. Повтор - это называется речевая ошибка!!

- Ребята, сейчас мы с вами редакторы.

СЛАЙД 14

- Кто такой редактор? Ваша редакция получила текст, но, чтобы вставить его в номер газеты, он должен быть красивым и правильным.

Ваша задача. Отредактировать текст. Исправить речевую ошибку. Сделать этот текст красивым. У вас три минуты. Кто готов, поднимите руки. Один из детей в группе читает.

СЛАЙД 15 (С НЕИСПРАВЛЕННЫМ ТЕКСТОМ)

СЛАЙД 16 ПРОВЕРКА (С ИСПРАВЛЕННЫМ ТЕКСТОМ)

Проверяем:

Прочитайте текст (читает одна группа). Что вы заменили? А какой текст получился у остальных групп? Чей текст лучше, чей текст отправится в печать, в газету?

Выбрать, чей текст лучше.

Вывод:

- Какое слово в тексте мы заменили? (белка)

- Какими словами мы заменили слово белка?

- Какой частью речи являются эти слова?

- Для чего нужно употреблять местоимений в речи?

Мы с вами убрали повторы. Но смысл текста остался нам понятным.

Потому что с помощью местоимений мы указываем на белку, но не называет ее, мы все равно понимаем, что речь идет о белке.

Так для чего нужно употребление местоимений в нашей речи?

Для того чтобы указывать на предмет, но не называть его. Чтобы разнообразить нашу речь. Избегать повторов.

СЛАЙД 17 (КЛАСТЕР)

15. Проверка «Верю, не верю…»

Итак, давайте вернемся к нашим вопросам в начале урока. И сверим свой ответ с правильным. (на экране кластер)

Игра «Верите ли вы»

Вопрос

Ваш ответ

Верный ответ

1.

Верите ли вы, что местоимение это часть речи?

+

2.

Верите ли вы, что местоимение отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?

+

3

Верите ли вы, что местоимением можно заменить имя прилагательное?

-

4.

Верите ли вы, что местоимением можно заменить имя существительное?

+

5.

Верите ли вы, что местоимение обозначает предмет?

-

6.

Верите ли вы, что местоимение указывает на предмет, но не называет его?

+

Ребята, посмотрите, сколько секций еще на заполнено, мы их обязательно заполним на следующих уроках.

15. Рефлексия (приготовить клей-карандаш)

- Каким местоимением вы можете назвать себя, не называя своего имени? (Местоимением Я)

- Перед вами «Лестница успеха». Подумайте, на какую ступень вы себя.

- Если вы хорошо поняли тему сегодняшнего урока, поставьте кружок с мест. «Я» на верхнюю ступень

- Если что-то осталось непонятным, на среднюю ступень.

- Если тема была не изучена, на нижнюю ступень.

СЛАЙД 18

16. Песня «Я, ты он, она» (включи песню)

- Этой песней мы начинали наш урок сегодня.

- А теперь вы понимаете, как эта песня была связана с темой нашего урока.

- Посчитайте, сколько местоимений вы услышали в песне? Назовите их.

Если есть время, взять карточки мои друзья и заменить их на новых друзей местоимения.

СЛАЙД 19

Всем спасибо за урок! Урок окончен.