Повышение мотивации учащихся начальной школы к изучению английского языка

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа

Ключевые слова: мотивация к обучению


«…Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Эти слова великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского актуальны в наши дни.

В последние годы практика педагогов показывает, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно растёт. Нежелание учиться появляется даже у учащихся в начальных классах. Почему так происходит? Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, и их довольно много.

В данной статье мы делимся практическими советами по повышению мотивации учащихся начальных классов к изучению английского языка.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Одним из главных является организация образовательного процесса.

Урочная деятельность

Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов повышения мотивации, их чередование помогает нам укреплять желание детей учиться, открывать новые для себя знания.

а) Отсроченная отгадка

Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига, для создания которой можно использовать видеофрагменты, песни, облака слов, ребусы, загадки, ассоциативные ряды из ключевых слов, цитаты из художественных произведений, пословицы.

В начале урока учитель задаёт загадку (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А сегодня мы будем изучать новую тему…».

Ученики совершенно иначе относятся и к работе с текстом на уроке, если необходимо не просто читать, а искать в тексте разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу.

б) Мультимедийность

Современные дети рождаются и растут в мире информации и цифровых технологий. Это существенно меняет образовательную среду школы. Она должна быть для школьника тем же миром информации и цифровых технологий. Только в такой среде современный школьник сможет достичь высоких образовательных результатов.

Предлагаем вашему вниманию некоторые из них, которые будут полезны и интересны как учителю, так и учащимся.

- Classroom screen (онлайн доска) - организация эффективной учебной деятельности с помощью ряда служебных инструментов: выбор фона, языка; случайное имя; текстовое поле; таймер; календарь; часы; светофор; QR-код, режим рисования; разлиновка (линейка, клетка, нотный лист); добавление видео, картинки, интерактивного задания; режим работы (тишина, шепот, в паре, в группе).

- Interacty, ВЗНАНИЯ - платформы для создания интерактивных учебных приложений, аналитики учебного процесса, реализации стратегий индивидуального подхода.

- Duolingo, Teen talk, Lingualeo, Puzzle English, Quizlet, Kahoot - это cервисы, созданные для изучения, совершенствования и углубления знаний английского языка с широким выбором готовых ресурсов.

- Wordwall, Learningapps - сервисы, на которых можно создавать собственные интерактивные игры: «Найти пару», «Классификация», «Заполнить пропуски», «Викторина с выбором правильного ответа», «Сортировка картинок».

В классе можно вывести изображение на экран, учащихся разделить на несколько групп, выдать беспроводные мыши и наблюдать, с каким огромным интересом дети отрабатывают и закрепляют полученные знания.

в) Инфографика

В настоящее время специалисты обращают на такой тревожный симптом, как низкая способность учащихся воспринимать информацию, излагаемую устно педагогом или написанную в учебнике. Это объясняется тем, что у современного школьника сформировано клиповое мышление, построенное на визуальных образах. Считают, что в настоящее время в школах таких детей примерно 80%. Специалисты советуют принимать существование клипового мышления как факт и учитывать в работе эту особенность современных учеников. В этом могут помочь:

  • Графические органайзеры - инструменты визуальной коммуникации, которые помогают организовать информацию на листе бумаги или экране компьютера, чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ или применение.
  • Лэпбуки - это тематические или интерактивные самодельные папки, содержащие множество кармашков, подвижных деталей, открывающихся окошек, мини-книжек, которые ученик может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. С одной стороны, лэпбук вызывает интерес, а с другой - это способ обобщить информацию в компактной форме, использовать в дальнейшем для повторения.

г) Игры (ролевые, имитационные, дидактические).

Игра - это уникальный инструмент педагогического воздействия. Если ребёнок не хочет учиться или у него что-то не получается, вы всегда можете придумать игру, при выполнении которой он сможет выполнить данные вами задания. Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей.

Неиссякаемую копилку игр можно найти у Артёма Морозова, опытного методиста, посмотрев его вебинары, пройдя курсы или просто, заглянув на страничку, созданного им профессионального сообщества «MISHKIE: всё для преподавателей английского» в социальной сети «ВКонтакте».

д) Нетрадиционный контроль и рефлексия

К сожалению, страх перед контрольными, проверочными работами и экзаменами - это современная, довольно неприятная реальность, в которой живут как дети и родители, так и педагоги. Можно ли построить процесс обучения так, чтобы дети не боялись контрольных, а даже, напротив, ждали их с нетерпением? Да! Контроль может являться прекрасным инструментом эффективного обучения.

Если в кабинете есть проектор, можно выводить тестовые вопросы на экран. Для записи ответа можно использовать заламинированные листы А4 и маркеры. Учащиеся показывают правильные ответы, получают мгновенную обратную связь, что способствует эффективному запоминанию, стирают и отвечают на следующий.

Можно использовать тесты из банки или корзинки. Учащиеся записывают на разноцветных полосках бумаги вопросы по пройденной теме. Учитель собирает все листочки в банку или корзинку. В начале или в конце урока по очереди учащиеся вытягивают вопросы, отвечают на них самостоятельно или вместе. Учитель даёт краткую обратную связь ученикам. Получается своеобразный банк вопросов и возможность повторять все материалы юнитов.

Можно немного изменить привычный формат выполнения заданий:

  • Отметь в тесте «плюсом»: задания, на которые ты знаешь ответ и «вопросительным знаком» те задания, на которые ответ на знаешь.
  • Напиши ответы на все задания с плюсом самостоятельно, не используя свои заметки.
  • Поищи ответы на задания, используя свои заметки или параграф в учебнике.
  • Давайте обсудим ваши ответы вместе.

Внеурочная деятельность

Неоспоримым преимуществом внеурочной работы является тот факт, что и сильные, и слабые в языковом отношении учащиеся получают возможность самореализации в процессе подготовки и проведения мероприятий, ощутить себя в ситуации успеха.

К формам внеурочной работы относятся такие мероприятия: школьные, муниципальные и региональные конкурсы и олимпиады, проектная и исследовательская деятельность.

В нашей школе наиболее интенсивно внеурочная работа по предмету осуществляется во время проведения предметной недели. Неделя английского языка дает школьникам возможность применить на практике свои знания, независимо от уровня их обученности. Эта форма предусматривает участие в ней широкого контингента учащихся нашей школы, а по своей структуре является комплексной, так как включает разные по форме мероприятия.

Участие в муниципальных и региональных олимпиадах и конкурсах ведет к углубленному изучению школьных предметов учащимися, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в дальнейшем.

Стоит отметить, что наша школа уже на протяжении восьми лет является организатором городской страноведческой викторины, в которой принимают участие учащиеся образовательных учреждений Череповца.

  • Дополнительное образование

В нашей школе имеется возможность дополнительного образования по предмету «Английский язык» для учащихся 1-4 классов через организацию занятий по программе «Давайте говорить по-английски». Занятия способствуют развитию у учащихся более раннему приобщению к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; ознакомлению с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой.

В заключение, хотелось бы сказать, что невозможно мотивировать ребенка на учебу за один день. Этот процесс занимает достаточно много сил и времени, но и плоды приносит хорошие. Благодаря выше перечисленным особенностям организации образовательного процесса дети начинают заниматься с интересом, у них развивается устойчивая мотивация не только на учебу, но и на самореализацию.