Технологии проблемного обучения и формирующего оценивания как средство повышения мотивации при изучении математики

Разделы: Математика


Аннотация проекта

Замечено, чем больше учитель учит
своих учеников и чем меньше -
предоставляет им возможностей
самостоятельно приобретать знания,
мыслить, действовать, тем менее
энергичным и плодотворным становится
процесс обучения.

И.Лернер

Государственная политика любой страны во многом определяется эффективностью научных исследований и качеством образования.

Государственные национальные проекты в области образования последних лет, определяющие задачи «коренной модернизации методов и средств обучения общего и среднего специального образования», - тому подтверждение. Какой должна стать школа сегодня? Какую модель обучения считать наиболее приемлемой: пассивную, активную, интерактивную?

Представленный проект направлен на создание таких условий, при которых организация образовательной деятельности с применением технологии проблемного обучения способствовала бы формированию мотивации, развитию самостоятельности, познавательной активности учащихся. Идея проекта заключается в интеграции возможностей технологии проблемного обучения с возможностями технологии формирующего оценивания с целью повышения мотивации и активизации творческих способностей учащихся.

1. Обоснование необходимости проекта

Одним из требований повышения качества современного образования является реализация системно-деятельностного подхода. В этой связи, профессиональный интерес вызывают технология, способствующие реализации данного подхода: проблемное обучение и технология формирующего оценивания.

При переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, меняется стиль их взаимодействия. Ученик - активный, творческий, мыслящий, ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мыслительные операции.

Проблема заключается в том, что у части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации образовательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.

Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;

б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.

Противоречия:

  • между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики;
  • между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями, и навыками;
  • между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени.

Еще французский философ, писатель XYIII века Дени Дидро справедливо заметил: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Поэтому основными целями своей педагогической деятельности я считаю:

  • формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности (они более эффективно фиксируются в памяти учащегося, если получены в процессе решения проблемных ситуаций);
  • развитие способностей, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).

Для того чтобы достичь принципиально нового уровня обучения необходимо в образовательной деятельности применять технологии, которые позволяют сделать ученика активным участником учебного процесса. Таковыми технологиями являются проблемное обучение и технология формирующего оценивания.

2. Цели и задачи проекта

Цель проекта: изучение и внедрение в практику образовательной деятельности технологий проблемного обучения и формирующего оценивания для формирования положительных мотивов к изучению математики.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать состояние проблемы использования данных технологий в педагогической теории и практике.
  • Отобрать оптимальные методы и приёмы, формы и средства организации образовательного процесса с применением технологий проблемного обучения и формирующего оценивания.
  • Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
  • Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению математики.
  • Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
  • Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах. Предполагаемый результат:

  • устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
  • сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
  • способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
  • социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся.

Новизна опыта заключается в интеграции возможностей технологии проблемного обучения с возможностями технологии формирующего оценивания с целью повышения мотивации и активизации творческих способностей учащихся. Применение данной интеграции может быть использовано в работе учителя как на уроке, так и в воспитательной работе во внеурочное время: проблемы нравственности, эстетические и другие имеют ту же природу, что и проблемы в математике или физике.

3. Основное содержание проекта

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает не часто. Она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К одной из таких технологий и относится технология проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:

  • оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания;
  • отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни;
  • учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах;
  • личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Логическая структура урока в логике проблемного обучения имеет не линейный характер, а более сложный: если в начале урока поставлена проблема, а следующий ход урока направлен на ее разрешение, то обращение к данной проблеме происходит в течение всего урока.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Использование проблемных методов и приемов на уроке осуществляется по определенному алгоритму. Данная технологическая схема позволяет целенаправленно добиваться высоких результатов на уроке.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

  • Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.
  • Сталкивает противоречия практической деятельности.
  • Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
  • Предлагает рассмотреть явление с различных позиций.
  • Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения).
  • Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
  • Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения), анализирует умение применять полученные знания.

При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения видим, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.

Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда я остаюсь один на один со своими воспитанниками. И от моего умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень их знаний, готовность к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.

Роль учебного предмета «Математика» в процессе формирования личности уникальна, его образовательный и развивающий потенциал огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. А математика как раз и является предметом общего образования, позволяющим наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.

Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует развитию человека. Именно поэтому я очень часто организую уроки с использованием «проблемных ситуаций». Такой подход к изучению данной темы пробуждает у учащихся желание творить. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки мною вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Этапы проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации).

  • I этап - создание проблемной педагогической ситуации, ориентирование
  • учащихся на восприятие ее проявления.
  • II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в
  • психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него. На этом этапе я оказываю дозированную помощь, задаю наводящие вопросы и т.д.
  • III этап - поиск решения проблемы, поиск выхода из тупика противоречия.
  • Совместно со мною или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют
  • различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель при этом оказывает ученикам необходимую помощь.
  • IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.
  • V этап - реализация найденного решения в форме материального или
  • духовного продукта.
  • VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Многие темы школьного курса математики начинаются с определения нового понятия. Затем изучаются его свойства. Если учитель будет буквально следовать учебнику, то новое понятие сваливается ученику «как снег на голову»: и содержание является новым, и название часто слышится впервые, а поэтому на слух не усваивается. Ученику неясно, зачем дается это определение. Все это мешает восприятию, а главное - тормозит усвоение, приводит к психологическому дискомфорту. Так что, дав определение, учитель вынужден тут же приводить поясняющие примеры. А что, если сделать наоборот? Сначала рассмотреть примеры, а затем дать определение. Причем можно показать готовые иллюстрации, можно составить их на глазах учеников. Наконец, можно предложить ученикам самим их построить (составить, придумать). Это дольше, но чтобы придумать пример самому, надо хоть немного вникнуть в суть дела, поразмышлять. Уже тут начинается понимание, появляются вопросы. Рассмотрев примеры, ученики могут сами участвовать в составлении определения. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Да еще мы не знаем, как ученик слушал, может быть, слушал «пассивно», если слушал ли вообще. Не обернется ли такая экономия времени значительными потерями, в том числе и нервными, когда придется «десять раз повторять»? Когда же ученик участвует в составлении определения, он действительно слушает и больше понимает (понятие и определение складываются в его уме постепенно), тогда материал усваивается прочнее, у ученика активизируется способность к познанию нового, развивается мышление. Это способствует экономии времени при изучении последующего материала и повышает уровень его усвоения. Открывать самому интересно, следовательно, меняется отношение школьника к учебе, появляется потребность в освоении нового. Идея привлекать учеников к самостоятельному открытию (под руководством учителя) не нова. С помощью наводящих вопросов Сократ побуждал слушателей самих искать решение проблемы. Предлагая конкретные примеры, он вынуждал собеседника признать, что данное им определение или слишком узко, или слишком широко, или недостаточно в каком-либо существенном отношении, т.е. заставлял его уточнять определение и таким образом подводил его к понятию, основанному на строгом определении. Как добиться, чтобы ученики получили возможность участвовать в составлении определения и хотя бы часть его составили сами? Этой цели служит, например, специальное домашнее задание. Выполнив задание, ученик будет подготовлен к составлению определения. Во всяком случае, он не будет чувствовать себя, как в незнакомой местности. Для пробуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций целесообразно использовать игровые моменты. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и не требует дополнительного времени для разъяснения правил игры.

Для создания игровых ситуаций на уроках математики я использую исторические экскурсы, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений, в математическом содержании которых содержатся противоречия научных фактов с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречия между необходимостью выполнить определенное задание и невозможностью его осуществить. Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее, как руководитель и партнер, нежели как источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:

  1. Тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.
  2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегая директивных приемов.
  3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.
  4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти собственное решение, предлагая им свою помощь или адресуя их к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

Отход учителя на второй план отнюдь не значит, что в какой-то мере он утрачивает свое значение. Это лишь формально второй план, хотя и идущий от ученика, несмотря на то, что учитель появляется на сцене реже ученика, фактически он является главным героем. От него зависит все то, что происходит или не происходит с учеником. Однако свою роль главного актера, а также режиссера школьной сцены он выполняет надлежащим образом только тогда, когда умеет вызвать в учениках силы и творческие возможности и использовать их в хорошо организованном процессе воспитания.

Все ли обучение должно быть проблемным?

Нет, не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, и самостоятельное усвоение знаний идет путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Проблемное обучение следует понимать как тип обучения, обеспечивающий в сочетании с традиционным и тем новым, что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками, развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.

Я считаю, что обучение не может считаться развивающим, если не использовать закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).

Всем ли учащимся доступно проблемное обучение?

Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения.

Урок проблемного обучения

Урок традиционный

Цель - усвоение результатов и путей их получения; формирование познавательной деятельности, развитие творческих способностей.

Цель - усвоение результатов, вооружение
учащихся знаниями.

Принцип поисковой учебно-познавательной
деятельности учащихся.

Принцип передачи готовых выводов науки
учащимся.

Самостоятельное добывание учащимися новых знаний и как следствие развитие внимания, творческого воображения,
умения делать вывод, выдвигать гипотезу и т.д.

Усвоение путем запоминания или
подражания учителю.

Цель: усвоение новых знаний

ДЕТИ… анализировали, рассуждали,
открывали, сочиняли.

ДЕТИ…слушали, запоминали, следили за мыслью, (т.е. воспринимали).

ВЫВОД: прочные знания, формирование мышления, развитие интеллекта, воспитание активной личности

ВЫВОД: репродуктивна деятельность:
пришел, услышал, запомнил

Приведу примеры уроков, построенных на технологии проблемного обучения.

Пример: Урок математики по теме «Решение квадратных уравнений»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

- Сегодня мы познакомимся с уравнением, которое вы составите по задаче, представленной в стихотворной форме:

«Обезьянок резвая стая
Всласть, поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок, Ты скажи мне, в этой стае?»

- Кто догадался, какое нужно составить уравнение.

Отвечают

-Как называются такие уравнения?

-Квадратные.

-Все ли квадратные уравнения мы умеем решать?

-Нет.

Тема

-Значит, тема нашего урока?
(Фиксирую тему на доске)

-Решение квадратных уравнений.

Пример: Урок математики по теме «Площадь трапеции»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Подводящий к теме диалог

-Посмотрите на различные выпуклые четырехугольники, изображенные на доске.

На доске: разные виды четырехугольников.

-Какие из изображенных четырехугольников вам известны? Назовите их.

-Параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция.

-Дайте определение названных вами четырехугольников.

Дают.

-Что еще вам известно про эти четырехугольники.

-Свойства, признаки, формулы для вычисления площадей.

-Для всех ли четырехугольников вам известны формулы?

-Нет, не знаем формулу для нахождения площади трапеции.

Тема

-Значит, какая сегодня будет тема урока?
(Фиксирует тему).

-Площадь трапеции.

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Сегодня школа несет обязанность по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов, соответствующих требованиям стандарта к учебным результатам.

Под формирующим оцениванием понимается процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Формирующее оценивание принято выделять наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивание происходит по завершении того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в процессе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название - «оценивание для обучения». Эффект применения формирующего оценивания оказывается наиболее значимым для тех, кого относят к категории неуспешных учеников. Основная цель введения элементов формирующего оценивания - максимально усилить включенность учеников в учебную активность во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе.

Принципы использования формирующего оценивания.

  1. Центрировано на ученике. В центре формирующего оценивания - ученик. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. При его использовании учитель и ученик получают информацию, на основании которой они принимают решении, как улучшать и развивать учение.
  2. Направляется учителем. Применение формирующего оценивания предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию.
  3. Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растет их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учебе.
  4. Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания улучшит качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.
  5. Непрерывно. Оценивание - это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.
  6. Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.

При использовании формирующего оценивания учитель, наблюдая за учениками и получая от них обратную связь в виде вопросов и суждений, корректирует на этом основании преподавание, ставит перед ними те или иные учебные цели. Наиболее эффективное время для оценивания и налаживания обратной связи - это период до начала тестовых проверок и экзаменов. Цель подобного оценивания - создание ранней обратной связи. Формирующее оценивание отличается от традиционных подходов к оценке результатов учебной деятельности, учащихся следующими особенностями:

  • В основе формирующего оценивания - механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.
  • Формирующее оценивание направляет учение. Для этого необходимо определить: что ученик должен извлечь из учебного курса; какие формы оценивания этому соответствуют.
  • Формирующее оценивание - это обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели. Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения, необходимо, не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса.

Принципы оказания обратной связи:

  • Показывать, что получилось хорошо.
  • Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении)
  • Давать рекомендации о необходимых исправлениях.
  • Создавать возможность вносить исправления.

Рассмотрим некоторые методы и приемы использования формирующего оценивания на уроке.

Постановка вопросов

Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Например: Какие ещё примеры ты знаешь? Как ты можешь доказать это? Как можно это организовать? Как решить это? Что ты думаешь о..? Как вы можете это объяснить? Какую связь вы видите?

Наблюдение

Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение. Наблюдая за отдельными детьми по намеченному плану учитель поддерживает их в ходе урока. Например, если учитель видит, что класс разделился на тех, кто справился с предложенным заданием, и тех, кто обнаружил непонимание материала, учитель переходит к дифференцированной работе в группах. Можно разделить учеников на группы по уровню достижений на данный момент и дать дифференцированные задания, оказывая поддержку группе, в которую вошли дети с наибольшими трудностями, а можно сформировать смешанные группы, в каждую из которых войдут ученики, максимально овладевшие материалом, которым будет поставлена задача помочь справится с заданием остальным участникам группы.

Беседы-обсуждения

Учитель может проводить краткие импровизированные беседы-обсуждения наиболее интересных или неожиданных ответов и действий во время урока. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока. Проводя обсуждение, учитель проверяет предыдущие оценки и гипотезы, обсуждает прогресс учеников, результаты их самооценивания для того, чтобы подготовить следующие шаги в обучении.

Анализ

Анализ как способ осуществления формирующего оценивания может быть использован следующим образом. Письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми. Это делается для того, чтобы идентифицировать общие ошибки и неправильное понимание и показать, что нужно делать, чтобы улучшить свои работы. Например, можно предложить ученику прочитать свою работу и попросить других учеников отметить то, что показалось им наиболее удачным в работе, а что по их мнению можно улучшить. После этого предлагает детям внести свои конкретные предложения по улучшениям, подсказать автору работы нужные для этого слова, приемы, термины, пути рассуждения и т.д. В завершении учитель высказывает свое мнение, отмечает прогресс, достигнутый в данной работе по сравнению с предыдущими работами.

Проверка понимания материала

Проверка-повторение с заранее подготовленными или спонтанными вопросами позволяет в тот же момент оценивать вместе с детьми их знания. Краткий проверочный обзор пройденного помогает ученикам и учителю выявить материал, который нуждается в повторении и пересмотре, спланировать следующие этапы курса.

Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения

Это позволяет поддерживать и развивать навыки самооценивания и парного оценивания. Пара или небольшая группа учеников определяет, что они знают и могут делать, а что остается для них трудным и непонятным, что им надо сделать в дальнейшем. Это позволяет осуществлять непрерывную обратную связь между учителем, отдельными учениками и группами. А можно дать ученикам критерии, по которым можно оценить индивидуальную или групповую работу, и попросить их провести такое оценивание самостоятельно или в парах. Определить, чего пока не хватает, чтобы работа соответствовала этим критериям, и предложить какие-то конкретные изменения.

Краткий пятиминутный обзор-резюме результатов прошлого урока

Для этого учитель использует вопросы, которые задаются без поднятия руки и могут обсуждаться с соседом. Детям предлагается быстро обсудить с партнером то, что они поняли или не поняли на прошлом уроке. Это позволяет включить в работу всех учащихся.

Основные техники оценивания, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников.

  • Мини-обзор
  • Цепочка заметок
  • Направленная расшифровка
  • Резюме в одном предложении
  • Карты приложения

Название

Описание

Что делать с полученными данными

Мини-обзор

В течение последних нескольких минут урока попросить учеников ответит на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали? И «Какой момент остался наименее ясным?» Цель - получить данные о том, как ученики поняли то, что изучали в классе

Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников

Цепочка заметок

Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт

Посмотрев все ответы, надо определить наилучшие критерии

Матрица запоминания

Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные учителем определенным образом. Ученики помещают в нужную клетку разные данные, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия

Определить количество правильных и неправильных ответов для каждой клетки. Выделить образцы ошибочных ответов и подумать об их возможной причине

Направленная расшифровка

Ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего-либо, что они только изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий

Категоризировать ответы в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными. Анализировать ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляя возникшие проблемы

Резюме в одном предложении

Ученики делают резюме изученной темы в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Что? Как? Почему?». Задача - требуется отбирать только четкие характеристики для каждого вопроса

Оценить качество каждого резюме быстро и в целом. Отметить, идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками

Карты предложения

После преподавания важной теории, принципа или алгоритма попросить учеников написать, хотя бы один вариант реального приложения того, что они только изучили, для того, чтобы определить насколько они способны к переносу знаний

Быстро просмотреть все предложения и категоризировать их в соответствии с качеством. Подобрать широкий ассортимент примеров и представить классу

Развитие способностей учащихся к самостоятельной оценке результатов своей деятельности позволяет им оценить собственные успехи в той или иной деятельности, а также определить возможные действия по их улучшению. Навыки самооценивания можно использовать в работе учащихся над проектом или других формах индивидуальной или групповой деятельности. Применение методов самооценивания может быть опорой для группового обсуждения работы, выполняться устно или письменно.

Методики для организации самооценивания учеников:

  • Карта оценки групповой презентации.
  • Самооценка совместной работы.
  • Недельные отчеты.
  • Составление тестов.
  • Отзывы на работы других учеников.

Методика «Карта оценки групповой презентации» (Приложение 1) используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Ученикам предлагается заполнить определенную форму, когда они будут смотреть презентацию группы. Ученикам нужно посмотреть на приведенные ниже характеристики дать свой отзыв на работу группы. При оценке результатов можно использовать следующие варианты ответов:

  • «+» - отличная работа;
  • «=» - хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);
  • «-» - слабая работа (многое можно улучшить).

В методике «Самооценка совместной работы» (Приложение 2) ученикам предлагается не выбирать готовый ответ, а формулировать его в развернутом виде. Это позволит ученику осознать то, как он участвовал в разработке плана группового проекта: насколько был продуктивен, успешен, принят группой и полезен. Работа с этой методикой помогает формировать как коммуникативные умения учащихся, а так и навыки решения проблем и планирования своей деятельности. В методике самооценки можно использовать составление отзыва на работы других учеников (Приложение 4). Предлагаемую форму можно использовать при оценке презентаций проектных и исследовательских работ, но может применяться и в других учебных ситуациях.

Использование методики «Недельные отчеты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Эту методику можно использовать в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно. Форма проведения методики достаточна простая. «Недельные отчеты» это опросные листы, которые ученики заполняют один раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

1. Чему я научился за эту неделю?

2. Какие вопросы остались для меня неясными?

3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем?

Анализируя отчеты, учитель может:

  • узнать об основных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников;
  • получить полезную связь и реорганизовать содержания курса;
  • проникнуть в то, как ученик осознает собственную ученую деятельность.

Суть методики «составление тестов» состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию. Мотивационная составляющая определяет, задает ли ученик вопрос, ответ на который он сам уже знает, или он хочет получить дополнительную информацию, которой сам пока не владеет. Другая особенность связана с тем, что отвечающий общается не с учителем, а с одноклассником, отвечает не на языке учебника и взрослых, а на языке соседа по парте, принимает на себя роль педагога, вносящего свой вклад в копилку знаний партнера. Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать по какой-либо теме вопросы для проверочной работы или теста. Удачные вопросы будут использованы в проверочной работе по данной теме, неудачные послужат материалом для критической оценки, учащимся будет предложено письменно объяснить, почему некоторые из них были признаны неудачными. Задачи этой методики можно определить так:

  • повысить качество выполнения домашнего задания.
  • выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие - подготовить учащихся к проверочной работе по теме.
  • развивать критическое мышление
  • строить обучение на основе сотрудничества учителя и ученик, повысить активную роль детей в процессе обучения.

Активно применяя предложенные приемы и методы формирующего оценивания можно повысить образовательные результаты и достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

4. Ресурсы

Данный педагогический опыт опирается на мастерство педагога, владеющего современными педагогическими методами, техниками. Учебно-методическое обеспечение данного опыта - это образовательные программы, учебники утверждённые, Министерством образования и программам, составленным на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, УМК к учебнику, тематические Интернет-ресурсы. Техническое оснащение кабинета лазерный цветной принтер и сканер HP соблюдается режим освещения; в оформлении кабинета использованы безопасные материалы. Озеленение и спокойная цветовая гамма создают благоприятный психологический климат для обучения и общения. В кабинете сформирована безопасная, здоровьесберегающая образовательная среда.

5. Партнёры

Партнерами данного проекта являются администрация школы; классные руководители; психолог; социальный педагог; учителя-предметники; родители.

6. Целевая аудитория

Данный проект рассчитан на обучающихся 5-11 классов образовательного учреждения. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень их знаний, готовность к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие. Проект может быть реализован в гимназиях, лицеях, общеобразовательных школах.

7. Перспективы дальнейшего развития проекта

Планирую - оказывать педагогическое содействие в самореализации учащихся через активное их участие в различные рода конкурсах, творческих проектах, олимпиадах; в выборе индивидуального образовательного маршрута по предмету и разных областях знаний; создать электронные версии уроков; расширить содержание проекта за счет новых методов и приемов.

Приложения

Список литературы

  1. Бакланский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. - 2000. - № 1.
  2. Закон РФ «Об образовании». Глава I, ст. 1. Государственная политика в области образования.
  3. Закон РФ «Об образовании». Гл.I, ст. 7. Федеральные государственные образовательные стандарты.
  4. Ильин Г.Л. Взаимное обучение и взаимное образование //Школьные технологии, № 3, с.25 - 26.
  5. Ильин Г.Л. Концепция учителя современной общеобразовательной школы. Требования к качеству образования. //Школьные технологии № 2, 2011, с 9.
  6. Карелина Т.М. О проблемных ситуациях на уроках геометрии // Математика в школе. - 2000. - № 5
  7. Карелина Т.М. Методы проблемного обучения // Математика в школе. - 2000. - № 5
  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.,2001.
  9. Куркин Е.Б. Проект «Школа XXI века». Многофункциональный комплекс общего образования»// Школьные технологии № 3, 2011, с. 361.
  10. Курнешова Л.Е. // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учёта их индивидуальных достижений, М.:Школьная книга,2005.
  11. Методики, разработанные на кафедре психологии и педагогики Тульского Государственного университета им. Л.Н. Толстого. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //referat.ru /referats/.
  12. Меськов В.С., Манченко А.А. «Когнитивно - компетентностная парадигма образования» // Школьные технологии, № 1, 2011, с. 51.
  13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ Д.Медведевым, 04.02.2010.
  14. Пинская М.А. // Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного стандарта, Москва: Педагогический университет «Первое сентября».
  15. Овакимян Г.К. Проблемы принятия группового решения и выбора стратегии // Школьные технологии, № 1, 2011.
  16. Семинар для учителей. Интерактивные технологии обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа: // file: // E: /164 - intertech. htm.
  17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Р., 2003.
  18. Шаталов Г. Способы повышения мотивации обучения [Текст] / Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - 2003. - №23. -С.7-
  19. Цукерман Г.А., Вегнер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. - М., ОИРО, 2010.
  20. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. - С-П., 2003