Цель: познакомить детей с произведением Абдулла Алиша «Болтливая утка».
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с творчеством А.Алиша;
- помочь детям запомнить действующие лица сказки и последовательность событий;
- обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;
- развивать эмоциональную речь детей, зрительную и слуховую память.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к произведениям художественной литературы;
- воспитывать эстетическое чувство через художественное произведение: помогать почувствовать красоту и выразительность поэтического языка;
- воспитывать у детей добрые чувства, интерес и любовь к животным, вызвать у детей сочувствие попавшим в беду.
Словарная работа: обогащать активный словарь новыми понятиями: Болтливая утка, пчельник, утятинка, овчарня.
Предварительная работа:
- знакомство с биографией и творчеством А.Алиша;
- чтение и драматизация сказок, выставка детских рисунков по сказкам на тему "Мои любимые сказки А.Алиша".
Методы:
- Игровые (сюрпризный момент, динамическая пауза)
- Наглядные (книга сказок А.Алиша, планшет «Театр на липучках»)
- Словесные (вопросы, рассказ)
- Практический (дидактическая игра)
Материалы и оборудование: планшет «Театр на липучках», к нему заламинированные распечатанные фигурки животных, мягкая игрушка утка, книга сказок с иллюстрациями А.Алиша).
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в группу и садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, вы любите, когда вам читают книжки? (Ответы детей) Кто вам их читает? (ответы детей) А в нашей группе есть книги? (ответы детей) Где же они живут?
Дети: В книжном уголке.
Воспитатель: Верно, в нашем книжном уголке. А еще недавно в нашем книжном уголке появилась новая красивая книга с яркими, красочными иллюстрациями. В этой книге живут татарские сказки, которые придумал и написал детский татарский писатель. Вы помните, как его зовут?
Дети: Абдулла Аллиш.
(Воспитатель показывает портрет писателя)
Игра «Назови сказку по иллюстрации»
Воспитатель: - Ребята, мы уже успели познакомиться с некоторыми сказками А.Алиша, и знаем, чему нас научила каждая сказка, которую мы прочитали в этой книге.
- Ребята, наша книга волшебная и хочет с вами поиграть в игру «Отгадай сказку по иллюстрации». Наша книжка будет вам показывать иллюстрацию, а вы, глядя на нее, будете отгадывать название сказки. (Дети узнают сказку по иллюстрации книги и вкратце коллективно и индивидуально отвечают на вопрос воспитателя: - Чему эта сказка вас учит?)
Примеры:
- Сказка «Два петуха». Учит нас дружить, ладить друг с другом, быть доброжелательными, слушаться старших.
- Сказка «Пчела и Оса». Учит нас трудиться. Если трудиться, то все получается хорошо.
- Сказка «Бояка и Небояка. Учит нас быть смелыми.
- Сказка «Гусёнок и Лебедёнок». Учит нас быть здоровыми, хорошо кушать, рано ложиться спать, чтобы вырасти.
- Сказка «Зайка». Учит нас слушаться старших и заботиться о своем здоровье, тепло одеваться зимой.
2. Сюрпризный момент
(Включается фонограмма «кряканье утки»)
Воспитатель: слышите, чей это голос?
Дети: Утки.
(Воспитатель достает из корзинки накрытой тканью, игрушку-утку)
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях уточка. Поздоровайтесь с ней, и вы сможете ее погладить.
Уточка: Кря-кря-кря!
Воспитатель: - Ребята, она крякает и крякает! Ах, какая же она болтливая!
- Ребята, как же я сегодня удивилась, когда по дороге в детский сад встретила уточку. Оказывается, уточка живет за лесом в соседней деревне вместе с другими домашними животными и хозяйкой. А ещё уточка мне рассказала, что из их деревни хорошо виден наш красивый город и ей очень хотелось здесь побывать. Я спросила, как же тебя оду отпустила хозяйка? Ведь идти нужно было по лесу, а там дикие животные. Тогда уточка проболталась мне, что хозяйка рано утром торопилась на работу, и случайно оставила открытой калитку. И пока хозяйки нет, уточка решила выйти из открытой калитки и прогуляться до нашего города.
(Воспитатель обращается к уточке)
Воспитатель: Ох уточка, разве так можно было поступать? Ты ушла без спроса. Тебе очень повезло, что ты в лесу не заблудилась и не попалась в лапы хитрой лисице! И хорошо, что ты оказалась у нас и больше никому не разболтала свою историю.
Уточка: Кря, кря, кря.
Воспитатель: Не переживай уточка, лучше вместе с ребятами внимательно послушай интересную сказку, в которой главная героиня тоже уточка, она, как и ты болтливая. И мы узнаем, к чему может привести излишняя болтливость. А сказку эту написал хорошо нам известный писатель Абдулла Алиш.
3. Основная часть
(Воспитатель достает планшет «Театр на липучках»)
Воспитатель: а сказку мы не только будем слышать, но и видеть, а поможет нам в этом волшебный планшет «Театр на липучках».
Сказка «Болтливая утка»
Близко ли, далеко ли жил Охотник. Была у него собака Белый Коготь, меткое ружье и много домашних зверей и птиц. Среди них заметно выделялась утка, с хохолком на голове, по прозвищу Болтливая утка.
Встретит Утка Горластого Петуха, или Бородатого Козла, или Курицу Куда-Куда, или Кота Цап-Царап и ну болтать! Те, бывало, слушают, слушают, да так и уйдут, не дослушав до конца.
-Знаешь новость? Тебе одному скажу по секрету…
Так всегда начинала свой рассказ Болтливая Утка.
Однажды Охотник перекинул через плечо ружьё, через другое - охотничью сумку. Потом созвал всех зверей и птиц и сказал:
- Я ухожу на охоту. Белый Коготь со мной пойдет. Смотрите, никому не говорите, что меня с Белым Когтем дома нет.
Звери и птицы остались одни. Ну и страшно же им было ночью! Всё казалось, что кто-то крадётся к ним во двор. Однако ночь прошла - ничего не случилось.
И день прошёл. Не возвратился Охотник. На закате солнца звери и птицы собрались на совет. Что делать, если Охотник и вторую, и третью ночь не будет ночевать дома?
- Надо идти за Охотником, - сказал Горластый Петух.
- Да, надо идти за Охотником, - согласились все.
Но кто пойдёт? Подумали, подумали, решили послать Болтливую Утку: она и по земле ходит, и по воздуху летает, и по воде плавает - лапки у неё, как вёсла.
- Ты ступай за Охотником, - сказали Болтливой Утке товарищи. - Только по дороге никому ничего не рассказывай.
- Так уж и быть. Завтра пойду, - прокрякала Болтливая Утка, зевнула и спать легла.
Ранним утром Утка встала, позавтракала и отправилась в путь. Сначала она долго летела, широко размахивая крыльями. Летела, летела, прилетела к реке. Села на воду и поплыла. Плыла, плыла, приплыла к берегу. Вышла на берег, отряхнулась, пошла пешком. Шла, шла, пришла к лесной опушке. А у опушки ягоды спелой - видимо-невидимо. В траве букашки разные. Наелась Болтливая Утка спелых ягод да жирных букашек, отдохнула и пошла в лес.
Лес густой, тёмный. Идёт Болтливая Утка, покрякивает. Навстречу - Колючий Ёж.
- Куда путь держишь? - спросил Ёж.
А Болтливой Утке так захотелось поговорить! Совсем забыла она, что наказывали товарищи.
- Тебе одному скажу по секрету, - ответила Болтливая Утка.
- Я ищу своего хозяина - Охотника. Он ушёл на охоту и не возвращается. Собака наша, Белый Коготь, тоже с ним. Некому теперь сторожить наш дом, вот мои товарищи и послали меня разыскать Охотника.
- А далеко отсюда ваш дом? - спросил Колючий Ёж.
- Водятся ли у вас жирные мыши?
- Да вот эта тропинка ведёт прямёхонько к нашему дому,
- ответила Болтливая Утка.
- Только смотри, никому не говори.
Потом Болтливая Утка сказала Колючему Ежу, что мыши у них жирные и охотится за ними Кот Цап - Царап.
Когда Болтливая Утка собралась уходить, Колючий Ёж дал ей совет: он был добрый, хотя и колючий.
- Я не разбойник. Зла тебе не причиню. Но скажу: будь осторожна, каждому встречному своей тайны не выдавай. Тогда в вашем доме будет спокойно.
Но Болтливая Утка не послушалась умного совета.
Пошла она дальше. Шла, шла, навстречу - Заяц Длинные Уши, Заяц спросил:
- Эй, ты, Хохлатка. Ты, наверное, живёшь на глубоком тихом озере? Зачем же ты пришла в этот темный лес?
- Тебе одному скажу по секрету, - отвечала Болтливая Утка.
- И хозяин Охотник, и собака Белый Коготь ушли на охоту. Дом наш остался без присмотра.
И Утка пересказала Зайцу всё, что говорила Колючему Ежу.
«Ага, - подумал Заяц Длинные Уши, - раз хозяина нет, самое удобное время обгрызть кору у молодых яблонь». Он спросил у Болтливой Утки, где дом Охотника. Когда та, глупая, всё разболтала, Заяц сказал:
- Не встречал я твоего хозяина. И шмыгнул в кусты. А Болтливая Утка пошла дальше. Шла, шла, вышла на лужайку. Смотрит: посреди лужайки спит, развалившись и громко храпя, большой Косолапый Медведь. Болтливая Утка разбудила Медведя и тут же все ему рассказала. Потом спросила:
- Не встречал ли ты здесь человека с ружьём и собакой? Не встречал. Наверное, он там, в чаще, прорычал Медведь таким голосом, словно ему жалко было Болтливую Утку, а сам подумал: «Хозяина нет, самое удобное время полакомиться мёдом у него на пчельнике». И торопливо заковылял прочь.
Болтливая Утка всё искала охотника, всё глубже уходила в лес. Наконец, зашла в самую чащу. И вдруг перед ней - Серый Волк.
- Эй, Хохлатка, - крикнул он. - Как это ты ходишь в таком дремучем лесу одна?
Не испугалась Утка Серого Волка и всё ему разболтала. Злой Серый Волк щёлкнул зубами и подумал: «Самое удобное время унести у Охотника овцу». А Утке сказал:
- Не встречал я твоего хозяина.
И скрылся между деревьями.
Пошла Болтливая Утка дальше. Дорогой ей попадались дикие звери, быстрые птицы, маленькие букашки. Всем рассказывала Болтливая Утка свою тайну. Шла, шла - навстречу Хитрая Лиса с пушистым хвостом. Утка и с Лисой заговорила:
- Нарядная тётушка, не встречала ли ты моего хозяина? При нём собака Белый Коготь и ружьё. Без хозяина и собаки у нас дома не спокойно.
- Как же, видела, - тонким голоском ответила Хитрая Лиса и повела за собой Болтливую Утку. Долго пробирались они по тёмному лесу, наконец, пришли к глубокому оврагу, густо заросшему кустарником. Там была лисья нора. Возле норы играли маленькие лисята. Они мигом окружили мать.
- Мама, мама, что ты принесла нам поесть?
А Хитрая Лиса и говорит:
- Вот вам, детки, утятинка. Лисята набросились на Болтливую Утку и съели её. Съели - не наелись. Ещё просят.
Хитрая Лиса подумала: «Охотника дома нет. Пойду, всех его кур переловлю». И говорит лисятам:
- Сейчас, детки, схожу, ещё принесу.
А лисята пищат:
- Неси побольше!
И опять стали гоняться друг за другом и кувыркаться.
Вот так из-за одной Болтливой Утки чуть не пропал весь дом Охотника. Но Охотник был умный. Он хорошо устроил своё хозяйство. Заяц Длинные Уши не смог погрызть яблонь - сад Охотник обнес высоким забором. Косолапый Медведь не полакомился мёдом, потому что Охотник выкопал вокруг пчельника глубокую канаву. Медведь даже чуть не свалился в неё. И Серый Волк не пролез в овчарню - овец защитила крепкая дверь. А Лиса, хоть и была хитрой, но попалась в капкан. Скоро вернулись Охотник и Белый Коготь. Охотник увидел Лису в капкане и сказал:
- Ещё несколько таких поймаю, - сошью себе к зиме лисью шубу.
Бородатый козел, Кот Цап-царап, Курица Куда-куда, Горластый петух рассказали Охотнику обо всем и очень жалели, что послали за ним Болтливую утку.
Воспитатель: Уточка, тебе понравилась сказка?
Утка: Кря-кря-кря!
Воспитатель: А вам, ребятки, понравилась сказка? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а уточка хочет с вами поиграть в игру «Утята».
Поиграем?
Подвижная игра «Утята»
Ути-ути-утки
|
(дети проговаривают слова текста и передают уточку по кругу, у кого остается уточка, тот показывает под музыку движение как плескается утка). |
(Дети садятся на места)
Обобщение.
Дидактическая игра с планшетом «Кто за кем»
Воспитатель: Ребята, предлагаю вспомнить и прикрепить к планшету по порядку, тех животных, которые встретились «Болтливой утке» в лесу и вспомнить как их называли в сказке.
(Колючий Ёж, Заяц Длинные Уши, Косолапый Медведь, Серый Волк, Хитрая Лиса).
(Индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите уточка загрустила, как вы думаете почему? (Варианты ответов детей)
Воспитатель: Уточке жалко стало болтливую утку из сказки. А вам, ребята, жалко уточку? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, какой бы вы умный совет дали утке, для того чтобы она не попала в беду? (Ответы детей)
Воспитатель: А кто из животных дал Болтливой Утке умный совет? (Колючий Ёж дал ей совет: он был добрый, хотя и колючий. - Я не разбойник. Зла тебе не причиню. Но скажу: будь осторожна, каждому встречному своей тайны не выдавай. Тогда в вашем доме будет спокойно).
Воспитатель: А она послушалась ежика? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, из-за чего Утка попала в беду?
Дети: из-за того, что она болтливая.
Воспитатель: Сказка «Болтливая утка» учит нас бережно хранить тайны, чтобы не подвергать опасности себя и своих друзей.
(Воспитатель обращает внимание детей на игрушку уточку)
Воспитатель: Ребята, уточка благодарна вам за советы, теперь он знает, как правильно нужно себя вести с незнакомыми.
(Воспитатель обращает внимание на планшет "театр на липучках")
Воспитатель: А планшет "Театр на липучках" останится в нашей группе, у вас, ребята, будет возможность поиграть с ним и вспомнить сказку