Эдьютейнмент - это новомодный термин, за которым прячется совершенно обычная, абсолютно каждому близкая вещь. А именно - включение игры в процесс обучения чему-либо.
В широком смысле эдьютейнмент - это любое знание, которое завернуто в «яркую обертку», а оттого - и в этом вопросе единодушны и педагоги, и психологи - усваивается быстрее, легче, лучше. Примеров эдьютейнмента множество. Это и развивающие игрушки, и «Телепузики» с «Фиксиками», и опыты вроде «Вулкана» и «Змейки» на уроках химии, и публичные лекции, и даже бизнес-тренинги с элементами интерактива.
Эдьютейнмент вобрал в себя самое лучшее из трех областей знаний:
- Педагогика (педагогические принципы)
- Психология (коммуникативные теории)
- Информатика (современные информационные и коммуникативные технологии)
Особенность технологии эдьютейнмент включает следующее:
- обоснованность (обучение более успешно, когда обучающиеся могут видеть полезность получаемых знаний),
- дополнительное обучение (обучение является более эффективным, когда обучающиеся могут получать знания самостоятельно),
- распределенное обучение (Distributed Learning, сеть распределенного обучения, обеспечивающая широкий доступ к образовательным ресурсам многих пользователей, при котором все обучаемые учатся по-разному и в разные периоды времени).
Важно представить информацию так, чтобы ее можно было легко усвоить.
Специфичность данной технологии обусловливается наличием таких признаков как:
- Акцент на увлечение: важным является непосредственный интерес обучающегося, который приводит к развитию новых навыков и накоплению знаний.
- Акцент на развлечение: именно развлечение выступает основным мотивом, который приводит к удовольствию, одновременно формируя стойкий интерес к процессу обучения, снимает психологическую нагрузку от процесса образования.
- Игровой подход: благодаря универсальности игры происходит эффективный процесс обучения вне зависимости от возраста.
- Акцент на современность: при использовании актуальных возможностей современных технологий, таких как видео- и аудиоматериалы, дидактические игры, образовательные программы в мультимедийном формате и многие другие средства, достигается максимальная вовлеченность обучающихся в образовательный процесс.
Различные негативные проявления среди молодежи, в том числе среди учащихся, продолжают оставаться одной их тревожных характеристик современного российского общества. Поэтому, в настоящее время очень важно уделить внимание профилактике (предупреждению) таких явлений.
Именно, профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению появившихся устойчивых асоциальных и антисоциальных явлений и процессов. Эдьютейнмент, как технология профилактики негативных проявлений в детской и молодежной среде имеет положительные результаты. Ведь это особый тип работы с детьми, который основывается на развлечении и формировании первичного интереса к теме с получением удовольствия от процесса обучения и стойким интересом к нему.
В настоящее время выделяют следующие негативные проявления в детской и молодежной среде, требующие профилактической работы:
- безнадзорность, беспризорность и правонарушения;
- жестокое обращение и насилие в отношении несовершеннолетних;
- семейное неблагополучие;
- употребление ПАВ (психоактивные вещества) (алкоголизм, табакокурение, токсикомания, наркотическая зависимость, курительные смеси);
- нехимическая зависимость (азартные игры, интернет-зависимость);
- фанатизм во всех его проявлениях (религиозный, спортивный, национальный);
- ксенофобия (неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому) и экстремизм;
- аутоагрессивное поведение (проявляется в двух формах: самоубийстве (суицидальном поведении) и самоповреждении (парасуицидальном поведении).
Как же педагог-психолог в процессе работы может применить данную технологию? Средства эдьютейнмента можно разделить на традиционные и современные. К традиционным средствам относятся книги или комиксы, музыка, фильмы, образовательные игры, телепрограммы, радиопрограммы и свободные лекции.
Современные средства эдьютейнмента делятся на электронные системы (электронные учебники, сетевые варианты музейных выставок), персональные компьютерные системы (компьютерные или видеоигры, электронные тренажеры, электронные энциклопедии) и веб-технологии (электронная почта, вебквесты, вики, блоги, чаты, видеоконференции).
В своей практике я часто использую кейс-стади - это метод обучения, основанный на рассмотрении реальных или смоделированных как реальные практических ситуаций. Данный метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Пример: «Мой мир без агрессии» - учащиеся получают папку (кейс) с информационным материалом по данной теме. На основании этих материалов ими выдвигается проблема и предлагается ее решение, ведется переработка информации. Поскольку подразумевается, что проблема не имеет единого решения, дети обосновывают свою точку зрения, используя свои умения и навыки общения и ведения дискуссии.
Так же интересны учащимся веб-квесты это деятельность, ориентированная на исследование, в котором вся информация для ученика или ее часть берется из Интернета. Пример: «Мы выбираем жизнь» - детям представляется информация на веб-сайтах. Они выполняют задания и собирают материалы в Интернете по теме употребление ПАВ (психоактивные вещества) (алкоголизм, табакокурение, токсикомания, наркотическая зависимость, курительные смеси). Ссылки на часть источников даются педагогом, а часть они ищут самостоятельно, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики представили буклеты о вреде данных веществ.
Так же профилактику негативных проявлений в детской и молодежной среде с помощью технологии эдьютеймент нужно проводить не только на базе школы, но и дома. Телевидение, компьютерные игры, или настольные игры - всё это родители могут включить в режим дня своего ребенка.
- Эдьютейнмент - актуальная технология для работы с любым возрастом обучающихся, педагогов, родителей.
- Удобный формат проведения онлайн позволяет обучающимся, педагогам, родителям поучаствовать в мероприятии в удобное для них время.