Уровень: общеобразовательный класс.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Цели:
-
Образовательная:
- уточнить и расширить знания детей о творительном падеже,
- научить учащихся правильно писать окончания имен существительных в творительном падеже.
-
Развивающая:
- развивать умение распознавать падежи,
- формировать умение определять творительный падеж по его признакам и использовать в устной и письменной речи;
- самостоятельность, внимание.
- Воспитательная: прививать чувство прекрасного в окружающей среде.
Задачи урока:
- Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы;
- развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание;
- воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий.
Форма организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- парная.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке: физминутки.
Оборудование: перфокарты, таблица, учебники, тетради.
Структура урока
1. Организационный момент
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
2. Минутка чистописания
- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.
- Сегодня на чистописании мы вспомним способы соединения буквы о.
- Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв:
- Прочитайте.
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
Верно ли это высказывание? (Ответы детей)
- Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)
- Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»)
Слова, имеющие разное значение и читаются по-разному, а пишутся одинаково, как называются такие слова? (ОМОГРАФЫ)
3. Словарная работа
П…ртрет, ж…лтый, б…бл…отека, бер…г, пр…красный, г…р…зонт, в…зде, т…перь, д…рога, с…йчас, г…зета.
Взаимопроверка.
- По каким признакам можно разделить слова на группы? (по частям речи)
- Какими частями речи являются словарные слова? (Сущ., прил., наречие)
4. Орфографическая минутка
На доске столбики слов. Учитель задает вопрос к каждому столбику. Учащиеся выбирают правильный ответ (один) и отмечают его номер в перфокарте. После выполнения всех заданий, полученные точки соединяют линией.
- В каком слове не пишется ь? |
- В каком слове нет непроизносимой согласной? |
- В каком слове пишется ь? |
- В каком слове пишется одна буква н? |
- Назовите имя существительное. |
1. ноч… |
1. чудес…ный |
1. об…яснил |
1. длин…а |
1. морозный |
2. доч… |
2. радос…ный |
2. под…езд |
2. длин…ый |
2. холодный |
3. мыш… |
3. грус…ный |
3. п…ет |
3. осен…ий |
3. заморозит |
4. печ… |
4. звез…ный |
4. под…езжали |
4. утрен…ий |
4. подует |
5. луч… |
5. ненас…ный |
5. с…емка |
5. медлен…о |
5. мороз |
Проверка: учащиеся поднимают листок с рисунком
- . * . * .
- . . . . .
- . . * . .
- . . . . .
- . . . *
Дополнительные вопросы:
- Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков.
- Назовите слова с приставками.
- Назовите однокоренные слова.
4. Работа над темой урока
- В каком столбике записаны все имена существительные?
- Что такое имя существительное?
- Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)
- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)
- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм)
АЛГОРИТМ
- Определить падеж существительного.
- Определить склонение.
- Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
- Проверить с помощью слова-опоры
- Вы назвали постоянные признаки род, склонение, а что такое склонение?
(Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением)
- Сколько склонений в русском языке? (Три)
Какие существительные относятся к 1 склонению? (Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание -а или -я.
- Какие существительные относятся ко 2 склонению? (Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е или -ё.)
- Какие существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш.)
- Распределим имена существительные по типу склонений. лиса, дядя, дерево, кот, лошадь, рожь.
(Проверка работы учеников на закрытой доске)
Карточка 1.
- А в это время … работал у доски и вот какое задание у него было.
Задание: Вставь окончания.
без ошибк .., на пароход…, в пол…, около площад…, в росош…, к рощ…
- Каким способом проверки он пользовался? (опорными словами)
Карточка 2.
- Проверим, как справился ….
Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных.
К опушк…, у лошад.., на речк…, в подъезд…
- Каким способом проверки он пользовался? (вспомнил таблицу окончаний)
5. Физминтка
6. Работа над темой урока
- Посмотрите на карточки с вопросами, предлогами и скажите, о каком падеже пойдет речь на уроке?
- Творительный падеж в русской грамматике назвали так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. У нас в старину его иногда называли «орудийным». Творительный падеж - это падеж - трудяга, творит, создаёт.
- Труд учеников - это учёба в школе и дома.
- Орудия учеников - ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. - пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) линейкой, рисуем (чем?) карандашом, красим (чем?) киточкой.
2) Составьте простые предложения так, чтобы инструмент стоял в Творительном падеже.
Например:
Дрова рубят топором. Мама работает поваром.
4) Работа в парах.
Вставьте нужные предлоги, определите падеж.
- Летели … пашней.
- Потемнело … грозой.
- Жил … Москвой.
- Сидел … Таней.
- Погоня … лисицей.
5) Самостоятельная работа с.48 упр.114 (1-е предложение)
Взаимопроверка.
Работа в парах.
Слайд 15. Игра «Найди свою пару».
Друзья познаются |
потех_ час |
Азбука - к мудрост . в бед . |
|
Своя земля |
тен_ боится |
Делу время, |
ступенька |
Трус своей |
и в горст_ мила |
Учитель: - Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы.
(Самостоятельная работа учащихся в парах.)
Проверка. Слайд 16
Отвечают: 1 - зачитывает пословицу, другой окончание и грамматические признаки.
- Азбука - к мудрости (Д.п.,3 скл.) ступенька.
- Своя земля и в горсти (П.п.,3 скл.) мила.
- Делу время, потехе (Д.п.,1 скл.) час.
- Трус своей тени (Р.п.,3 скл.) боится.
Слайд 17.
6) Работа с деформированным текстом.
Учитель: - Какое время года наступило?
Дети: - Зима.
Слайд 18.
Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году. У нас на севере зима наступает гораздо раньше, но в разные сроки.
- Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием.
- опушились, иней, деревья, блестящим
- лес, в, убор, красив, зимнем
Слайд 19.
(Письмо с комментированием)
Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)
Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)
Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой?
Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.
Учитель: - Где нельзя кататься на санках?
Слайд 20.
Дети: - На дороге, нельзя съезжать с горы на проезжую часть дороги.
7. Итог урока
- Что узнали о творительном падеже?
Рефлексия
Покажите свое настроение на уроке смайликами.