Введение
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить молодого человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащегося к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда [8].
В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации - достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования - каждому [8].
Под информатизацией начальной школы понимается включение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития младших школьников, а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя.
Необходимость рассмотрения информатизации начальной школы не только в контексте информатизации общего образования, а в качестве самостоятельной научной и практической проблемы обусловлена особенностями организации процесса обучения в начальной школе, необходимостью учета возрастных и психолого-педагогических отличий младших школьников при осуществлении любых инновационных воздействий [10].
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Поэтому возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов, разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ становится важной составляющей его профессионализма.
В связи с этим все большую актуальность приобретает проблема выявления педагогически обоснованных возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в качестве эффективного средства формирования учебных умений.
Цель данной работы: разработать методические рекомендации и представить возможные варианты использования информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения курса «Окружающий мир» по программе Н.Ф.Виноградовой, УМК «Начальная школа ХХI века».
Задачи:
- Определить условия, способствующие эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.
- Выявить возможности применения ИКТ при изучении курса «Окружающий мир» (программа Н.Ф.Виноградовой, УМК «Начальная школа ХХI века»).
- Включить возможные варианты использования ИКТ в календарно-тематическое планирование курса «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой в 1-4 классах.
- Разработать методические рекомендации к использованию ИКТ при изучении курса «Окружающий мир».
- Отследить динамику развития учебных умений.
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в начальных классах
1.1. Обоснование необходимости использования информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальных классах
Система образования XXI века развивается в условиях радикальных перемен. Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты нового поколения, и использовать новые подходы в работе. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования дан портрет выпускника начальной школы. Наиболее значимыми для изучения курса «Окружающий мир» являются следующие характеристики:
- Активно познающий мир, умеющий учиться, способный к организации своей деятельности, готовый к преодолению трудностей;
- Ориентированный в событиях, происходящих в мире, стране, своём городе, школе.
Поэтому стало необходимым появление разнообразных личностно-ориентированных технологий, базирующихся на активизации деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса.
Все это возможно при условии активного использования в учебном процессе современных технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность их использования подтверждается тем, что современный уровень развития компьютерных технологий требует нового качества знаний и практических навыков во всех областях жизни от школьников до работающих специалистов.
Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы «основам информатики», а комплексное преобразование «среды обитания» учащегося.
Информационными технологиями обучения называют все технологии обучения, использующие специальные технические информационные средства.
Информационно-коммуникационные технологии - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Информационно-коммуникационная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
- как "проникающая" технология (применение ИКТ к отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач).
- как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
- как монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение ИКТ) [15].
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе необходимо, так как позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями.
Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена физиологическими и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизирует правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, психоэмоциональное состояние обучаемого.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе необходимо при смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Информационно-коммуникативные технологии как обучающее средство могут выполнять различные функции:
информационная |
Поиск и получения современной информации по конкретной тематике. Реализуется информационная функция в самостоятельной работе учащихся при подготовке сообщений; а также учителем при подготовке к уроку. |
коммуникативная |
Компьютерные коммуникации предоставляют возможность быстрой передачи учебных материалов, создания виртуального класса, общения в режиме реального времени, для реализации обратной связи. |
демонстрационная |
Используются как средство предъявления учащимся учебного материала (иллюстраций, фотографий, видео), обеспечивая его наглядность |
мотивирующая |
Создание проблемной ситуации, которая возникает, когда новый факт, воспринятый обучаемым, вступает в противоречие со сложившейся системой знаний. Психологический конфликт в этом случае является мотивом для интеллектуальной деятельности, результатом которой станет более целостная система знаний. |
развивающая |
Применение имитационных моделей дает возможность использовать исследовательское обучение, проектную деятельность Визуализация явления, интерактивность, хранение и обработка результатов развивают исследовательские навыки школьников. |
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе необходимо, так как играет ключевую роль в формировании учебных умений через мотивацию, устойчивую концентрацию и развитие навыков мышления, улучшает образовательный процесс, делают его более интересным, результативным. В традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
1.2. Определение условий, способствующих эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в начальных классах.
Информационно-коммуникационные технологии становятся сегодня одним из основных видов современных образовательных технологий. Их применение позволяет разнообразить формы деятельности ученика на уроке, предоставить ребенку возможность самостоятельно постигать новое, осуществлять компетентностный подход в обучении.
Формы применения информационно-коммуникационных технологий в школе развиваются в направлении уменьшения дидактической роли учителя как единственного носителя информации и все более широкого вовлечения ученика в учебный процесс. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Исследования проблем информатизации начальной школы ведутся более пятнадцати лет. Анализ современного состояния информатизации начальной школы показывает необходимость ряда условий, способствующих эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в начальных классах. Для нас наиболее важными являются следующие:
- Материально-техническое обеспечение школ компьютерной техникой. Речь идет о размещении в каждой классной комнате одного компьютера для организации индивидуальной и групповой работы, проекционной аппаратуры для коллективной работы с электронными учебными материалами.
- Наличие подготовленных преподавателей. Повышение квалификации учителя в области компьютерных технологий чрезвычайно своевременно. Настоящий момент характеризуется насущной необходимостью для преподавателей использовать технические средства и технологии так, чтобы не испытывать затруднений при работе со школьниками, уметь помочь и направить их действия для самостоятельной работы с использованием техники. Поэтому учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения; методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников; технологические, т.е. умения необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
- Умение учеников обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий. От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами, с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока.
- Информационно-коммуникационные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребёнка. Следовательно, информационно-коммуникационные технологии должны выполнять определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.
- Соблюдение установленных санитарно-гигиенических норм и правил организации рабочего места, оборудование кабинетов начальной школы безопасной техникой, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером. Для занятий допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации. Учащиеся должны заниматься в помещении, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана, дозирована и носить щадящий характер. Использование компьютера не должно длиться подряд более 20 минут. Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см, уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты. С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз.
- Разъяснительная работа с учащимися и их родителями необходима для предупреждения компьютерной зависимости, которая часто является следствием бесконтрольного пребывания детей за компьютером [прил. 1].
- Ресурсное обеспечение. В настоящее время при изучении курса «Окружающий мир» осуществляется нехватка не только мультимедийных программ, но и других наглядных средств обучения, посвященных национальным, культурным, природным особенностям родного края, что существенным образом влияет на качество учебного процесса и характер познавательной деятельности. Одним из решений данной проблемы может быть организация творческих коллективов, работающих над созданием электронных ресурсов. При разработке электронных учебных материалов по окружающему миру и его применении необходимо руководствоваться следующими аспектами:
- психологическим - как повлияет данное издание на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;
- педагогическим - насколько издание отвечает общей направленности школьного курса и способствует формированию у учащихся правильных представлений об окружающем мире;
- методическим - способствует ли издание лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых учащимся заданий, правильно ли методически подается материал; организационным - рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли предоставляется учащимся машинного времени для выполнения самостоятельных работ [16].
Определив наиболее важные условия и проанализировав техническое и ресурсное обеспечение школы, можно сделать вывод о возможностях эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в начальных классах.
В настоящее время продолжается реализация проекта, направленного на создание единого информационного пространства школы (ЕИП). Это потребовало внедрения следующих организационных моделей учебной деятельности с использованием ИКТ:
- Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору (в большинстве кабинетов)
- Пять компьютеров в рабочей зоне класса (в кабинетах математики, русского языка, иностранного языка, физики)
Представленные модели существенно расширяют возможности учителя, а ребёнку позволяют продвигаться по индивидуальному образовательному маршруту.
В мультимедийном кабинете начальной школы находится компьютер, проекционная аппаратура, интерактивная доска, система голосования для проведения тестирования. Компьютерная техника имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Учащиеся занимаются в кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы.
При изучении курса «Окружающий мир используются наглядно-дидактические пособия для использования с интерактивной доской, развивающие программы, электронные книги, учебники, энциклопедии, развивающие игры, Интернет, электронные пособия, разработанные учителями школы. Создан список электронных ресурсов, но возникла проблема систематизации собранного материала, поэтому в настоящее время коллектив начальной школы работает над этой задачей.
ГЛАВА 2. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебных умений в процессе изучения младшими школьниками курса «Окружающий мир»
2.1. Анализ УМК Н.Ф.Виноградовой с точки зрения возможности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий
Ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с усвоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, - ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащиеся становятся активными участниками деятельности. Вот почему в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание: на ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
Эти позиции отражены авторами комплекта «Начальная школа ХХI века» в соответствующих программах. Так была предложена программа «Учебная деятельность», в которой выделены основные учебные умения: планировать и решать учебную задачу, анализировать, сравнивать, классифицировать изучаемые объекты, работать с моделями, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
В пояснительной записке к программе подчеркивается, что успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе особое место.
В курсе «Окружающий мир» по программе Н.Ф.Виноградовой выделяется несколько ведущих содержательных линий:
- Человек как биологическое существо.
- Человек и другие люди.
- Человек и мир природы.
- Человек и общество.
- История родной страны.
Проанализируем данные содержательные линии с точки зрения возможности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий.
При изучении тем: «Родная природа» (1 класс), «Мы - жители Земли» (2 класс), «Земля - наш общий дом» (3 класс), «Человек - биологическое существо (организм)» (4 класс), представляющих содержательную линию «Человек и мир природы», возможно использование наглядно-дидактического пособия по естествознанию «Мир природы». Программа состоит из шести модулей, которые охватывают важные и наиболее сложные для усвоения темы. Яркие анимации, динамические рисунки, красочные фотографии используются для формирования умения анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, устанавливать причинные связи и зависимости. Содержание модулей позволяет строить и преобразовывать модели, решать учебные задачи, планировать действия по их решению, выбирать решение из нескольких предложенных и его обосновывать. Оценка правильности выполнения чужой и собственной работы осуществляется с помощью сравнения с эталоном.
Мультимедийное пособие «Мир природы» позволяет визуализировать учебный процесс, проводить уроки в активной диалоговой форме, организовать интерактивное обучение, сосредоточить усилия прежде всего на организации и координации познавательной деятельности учащихся. Это особенно важно для начальной школы, где средствами мультимедиа обеспечивается эффективное воздействие на развитие речи, познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей.
Материалы пособия могут быть использованы на различных этапах урока: изучение нового материала, закрепление изученного, обобщение и выводы, актуализация опорных знаний [прил.2]. Возможна также и самостоятельная работа ученика с предлагаемыми материалами с целью повторения, закрепления пройденного при подготовке к уроку, к контрольной работе.
При изучении тем: «Ты первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля - наш общий дом» (3 класс); «Человек - биологическое существо (организм)» (4 класс), представляющих содержательную линию «Человек как биологическое существо», может быть использована развивающая программа «Природа и человек». Развивающая программа для учащихся 1-4 классов предлагает 250 интерактивных заданий, выполняя которые учащиеся будут анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, принимать и решать учебные задачи. Данное пособие позволяет осуществить переход к полному самостоятельному решению учебной задачи.
Развивающая программа «Природа и человек» может использоваться в трех режимах. Для фронтальной и групповой работы необходимо использовать режимы «Свободный» и «Обучение», позволяющие пользоваться дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем, таблиц, а для индивидуальной - «Без подсказок». Программа, осуществляющая обучение в режиме тестирования, фиксирует результаты, позволяет самостоятельно находить ошибки, определять их причины, оценивать выполнение каждой операции. Содержит сборник наглядных пособий, интересные и забавные задания, загадки, кроссворды, может быть использована при изучении содержательной линии «Человек и мир природы».
С целью пропаганды здорового образа жизни при изучении содержательной линии «Человек как биологическое существо» целесообразно использовать презентации, созданные учителями и учениками, так как данная работа способствует выполнению важного требования стандарта: воспитание у младшего школьника осознания ценности человеческой жизни, необходимости заботиться о здоровом образе жизни.
При изучении тем: «Ты - первоклассник», «Мы и вещи», Родная природа» (1 класс); «Кто ты такой», «Кто живет рядом с тобой», Мы жители Земли» (2класс); «Земля - наш общий дом», «Растительный мир Земли», «Животный мир Земли», «Грибы» (3 класс), «Человек - живое существо (организм) (4 класс) дети знакомятся с нормами безопасной жизни. Чтобы дать возможность учащимся самим познавать мир, но в то же время делать это без риска для здоровья, можно использовать мультсериал «Смешарики. Азбука безопасности» и пособие «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы. Темы занятий раскрываются в видеофрагментах, актуализация знаний происходит путем выбора правильного ответа на предложенные вопросы. Данные пособия позволяют формировать умение принимать и решать учебные задачи, планировать действия по их решению, решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения, осуществлять контроль и самооценку. Оценка правильности выполнения викторины к мультсериалу «Смешарики. Азбука безопасности» и тестов, разработанных к каждому из 9 уроков пособия «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы, осуществляется с помощью сравнения с эталоном. Пособия могут быть использованы для индивидуальной, групповой, парной, фронтальной работы.
Использование мультсериала «Смешарики. Азбука безопасности», пособия «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» позволяют внести существенный вклад в решение другой важнейшей задачи образования, определенной стандартом: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
При изучении тем: «Родная страна» (1 класс), «Твоя Родина - Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс), раздела «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса, «Каким был человек в разные исторические времена (исторические эпохи)», «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс) представляющих содержательные линии «Человек и общество», «История родной страны», «Человек и другие люди» возможно использование программы «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Уроки курса представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для анализа, сравнения, классификации различных объектов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения заданий. Преимущество слайдовой структуры представления учебного материала заключается в возможности преподавателя отобрать из серии слайдов нужные для урока, без необходимости показывать все интерактивы, входящие в серию, подготовить свою презентацию урока.
При изучении данных содержательных линий возможно использование мультимедийной энциклопедии «Ярославский край: с древних времен до начала ХХ века». Программа содержит более 600 статей, 1000 фотографий по разделам: история, карты, развитие губернии, гербы уездных городов, природа и населенные пункты; персоналии, выдающиеся люди Ярославского края: культура, искусство и литература; храмы и религии, чудотворные и религиозные праздники; промышленность и сельское хозяйство. Энциклопедию можно использовать для расширения детского кругозора, развития общей культуры и интереса к родной стране, и это, безусловно, поможет решить задачи, поставленные в новом стандарте: формирование уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, ее современной жизни, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других людей [11].
«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» и энциклопедия «Ярославский край: с древних времен до начала ХХ века» могут быть использованы с целью проверки умения планировать и решать учебные задачи. Среди них: умение рассказывать о родной стране, столице, о наиболее важных событиях в истории Отечества. Такие задания способствуют формированию умений учебной деятельности: анализировать текст, раскрывать значение того или иного факта, явления, события, устанавливать причинно-следственные связи, составлять рассказ, осуществлять контроль и самоконтроль.
С целью контроля при изучении всех содержательных линий может быть использована система голосования, компьютерные тесты [прил. 3]. Система голосования рассчитана на пять различных вариантов проведения тестов. Работа с системой требует предварительной подготовки учителя: необходимо ввести вопросы, указать сложность каждого вопроса, время прохождения теста, а также ряд других параметров. Данная система сразу выводит результат каждого тестируемого, и сохраняет эти результаты для дальнейшей работы в виде таблиц и диаграмм.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе изучения курса «Окружающий мир» по программе Н.Ф.Виноградовой при разумном подходе возможно эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии при изучении всех содержательных линий. Информационно-коммуникационные технологии позволяют визуализировать учебный процесс, представить учебный материал более доступно и понятно. Способствуют организации и координации познавательной деятельности учащихся, развитию речи, познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей. Информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы на различных этапах урока. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Информационно-коммуникационные технологии способствуют формированию учебных умений: планировать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать, классифицировать; работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Такая позиция весьма перспективна, так как сегодня она полностью согласуется с новым стандартом начального образования:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам, установление причинно-следственных связей;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей [11].
2.2. Варианты включения ИКТ в календарно-тематическое планирование уроков курса «Окружающий мир» (программа Н.Ф.Виноградовой, УМК «Начальная школа ХХI века»)
При разработке вариантов включения информационно-коммуникационных технологий в календарно-тематическое планирование уроков курса «Окружающий мир» (программа Н.Ф.Виноградовой, УМК «Начальная школа ХХI века») была выбрана структура, позволяющая определить:
- при изучении какой темы возможно использование ИКТ;
- информационные ресурсы, необходимые для изучения темы;
- учебную задачу;
- учебные умения, формируемые средствами ИКТ.