Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
- сформировать умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями;
- повторить понятие дроби, закрепить умение читать и сравнивать дроби;
- тренировать вычислительные навыки, умение решать задачи на нахождение части.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Сегодня на уроке вы будете «открывать» для себя новое знание. Как вы обычно это делаете?
(1. Сначала повторяем то, что нам понадобится для изучения нового.
2. Затем пробуем выполнить задание на новый способ, чтобы понять, чего мы не знаем.
3. Потом сами ищем новый способ, составляем правило или алгоритм.)
- Почему важно, чтобы вы сами находили новый способ действия? (Так мы лучше поймём и усвоим новое; научимся учиться.)
- Что вы изучали на прошлых уроках? (Дроби.)
- Что вы уже знаете о дробях и что умеете делать с дробями? (Знаем, что такое дробь. Умеем записывать дроби. Изображать графические модели дробей, отмечать на числовом луче. Умеем сравнивать дроби. Решать задачи на нахождение части числа; числа по его части; части, которую одно число составляет от другого.)
- Есть еще что-то для вас интересное, чему бы вы хотели научиться? Какие действия вы еще не умеете выполнять с дробями?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
На доске вывешиваются карточки с числами:
- Разбейте числа на две группы. Какие группы получились. (Дробные числа, натуральные числа.)
Карточки с дробными числами переносятся в сторону.
- Для чего служат натуральные числа, а для чего - дроби? (Натуральные числа служат для счёта предметов, а дроби - для выражения их частей.)
- Возьмите графическую модель и раскрасьте части, которые выражены этими дробями (работа в парах, каждый раскрашивает свою часть по договоренности)
- Возьмите модель числового отрезка и отметьте на нём 3/8 и 2/8.
Один ученик выполняет это задание на доске. После выполнения, задание комментируется и проверяется.
- Что показывает каждое число в записи дроби? (Под чертой знаменатель, он показывает, на сколько равных частей разделили целое. Над чертой числитель, он показывает, сколько равных долей взято.)
- Вспомните правила сравнения дробей и расположите дроби в нужном порядке (задание со слайда выполняют в маленькой тетради, затем проверка по эталону)
- Решите задачи, в тетради запишите только выражение и найдите его значение.
Задача 1. Автобус проехал 24 км, что составило 2/3 всего пути. Какова длина всего пути? Длина дороги равна 30 км. Заасфальтировано 2/5 дороги. Сколько км заасфальтировано?
Задача 2. Два друга заказали пиццу в кафе. Разрезав ее на 8 кусков, один друг съел 3 куска, а другой 2 куска. Какую часть пиццы съел каждый? Сколько всего частей пиццы съели друзья?
- Что нового в этом задании? (найти сумму дробей)
3/8 + 2/8 =
- Сформулируйте цель задания? (Найти сумму дробей 3/8 и 2/8.)
Дети пробуют сложить дроби.
- Покажите полученные результаты.
- Кто не смог получить ответ, ответьте, какое у вас затруднение? (Мы не можем сложить дроби 3/8 и 2/8.)
- Кто из получивших ответ сможет, пользуясь алгоритмом действий, доказать, что ответ правильный?
Таких не окажется, т.к. нет алгоритма действий.
3. Выявление места и причины затруднения
- Какое задание вы выполняли? (Складывали дроби 3/8 и 2/8.)
- Что особенного в записи этих дробей? (Одинаковые знаменатели.)
На доску вывешивается часть опорного конспекта:
- Как пробовали выполнить сложение дробей?
- Почему возникли затруднения? (Нет согласованного способа сложения дробей.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Какова же цель урока? (Научиться складывать дроби и построить алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями.)
- Уточним тему урока. (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.)
На доске дописывается тема урока.
- Выполнить сложение с помощью иллюстраций к задаче.
- Проанализировать результат.
- Сформулировать вывод. Записать его в общем виде, дописав опорный конспект.
- Оформить алгоритм.
5. Реализация построенного проекта
Цель:
- Сейчас вы будете работать в группах по составленному плану. Какие правила работы необходимо соблюдать, работая в группе?
Правила работы в группе
- В группе должен быть организатор обсуждения.
- Каждый может высказать свою версию решения.
- Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.
- Каждая версия обсуждается в группе.
- В группе согласуется общее решение.
- Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
- Что вы должны сделать с числами в числителе? (Надо найти сумму этих чисел.)
- А теперь посмотрим, какие алгоритмы получились в группах.
Представители групп вывешивают свои алгоритмы на доске.
- Можно ли данный способ (алгоритм) применить для выполнения пробного действия? (Да.)
- Где можно проверить правильность своих выводов? (С учебником.)
- Откройте учебник и прочитайте правило на стр. 7. Сравните с вашим результатом. (Похожи.)
- Что теперь вам надо сделать? (Потренироваться в решении примеров на новый способ действий.)
6. Первичное закрепление во внешней речи
№ 4, стр. 7.
Учащиеся выполняют задание с комментированием фронтально.
№7(1),стр.8
- Следующее задание вы решаете в парах с проговариванием.
Учитель контролирует, чтобы каждый ученик проговорил новый способ действий вслух. После выполнения задания учащиеся проверяют по образцу
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Готовы проверить научились ли вы складывать дроби с одинаковыми знаменателями?
- Что надо сделать, чтобы это проверить? (Выполнить самостоятельную работу.)
- Выполните задание самостоятельно (со слайда). На выполнение даётся меньше 1 минуты.
- Проверьте.
Открыть на доске эталон для самопроверки
- Кто допустил ошибки? Поставьте «?».
- В каком месте, и по каким причинам?
- Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с примером в учебнике.
- Молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение
№ 6, стр. 8.
- Откройте в учебнике № 6 (1) на стр. 8. Прочитайте текст задачи.
- Выполните анализ задачи
- Решите задачу (фронтально у доски.)
Ответ: 7/10 кг или 700 г общая масса помидора и огурца.
Дополнительные задания для учащихся с высоким темпом работы: стр. 8 № 9, 10.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться складывать дроби с одинаковым знаменателем. Построить алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями.)
- Достигли цели? Докажите.
Учащиеся повторяют алгоритм сложения дробей или правило.
- У кого были трудности при открытии нового способа? В чем?
- У кого были трудности при выполнении самостоятельной работы? В чем?
- Справились ли вы с трудностями?
- Что мы должны помнить? (Преодолевая трудности, мы учимся.)
- Кто может сказать, что в течение урока он находился в учебной деятельности?
- Кто может доказать? (В пробном действии сам определил, что я не знаю, и сам нашёл новый способ действия.)
- У вас в конвертах лежат необходимые материалы для работы. Приступайте к работе. На реализацию плана вам отводится 5 минут.
- Итак, сравним опорные конспекты, которые вы дополнили. Конспекты вывешиваются на доске. Что можете сказать? (Получились одинаковые конспекты.)
Домашнее задание:
- (обязательное) № 6 (2) стр. 8, №7 (2), № 8.
- (творческое, по желанию) - № 15, 16 стр.9.