Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: исследовательский.
Сроки проведения: 1 месяц.
Количество участников проекта: 5 человек.
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма проведения: подгрупповая.
Тема проекта выбрана не случайно, ведь 2023 год Указом Президента Российской Федерации объявлен годом педагога и наставника, а наставничество - составляющая воспитательного процесса, направленная на духовно-нравственное развитие каждого ребёнка и формирование у него гражданского сознания. Оно позволяет укрепить и формировать дружескую среду в детском коллективе, сформировать уважительное отношение к людям независимо от их возраста. Дошкольники слышат из СМИ о наставничестве, о «наставниках», но не знают, что это означает, кто эти люди, какими они обладают качествами. В то же время, старшие дошкольники - это те самые «Почемучки», которым всё интересно, у них возникают тысячи вопросов, на которые они стремятся найти ответы. В процессе поисково-исследовательской деятельности у детей формируются навыки самоорганизации, поскольку для того, чтобы стать примером, необходимо стать требовательным к самому себе. Это приобретение нового жизненного опыта, формирование положительного образа взрослого человека.
Задачи:
- Дать детям представление о наставничестве. Показать детям, кто такой наставник и кто им может быть.
- Воспитывать у детей чувство уважения к наставникам, их труду, желание быть на них похожими.
- Развивать фантазию, творчество, способности детей в ходе художественно-эстетической деятельности по созданию журнала, изготовлению рубрик и репортажей;
- Формировать у детей чувство гордости за проделанную работу;
- Привлекать детей к исследованиям, учить с помощью взрослых находить нужную информацию для реализации проекта. Принимать участие в обсуждениях, высказывать мнения, рассказывать о своих идеях.
- Развивать творческие способности детей, умение отображать в своем рисунке положительный пример наставника, представлять свой рисунок на выставке, комментировать его содержание.
- Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- В ходе реализации проекта дети познакомятся с понятием «Наставник», качествами, которыми должен обладать наставник.
- Работа над проектом будет способствовать расширению кругозора и коммуникативных навыков у дошкольников.
- В ходе реализации проекта дети узнают о том, что такое наставничество? Кто такой наставник и каким он должен быть? Как стать наставником?
- Придумают сюжет своих репортажей, озвучат их, создадут рубрику «Расскажи о своём любимом наставнике».
- Проявят художественные способности в процессе создания рисунков о своём любимом наставнике и составят рассказы о нём.
- Будет создан видеoжурнал о наставничестве;
- Дети имеют представления, как создать простейший видеожурнал и из каких рубрик он может состоять.
Цель педагогическая: сформировать у детей представления о наставничестве, кто такой наставник и кто им может быть, способствовать развитию способности фантазировать на тему «Как стать наставником?», «Мой наставник - о ком мы так говорим?», развивать коммуникативные способности коллективного взаимодействия детей. Создать видеожурнал о наставничестве, где для каждого ребёнка будут созданы условия, обеспечивающие оптимальное развитие личности, физически, духовно, интеллектуально.
Цель детская: узнать, кто такой наставник, кто им может быть и как стать наставником.
Краткое содержание проекта: Проект направлен на воспитание у детей дошкольного возраста уважения к людям труда, формирование представлений о наставнике, на исследовательскую деятельность по теме «Наставник». В ходе реализации проекта дети узнают кто такой наставник, что он делает, каким он должен быть. Дошкольники нарисуют рисунки и расскажут о своём наставнике, попробуют себя в роли наставника, репортера. Совместно с взрослыми создадут видеожурнал «Мой наставник. О ком мы так говорим?» и презентуют свой видеожурнал детям и родителям.
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:
- беседы с детьми;
- наблюдение за детьми в ходе реализации проекта в совместной непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной, художественно-творческой деятельности;
- Беседы с родителями.
Продукт проекта: видеожурнал «Мой наставник. О ком мы так говорим?»
Гипотеза: если дошкольники познакомятся с понятием «наставник», а затем создадут совместно с взрослыми видео-журнал по собственному сценарию о своих наставниках, придумают, какие рубрики могут быть у него, проведут репортажи и интервью, то они узнают, кто такой «наставник», у них расширится представления о наставничестве, качествах, которыми должен обладать наставник, желание быть похожими на этих людей. У детей расширится кругозор, поднимется самооценка, активизируется словарь, разовьются творческие способности и навыки.
План действий:
1. Постановка проблемы: Модель трех вопросов.
Что мы знаем о наставниках?
- Наставник - это старший брат;
- Наставник - это тот, кто расскажет про всё на свете:
- Это тот, кто подскажет, как себя вести;
- Это тот, кто помогает кому-нибудь.
Что мы хотим узнать?
- Кто такой наставник?
- Каким он должен быть?
- Кто может быть наставником для нас?
- Как самому стать наставником?
2.Определение предстоящей деятельности:
Что мы должны сделать, что бы узнать?
- Спросить у мамы, папы, бабушки, дедушки.
- Поинтересоваться у воспитателя.
- Посмотреть с родителями в интернете.
- Посмотреть в энциклопедии.
3. Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования.
Перспектива развития проекта: видеожурнал увидят родители, в дальнейшем работа по созданию видео журнала может быть продолжена. Результатом может быть создание детьми видеожурналов по различной тематике.
Реализация детского проекта
1. На первом этапе реализации проекта было обозначена проблема. Она заключалась в том, что дошкольники из СМИ слышали о наставничестве, но не знают о том, что оно означает, кто эти люди и какими они должны быть.
Тема проекта выбрана не случайно, ведь 2023 год Указом Президента Российской Федерации объявлен годом педагога и наставника, а наставничество - составляющая воспитательного процесса, направленная на духовно-нравственное развитие каждого ребёнка и формирование у него гражданского сознания. Оно позволяет укрепить и формировать дружескую среду в детском коллективе, сформировать уважительное отношение к людям независимо от их возраста. Тема проекта исходит из интересов детей. Дошкольники проявили интерес к необычному для них слову «наставник», про которое услышал Арсений случайно от родителей и решил узнать у нас детьми, а знаем ли мы, что оно означает.
Так как Наставничество объявлено темой этого года, мы решили заострить на этом внимание и выяснить с детьми, кто такой наставник, о ком так говорят, каким он может быть, что он делает, как можно самим стать наставником?
Поскольку самостоятельно дети решить эту проблему не могут, то взрослые должны удовлетворить интересы детей, помочь им найти информацию по данной теме, сформировать у детей представления о наставничестве, кто такой наставник и кто им может быть, способствовать развитию способности фантазировать на тему «Как стать наставником?», «Мой наставник - о ком мы так говорим?», развивать коммуникативные способности коллективного взаимодействия детей. Одним из путей решения данной проблемы нам представляется возможность создать детям видеожурнал о наставниках, и с помощью него рассказать другим детям о наставничестве.
Вначале работы над проектом с целью выявления представлений у детей о наставничестве была использована «модель трёх вопросов»: что мы знаем о наставниках? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать это?
Результат: совместно с детьми был разработан план действий, намечен продукт деятельности - видеожурнал.
На втором этапе в детском саду с детьми был проведен цикл бесед на такие темы как «Наставники. Кто это?», «Как стать наставником?», «Можем ли мы стать наставниками?», «Люди каких профессий могут быть наставниками?». В процессе знакомства с художественной литературой на данную тему дети познакомились со стихотворением В.Маяковского «Кем быть?».
Услышав строки: «Пусть меня научат», которые многократно повторялись, дошкольники рассуждали о том, кто должен научить и пришли к выводу, что это и должны быть наставники: учителя и опытные рабочие и сотрудники, которые уже много знают и помогают неопытным работникам. Кроме того наставником может быть родитель, родственник, просто дядя или тетя, тренер и т.п. Наставник всегда готов внимательно выслушивать, давать советы, помогать, поддерживает во всех начинаниях.
Результат: проведённые исследования позволили расширить представления детей о наставничестве и позволили укрепить и сформировать дружескую среду в детском коллективе, сформировать уважительное отношение к наставникам и их труду.
На третьем исследовательском этапе большое внимание было уделено формированию у детей исследовательских навыков. Вместе с родителями дети искали информацию о наставниках в интернете, смотрели телепередачи о наставничестве. Вместе с детьми обсудили и решили какие рубрики включим в наш видео-журнал и как их можно назвать, а затем приступили к их созданию. Предположили, что первая рубрика может включать в себя в себя интервью и решили с детьми побывать в роли репортёра и взять интервью у прохожих, у родителей и у детей, выяснив, что означает слово «наставник».
В результате, поняв кто такой наставник и о ком так говорят, дети во второй рубрике предложили рассказать о своих воспитателях - их наставниках в настоящее время и нарисовать рисунки на эту тему совместно с родителями, выполненных в разных техниках. Результативно прошла организация третьей рубрики, где репортёр (ребёнок) предложил игру «Наставник» выяснив, могут ли дети сами в настоящее время быть наставниками и для кого. Кто-то их ребят предложил помочь младшим детям научить их последовательности одевания, кто-то с радостью взял на себя роль наставника и предложил научить сверстников из нашей группы строить постройки из конструктора. Далее мы подумали над вопросом, а может ли ребёнок быть для кого-то наставником дома? Предложили родителям поучаствовать в создании третьей рубрики и поделиться опытом семейного воспитания. Дети с радостью были наставниками, а потом с интересом об этом рассказали на страницах рубрики нашего видео журнала.
Далее был организован просмотр видеожурналов познавательного цикла совместно с родителями, а также совместный поиск родителями и детьми информации о возможных способах создания журнала. Проведён цикл бесед «Кто делает онлайн журналы?», «Для чего они нужны?», «Что делает репортёр», «Кто такой редактор журнала?». Так дети познакомились с профессиями людей, участвующих в создании видеожурнала: дизайнер, корреспондент, репортёр, оператор, редактор, звукорежиссёр, фотограф.
Затем приступили к практической деятельности, созданию видео-журнала «Наставник. О ком так говорят?».
Результат: Поисково-исследовательская совместная работа с родителями помогли сформировать у детей представления о создании видео журнала, способах создания его страниц и рубрик (разделов). Дошкольники побывали в роли наставников, рассказали о своих наставниках в интервью, совместно с взрослыми создали свой видеожурнал «Кто такой наставник - о ком так мы говорим?»
На четвертом презентационном этапе дети презентовали свой продукт, показал видео-журнал о наставниках детям других групп и родителям.