Патриотическое воспитание на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Краеведение, Патриотическое воспитание, Конкурс «Дорогами Великой Отечественной»

Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданственность, музейный урок


Уроки истории в современной школе несут особую миссию: миссию воспитания духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Глубокое знание истории (истории своей семьи, своего народа, города, страны) помогает определить жизненную общественную позицию и развить умение ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Знакомство с историческим наследием и умением учиться у своих предков является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике. Именно уроки истории открывают возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции.

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории эффективно только при опоре на такие ценности как: государственная символика, права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся людей, памятные даты и знаменательные события отечественной истории и истории родного края. При этом необходимо вовлечения школьников в поисковую и исследовательскую деятельность и деятельность, требующую непосредственного участия детей (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне; проведение экскурсий; походов по местам боевой и трудовой славы и др.). Практически все исторические темы содержат материал с нравственным уклоном. Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим прошлым России следует уделять подбору такого материала, который вызывал бы отклик у детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей.

Наиболее эффективно задачи гражданско-патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем: «Культура Руси IX - первой половины XII в.»; «Походы Батыя на Русь»; «Борьба русских земель с западными завоевателями», «Освободительная война против польских, немецких и шведских интервентов (ополчение К.Минина и Д.Пожарского»; «Внутренняя и внешняя политика Петра I»; «Русское военное искусство (А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков)»; «Отечественная война 1812 г.»; «Крымская (восточная) война»; «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»; «Россия в Первой мировой войне»; «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».

Также на уроках истории учителю необходимо раскрыть школьникам историческую и геополитическую роль полуострова Крым в истории и современности России, подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения не только международного права, но и с моральной точки зрения; раскрыть миротворческий и гуманистический характер действий России при защите своих геополитических интересов и русскоязычного населения.

С точки зрения воспитания гражданственности и патриотизма учащихся главное событие в истории нашей страны XX века - это Великая Отечественная война. Тема Великой Отечественной войны тесно связывает историю страны и историю Санкт-Петербурга. На уроках необходимо приводить примеры героизма на фронте и в тылу, рассказывать о наших земляках - героях.

Патриотическое воспитание историей не должно сводиться к военно-патриотической пропаганде. Его, прежде всего, необхо­димо направить на формирование у учащихся чувства гордости за отечественные достижения. Военная история долж­на не столько пробуждать чувство ненависти к странам-противникам и формировать «образ врага», сколько внушать уважение к способностям народа проявлять в тяжелую минуту лучшие национальные качества, к тем достижениям экономики и военного искусства, которые обеспечивали военные победы. Она не может исчерпываться перечислением сражений и побед. Необходимо объяснять причины того, что стране приходи­лось напрягать перед лицом военной опасности все свои силы, и то, какие последствия для социально-политической жизни Рос­сии имели эти постоянные сверхчеловеческие усилия.

В своей работе по этому направлению следует использовать огромный потенциал, который несет в себе краеведение. Так, знания о городе-герое Санкт-Петербурге в годы Великой Отечественной войны способствуют формированию любви к нему, бережному отношению ко всему, что досталось нам в наследство.

Изучая историю Санкт-Петербурга в годы Великой Отечественной войны, на наш взгляд, следует активно использовать музейные уроки. Как правило, они проводятся непосредственно на экспозиции школьного музея. Такие уроки значительно расширяют возможности преподавателя в решении задач, связанных с историческим образованием. Музейные уроки должны быть организованы на высоком методическом уровне. Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений педагога и обучающихся, это форма интерактивного обучения. В обстановке школьного музея процесс воздействия на школьников с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о судьбе родного города, традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, нравственных качествах наших земляков происходит мобильнее, удается привлечь внимание учеников к наиболее сложным вопросам истории, научить работе с фондовым материалом.

Творческие задания, которые получают ученики, позволяют раскрыть их поисковые умения и сформировать информационную компетенцию школьников. Целесообразно, в рамках изучения темы «Великая Отечественная война» организовать встречу школьников с ветеранами войны и тружениками тыла. Следует как можно чаще проводить тематические экскурсии к памятникам, памятным знакам и мемориалам Калининского района г. Санкт-Петербурга, увековечившим подвиг защитников города в военные годы.

Среди них - памятник «Погибшим политехникам» (открыт в 1967 г.), Памятник защитникам ленинградского неба (открыт в 1978 г.); памятный знак в честь аэродрома «Гражданка» (открыт в 1975 г.); аллея памяти погибших и пропавших без вести Аллея памяти, высаженная в 1980 г., там же находится металлический памятный знак с красной звездой и гранитная стела; памятник «Блокадные 125 граммов хлеба» (открыт в 1992 г.); Памятник «Дети войны» (открыт в 2013 г.); Пискаревский мемориал (мемориал был открыт в мае 1960 г.).

Музейные уроки и тематические экскурсии оказывают огромное эмоциональное воздействие на учеников, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Конечным результатом воспитания патриотизма и гражданственности на уроках истории должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности.

Список литературы

  1. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. - № 9.
  2. 3.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006.- № 9.
  3. Иоффе, А.Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьника [Текст]: монография / А. Н. Иоффе. - М.: АПКиППРО, 2010. 120 с.
  4. Иоффе, А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России [Текст] / А.Н.Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 9. - С. 3-8.