Большое появление, связанное с невысоким уровнем речевого развития детей дошкольного возраста, сопутствует с серьезными причинами. Компьютер, телевиденье зашли всецело в нашу ежедневную жизнь. Дети не достаточно разговаривают, речевой навык ребят ограничен, языковые способы не идеальны. Потребность речевого развития удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Снижается интерес ребят к чтению. Общественные трудности общества не дают родителям уделять необходимого интереса всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевиденье, компьютеры полностью заменили собой живое общение.
Проблема развития речи приобретает особенную актуальность, формирование связной речи имеет важный смысл в совместной системе дошкольного образования.
Речь одна из главнейших психологических функции, «зеркало» эмоционального состояния, средство самореализации и вхождение в социум. Она оказывает большое воздействие на составление психологических процессов и на его развитие в целом. Развитие мышления в значимой степени находится в зависимости от развития речи; она считается главным средством общения людей между собой; речь играет огромную роль в регуляции поведения и работы ребенка на всех шагах его развития. Чем богаче у ребенка речь, тем проще ему выговаривать собственную мысль, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками, взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Впрочем не все дети идентично благополучно овладевают связной речью, что не редко ведет к нарушению самосознания и самооценки ребенка, отклонения развития личности ребенка, что может привести к замкнутости, нерешительности в себе, негативизму, ребенок не может в полной мере раскрыть собственные природные возможности и умственные способности. Поэтому нужно побеспокоиться о своевременном формировании речи детей, о ее правильности и чистоте, предупреждая и исправляя все отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому способствуют сюжетно-ролевые игры.
Современные научные исследования говорят о том, чторазвитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. Развитию связной речи уделяли много внимания такие психологи и педагоги, как: С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин. Развитие связной речи должно осуществляться планомерно, систематически, с учетом индивидуальных возможностей ребенка. А.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,утверждают, что формирование связной речи целесообразнее всего осуществлять через сюжетно-ролевую игру, потому что сюжетно ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В процессе игры ребенок в слух разговаривает с игрушкой, подражает голосам животных и т.д. В процессе игры ребенок говорит то, что он думает, а не то, что нужно. В игре ребенок познает окружающий мир, самого себя, свое место в этом мире.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в себе.
Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и развития словаря, формирования грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.
Известны два вида речи - диалогическая и монологическая, которые более приемлемы при проведении сюжетно-ролевой игры. Так форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждают к неполным, односложным ответам . Неполное предложение, восклицание, яркая интонационная выразительность, жест, мимика - основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным, строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Монологическую речь характеризуют развёрнутость, полнота, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряжённого внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранять живость и непосредственность речи.
Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу, в магазин или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т.п. Поэтому ролевая игра - это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи , действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющего игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Например, играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра способствует не только развитию речевых умений и навыков, но и позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию.
Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.
Литература
- Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников/ Н.А.Виноградова. - Москва: 2011.
- Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для дете дошкольного возраста/ Н.В.Краснощекова. - Ростов на Дону: 2013.
- Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П.Глухов.- М.: Издательский дом «Грааль», 2001.
- Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника/ Т.Б.Филичева, А.В.Соболева. - Екатеринбург: 1996.
- Швайко, Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»/ Г.С.Швайко.- Москва: 1983.