Особенности применения метода проектов

Разделы: Иностранные языки


Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США, его также называли методом проблем. Теоретическая основа метода проектов - это «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859-1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д.Дьюи являются: проблематизация учебного материала; познавательная активность ребенка; связь обучения с жизненным опытом ребенка; организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Метод проектов заинтересовал русских педагогов ещё в начале XX столетия. Данный метод в преподавании пропагандировали С.Т.Шацкий, Л.К.Шлегер и А.У.Зеленко. Однако в 30-ые годы использование данного метода было официально запрещено. Лишь через несколько десятилетий метод проектов вновь приобрёл актуальность. Е.С.Полат, Т.А.Воронина, И.Е.Брусникина, А.И.Савенков способствовали его возрождению в практике. Теоретическая основа метода проектов в России разработана профессором Евгенией Семеновной Полат. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что "вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее". Под методом проектов она подразумевает систему обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий - проектов. По определению Е.С.Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути». Проектное обучение - это педагогический метод проектирования школьных уроков. Несколько учеников работают над проектом по определенной теме. Для этого они самостоятельно формируют малые проектные группы или делятся на таковые учителем. Затем ученики несут ответственность за планирование, выполнение и представление своей работы и, таким образом, активно участвуют в уроках. В конце учитель дает оценку и обеспечивает необходимые размышления над выступлением.

Проектное обучение считается методом демократичного и деятельностного обучения, так как дети и подростки должны решать проблему или задачу как можно более самостоятельно. Процесс обучения происходит путем активного рассмотрения заданной темы и последующей работы с ней.

Проектная деятельность эффективна не только для начальной школы, но и для среднего и старшего звена. Кроме того, проектные уроки предлагают новые возможности поддержки для детей с особыми потребностями.

Уроки проекта: характеристика.

Проектное обучение часто характеризуется рядом повторяющихся особенностей. В частности, сюда входят следующие аспекты:

  • Проект касается сложной темы или сложного вопроса, для которого существует несколько возможных решений и с которым одновременно могут иметь дело несколько человек.
  • Различное содержание отрабатывается самостоятельно в небольших учебных группах. Студенты сначала должны договориться об общем подходе. Им предоставляется творческая свобода и возможность самоопределения.
  • Работа над проектом сохраняет связь с уроком или учебным материалом.
  • Основная задача учителя - подготовить разделы проекта. Затем она доступна в качестве контактного лица на этапе реализации.
  • В конце учащиеся представляют свой проект классу.

Если учитель хочет использовать методы проектного обучения, он должен сначала разобраться с преимуществами и недостатками проектно-ориентированного обучения.

Проектное обучение как метод обучения имеет ряд преимуществ и недостатков как для учителей, так и для учащихся. К явным достоинствам проектной деятельности можно отнести:

  1. Практическое рассмотрение темы может обеспечить больший успех в обучении.
  2. Активно участвуя в проектных уроках, учащиеся часто могут сильнее идентифицировать себя с темой. Это повышает целеустремленность и ответственность.
  3. Поощряются сотрудничество, общение, самоорганизация, управление временем и способность справляться с конфликтами и критикой.
  4. Все члены группы могут использовать свои индивидуальные сильные стороны и, таким образом, продвигать всю работу над проектом.

Недостатками проектной деятельности можно считать::

  1. В то время как тема их собственной группы обрабатывается особенно интенсивно, учащиеся могут сохранять меньше информации о темах других проектных групп.
  2. Существует риск того, что учащиеся не будут справедливо распределять работу, а будут выполнять ее только отдельные члены группы.
  3. У учителя может быть больше работы, чем при очном обучении, из-за подготовки и последующей работы.

Если учитель, взвесив все преимущества и недостатки, принимает решение в пользу проектного обучения, ему следует учесть несколько моментов в концепции и структуре. В принципе, каждый проектный урок можно структурировать по-разному и расставить разные приоритеты. Это зависит не в последнюю очередь от типа школы, уровня класса и возможных временных рамок. Тем не менее, каждый проект должен быть как можно более специфичным для конкретной ситуации. Учитель указывает конкретную цель и примерный план работы или используемые методы. Ученики должны либо иметь возможность выбрать конкретную тему самостоятельно, либо им должно быть позволено использовать свои собственные методы на практическом этапе.

В целом для подготовки и проведения проектного урока подходит следующая процедура:

1. Предварительные мысли учителя:

  • Какие (примерно) темы следует обсудить?
  • Сколько групп или сколько разных проектов должно быть?
  • Сколько времени выделяется каждой группе на свой проект?
  • Какие учебные материалы мне нужны?
  • Какие источники разрешено использовать учащимся?
  • Какова цель работы над проектом?
  • Как можно оценить результаты в конце?

2. Разделение на группы (по свободному выбору или разделение учителем)

3. Определение тем для каждой группы

4. Этап реализации в индивидуальных учебных группах → мониторинг/поддержка со стороны учителя

5. Презентация результатов перед классом

6. Последующее обсуждение (либо в классе, либо с отдельными группами)

После того, как примерная процедура подготовлена, учитель должен подумать о том, как должна быть организована групповая работа над проектным уроком. Структура примерной проектной работы может выглядеть следующим образом:

  1. Титульный лист/слайд (Название/тема проектной работы, состав группы, дата)
  2. Оглавление ( Подраздел содержания групповой работы)
  3. Введение (Изображение, карикатура, короткое видео, цитата, вопрос к классу и т.д.)
  4. Основная часть (Результаты выполнения проектной работы (методы, прогнозы, возможные проблемы при разработке и т.д.)
  5. Резюме (Резюме наиболее важных выводов, размышление)
  6. Заключение ( Достижение целей и, если применимо, взгляд на будущее)

Прежде всего, учитель может решить, указывать ли конкретные темы для проектного урока. Предварительно определенная тема дает учащимся фиксированную основу, которую они могут использовать в качестве руководства для соответствующей разработки своего проекта.

Тем не менее, также может иметь смысл позволить учащимся самим определить точную предметную область. Это дает им возможность выбрать тему, которая им больше интересна, и, в идеале, больше участвовать в уроках проекта. Конечно, учитель все равно должен дать приблизительную основу и проверить выбранные темы, прежде чем работать над ними, чтобы сохранить связь со школьным материалом.

Обучение проектам должно оцениваться как учителем (внешняя оценка), так и учащимися (самооценка). Таким образом, они получают профессиональную педагогическую оценку, но в то же время могут размышлять и о собственной деятельности.

В качестве ориентира помогут следующие критерии оценки:

1. Профессиональная компетентность (результат и достижение цели)

  • Какие цели были достигнуты, какие нет (и почему)?
  • Насколько удовлетворительен результат?
  • Чему научились студенты?

2. Методологическая компетентность (процесс и подготовка проектной работы)

  • Соблюдался ли график?
  • Какие проблемы возникали при разработке и как они решались?
  • Показывает ли презентация связанный с проектом процесс?

3. Социальные навыки (сотрудничество внутри команды)

  • Была ли справедливо распределена работа?
  • Соблюдались ли основные правила работы в команде?
  • Как разрешались конфликты?
  • Обращались ли ученики к учителю с вопросами?

В конце должны быть получены отзывы учащихся о своей работе, а также возможные предложения по улучшению для следующего проектного урока. В то же время учитель должен воспользоваться возможностью, чтобы получить отзывы о своей роли советника.

Чтобы оценить групповую работу как часть проектного обучения, учителям необходимы соответствующие навыки (например, цифровые навыки или опыт работы с цифровыми медиа в классе).