Цель:
- познакомить учащихся с историей происхождения бумаги;
- изготовить бумагу из вторичного сырья.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей происхождения бумаги;
- формировать экологическое сознание;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
- формировать умение работать в группах.
Оборудование для практической работы:
- газеты;
- тетрадные листы;
- погружной блендер;
- контейнер;
- рамка для фото с москитной сеткой;
- вода;
- губка, полотенце.
Для детей: одноразовые перчатки: одноразовые шапочки; защитные очки, халат медицинский.
Ход урока
1. Организационный момент
Приглашаю в мир науки!
Золотые ваши руки
Мозг - компьютер
Нрав - искатель
Будь внимателен, приятель!
2. Беседа по теме урока
Чтобы узнать, чему посвящен наш урок, отгадайте загадку.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами!
(Бумага)
Казалось бы - бумага обычный материал, знакомый всем с раннего детства. Ежедневно бумага или картон используются для разнообразных целей: упаковки и хранения, письма и печати. И трудно себе представить, как бы мы могли обходиться без такого предмета. Мы так привыкли к ней, что наверняка, кажется, что бумага была всегда. Однако, это не так, и у бумаги есть своя удивительная история.
Датой рождения бумаги считается 105 г н.э., когда советник китайского императора Цай Лунь обобщил и усовершенствовал уже имеющиеся способы изготовления бумагоподобных материалов. Ранее в Китае в качестве материалов для письма в основном использовали бамбук, пеньку, шелк.
Цай Луню после многих опытов удалось впервые открыть основной технологический принцип создания бумаги: формирование листового материала осаждением и переплетением на сетке измельченных тонких волокон, разбавленных ранее водой. Он также усовершенствовал процесс изготовления бумаги, когда заменил плоские камни ступкой с пестом, а также применил для отлива листа сетчатую форму. Получать бумагу стало возможным из различных видов волокнистого сырья. Эти новшества положили начало производству бумаги - более доступной и дешевой в сравнении с предыдущими материалами для письма.
3. Физкультминутка
Опыты мы очень любим!
Шеей влево, вправо крутим,
Воздух - это атмосфера.
Если правда - хлопай смело!
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот!
Так же есть и кислород,
Делай влево поворот!
4. Практическая экспериментальная деятельность
Сегодня мы будем работать в лаборатории по изготовлению бумаги. Что такое лаборатория? Правильно, это место, где проводятся исследования, наблюдения.
Мы с вами будем получать бумагу путем изготовления бумажной пульпы и сетки. Вы будете разделены на три группы:
- Водородики;
- Кислородики;
- Азотики.
А теперь подойдите к своим столам, посмотрите и скажите, что нам понадобится для работы? Перед вами лежит использованная бумага (газеты, тетрадные листы, цветная бумага)4 контейнеры6 вода: погружной блендер; рамка для фото с москитной сеткой.
Этапы работы:
1. Измельчить бумагу на мелкие кусочки.
2. Налейте в блендер воды и добавьте измельченные бумажки.
Потребуется помощь взрослых!
3. Взбейте бумагу с водой, превращая ее в пульпу.
4. В контейнер с водой вылить полученную пульпу. Затем рамкой зачерпнуть кашицу.
5. Слить воду с рамки, промокнуть губкой оставшуюся жидкость.
6. Аккуратно перевернуть рамку с полученной бумагой на полотенце и высушить на окне.
5. Итог урока
Мы с вами из вторичного сырья, изготовили новую бумагу. В результате этого увлекательного эксперимента, у нас получилась очень красивая бумага ручной работы. Из нее можно сделать книжку-малышку, а также использовать эту бумагу для изготовления открыток.