Авторская работа. План-конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Ознакомление детей со сказкой Абдуллы Алиша Болтливая утка»

Разделы: Литература, Начальная школа, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Конкурс «Фольклорные традиции в образовании»

Класс: д/с


Цель: познакомить детей с произведением Абдулла Алиша «Болтливая утка».

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с творчеством А.Алиша;
  • помочь детям запомнить действующие лица сказки и последовательность событий;
  • обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;
  • развивать эмоциональную речь детей, зрительную и слуховую память.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к произведениям художественной литературы;
  • воспитывать эстетическое чувство через художественное произведение: помогать почувствовать красоту и выразительность поэтического языка;
  • воспитывать у детей добрые чувства, интерес и любовь к животным, вызвать у детей сочувствие попавшим в беду.

Словарная работа: обогащать активный словарь новыми понятиями: Болтливая утка, пчельник, утятинка, овчарня.

Предварительная работа:

  • знакомство с биографией и творчеством А.Алиша;
  • чтение и драматизация сказок, выставка детских рисунков по сказкам на тему "Мои любимые сказки А.Алиша".

Методы:

  • Игровые (сюрпризный момент, динамическая пауза)
  • Наглядные (книга сказок А.Алиша, планшет «Театр на липучках»)
  • Словесные (вопросы, рассказ)
  • Практический (дидактическая игра)

Материалы и оборудование: планшет «Театр на липучках», к нему заламинированные распечатанные фигурки животных, мягкая игрушка утка, книга сказок с иллюстрациями А.Алиша).

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, вы любите, когда вам читают книжки? (Ответы детей) Кто вам их читает? (ответы детей) А в нашей группе есть книги? (ответы детей) Где же они живут?

Дети: В книжном уголке.

Воспитатель: Верно, в нашем книжном уголке. А еще недавно в нашем книжном уголке появилась новая красивая книга с яркими, красочными иллюстрациями. В этой книге живут татарские сказки, которые придумал и написал детский татарский писатель. Вы помните, как его зовут?

Дети: Абдулла Аллиш.

(Воспитатель показывает портрет писателя)

Игра «Назови сказку по иллюстрации»

Воспитатель: - Ребята, мы уже успели познакомиться с некоторыми сказками А.Алиша, и знаем, чему нас научила каждая сказка, которую мы прочитали в этой книге.

- Ребята, наша книга волшебная и хочет с вами поиграть в игру «Отгадай сказку по иллюстрации». Наша книжка будет вам показывать иллюстрацию, а вы, глядя на нее, будете отгадывать название сказки. (Дети узнают сказку по иллюстрации книги и вкратце коллективно и индивидуально отвечают на вопрос воспитателя: - Чему эта сказка вас учит?)

Примеры:

  • Сказка «Два петуха». Учит нас дружить, ладить друг с другом, быть доброжелательными, слушаться старших.
  • Сказка «Пчела и Оса». Учит нас трудиться. Если трудиться, то все получается хорошо.
  • Сказка «Бояка и Небояка. Учит нас быть смелыми.
  • Сказка «Гусёнок и Лебедёнок». Учит нас быть здоровыми, хорошо кушать, рано ложиться спать, чтобы вырасти.
  • Сказка «Зайка». Учит нас слушаться старших и заботиться о своем здоровье, тепло одеваться зимой.

2. Сюрпризный момент

(Включается фонограмма «кряканье утки»)

Воспитатель: слышите, чей это голос?

Дети: Утки.

(Воспитатель достает из корзинки накрытой тканью, игрушку-утку)

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях уточка. Поздоровайтесь с ней, и вы сможете ее погладить.

Уточка: Кря-кря-кря!

Воспитатель: - Ребята, она крякает и крякает! Ах, какая же она болтливая!

- Ребята, как же я сегодня удивилась, когда по дороге в детский сад встретила уточку. Оказывается, уточка живет за лесом в соседней деревне вместе с другими домашними животными и хозяйкой. А ещё уточка мне рассказала, что из их деревни хорошо виден наш красивый город и ей очень хотелось здесь побывать. Я спросила, как же тебя оду отпустила хозяйка? Ведь идти нужно было по лесу, а там дикие животные. Тогда уточка проболталась мне, что хозяйка рано утром торопилась на работу, и случайно оставила открытой калитку. И пока хозяйки нет, уточка решила выйти из открытой калитки и прогуляться до нашего города.

(Воспитатель обращается к уточке)

Воспитатель: Ох уточка, разве так можно было поступать? Ты ушла без спроса. Тебе очень повезло, что ты в лесу не заблудилась и не попалась в лапы хитрой лисице! И хорошо, что ты оказалась у нас и больше никому не разболтала свою историю.

Уточка: Кря, кря, кря.

Воспитатель: Не переживай уточка, лучше вместе с ребятами внимательно послушай интересную сказку, в которой главная героиня тоже уточка, она, как и ты болтливая. И мы узнаем, к чему может привести излишняя болтливость. А сказку эту написал хорошо нам известный писатель Абдулла Алиш.

3. Основная часть

(Воспитатель достает планшет «Театр на липучках»)

Воспитатель: а сказку мы не только будем слышать, но и видеть, а поможет нам в этом волшебный планшет «Театр на липучках».

Сказка «Болтливая утка»

Близко ли, далеко ли жил Охотник. Была у него собака Белый Коготь, меткое ружье и много домашних зверей и птиц. Среди них заметно выделялась утка, с хохолком на голове, по прозвищу Болтливая утка.

Встретит Утка Горластого Петуха, или Бородатого Козла, или Курицу Куда-Куда, или Кота Цап-Царап и ну болтать! Те, бывало, слушают, слушают, да так и уйдут, не дослушав до конца.

-Знаешь новость? Тебе одному скажу по секрету…

Так всегда начинала свой рассказ Болтливая Утка.

Однажды Охотник перекинул через плечо ружьё, через другое - охотничью сумку. Потом созвал всех зверей и птиц и сказал:

- Я ухожу на охоту. Белый Коготь со мной пойдет. Смотрите, никому не говорите, что меня с Белым Когтем дома нет.

Звери и птицы остались одни. Ну и страшно же им было ночью! Всё казалось, что кто-то крадётся к ним во двор. Однако ночь прошла - ничего не случилось.

И день прошёл. Не возвратился Охотник. На закате солнца звери и птицы собрались на совет. Что делать, если Охотник и вторую, и третью ночь не будет ночевать дома?

- Надо идти за Охотником, - сказал Горластый Петух.

- Да, надо идти за Охотником, - согласились все.

Но кто пойдёт? Подумали, подумали, решили послать Болтливую Утку: она и по земле ходит, и по воздуху летает, и по воде плавает - лапки у неё, как вёсла.

- Ты ступай за Охотником, - сказали Болтливой Утке товарищи. - Только по дороге никому ничего не рассказывай.

- Так уж и быть. Завтра пойду, - прокрякала Болтливая Утка, зевнула и спать легла.

Ранним утром Утка встала, позавтракала и отправилась в путь. Сначала она долго летела, широко размахивая крыльями. Летела, летела, прилетела к реке. Села на воду и поплыла. Плыла, плыла, приплыла к берегу. Вышла на берег, отряхнулась, пошла пешком. Шла, шла, пришла к лесной опушке. А у опушки ягоды спелой - видимо-невидимо. В траве букашки разные. Наелась Болтливая Утка спелых ягод да жирных букашек, отдохнула и пошла в лес.

Лес густой, тёмный. Идёт Болтливая Утка, покрякивает. Навстречу - Колючий Ёж.

- Куда путь держишь? - спросил Ёж.

А Болтливой Утке так захотелось поговорить! Совсем забыла она, что наказывали товарищи.

- Тебе одному скажу по секрету, - ответила Болтливая Утка.

- Я ищу своего хозяина - Охотника. Он ушёл на охоту и не возвращается. Собака наша, Белый Коготь, тоже с ним. Некому теперь сторожить наш дом, вот мои товарищи и послали меня разыскать Охотника.

- А далеко отсюда ваш дом? - спросил Колючий Ёж.

- Водятся ли у вас жирные мыши?

- Да вот эта тропинка ведёт прямёхонько к нашему дому,

- ответила Болтливая Утка.

- Только смотри, никому не говори.

Потом Болтливая Утка сказала Колючему Ежу, что мыши у них жирные и охотится за ними Кот Цап - Царап.

Когда Болтливая Утка собралась уходить, Колючий Ёж дал ей совет: он был добрый, хотя и колючий.

- Я не разбойник. Зла тебе не причиню. Но скажу: будь осторожна, каждому встречному своей тайны не выдавай. Тогда в вашем доме будет спокойно.

Но Болтливая Утка не послушалась умного совета.

Пошла она дальше. Шла, шла, навстречу - Заяц Длинные Уши, Заяц спросил:

- Эй, ты, Хохлатка. Ты, наверное, живёшь на глубоком тихом озере? Зачем же ты пришла в этот темный лес?

- Тебе одному скажу по секрету, - отвечала Болтливая Утка.

- И хозяин Охотник, и собака Белый Коготь ушли на охоту. Дом наш остался без присмотра.

И Утка пересказала Зайцу всё, что говорила Колючему Ежу.

«Ага, - подумал Заяц Длинные Уши, - раз хозяина нет, самое удобное время обгрызть кору у молодых яблонь». Он спросил у Болтливой Утки, где дом Охотника. Когда та, глупая, всё разболтала, Заяц сказал:

- Не встречал я твоего хозяина. И шмыгнул в кусты. А Болтливая Утка пошла дальше. Шла, шла, вышла на лужайку. Смотрит: посреди лужайки спит, развалившись и громко храпя, большой Косолапый Медведь. Болтливая Утка разбудила Медведя и тут же все ему рассказала. Потом спросила:

- Не встречал ли ты здесь человека с ружьём и собакой? Не встречал. Наверное, он там, в чаще, прорычал Медведь таким голосом, словно ему жалко было Болтливую Утку, а сам подумал: «Хозяина нет, самое удобное время полакомиться мёдом у него на пчельнике». И торопливо заковылял прочь.

Болтливая Утка всё искала охотника, всё глубже уходила в лес. Наконец, зашла в самую чащу. И вдруг перед ней - Серый Волк.

- Эй, Хохлатка, - крикнул он. - Как это ты ходишь в таком дремучем лесу одна?

Не испугалась Утка Серого Волка и всё ему разболтала. Злой Серый Волк щёлкнул зубами и подумал: «Самое удобное время унести у Охотника овцу». А Утке сказал:

- Не встречал я твоего хозяина.

И скрылся между деревьями.

Пошла Болтливая Утка дальше. Дорогой ей попадались дикие звери, быстрые птицы, маленькие букашки. Всем рассказывала Болтливая Утка свою тайну. Шла, шла - навстречу Хитрая Лиса с пушистым хвостом. Утка и с Лисой заговорила:

- Нарядная тётушка, не встречала ли ты моего хозяина? При нём собака Белый Коготь и ружьё. Без хозяина и собаки у нас дома не спокойно.

- Как же, видела, - тонким голоском ответила Хитрая Лиса и повела за собой Болтливую Утку. Долго пробирались они по тёмному лесу, наконец, пришли к глубокому оврагу, густо заросшему кустарником. Там была лисья нора. Возле норы играли маленькие лисята. Они мигом окружили мать.

- Мама, мама, что ты принесла нам поесть?

А Хитрая Лиса и говорит:

- Вот вам, детки, утятинка. Лисята набросились на Болтливую Утку и съели её. Съели - не наелись. Ещё просят.

Хитрая Лиса подумала: «Охотника дома нет. Пойду, всех его кур переловлю». И говорит лисятам:

- Сейчас, детки, схожу, ещё принесу.

А лисята пищат:

- Неси побольше!

И опять стали гоняться друг за другом и кувыркаться.

Вот так из-за одной Болтливой Утки чуть не пропал весь дом Охотника. Но Охотник был умный. Он хорошо устроил своё хозяйство. Заяц Длинные Уши не смог погрызть яблонь - сад Охотник обнес высоким забором. Косолапый Медведь не полакомился мёдом, потому что Охотник выкопал вокруг пчельника глубокую канаву. Медведь даже чуть не свалился в неё. И Серый Волк не пролез в овчарню - овец защитила крепкая дверь. А Лиса, хоть и была хитрой, но попалась в капкан. Скоро вернулись Охотник и Белый Коготь. Охотник увидел Лису в капкане и сказал:

- Ещё несколько таких поймаю, - сошью себе к зиме лисью шубу.

Бородатый козел, Кот Цап-царап, Курица Куда-куда, Горластый петух рассказали Охотнику обо всем и очень жалели, что послали за ним Болтливую утку.

Воспитатель: Уточка, тебе понравилась сказка?

Утка: Кря-кря-кря!

Воспитатель: А вам, ребятки, понравилась сказка? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а уточка хочет с вами поиграть в игру «Утята».
Поиграем?

Подвижная игра «Утята»

Ути-ути-утки
Уточки-малютки.
На волнах качались
Брызгались, плескались.

(дети проговаривают слова текста и передают уточку по кругу, у кого остается уточка, тот показывает под музыку движение как плескается утка).

(Дети садятся на места)

Обобщение.

Дидактическая игра с планшетом «Кто за кем»

Воспитатель: Ребята, предлагаю вспомнить и прикрепить к планшету по порядку, тех животных, которые встретились «Болтливой утке» в лесу и вспомнить как их называли в сказке.

(Колючий Ёж, Заяц Длинные Уши, Косолапый Медведь, Серый Волк, Хитрая Лиса).

(Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите уточка загрустила, как вы думаете почему? (Варианты ответов детей)

Воспитатель: Уточке жалко стало болтливую утку из сказки. А вам, ребята, жалко уточку? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, какой бы вы умный совет дали утке, для того чтобы она не попала в беду? (Ответы детей)

Воспитатель: А кто из животных дал Болтливой Утке умный совет? (Колючий Ёж дал ей совет: он был добрый, хотя и колючий. - Я не разбойник. Зла тебе не причиню. Но скажу: будь осторожна, каждому встречному своей тайны не выдавай. Тогда в вашем доме будет спокойно).

Воспитатель: А она послушалась ежика? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, из-за чего Утка попала в беду?

Дети: из-за того, что она болтливая.

Воспитатель: Сказка «Болтливая утка» учит нас бережно хранить тайны, чтобы не подвергать опасности себя и своих друзей.

(Воспитатель обращает внимание детей на игрушку уточку)

Воспитатель: Ребята, уточка благодарна вам за советы, теперь он знает, как правильно нужно себя вести с незнакомыми.

(Воспитатель обращает внимание на планшет "театр на липучках")

Воспитатель: А планшет "Театр на липучках" останится в нашей группе, у вас, ребята, будет возможность поиграть с ним и вспомнить сказку