Этап урока
|
Деятельность учителя и учеников
|
Примечания
|
1. Организационный момент
|
Я спешу сказать вам - «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго
Я спешу сказать вам - «Радости!»
Успехов, удач и везенья!
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
- Меня зовут Наталья Геннадиевна. Сегодня я проведу урок кубановедения.
|
|
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
|
Ребята, сегодня у нас не простой урок. Сегодня мы с вами узнаем много нового. А помогать нам будет сундучок с тайнами. Но прежде чем мы начнем открывать сундучок, необходимо узнать тему урока. Что-то случилось со словами? Помогите мне собрать слова, чтобы узнать тему урока!
Ученики составляют из букв слова и называют тему урока
«Кубанские умельцы» СЛАЙД 2.
- Кого так называют?
- Что они делают?
- Что такое ремесло? (Изготовление изделий ручным, кустарным способом)
- Какие ремесла вы знаете?
С давних пор славились кубанские жители своей работой. За что бы они не брались, что бы не делали, всё у них выходило ладно да умело. Недаром говорят: «Главное богатство Кубани - это её люди». Все хотят носить красивую одежду, иметь добротную посуду, мебель, кушать вкусные и качественные продукты. И лучше, чем кубанские умельцы никто этого не сделает.
|
Презентация, слайд 1, слайд 2.
|
3. Открытие новых знаний
|
- Какими ремеслами занимались кубанские умельцы?
Что бы лучше узнать, чем занимались кубанские умельцы, обратимся к сундучку. Но он просто так не открывается Прежде, чем мы ее откроем, нам необходимо отгадать загадку:
ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ
Загадка.
Когда за грибами
Ты в рощу идешь,
Её непременно
С собою возьмешь.
Корзина
Достаю из коробки корзину и картинку «Лозоплетение».
Картинку вешаю на доску.
- Как называется этот предмет? (Корзина) Вешаю слово в таблицу.
- Из чего она сделана? (Из прутиков, лозы)
- Как называется это ремесло? (Лозоплетение). Вешаю слово в таблицу.
- Как зовут умельца, который занимается лозоплетением? (Петельщик) Вешаю слово в таблицу.
- Как вы думаете, из чего петельщики плели свои изделия?
Обычно плетут из ивовых прутьев (лозы), рогоза (камыша, чакана). Все эти растения любят расти около воды.
- Почему это ремесло было распространено на Кубани?
Лозоплетение считается одним из древнейших ремесел. Для него не требуется специального оборудования. С помощью этого ремесла изготавливали коляски, шляпы, мебель, украшения, шкатулки. Изготавливают и по сей день.
Иву заготавливают осенью и зимой, когда растение сбросило свой летний наряд и можно легко увидеть самый красивый прутик.
- Какими качествами должен обладать петельщик?
Современный умельцы плетут из газетных трубочек. (Демонстрирую изделие).
|
СЛАЙД 3 (ПУСТОЙ)
|
|
ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО
Загадка
Для молока, сметаны он.
Горласт и крепок, статен.
Узорами на вид опрятен.
Огня, Воды и Глины сын,
Пузатый глиняный КУВШИН.
Достаю из коробки кувшин и картинку «Гончарное дело».
Картинку вешаю на доску.
- Как называется этот предмет? (Кувшин) Вешаю слово в таблицу.
У кувшина есть брат - глэчик. Глэчик без ручки.
- Из чего он сделана? (Из глины)
- К какому ремеслу? (Гончарное дело). Вешаю слово в таблицу.
- Как зовут умельца, который занимается гончарным делом? (гончар) Вешаю слово в таблицу.
- Кто знает, как работает гончар?
Комок глиняного теста умелец превращает в шедевр помощью гончарного круга. Затем изделие отправляется в печь для обжига. Мастер может украсить изделие узором или покрыть его глазурью (обычно зеленой, желтой, коричневой). Главное, что бы изделие дышало, тогда продукт в нем всегда будет свежий. Тогда говорят, что мастер сложил в него душу.
- Какими качествами должен обладать гончар?
- Что еще изготавливали из глины?
- Как вы думаете, почему это ремесло развивалось на Кубани? (Так как есть залежи глины).
- С современной жизни мы пользуемся изделиями гончаров?
|
СЛАЙД 4.
Гончарная мастерская.
|
|
ФИЗМИНУТКА
Встаньте, пожалуйста.
Встали ровно, руки шире.
Бочку держим мы в руках.
Повернулись. Наклонились.
Бочку ставим мы к ногам.
Руки вверх. Плетём лозу мы.
Руки вниз. Куем подкову.
Отдохнули. Стали ровно.
Вдох и выдох. Вновь урок.
|
СЛАЙД 5 (пустой)
|
|
КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО
Загадка
Пламя пышет жаром,
Льётся пот с лица.
Звонко бьёт по стали
Молот КУЗНЕЦА (Достаю подкову)
- Как называется этот предмет? (Подкова) Вешаю слово в таблицу.
- Из чего она сделана? (Металла).
- Для чего нужна подкова?
- К какому ремеслу она относится? (Кузнечное дело). Вешаю слово в таблицу.
Это ремесло еще называют ковка.
- Как зовут умельца, который занимается ковкой? (Кузнец) Вешаю слово в таблицу.
- Кто знает, как казаки называли кузнеца? (Коваль)
Может вы знаете фамилии, которые произошли от этого слова? (Ковалев, Коваленко, Кузнецов)
- Какие еще изделия делает кузнец?
- Какими инструменты он пользуется?
- Какими качествами должен обладать кузнец?
Главные предметы работы кузнеца - это наковальня, молотки, напильники, зубила, клещи, щипцы. Главное орудие кузнеца - огонь. У каждого кузнеца есть помощник, который раздувает огонь. В кубанских семьях кузнецам помогали сыновья. В каждой станице кузнецы играли особую роль. Мастера могли подковать лошадь, сделать плуг, выковать ограду, изготовить новый замок.
Есть отрасль кузнечного дела КОВАНЬ - художественное оформление из металлической полосы или прутика. В когда-то давно в России было всего три города, где занимались кованью. Санкт-Петербург, Армавир, Новочеркасск.
В наше время тоже есть такие умельцы. (Демонстрация изделия)
|
СЛАЙД 6 Мастерская кузнеца
|
|
ВЫШИВКА
Загадка
Говорит дорожка - два вышитых конца:
"Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня испачкаешь меня". (Полотенце)
- Как называется этот предмет на Кубани? (Рушник) Вешаю слово в таблицу.
- Из чего он сделан? ( Из ткани).
- Чем он украшен? (Вышивкой)
- Для чего нужен рушник? (Для ритуалов, для красного угла, как полотенце)
- К какому ремеслу относится? (К вышивке). Вешаю слово в таблицу.
- Кто чаще всего занимается вышивкой?
- Как зовут умелец, которые занимаются этим ремеслом? (Вышивальщицы) Вешаю слово в таблицу.
- Какими качествами должна обладать вышивальщица?
- На чем мы еще можем встретить вышивку?
Кубанская вышивка отличается цветом. Вышивали красными цветом символом любви и жизни и черным, символом плодородного кубанского чернозёма. На вышивке изображали растительный, животный и геометрический орнаменты. На кубанских рушниках часто вышивали коней. Каждая девушка до свадьбы должна была вышить не менее 200 изделий!
- Какие виды вышивки вы знаете?
Демонстрирую современные изделия
|
СЛАЙД 7 (Пустой)
|
4. Применение нового знания
|
Откройте учебники на стр. 76. Давайте посмотрим, какие еще ремесла мы не назвали? Как зовут каждого из этих ремесленников (бочар, ложкорез, петельщик, шаповал, ткачихи, вышивальщицы, вязальщицы, сапожник)
С помощью стрелок покажи, кто из умельцев какое изделие изготовил. (рабочая тетрадь с. 36)
|
Работ с учебником.
Работа с тетрадью. Работа в паре
|
5. Подведение итогов урока
|
За урок у нас вы составили вот такую схему-таблицу.
Задайте соседу вопрос классу схеме. Работам с таблицей-схемой составленной на уроке.
Как на Кубани называют ремесленника, который занимается кузнечным делом?
Какие цвета присутствуют в кубанской вышивке?
Какой материал необходим для лозоплетения?
Каким ремеслом в кубанской семье занимались девочки, а чем мальчики?
Какими качествами должна обладать посуда, изготовленная гончаром?
|
Таблица-схема составлена в ходе урока.
|
6. Рефлексия
|
На доске у нас отражены 4 ремесла, с которыми мы познакомились. У вас есть смайлики. Наклейте свой смайлик на то ремесло, которое вам больше по душе.
Меня удивило
Мне захотелось
Расскажу дома
|
СЛАЙД 8
|
7. Выставление оценок
|
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока и составили план работы.
ΙΙ. Открытие нового знания
Отметить учеников, которые хорошо вели проблемный диалог.
ΙΙΙ. Применение нового знания и подведение итогов урока.
Отметить учеников, которые хорошо делали выводы по своим наблюдениям.
|
|
8. Домашнее задание
|
Дома вам необходимо будет у родных узнать, каким ремеслом занимались в вашей семье или занимаются сейчас. Если у вас есть изделия, принесите их и устройте выставку.
Узнать о семейных ремеслах.
|
СЛАЙД 9
|