Цель: формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью, повышать информированность родителей относительно особенностей речевого развития детей.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять приобретённые произносительные умения;
- активизировать творческие способности;
- закреплять у детей самоконтроль за собственной речью;
- совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи;
- обогащать словарь и активизировать речь детей;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционный аппарат
- развивать ритмический слух, умение управлять своими движениями;
- развивать речевую коммуникацию, зрительно-пространственную координацию, воображение, внимание, словесно-логическое мышление, память, моторику, чувство юмора;
- развивать навыки правильного дыхания и удлинения фазы выдоха.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, ее традициям, доброжелательность, чувства коллективизма, умение выслушивать друг друга.
Ход праздника
Хозяюшка: Ой, батюшки! Народу-то, народу-то собралось! Добрый день гости званые, гости желанные! Мы всегда рады гостям, как добрым вестям! Всех на праздник приглашаем да весельем угощаем! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет интересно, радостно! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А что-то мои судари да сударушки задерживаются?
Логопед: Мы здесь!
В зал под музыку входят дети.
Логопед: Здравствуйте, люди добрые!
Хозяюшка: Пожалуйте, гости дорогие! Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. Как у нас на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал никто и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели. Собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки - прибаутки услышать, добрым словом перемолвится. А горница - это просторная старинная изба, комната. Вот такая, как сегодня у нас с вами. А для начала покажите как вы петь умеете. Запевайте песню шуточную, шуточную - прибауточную!
Песня «Скок-поскок»
Входит Тараторка
Тараторка: Ой, тетуска, а сто у Вас гости? И меня то цего не зовете? Я тозе хоцю с лебятами на посиделки.
Логопед: Что то я совсем у тебя ничего не пойму! Ты кто такая?
Тараторка: Да это зе я, Талатолка. Иду мимо, свысу у вас тут музыка, весево, думаю посидевки не инаце. Вот я и засла.
Хозяюшка: Погоди соседка, не тараторь.
Логопед: Что-то Тараторка мы тебя с трудом понимаем. Ты же не выговариваешь половину звуков, говоришь быстро, неразборчиво. Тебе, сначала, неплохо бы поработать над своей речью.
Тараторка: Как это полаботать над лечью? Сто я долзна делать?
Логопед: Ребята подскажите Тараторке, что ей нужно делать, чтобы научиться правильно произносить звуки?
Дети: Делать гимнастику для пальчиков, язычка, проговаривать слова, чистоговорки, стихи.
Тараторка: Где зе я этому этому научусь? Сто зе мне делать?
Логопед: Не печалься! Мы с ребятами тебе поможем. И родители тебе помогут не откажутся. Они целый год занимались со своими ребятами, сами многому научились.
Тараторка: Ой как здолово! Сто нузно делать?
Логопед: А начнем мы с того, что разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Лакомка»
Тараторка: Ой, как все интелесно! Я чувствую, как мои пальчики лазмялись и лвутся в бой!
Логопед: Вот и хорошо! Тогда со следующим заданием ты наверняка справишься. Тараторка, слушай внимательно и запоминай:
Не далеко и не близко,
Не высоко и не низко,
Жили-были звуки
В одной логонауке.
Поутру они вставали,
Гимнастику для языка дружно повторяли.
Так весь день они трудились.
Говорить они учились
Сейчас я буду читать стихи, а вы, ребята, должны правильно выполнить упражнения, и ты Тараторка выполняй вместе с ребятами.
Артикуляционные упражнения
Раз - окошечко открыли.
Два - мы дудочку купили.
Три - в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять - мы моем потолок.
Шесть - лошадка «скок да скок».
Семь - варенье очень любим.
Восемь - горку делать будем.
Девять - дружно мы болтаем.
Десять - ротик закрываем;
Логопед: А еще, Тараторка, нужно подружиться с ветерком. Ребята, а вы хотите поиграть с ветерком? Я знаю веселую игру.
Дыхательные упражнения.
Вдох - с улыбкой день встречаем (вдох носом),
Выдох - всё мы замечаем (выдох носом).
Вдох - мы руки развели (вдох носом)
И плывем как корабли (выдох носом).
Вдох - спешим за облаками, (вдох ртом)
Машем крыльями - руками (выдох ртом).,
Успокоились немножко -
Вдох - закончилась дорожка (вдох ртом),
Выдох встанем у порожка (выдох ртом)
И опять начнем играть,
День с улыбкой встречать.
Тараторка: Мне так все интересно. А что еще нужно делать, что бы красиво разговаривать.
Логопед: Ребята, вы слышите, Тараторка стала лучше говорить? Помогают наши упражнения! А еще мы с ребятами много читаем, учим стихотворения и чистоговорки.
Тараторка: Чистоговорки что это такое?
Логопед: Это когда говорим чисто и понятно. И сейчас наши дети тебе это покажут.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Ну-ка, звуки, встаньте в ряд
Начинается парад!
Логопед: Послушайте, какие звуки научились говорить наши ребята.
Проговаривание чистоговорок
Са-са-са - вот летит оса.
Со-со-со - у Сони колесо.
За-за-за - забрела в наш лес коза.
Зу-зу-зу - волк увидел ту козу.
Зы-зы-зы - испугался волк козы.
Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Цо-цо-цо - у Анюты есть кольцо.
Ша-ша-ша - у меня лапша.
Шо-шо-шо - летом хорошо.
Ши-ши-ши - Миша с Машей малыши.
Жа-жа-жа - мы увидели ужа.
Жу-жу-жу - на ежа гляжу.
Жи-жи-жи - тут живут ежи.
Ла-ла-ла - я домой ушла.
Ло-ло-ло - как на улице светло.
лу-лу-лу - скачет лошадь по селу.
Ра-ра-ра - ровная гора.
Ро-ро-ро - едем на метро.
Ру-ру-ру - красим конуру.
Логопед: Тараторка, ты запомнила, как правильно произносить звуки. Но запомни еще:
Дети:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Тараторка: Очень мне понравилось учиться. Буду каждый день делать гимнастику для язычка, чистоговорки говорить и скоро научусь чисто и красиво выговаривать все звуки. Но, что-то засиделись мы немножко, давайте поиграем.
Русская народная игра «Бабушка Маланья»
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей, (руками провести над бровями)
С такими глазами, ( пальцы в колечко, перед глазами)
С такими ушами, (разводят руки в стороны)
С такими носами, (показывают большой нос)
С такими усами, (показывают усы)
С такой головой, (смыкают руки над головой, образуя полукруг)
С такой бородой.(движенье рук от подбородке вниз с наклоном )
Целый день сидели
Ничего не ели,(присели на корточки, руки подпирают подбородок)
На нее глядели.
Делали вот так (повторяют за ведущим)
Слышится легкий шум.
За печкой пыхтит, кряхтит, чихает Домовой.
Хозяюшка: Ребята, вы что-нибудь слышите? Кто это там?
Домовой: ( Выходит из-за печки). Это кто же меня разбудил? Мало того, что на посиделки не позвали, так еще и шумят в дому, безобразят. Ужо я вам праздник то попорчу. Только все запасы сложил по полочкам, порядки навел, а вы тут так разшумелись, что все перпуталось у меня.
Хозяюшка: Здравствуй Домовуша. Да не хотели мои гости такой урон тебе нанести. А давай-ка ребята помогут все в порядок привести.
Домовой: А давайте! Только я ведь с хитринкой вам задания приготовил. Готовлюсь к садово-огородным работам и все пакетики с семенами перепутал. Разложите-ка пакетики по ведеркам.
Логопед: Ребята, нужно разложить семена так, чтобы количество слогов совпадало с количеством кругов на ведерке
(Деление слов на слоги)
Домовой: А доски-дровишки все развалились. Нужно заново поленницу складывать.
Логопед: Ребята смотрите на доски внимательно. На них картинки, в названии которых, есть звуки, которые обозначены буквами на поленницах.
(Дифференциация звуков С-Ш, З-Ж, Р-Л)
Домовой: Ну, спасибо, умники-разумники. С такой сложной работой играючи справились. А вот еще я вас испытаю. Проживал я в разных домах, из разных материалов сделанных. Вот, скажите мне, если дом сделан из дерева он какой?
Игра «Из чего-какой?»
(образование относительных прилагательных: дерево, песок, камень, кирпич, стекло, железо, солома, бумага, снег, лед, глина, конфеты, шоколад, пряники, мармелад, леденцы)
Домовой: Ну ничем вас не запутать. Хотя… Вот еще попробую.
Танец на ускорение
Домовой: Какие смышленые, все знаете. Ладно, не буду вам мешать пойду в другой комнате отдохну.
Логопед: Дров накололи, в поленницу сложили, поиграли, поплясали и немножечко устали, пора бы и сказку послушать, садитесь поудобнее, я расскажу вам небылицы:
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Деревня закричала:
«Мужики горят!»
Сарафаны в бабах
На пожар спешат.
Ведра пробежали
С мальчиком в руках,
За ними коромысло
С девкой на плечах.
Проскакала лошадь,
Стегая ездока.
Ворота со страху
Бац на мужика!
Какие небылицы вы заметили?
(Ответы детей)
Тараторка: А я вот тоже стихи знаю, хотите послушать?
С другом мы играли в чашки,
Пили чай из белой шашки.
(Дети исправляют «не в чашки, а в шашки», «не из шашки, а из чашки».)
Вылезла из норки шишка,
На нее упала мышка. (Мышка-шишка)
Положили в плошку каску,
Надевал пожарный кашку. (Кашку-каску)
Сладко спит в берлоге миска,
На столе с салатом - мишка. (Миска-мишка)
В цирк купил я два жилета,
Их кладу в карман билета. (Жилет-билет)
Хозяюшка: Эх, соседушка Тараторка, вечно ты все путаешь. Давай лучше с детками поиграем.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Логопед: Хозяюшка, а наши ребята знают много пословиц и поговорок.
Хозяюшка: А сейчас я узнаю, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки?
- Труд человека кормит, а …/ лень портит/.
- Кто много говорит, тот…/мало делает/.
- Не спеши языком, …/торопись делом/.
- С кем поведёшься, …/ от того и наберёшься/.
- Делу - время, …/ потехе - час/.
- Не сиди сложа руки, …/ так и не будет скуки/.
- Сделал дело,…/ гуляй смело/.
- Повторенье - …/мать ученья/.
Логопед: А знают ли пословицы наши гости?
Игра с родителями
- Семь раз отмерь …. (один раз отрежь);
- Без труда … (не вынешь и рыбки из пруда);
- За двумя зайцами … (погонишься ни одного не поймаешь);
- С кем поведешься … от оттого и наберешься);
- Кончил дело.. (гуляй смело)
Логопед:
Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор:
- Утки
Дети: В дудки!
Логопед: Кошки
Дети: В ложки!
Логопед: Тараканы
Дети: В барабаны!
Логопед: Чайки
Дети: В балалайки!
Логопед: Кукушки
Дети: В колотушки!
Логопед:
А веселые скворцы
Заиграли в бубенцы!
Играют, играют,
Всех потешают!
Оркестр
Хозяюшка: Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели да играли, мой котенька-коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.
Ну-ка, девицы-рукодельницы, выходите,
Свое уменье покажите!
Игра «Намотай нитку в клубок»
Хозяюшка: Ну, вот, все дела переделали, пришло время и сплясать.
Общая пляска
Логопед:
Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дел или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
Я думаю, что нам это сегодня удалось.
Хозяюшка:
Кончилось веселье -
Пришло время угощенья!
Тараторка:
Посиделкам тут конец,
А кто слушал молодец.
Логопед:
Надо бы каждому молодцу
С огорода по огурцу.
Тараторка:
А пока вы слушали
Огурцы на огороде
Зайцы скушали.
Хозяюшка:
Коль не вышло с огурцами,
Угостим вас леденцами.
Логопед: А сейчас, как гостеприимные хозяева просим отведать чаю с пирогами, да бубликами.