Сценарий урока кубановедения по теме «Кубанские умельцы»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Фольклорные традиции в образовании»


Цели:

  • познакомить детей с кубанскими народными ремеслами;
  • приобщать детей к историческим и духовным ценностям родного края;
  • воспитать уважения к культурным и национальным традициям казаков, чувство патриотизма, уважение к труду народных умельцев.

Познавательные УУД:

  • развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • представлять информацию в виде тезисов;
  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

  • развиваем умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • умение работать в паре.

Личностные результаты:

  • развиваем умения выказывать своё отношение к героям;
  • выражать свои эмоции;
  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • развиваем умение высказывать своё предположение на основе имеющегося опыта;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование:

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя и учеников

Примечания

1. Организационный момент

Я спешу сказать вам - «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго
Я спешу сказать вам - «Радости!»
Успехов, удач и везенья!
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
- Меня зовут Наталья Геннадиевна. Сегодня я проведу урок кубановедения.

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Ребята, сегодня у нас не простой урок. Сегодня мы с вами узнаем много нового. А помогать нам будет сундучок с тайнами. Но прежде чем мы начнем открывать сундучок, необходимо узнать тему урока. Что-то случилось со словами? Помогите мне собрать слова, чтобы узнать тему урока!
Ученики составляют из букв слова и называют тему урока
«Кубанские умельцы» СЛАЙД 2.
- Кого так называют?
- Что они делают?
- Что такое ремесло? (Изготовление изделий ручным, кустарным способом)
- Какие ремесла вы знаете?
С давних пор славились кубанские жители своей работой. За что бы они не брались, что бы не делали, всё у них выходило ладно да умело. Недаром говорят: «Главное богатство Кубани - это её люди». Все хотят носить красивую одежду, иметь добротную посуду, мебель, кушать вкусные и качественные продукты. И лучше, чем кубанские умельцы никто этого не сделает.

Презентация, слайд 1, слайд 2.

3. Открытие новых знаний

- Какими ремеслами занимались кубанские умельцы?
Что бы лучше узнать, чем занимались кубанские умельцы, обратимся к сундучку. Но он просто так не открывается Прежде, чем мы ее откроем, нам необходимо отгадать загадку:

ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ

Загадка.

Когда за грибами
Ты в рощу идешь,
Её непременно
С собою возьмешь.
Корзина

Достаю из коробки корзину и картинку «Лозоплетение».
Картинку вешаю на доску.
- Как называется этот предмет? (Корзина) Вешаю слово в таблицу.
- Из чего она сделана? (Из прутиков, лозы)
- Как называется это ремесло? (Лозоплетение). Вешаю слово в таблицу.
- Как зовут умельца, который занимается лозоплетением? (Петельщик) Вешаю слово в таблицу.
- Как вы думаете, из чего петельщики плели свои изделия?
Обычно плетут из ивовых прутьев (лозы), рогоза (камыша, чакана). Все эти растения любят расти около воды.
- Почему это ремесло было распространено на Кубани?
Лозоплетение считается одним из древнейших ремесел. Для него не требуется специального оборудования. С помощью этого ремесла изготавливали коляски, шляпы, мебель, украшения, шкатулки. Изготавливают и по сей день.
Иву заготавливают осенью и зимой, когда растение сбросило свой летний наряд и можно легко увидеть самый красивый прутик.
- Какими качествами должен обладать петельщик?
Современный умельцы плетут из газетных трубочек. (Демонстрирую изделие).

СЛАЙД 3 (ПУСТОЙ)

ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО

Загадка

Для молока, сметаны он.
Горласт и крепок, статен.
Узорами на вид опрятен.
Огня, Воды и Глины сын,
Пузатый глиняный КУВШИН.

Достаю из коробки кувшин и картинку «Гончарное дело».
Картинку вешаю на доску.
- Как называется этот предмет? (Кувшин) Вешаю слово в таблицу.
У кувшина есть брат - глэчик. Глэчик без ручки.
- Из чего он сделана? (Из глины)
- К какому ремеслу? (Гончарное дело). Вешаю слово в таблицу.
- Как зовут умельца, который занимается гончарным делом? (гончар) Вешаю слово в таблицу.
- Кто знает, как работает гончар?
Комок глиняного теста умелец превращает в шедевр помощью гончарного круга. Затем изделие отправляется в печь для обжига. Мастер может украсить изделие узором или покрыть его глазурью (обычно зеленой, желтой, коричневой). Главное, что бы изделие дышало, тогда продукт в нем всегда будет свежий. Тогда говорят, что мастер сложил в него душу.
- Какими качествами должен обладать гончар?
- Что еще изготавливали из глины?
- Как вы думаете, почему это ремесло развивалось на Кубани? (Так как есть залежи глины).
- С современной жизни мы пользуемся изделиями гончаров?

СЛАЙД 4.
Гончарная мастерская.

ФИЗМИНУТКА

Встаньте, пожалуйста.
Встали ровно, руки шире.
Бочку держим мы в руках.
Повернулись. Наклонились.
Бочку ставим мы к ногам.
Руки вверх. Плетём лозу мы.
Руки вниз. Куем подкову.
Отдохнули. Стали ровно.
Вдох и выдох. Вновь урок.

СЛАЙД 5 (пустой)

КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО

Загадка

Пламя пышет жаром,
Льётся пот с лица.
Звонко бьёт по стали
Молот КУЗНЕЦА (Достаю подкову)

- Как называется этот предмет? (Подкова) Вешаю слово в таблицу.
- Из чего она сделана? (Металла).
- Для чего нужна подкова?
- К какому ремеслу она относится? (Кузнечное дело). Вешаю слово в таблицу.
Это ремесло еще называют ковка.
- Как зовут умельца, который занимается ковкой? (Кузнец) Вешаю слово в таблицу.
- Кто знает, как казаки называли кузнеца? (Коваль)
Может вы знаете фамилии, которые произошли от этого слова? (Ковалев, Коваленко, Кузнецов)
- Какие еще изделия делает кузнец?
- Какими инструменты он пользуется?
- Какими качествами должен обладать кузнец?
Главные предметы работы кузнеца - это наковальня, молотки, напильники, зубила, клещи, щипцы. Главное орудие кузнеца - огонь. У каждого кузнеца есть помощник, который раздувает огонь. В кубанских семьях кузнецам помогали сыновья. В каждой станице кузнецы играли особую роль. Мастера могли подковать лошадь, сделать плуг, выковать ограду, изготовить новый замок.
Есть отрасль кузнечного дела КОВАНЬ - художественное оформление из металлической полосы или прутика. В когда-то давно в России было всего три города, где занимались кованью. Санкт-Петербург, Армавир, Новочеркасск.
В наше время тоже есть такие умельцы. (Демонстрация изделия)

СЛАЙД 6 Мастерская кузнеца

ВЫШИВКА

Загадка

Говорит дорожка - два вышитых конца:
"Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня испачкаешь меня". (Полотенце)

- Как называется этот предмет на Кубани? (Рушник) Вешаю слово в таблицу.
- Из чего он сделан? ( Из ткани).
- Чем он украшен? (Вышивкой)
- Для чего нужен рушник? (Для ритуалов, для красного угла, как полотенце)
- К какому ремеслу относится? (К вышивке). Вешаю слово в таблицу.
- Кто чаще всего занимается вышивкой?
- Как зовут умелец, которые занимаются этим ремеслом? (Вышивальщицы) Вешаю слово в таблицу.
- Какими качествами должна обладать вышивальщица?
- На чем мы еще можем встретить вышивку?
Кубанская вышивка отличается цветом. Вышивали красными цветом символом любви и жизни и черным, символом плодородного кубанского чернозёма. На вышивке изображали растительный, животный и геометрический орнаменты. На кубанских рушниках часто вышивали коней. Каждая девушка до свадьбы должна была вышить не менее 200 изделий!
- Какие виды вышивки вы знаете?
Демонстрирую современные изделия

СЛАЙД 7 (Пустой)

4. Применение нового знания

Откройте учебники на стр. 76. Давайте посмотрим, какие еще ремесла мы не назвали? Как зовут каждого из этих ремесленников (бочар, ложкорез, петельщик, шаповал, ткачихи, вышивальщицы, вязальщицы, сапожник)

С помощью стрелок покажи, кто из умельцев какое изделие изготовил. (рабочая тетрадь с. 36)

Работ с учебником.

Работа с тетрадью. Работа в паре

5. Подведение итогов урока

За урок у нас вы составили вот такую схему-таблицу.
Задайте соседу вопрос классу схеме. Работам с таблицей-схемой составленной на уроке.
Как на Кубани называют ремесленника, который занимается кузнечным делом?
Какие цвета присутствуют в кубанской вышивке?
Какой материал необходим для лозоплетения?
Каким ремеслом в кубанской семье занимались девочки, а чем мальчики?
Какими качествами должна обладать посуда, изготовленная гончаром?

Таблица-схема составлена в ходе урока.

6. Рефлексия

На доске у нас отражены 4 ремесла, с которыми мы познакомились. У вас есть смайлики. Наклейте свой смайлик на то ремесло, которое вам больше по душе.
Меня удивило
Мне захотелось
Расскажу дома

СЛАЙД 8

7. Выставление оценок

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний
Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока и составили план работы.
ΙΙ. Открытие нового знания
Отметить учеников, которые хорошо вели проблемный диалог.
ΙΙΙ. Применение нового знания и подведение итогов урока.
Отметить учеников, которые хорошо делали выводы по своим наблюдениям.

8. Домашнее задание

Дома вам необходимо будет у родных узнать, каким ремеслом занимались в вашей семье или занимаются сейчас. Если у вас есть изделия, принесите их и устройте выставку.
Узнать о семейных ремеслах.

СЛАЙД 9