Кризис принятия факта вступления ребенка в подростковый период

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Феноменология кризиса

Данный семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. Подростковый возраст - период вторичной индивидуации ребенка, которая, по мнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся процесса (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998):

  1. отделение, или сепарация;
  2. отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение заместителей вне семьи.

Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом пребывание только в социальной роли сына или дочери становится уже недостаточ­ным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни. В результате он находит новые модели жизни, расширяя сферу своих социальных контактов и выходя за пределы семьи. Фактором, облегчающим этот процесс, является наличие поддержки со стороны семьи и уверенность в ее стабильности и надежности.

Важнейшим аспектом процесса вторичной индивидуации является деидеа­лизация родителей. Переживание любви к родителям и ее обесценивание, свя­занное с необходимостью сепарироваться от семьи, порождает внутриличностный конфликт. Подросток ощущает потерю внутренней поддержки вследствие символического «убийства» родителей, представленных в его внутреннем мире правилами, нормами и ценностями, регламентирующими жизнь в семье и социуме. Чтобы избавиться от чувства опустошенности, сопровождаемого ощущением болезненного отчуждения, и получить поддержку по мере продвижения к независимости, он включается в интенсивные взаимоотношения со своими сверстниками.

В поисках собственной идентичности подросток может бросать вызов се­мейным правилам, регламентирующим его личную жизнь, шокировать семью нетипичными для нее ценностями и поведением. Это нередко приводит к росту конфликтности в семье, основными областями которой являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение со сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса.

Причины конфликтов

Различие опыта детей и родителей, прежде всего касающееся подрост­кового периода;

  • несформированность четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
  • отсутствие правил, определяющих ослабление родительской власти;
  • психологические и социальные различия между родителями и детьми.

Таким образом, большинство конфликтов вытекает из напряженности, создаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрослыми ответственности за своих детей.

«Кризис ответственности»

Связан с необходимостью перераспределить зоны ответственности в семье и, в частности, определить, какова доля ответственности подростка. Семье нужно выработать соглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что - нет, каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса.

Структурные изменения семьи

Подростковый кризис на микросистемном уровне психологического функционирования семьи можно рассматривать как внутрисемейную борьбу за поддержание прежнего иерархического порядка. Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости.

Разрешение проблем на данном этапе вновь будет зависеть от способов ре­шения критических задач, коммуникации и ведения переговоров, выработан­ных на более ранних стадиях развития семьи.

Признаки кризиса

Признаками, свидетельствующими о переживании семьей данного нормативного кризиса, являются:

  • рост напряжения в детско-родительской подсистеме, выражающийся в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, упреках;
  • проблемное поведение подростка (агрессивное поведение, побеги из дома, алкоголизм, наркомания и др.);
  • резкое падение школьной успеваемости;
  • соматизация подростка: булимия, анорексия, бессонница, аллергические заболевания, дерматиты, гастриты, частые головные боли и др.;
  • подростковая депрессия;
  • конфликты в родительской подсистеме, связанные с оценкой качества воспитания ребенка;
  • актуализация супружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах развития семьи либо связанных с индивидуальными кризисами супругов;
  • общая неудовлетворенность членов семьи сложившейся семейной ситуацией;
  • чувство одиночества у матери, связанное с отдалением ребенка от семьи;
  • ригидность семьи, характеризующаяся непринятием ее членами факта возрастающей самостоятельности подростка.

Проблемы, возникающие у подростков

  • взаимоотношений в группе сверстников;
  • взаимоотношений с лицами противоположного пола;
  • взаимоотношений с родителями;
  • взаимоотношений с учителями;
  • вопросов осознания собственной личности;
  • трудностей в учебе;
  • необходимости найти выход из какой-либо затруднительной ситуации.

Как правило, на первичный прием приглашается родитель, обратившийся за психологической помощью. При этом важен факт прихода на консульта­цию второго родителя и самого подростка.

Диагностика

Для диагностики данного кризиса могут быть использованы следующие методики:

  1. анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений - методика «Генограмма» (Боуэн М.); О выявление уровня сплоченности семьи (психологической дистанции) - методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э.Г.Эйдемиллер, О.В.Черемисин), FACES-3 (Д.X.Олсон, Дж.Портнер, И.Лави, в адаптации М.Перре);
  2. выявление реальных и идеальных представлений членов семьи друг о друге и характера их межличностных отношений - методика «Диагностика межличностных отношений» (Т.Лири, в адаптации Л.Н.Собчик);
  3. анализ ролевой структуры семьи - методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова), анкета «Семейные роли» (в модификации А.В.Черникова);
  4. исследование детско-родительских отношений - методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис), опросник «Родителей оценивают дети» (И.А.Фурманов и А.А.Аладьин), методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) (Е.Шефер и К.Белл, в адаптации Т.В.Нещерет и Т.В.Архиреевой), опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М.Марковская), методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин), тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е.Бене и Д.Антони, под общей редакцией А.Г.Лидере и И.В.Анисимовой).
  5. исследование семейных отношений - проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи».

Психологическая помощь

Количество обращений за психологической помощью, связанных с этим периодом, намного превышает число консультаций по проблемам, возникающим у родителей детей другого возраста. Более того, резко расширяется диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликтного характера до опасности наркомании и алкоголизма. К сожалению, существует и такой феномен, как подростковые суициды. Еще одно отличие подросткового периода состоит в том, что уже сам подросток может самостоятельно принять решение и обратиться в психологическую консультацию лично.