Опыт и актуальные практики возрождения традиций наставничества в дошкольном образовании

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: наставнивничество


«Всему, что необходимо знать, научить нельзя,
наставник может сделать только одно - указать дорогу»

Ричард Олдингтон

Наставничество педагогических работников в образовательных организациях является одним из центральных фокусов государственной политики в области образования. Его нельзя назвать новым явлением в области образования, так как оно уходит своими корнями в XIX век. Развивалось наставничество педагогических работников и в ХХ веке. Но значительный интерес к нему возрос сравнительно недавно - на протяжении последних 5-10 лет.

Сегодня востребован педагог, способный к самоанализу и самооценке, восприятию новой информации и внедрению в свою работу инновационных форм взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Качество воспитания детей напрямую зависит от высокой квалификации педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Это требования времени, требования, предъявляемые обществом к современному педагогу, к системе образования.

Молодые воспитатели, приходящие в ОУ сталкиваются с проблемами адаптации в новом коллективе, испытывают затруднения в организации образовательной деятельности с детьми, написании различных видов планов, конспектов, рефлексии детской и собственной деятельности, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности.

Для эффективной организации образовательного процесса в образовательном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность всех педагогов. По статистике, в среднем за последние три года, 15% педагогов дошкольной ступени МБОУ «Излучинская ОНШ» имеют опыт работы - от 0 до 3 лет.

Идея создания программы повышения профессиональных компетенций молодого педагога «Школа молодого специалиста» появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

Целью работы «Школы молодого специалиста» является создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога в дошкольной организации.

Под категорию молодой специалист попадают педагоги: без стажа педагогической деятельности; с небольшим опытом работы; педагоги, вышедшие из отпуска по уходу за ребенком; вновь поступившие на работу, даже если они имеют определенный опыт работы в ДОО; назначенные на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Наставник - опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методик дошкольного воспитания; умениями применять в работе нормативно-правовую базу в сфере дошкольного образования; обладающий коммуникативными навыками и гибкостью общения, умением «вводить в должность»; готовый личным примером развивать положительные качества наставляемого, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, в инновационных практиках, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

Успешность профессионального развития педагога в первую очередь зависит от степени его личностного развития, т.е. от степени раскрытия его личностного потенциала. Каждый молодой специалист на основе самодиагностики личностных ресурсов, достижений и затруднений, совместно с педагогом-наставником, разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут в виде самопроектируемой деятельности на период не менее 3 лет.

В образовательном маршруте отображаются содержание педагогической деятельности, участие в заседаниях методического объединения воспитателей, в педагогических конференциях, в мастер-классах, в профессиональных и творческих конкурсах, публикации собственных методических разработок образовательной и досуговой деятельности с детьми, консультации для родителей, а также сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам, планам самообразования, планам повышения квалификации.

Наставник в свою очередь, разрабатывает дорожную карту образовательного маршрута наставляемого, включающую разнообразные формы работы с молодым специалистом, способствующие развитию его самостоятельности, творческой активности, способности к самопознанию, самообразованию, самооцениванию; развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и эффективному взаимодействию с родителями.

В дорожной карте отражаются не только основные виды самообразовательной деятельности наставляемого, но и оценка образовательных мероприятий и событий, которые непосредственно ориентированы на решение профессиональной проблемы молодого специалиста, его потенциала, отслеживание промежуточных и конечных результатов образовательного маршрута.

С 2019 года, в рамках работы «Школы молодого специалиста», в нашем учреждении проводится профессиональный конкурс «Лучший молодой специалист» в дошкольном образовании. В нем принимают участие воспитатели со стажем от 1,5 до 2-х лет. Цель конкурса - поддержка и развитие педагогической инициативы молодых специалистов, повышение престижа педагогического труда, уровня педагогических компетенций работников дошкольного образования.

Программа конкурса включает следующие задания:

  • самопрезентация «Я воспитатель»;
  • интернет-портфолио молодого педагога, соответствующее общим требованиям, предъявляемым к данному виду ресурса, и возможностью дальнейшего участия в окружном конкурсе «Портфолио молодого педагога»;
  • тестирование, позволяющее установить уровень знания педагогов действующих нормативно-правовых документов в сфере дошкольного образования, основ дошкольной педагогики и психологии, современных образовательных технологий;
  • проведение педагогического мероприятия с детьми, в котором оценивается профессиональная компетентность педагога в процессе практической деятельности с детьми.

В ходе работы с молодыми педагогами наставники также приобретают новые знания, ориентируясь на новые реалии современного дошкольного образования. В соответствии с планом работы педагоги-наставники проводят открытые мероприятия с детьми для молодых педагогов с акцентированием внимания на структуре, методах и приемах проведения ООД, применения современных образовательных технологий, правильности составления конспектов, самоанализа и педагогической рефлексии.

С целью самосовершенствования, профессионального саморазвития, обогащения своего опыта педагоги-наставники дошкольной ступени принимают участие в заседаниях школьного педагогического совета, методического объединения воспитателей, семинарах-практикумах; демонстрируют свой профессиональный уровень и педагогическое мастерство в творческих и профессиональных конкурсах разного уровня:
- в профессиональном конкурсе Нижневартовского района «Воспитатель года - 2019» - победитель и участник регионального этапа конкурса «Педагог года Югры 2020» (Верещагина Е.А., воспитатель); 2021 год - участник конкурса (Камина О.В., воспитатель); 2022 год - победитель в номинации «Мастер-класс» (Романова С.С., воспитатель);

  • в окружном конкурсе на звание лучшего педагога ХМАО-Югры в 2020 и в 2022 году в номинации «Лучший педагог (воспитатель) дошкольной образовательной организации» - победители (Гребенщикова О.М, Романова С.С., воспитатели);
  • в районном конкурсе «Лучшая учебно-методическая разработка по программе «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании - победители (Таланкина С.В., Вайс Е.А., Романова С.С., воспитатели);

Педагоги-наставники принимают участие в традиционном профессиональном конкурсе начальной школы - фестивале педагогических идей «Мастерство и творчество». Участники Фестиваля представляют творческую презентацию своего педагогического опыта, достижения профессионального саморазвития, наиболее значимые в педагогической деятельности технологии и методы воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Тем самым, в тесном сотрудничестве решаются сразу несколько задач: успешная адаптация молодого педагога, сплочение коллектива, совместное проектирование интегрированного образовательного процесса, изучение нормативных документов, оказание адресной методической помощи педагогам, самообразование, создание и усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды, способствующей социализации и индивидуализации детей в дошкольной организации.

В 2021 году Министерством просвещения совместно с Академией Минпросвещения России и Общероссийским Профсоюзом образования была разработана система (целевая модель) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, направленную на повышение правового статуса наставничества и наставников.

Целевая модель наставничества включает концептуально-методологическую разработку основных категорий и понятий, связанных с наставничеством. Она также ориентирована на разработку нормативного правового обеспечения наставнической деятельности, встраивание существующих на региональном и муниципальном уровне моделей и практик наставнической деятельности в национальную систему профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, посредством использования инструментов единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Свой опыт наставнической деятельности в дошкольном образовании, мы представили в конкурсе муниципальных моделей наставничества и менторства ХМАО-Югры в номинации «Лучшие практики наставничества воспитателей» в 2021 году, где наша программа «Развитие профессиональных компетенций молодых специалистов» заняла третье место.

По итогам конкурса, в числе победителей, выступили на окружном вебинаре «Представление лучших муниципальных моделей наставничества и менторства педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Со всеми документами по наставнической деятельности и самой программой можно ознакомиться на официальном сайте МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа».

Таким образом, в результате грамотного управления процессом профессиональной адаптации и профессионального становления, у молодого специалиста складывается своя система работы, имеются собственные разработки. Воспитатель внедряет в свою работу новые технологии, а по истечении двух лет успешно проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности и в дальнейшем - аттестацию на присвоение квалификационной категории.

Достигается самое главное! Из молодого специалиста за время обучения «вырастает» молодой перспективный воспитатель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в профессиональной деятельности.