Игра помогает лучше усвоить творчество северного сказителя С.Писахова. Данная разработка ориентирована на проведение внеклассного мероприятия по литературе (региональный компонент Архангельской области) в 5-6-х классах.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей, логического мышления, находчивости, умения работать в коллективе.
Задачи:
- Расширить представления обучающихся о литературном творчестве С.Г.Писахова и Б.Шергина;
- Ориентировать на глубоко осмысленное прочтение не только художественной, но и специальной, научно-познавательной литературы;
- Воспитывать адекватное взаимоотношение между учащимися при проведении мероприятия;
- Способствовать воспитанию бережного отношения к культурному наследию Севера.
Ход игры
1. Приветствие. Оргмомент
Добрый день, дорогие участники! Рада видеть вас в клубе любителей творчества северного сказителя Степана Писахова. Сегодня мы вспомним его сказы и сказки, а может быть, и узнаем новые. В игре принимают участие 2 команды, которым выдаются листы с полями.
На первом поле выставляются свои корабли, на втором ставим корабли противника по мере выстрелов. Если попали - ставим «Х», если не попали - промах, обозначаем точкой. Всего у каждой команды есть определённое количество кораблей: 4 однобортных, 3 двубортных, 2 трёхбортных, 1 четырёхбортный.
Команды будут стрелять по очереди. Первый выстрел у той команды, которая сумеет ответить на мой вопрос раньше. Но у меня немного изменены условия игры. Если вы выстрелили и попали, то соперник должен сказать, какой корабль у вас на прицеле. Каждому кораблю соответствует и задание: однобортные - задания простые, но чем больше корабль, тем сложнее задание. И если вы сумели выполнить задание, то вы подбили корабль, он уничтожен полностью. Побеждает та команда, которая сумеет раньше расправиться с кораблями противника.
2. Основная часть. Игра
- Почему же я решила провести игру именно в форме «Морского боя»?
(В Архангельске зарождался и строился русский флот, Многие писатели, сказочники посвящали свои произведения этой теме. Мы также живём на берегу Белого моря.)
Здесь родились и провели своё детство известные писатели-сказочники Русского Севера Степан Писахов и Борис Шергин. Именно в мир их сказок мы с вами сегодня и погрузимся.
Однобортные корабли:
Найди ответ на вопрос.
- Что плели девки из мороженых песен?
- Чем ловил Малина рыбу в сказке «Баня в море»?
- Как зовут попа?
- Что такое кислы шти?
- Что прицепил Сеня Малина в юбочны складки модницы - франтихи?
- Что «увёл» Шиш у трактирщицы?
- Какой болезнью страдала девка, над которой Шиш вздумал подшутить?
- Назовите главного героя Писаховских сказок.
(Кружева. Шайкой. Сиволдай. Квас бутылочный. Свисток визжачий. Гуся жареного. Куричья слепота. Сеня Малина.)
Двубортные корабли:
Что означает данное слово? (6 вопросов) Диалектные слова
Рождались сказки в гуще народного словотворчества. Поэтому в них звучит живая и чистая северная речь, очень выразительная и яркая. В сказках много характерной поморской лексики. Попробуйте догадаться, что обозначают некоторые слова из сказок.
- Девки у нас модницы, выдумщицы, северно сияние в косах носят - как месяц светит! Да ещё из сияния звёзд наплетут, на лоб налепят. Страсть сколь красиво! Просто андели!
- А я с бани рыбу стал брать по-новому, по-банному. Шайкой в воде поболтаю, рыбы думат: её в гости зовут - и в шайку стайками, а к бане косяками.
- Рыбья мелкота собралась скопом да артельным делом всякого хламу со дна в невода натолкала: и камней, и пней, и кокор, и грязи, и всего, что только лишне было.
- Бабы да девки с бани дёргают [ северно сияние], а робята с заборов. Надёргают эки охапки! Оно что - дёрнешь, вниз головой опрокинешь - потухнет, мы пучками свяжем, на подволоку повесим, и висит на подволоке, не сохнет, не дохнет.
- И только намерился в избу идти - слышу колокольчик тренькат да шаркунки брякают.
- На коньках бежим, ветру рукавицей помахивам, показывам, куда нам поветерь нужна. (Баня в море).
- (Андели - ангелы (возглас крайнего удивления, восхищения, радости)
- Шайка - низкая посудина в треть, четверть ведра с ручками по бокам.
- Кокора - часть дерева с изогнутым корневищем.
- Подволока - чердак
- Шаркунок - упряжной бубенчик, погремушка.
- Поветерь - попутный ветер)
Трёхбортные корабли:
Из какой сказки данный отрывок
"Откуда эти строки?"
- "В стары годы морозы были градусов на 200-300. На моей памяти доходило до 500. старики сказывают - до 700 было, да мы не очень верим".
- "Протопоп идет из собора. И не просто идёт. А передвигает себя. Ножки ставит мерно, будто шагам счёт ведёт. Что шаг, то пятак, через дорогу - гривенник."
- "Я долго не думал. Столкнул баню углом в воду, в крышу воткнул жердину с половиком - вышла настоящая мачта с парусом".
- "Я разгорячился! Да так разгорячился, что бок ожгло! Хватил рукой, а в кармане у меня бутылка с водой была, так вода от моей горячности вскипела."
- "Терпеть ненавижу в лодках ездить, как все, и как антиресно по реке самоходом гулять наособицу."
- "Куру не накормишь, девку не оденешь, девкам сколь хошь обнов - всё мало."
- "Губернатор напыжился, для важного вида ноги растопырил, глазищами в письмо упёрся - читат. Слово прочитат, а слово губернатору по носу!"
(1. "Морожены песни"
2. "Налим Малиныч"
3. "Баня в море"
4. "Морожены волки"
5. "Апельсин"
6. "Снежны вехи"
7. "Письмо мордобитно")
Четырёхбортные корабли: (2 задания)
- Чёрный ящик. В чёрном ящике находится предмет, который есть в названии сказки. Впервые о нём упоминается в китайских письменных источниках более 2200 лет тому назад. Испанское название- наранджа (naranja) происходит от санскритского - наранг или персидского - нарандж, нариндж. В России в 1714 г. А. Меньшиков построил под Санкт-Петербургом дворец со многими оранжереями и назвал его Ораниенбаум. В гербе этого города также изображен этот предмет. (апельсин)
- Вставьте пропущенные слова и угадайте, о ком идёт речь?
«Сама …, а идет …., как … по горячей печи. Голос у нее такой … силы, что страсть. Со всего голосу вздвигнула! И столь пронзительно, что медведя насквозь проткнула и наповал убила голосом».
(перестарок фасонисто таракан пронзительной) - В Масленицу Купчиха обожала есть блины. Назовите с чем?
(Со сметаной, икрой, сёмгой, грибочками, селёдочкой, мелким луком, сахаром, вареньем, разными припёками, вздохами, выпивкой)
Как мы, земляки, сохраняем память о С.Г.Писахове?
16 мая 2008 г. в Архангельске открылся музей С.Писахова недалеко от ул.Чумбарова-Лучинского на ул.Поморской в здании конца XIX века, построенном купцом А.Н.Буторовым. На ул.Чумбарова-Лучинского установлены два памятника: самому сказочнику и Сене Малине. С 2006 года в деревне Уйма проводится праздник «Малиновые зори», а в 2014 году - фестиваль «Писаховские осенины».
Подведение итогов: А пока подводятся итоги, мы с вами попробуем инсценировать одну из сказок Степана Писахова под названием «Подруженьки».
Подруженьки.
Расскажите и покажите, из каких чашечек и как пьёт чай каждая из нас?
Одной надо, чтобы чашечка была с цветочком: хошь маленький, хошь с одной стороны, а чтобы был цветочек. «Коли есть цветочек, я буди в саду сижу!»
Другой надо чашечку с золотом, пусть и не вся золота, пусть только ободочек, один крайчик позолочен, - значит, чашечка нарядна!
Одна пила с блюдечка: на растопыренных пальчиках его держит и с краю выфыркиват, да так тонкозвучно, буди птичка поёт.
Друга чашечку за ручку двумя пальчиками поддерживат над блюдечком и чаем булькат.