Конспект урока русского языка для 4-го класса по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, Безударные окончания существительных, падежные окончания существительных


Уровень: общеобразовательный класс.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели:

  • Образовательная:
    • уточнить и расширить знания детей о творительном падеже,
    • научить учащихся правильно писать окончания имен существительных в творительном падеже.
  • Развивающая:
    • развивать умение распознавать падежи,
    • формировать умение определять творительный падеж по его признакам и использовать в устной и письменной речи;
    • самостоятельность, внимание.
  • Воспитательная: прививать чувство прекрасного в окружающей среде.

Задачи урока:

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы;
  • развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание;
  • воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий.

Форма организации учебной деятельности учащихся:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке: физминутки.

Оборудование: перфокарты, таблица, учебники, тетради.

Структура урока

1. Организационный момент

- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Минутка чистописания

- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.

- Сегодня на чистописании мы вспомним способы соединения буквы о.

- Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв:

- Прочитайте.

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

Верно ли это высказывание? (Ответы детей)

- Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

- Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»)

Слова, имеющие разное значение и читаются по-разному, а пишутся одинаково, как называются такие слова? (ОМОГРАФЫ)

3. Словарная работа

П…ртрет, ж…лтый, б…бл…отека, бер…г, пр…красный, г…р…зонт, в…зде, т…перь, д…рога, с…йчас, г…зета.

Взаимопроверка.

- По каким признакам можно разделить слова на группы? (по частям речи)

- Какими частями речи являются словарные слова? (Сущ., прил., наречие)

4. Орфографическая минутка

На доске столбики слов. Учитель задает вопрос к каждому столбику. Учащиеся выбирают правильный ответ (один) и отмечают его номер в перфокарте. После выполнения всех заданий, полученные точки соединяют линией.

- В каком слове не пишется ь?

- В каком слове нет непроизносимой согласной?

- В каком слове пишется ь?

- В каком слове пишется одна буква н?

- Назовите имя существительное.

1. ноч…

1. чудес…ный

1. об…яснил

1. длин…а

1. морозный

2. доч…

2. радос…ный

2. под…езд

2. длин…ый

2. холодный

3. мыш…

3. грус…ный

3. п…ет

3. осен…ий

3. заморозит

4. печ…

4. звез…ный

4. под…езжали

4. утрен…ий

4. подует

5. луч…

5. ненас…ный

5. с…емка

5. медлен…о

5. мороз

Проверка: учащиеся поднимают листок с рисунком

  1. . * . * .
  2. . . . . .
  3. . . * . .
  4. . . . . .
  5. . . . *

Дополнительные вопросы:

  1. Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков.
  2. Назовите слова с приставками.
  3. Назовите однокоренные слова.

4. Работа над темой урока

- В каком столбике записаны все имена существительные?

- Что такое имя существительное?

- Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)

- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)

- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм)

АЛГОРИТМ

  1. Определить падеж существительного.
  2. Определить склонение.
  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  4. Проверить с помощью слова-опоры

- Вы назвали постоянные признаки род, склонение, а что такое склонение?

(Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением)

- Сколько склонений в русском языке? (Три)

Какие существительные относятся к 1 склонению? (Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание -а или -я.

- Какие существительные относятся ко 2 склонению? (Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е или -ё.)

- Какие существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш.)

- Распределим имена существительные по типу склонений. лиса, дядя, дерево, кот, лошадь, рожь.

(Проверка работы учеников на закрытой доске)

Карточка 1.

- А в это время … работал у доски и вот какое задание у него было.

Задание: Вставь окончания.

без ошибк .., на пароход…, в пол…, около площад…, в росош…, к рощ…

- Каким способом проверки он пользовался? (опорными словами)

Карточка 2.

- Проверим, как справился ….

Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных.

К опушк…, у лошад.., на речк…, в подъезд…

- Каким способом проверки он пользовался? (вспомнил таблицу окончаний)

5. Физминтка

6. Работа над темой урока

- Посмотрите на карточки с вопросами, предлогами и скажите, о каком падеже пойдет речь на уроке?

- Творительный падеж в русской грамматике назвали так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. У нас в старину его иногда называли «орудийным». Творительный падеж - это падеж - трудяга, творит, создаёт.

- Труд учеников - это учёба в школе и дома.

- Орудия учеников - ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. - пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) линейкой, рисуем (чем?) карандашом, красим (чем?) киточкой.

2) Составьте простые предложения так, чтобы инструмент стоял в Творительном падеже.

Например:

Дрова рубят топором. Мама работает поваром.

4) Работа в парах.

Вставьте нужные предлоги, определите падеж.

  1. Летели … пашней.
  2. Потемнело … грозой.
  3. Жил … Москвой.
  4. Сидел … Таней.
  5. Погоня … лисицей.

5) Самостоятельная работа с.48 упр.114 (1-е предложение)

Взаимопроверка.

Работа в парах.

Слайд 15. Игра «Найди свою пару».

Друзья познаются

потех_ час

Азбука - к мудрост . в бед .

Своя земля

тен_ боится

Делу время,

ступенька

Трус своей

и в горст_ мила

Учитель: - Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы.

(Самостоятельная работа учащихся в парах.)

Проверка. Слайд 16

Отвечают: 1 - зачитывает пословицу, другой окончание и грамматические признаки.

  • Азбука - к мудрости (Д.п.,3 скл.) ступенька.
  • Своя земля и в горсти (П.п.,3 скл.) мила.
  • Делу время, потехе (Д.п.,1 скл.) час.
  • Трус своей тени (Р.п.,3 скл.) боится.

Слайд 17.

6) Работа с деформированным текстом.

Учитель: - Какое время года наступило?

Дети: - Зима.

Слайд 18.

Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году. У нас на севере зима наступает гораздо раньше, но в разные сроки.

- Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием.

  • опушились, иней, деревья, блестящим
  • лес, в, убор, красив, зимнем

Слайд 19.

(Письмо с комментированием)

Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)

Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)

Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой?

Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.

Учитель: - Где нельзя кататься на санках?

Слайд 20.

Дети: - На дороге, нельзя съезжать с горы на проезжую часть дороги.

7. Итог урока

- Что узнали о творительном падеже?

Рефлексия

Покажите свое настроение на уроке смайликами.