Продуктивные виды деятельности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Значительное влияние на развитие интеллекта и личности дошкольника оказывают продуктивные виды деятельности. Общим для них является то, что они направлены не только на процесс, но и на создание какого-то продукта (рисунка, аппликации, постройки и др.). К продуктивным видам деятельности относятся изобразительная и конструктивная.

Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

  • изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;
  • формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;
  • развивается умение создавать и воплощать замыслы;
  • осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на становление восприятия, образного мышления, воображения и других психических процессов. Основными видами изобразительной деятельности являются рисование, лепка и аппликация.

Рисование есть моделирующая деятельность по созданию графических образов, обусловленная имеющимися в распоряжении ребенка представлениями, зрительными впечатлениями от предметов и двигательно-осязательным опытом. В рисунке отражаются представления ребенка об окружающем мире и эмоциональное отношение к нему. Структура рисунка, его схематичность, наличие деталей, замысла и композиции раскрывают богатство представлений ребенка об окружающем мире. Средством передачи эмоционального отношения выступает цвет. Структура рисунка и использование цвета изменяются по мере развития интеллекта и личности дошкольника. С возрастом усложняется содержание рисунка, появляются различия в рисунках мальчиков и девочек, городских и сельских детей, дошкольников различных этносов, возникают шаблоны.

Рисунок дошкольника имеет целый ряд особенностей. Одна из наиболее характерных это схематизм детского рисунка. Так изображая человека, дети часто рисуют «головонога» (голову, ноги, руки); схематически изображаются ими и другие предметы.

К числу специфических особенностей стиля детского рисунка относятся также «прозрачность», «незаслоняемость» предмета (рисуя дом, ребенок изображает его не редко одновременно как бы с нескольких точек зрения - стены, крышу, забор и людей, мебель через как бы «прозрачные» стены).

Затруднение вызывает у ребенка передача динамики предметов. Нередко дети (наиболее часто младшие дошкольники) используют для этого звукоподражания, жесты. От динамики моторного плана (нередко непроизвольной) ребенок постепенно переходит к динамике зрительной, изображаемой.

Трудность представляет для ребенка и передача им перспективных сокращений, пропорциональности отдельных частей предмета и т.п.

Лепка и аппликация являются составными частями изобразительной деятельности и также оказывают существенное влияние на психологическое развитие ребенка. Их особенность состоит в использовании специфических средств и материалов, формировании особых умений и навыков, успешность в овладении которыми во многом связана с развитием моторики.

Лепка и аппликация развиваются в течение дошкольного возраста и отражают изменения, происходящие в интеллектуальном, эмоциональном и моторном развитии ребенка.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму фруктов, посуды, животных, птиц, человека и т.п. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов (глина, пластилин) позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности.

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезать из бумаги разнообразные детали и соединять их в разные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Для воплощения конкретного образа необходимы конкретные умения.

Особое внимание в изобразительной деятельности уделяется развитию личности ребенка, его способностей, эмоциональной, познавательной, волевой сфер. В процессе этой деятельности активно формируется сенсорика ребенка, его мышление, память, развивается художественный вкус, нравственные качества, развивается творческая активность детей.

Конструирование является специфически дошкольным продуктивным видом деятельности. Особенность конструктивной деятельности состоит в том, что она имеет ярко выраженные и равнозначные компоненты: ориентировочный и исполнительский. Конструктивная деятельность требует своих способов действия, приемов обследования и построения конструкций. Она теснейшим образом связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей дошкольника.

Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения. Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

  • дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;
  • дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;
  • расширяется область творческих проявлений.

Выделяют различные виды конструктивной деятельности: конструирование по образцу, по схеме, по условиям, по замыслу. Возможно конструирование из различных материалов (бумага, природный и бросовый материал, ткань, различные конструкторы).

Конструктивная деятельность развивается на протяжении всего дошкольного возраста, что находит свое выражение в усложнении построек, увеличении количества и качества используемых деталей и т.д. От конструирования по образцу дети переходят к конструированию по схеме, по условиям, а затем и по замыслу.

Развитие конструктивной деятельности во многом отражает изменения, происходящие в интеллектуальной и творческой сферах, что позволяет рассматривать эту деятельность в качестве показателя общего развития ребенка.