Смена позиций при игре на скрипке

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Урок проведен с ученицей 2-го класса Идибековой Полиной, возраст - 10 лет

Использована учебная программа по предмету «Специальность. Скрипка» (срок обучения - 8 лет)

Цель учебного занятия: освоение, развитие и закрепление основных технических навыков плавной смены позиций, интонационно точными и свободными переходами из позиции в позицию.

Задачи:

Развивающие:

  • Развитие индивидуальных способностей ученика (зрительная, слуховая и мышечная память, концентрация внимания, самостоятельность мышления, наблюдательность, умение усваивать знания).

Обучающие:

  • Закрепление теоретических знаний
  • Формирование навыков игры в позициях .

Воспитательные:

  • Воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении техническими приемами;
  • Воспитание индивидуальных свойств личности учащихся (ответственность, дисциплинированность, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца).

Тип урока: урок практического применения умений и навыков.

Форма урока:

  • индивидуальное занятие
  • занятие-беседа

Методы и технологии обучения:

  • словесные методы,
  • наглядные методы,
  • практические методы.

Материально-техническое оснащение:

  • аудитория,
  • скрипка,
  • фортепиано,
  • пюпитр,
  • ноты,
  • мебель - стол, стулья.

Ожидаемые результаты: Работа над плавной сменой позиций, интонационно точными и свободными и мягкими переходами из позиции в позицию.

Структура занятия

I. Организационный момент (5 минут)

1. Приветствие, психологический настрой учащегося

2. Сообщение темы урока и его задач

II. Основная часть (30 минут)

1.Вступительное слово

2. Подготовка игрового аппарата (раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса; упражнения на мелкую моторику; постановка рук). Разыгрывание игрового аппарата на гаммах.

3. Разбор различных видов переходов и работа над ними. Работа над интонацией и игровым аппаратом.

4. Разбор переходов в гаммах и проходимых произведениях.

III. Заключительная часть (5 минут)

1. Итоговая беседа.

2. Задание на дом.

Ход урока

  1. Приветствие, сообщение темы занятия, постановка цели.
  2. Вступительное слово.
  3. Исполнение гаммы и упражнений для подготовки игрового аппарата.
  4. Знакомство с видами переходов и исполнения упражнений на различные виды переходов.
  5. Исполнение произведений с использованием переходов.
  6. Подведение итогов и задание на дом.

Здравствуйте, сегодня мы проведем открытый урок на тему «Смены позиций, при игре на скрипке» с ученицей 2 класса Идибековой Полиной. Мы будем исполнять 4 вида переходов, которые выделяются в современной скрипичной педагогике. Цель нашего урока, продемонстрировать какие виды переходов существуют на данный момент, помочь ребенку освоить их, укрепить его интонацию при переходах и укрепить игровой аппарат при использовании другой позиции. Мы рассмотрим переходы по отдельности и также в конкретных произведениях. Одной из наиболее важных проблем музыкально-педагогического воспитания является техническое развитие учеников. Без навыков владения техническими приемами невозможно достичь художественной выразительности в игре и высокого уровня исполнительского мастерства в целом. Освоение позиций один из важных технических навыков.

Позиции и их смена

Позиция в игре на скрипке - это положение левой руки относительно шейки грифа скрипки. Как только ученик хорошо усвоил постановку в первой позиции - можно приступать к освоению более высоких. Большое значение имеет свобода большого пальца. Нельзя прижимать ладонь к корпусу скрипки. Такая опора руки вызывает изменение положения кисти, что приведет к лишним зажимам и плохой интонации. Необходимо стремиться к тому, чтобы в первых трех позициях сохранялась единая форма постановки пальцев и особое внимание уделить положению большого пальца относительно других. Только при наличии всех этих условий можно начинать изучение позиций и переходов. Как правило после первой осваивают 3-ю, затем 2-ю. Здесь расстояния между позициями более широкие и они легче контролируются тактильными ощущениями (мышечным чувством). Раннее освоение позиций способствует освобождению рук и помогает еще лучше закрепить знание 1-й позиции.

Прежде всего мы осваиваем свободное скольжение левой руки вдоль грифа из первой в третью позицию и обратно. Необходимо следить за мягкостью большого пальца, за плавными движениями руки. Так же на начальных этапах можно осваивать и переходы на фложалеты. В начальных хрестоматиях представлены интересные и разнообразные пьесы для такого перехода. После такого подготовительного упражнения можно приступать к изучению переходов.

Перед изучением переходов и позиций проверяем правильную постановку рук ученика. Правильная поставка помогает избежать лишних зажимов в аппарате и улучшает качество интонации. Очень важна постановка круглой левой руки, без нее качественного и правильного скольжения по грифу не получится.

К началу урока ученик уже знает, что позиция - это такое положение левой руки, когда не сдвигая её с места, можно сыграть мелодию на всех четырёх струнах без движений и в каждой позиции звуки следуют один за другим, как в первой позиции. Полина работает над гаммой Ре мажор в 3-й позиции. Начинаем наше занятие именно с этой гаммы.

(звукоряд: деташе; по 2, по 4, по 6 - легато; арпеджио: деташе, по 3, по 6 - легато). Следим за ведением смычка, играем плотным звуком, чисто интонируем. Периодически необходимо останавливать ребёнка и спрашивать, какую ноту он сейчас играет. Это необходимо для того, чтобы ребёнок запоминал аппликатуру в позициях.

Теперь мы переходим к подготовительному упражнению для смены позиций.

Упражнение способствуют устойчивому держанию скрипки на ключице и не дают возможности зажимать крепко шейку скрипки большим и указательным пальцами левой руки, а также приучает локтевой и плечевой суставы к той работе, которая будет необходима при смене позиций. Во время этого упражнения смычком нужно играть длинную ноту, а левую руку плавно перемещать вдоль шейки скрипки. Необходимо, чтобы ребёнок уяснил, что в процессе смены позиций принимает участие вся рука в целом. В пределах первых четырёх позиций смена происходит при помощи предплечья с участием плеча.

В современной скрипичной педагогике выделяют четыре вида переходов, в соответствии с приемами их выполнения.

Первый вид перехода

Переходим непосредственно к переходам. Просим ребёнка поставить 1-й палец на струну «Ля». Остальные пальцы свободно приподняты над струной. Ослабляем напряжение руки (особенно локтя), палец легко скользит по грифу и ведет за собой всю руку. Дойдя до нотки «Ре» в середине грифа останавливаем руку, прижимаем палец, таким же образом возвращаемся обратно в 1-ю позицию. Повторяем упражнение несколько раз.

  • сейчас мы добиваемся чёткого попадания 1-го пальца в нужную ноту.
  • следим за правильным полукруглым положением руки, не позволяем ей выгибаться в другую сторону.
  • выполняем это упражнение по очереди каждым пальцем на всех струнах.

Можно использовать сборник С.Шальмана (стр.28-29)

Следим, чтобы переходы были плавными, но чёткими и точно попадали на необходимую нотку. Должны быть слышны основные звуки без glissando. Чтобы добиться мягкого перехода, можно попросить сыграть ребенка без большого пальца левой руки. Играть таким способом гораздо тяжелее, но зато наглядно демонстрирует, что дает зажим при переходе и как можно его сыграть легче.

Второй вид перехода

Переходим к переходу с нижележащего пальца на вышележащий вверх и с вышележащего на нижележащий вниз. В самом начале изучение этого вида перехода можно использовать вспомогательные звуки для облегчения понимания процесса переходов (С.Шальман, стр. 32). Начинаем от первого пальца на «Ля» струне и переходим на второй палец в 3-й позиции.

Необходимо периодически давать возможность ребёнку отдохнуть, чтобы расслабить игровой аппарат. В это время можно сделать расслабляющие упражнения, ненадолго переключить внимание ребёнка.

Третий вид перехода

Переходим к следующему виду переходов.

Сейчас мы рассмотрим с тобой следующий переход, с вышележащего пальца на нижележащий вверх и с нижележащего на вышележащий вниз. В этом переходе мы подменяем пальцы. Вышележащий палец начинает плавно скользить, затем подменяется 1-м пальцем; вниз скользит 1-й палец, сменяясь в конце пути 2-м пальцем. Используем сборник (С.Шальман, стр. 34). Данный вид перехода отрабатываем на гамме, чередуя 1-й и 2-й пальцы.

Это самый сложный и неудобный вид перехода и требует большой тренировки. Скользит палец, стоящий перед переходом и только тогда, когда вся рука достигла нужной позиции, он незаметно подменяется нижележащим. Этот вид перехода встречается в каждой гамме. Он особенно важен при исполнении гаммаобразных последовательностей. Его следует особо тщательно и последовательно укреплять на этюдах, гаммах и пьесах.

Относительно этого вида переходов, как и предыдущего, существует две противоположных точки зрения о целесообразности использования вспомогательных нот. Можно начинать изучать этот вид переходов, используя вспомогательные ноты, постепенно уменьшая их использование вплоть до полного исчезновения, а можно сразу учиться плавным переходам без лишних нот. Следует достичь плавного перехода за счет замены одного пальца другим. При обучении я использую способ с вспомогательными нотами, т.к ребенку будет проще понять «зону» скачка.

Четвертый вид перехода

Следующий вид переходов - переход через открытую струну. В предыдущих переходах из позиции в позицию мы скользили по грифу. Но с открытой струной этого делать нельзя. Поэтому нужно научиться брать звук с воздуха. Для этого его нужно себе представить, спеть. (С.Шальман, стр. 74). Делаем это упражнение неоднократно, добиваясь чёткого попадания в нужную ноту.

В заключение урока Полина исполнит две пьесы, в которых используется смена позиций.

  • Э.Дженкинсон - «Танец»
  • П.И.Чайковский - «Старинная французская песня»

В этих пьесах используется техника смены позиций. В танце это происходит в достаточно быстром темпе и с использованием несложных и достаточно удобных переходов. В старинной французской песне уже используются практически все виды переходов и каждый необходимо рассмотреть по отдельности и качественно проучить.

Полина замечательно исполнила произведения и практически все смогла исполнить с учетом приобретенных новых знаний на уроке.

При выборе какого-либо произведения педагог руководствуется главным образом тем, какие из исполнительских навыков ученика нуждаются в улучшении или дальнейшем развитии. В учебном репертуаре для каждого класса есть пьесы специального назначения, например, пьесы для развития беглости, штрихов, кантилены, или произведения, требующие применения различных видов технических навыков. Все эти произведения, кроме своей специальной задачи, имеют одну общую цель - музыкально-художественное развитие ученика.

С поставленными задачами ученица справляется.

Необходимо продолжать работать над качеством исполнения переходов.

Основа для плавной и легкой смены позиций закладывается с самых первых дней занятий с учеником. Подготовительные к переходам в позиции упражнения, на ранних этапах развития ученика, создают хорошие предпосылки для дальнейшей игры в разных позициях. Во время изучения позиций педагог должен тщательным образом подбирать как технический материал, так и художественный репертуар.

Подведение итогов занятия

Обсуждение исполнения, что получилось, над чем еще стоит поработать.

Несмотря на какие-либо ошибки, необходимо поддерживать в ребенке положительный настрой и интерес к музыкальному творчеству.

Задание на дом

Игра гамм и арпеджио, отработка нового материала дома. Следить за ощущениями мягкости, плавности. Избегать зажимов в левой руке. Улучшение качества интонирования при смене позиций и укрепление игрового аппарата в разных позициях на разных струнах. Тренировать каждый переход в отдельности в каждом произведении.

Список использованных источников:

  1. С.Шальман - «Я буду скрипачом».
  2. А.Григорян - «Гаммы».
  3. Л.Ауэр - «Моя школа игры на скрипке».
  4. Ю.Янкелевич - «Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке».
  5. С.Мильтонян - «Педагогика гармоничного развития скрипача».
  6. Б.Гутников - «Об искусстве скрипичной игры».
  7. Е.Камилларов - «О технике левой руки скрипача».
  8. Т.Погожева - «Вопросы обучения игре на скрипке».
  9. Л.Гуревич - «Скрипичная азбука».