Применение игровых технологий в начальной школе для детей с нарушением зрения

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: дети с нарушением зрения


Введение

В исследованиях Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т.е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в начальной школе специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности младших школьников. Единственный язык, который легко дается детям - это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребѐнка невозможна! Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра - это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Цель работы: теоретически рассмотреть особенности использования игровых технологий в младшем школьном возрасте у детей с нарушением зрения и разработать методические рекомендации для их внедрения.

Объектом исследования является познавательная деятельность младших школьников в процессе воспитательного воздействия.

Предмет исследования - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности у учеников начальной школы с нарушением зрения.

Гипотеза: Мотивация младших школьников с нарушением зрения к познавательной деятельности будет более эффективна, если использовать в образовательном процессе специальные игровые технологии.

Задачи:

  1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по применению игровых технологий в младшем школьном возрасте с детьми с нарушением зрения.
  2. Определить, какое место игровые технологии занимают в воспитательном процессе.
  3. Разработать комплекс игр для учащихся начальной школы (дидактических) с нарушением зрения.
  4. Разработать методические рекомендации для родителей по применению игровых технологий.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента

Методологической основой исследования являются основные положения работ отечественных ученых в области:

  • психологии (Д.Б.Эльконина, В.С.Мухиной);
  • педагогики (Н.Д.Гальсковой, А.А.Деркача);
  • психолингвистики (Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, И.А.Зимней).

Работа состоит из двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

ГЛАВА I. Игровые технологи как условия создания мотивационной основы обучения

1. Понятие об игре и игровой деятельности

Младший школьный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения младших школьников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

2. Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Концептуальные основы игровой технологии:

  • Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
  • Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  • Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  • В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования образовательного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  • Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  • Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
  • Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  • Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  • Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  • Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы начальной школы и решением её основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе [17, с. 54].

Игра - ведущий вид деятельности младшего школьника. Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является особой формой общественной жизни младших школьников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Выготский Л.С.Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991. С 37-42.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированной психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего, дошкольного и младшего школьного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Именно педагог должен правильно организовать игры, которые не только были бы интересны, но и приносили бы максимальную пользу всестороннему развитию и воспитанию младших школьников. Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. Иначе обучение игре становится механическим. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.

Особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов.

Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений».

Игра является предметом изучения различных наук - истории культуры, этнографии, педагогики, психологии и так далее.

Особый интерес представляют исследования швейцарского психолога Ж.Пиаже, посвященные развитию мышления ребенка в игре. С точки зрения психологии игрой занимались также Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин.

О происхождении и содержании игры был поставлен вопрос Г.В.Плехановым.

Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. А.С.Макаренко подчеркивал большое значение игры в воспитании и формировании подрастающей личности.

Коллектив играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой на себя ребенком роли.

Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Г.К.Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [39, с. 50].

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития". [11, с. 100].

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, М.М.Бахтин, Ф.И.Фрадкина, Л.С.Славина, Е.А.Флерина, В.А.Сухомлинский, Ю.П.Азаров, В.С.Мухина, О.С.Газман и др.

Основные научные подходы к объяснению причинности появления игры следующие:

  1. теория избытка нервных сил (Г.Спенсер, Г.Шурц);
  2. теория инстинктивности, функции упражнения (К.Гросс, В.Штерн);
  3. теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений (К.Бюлер, З.Фрейд, А.Аддер);
  4. теория религиозного начала (Хейзинга, Всеволодский-Гернгросс, Бахтин, Соколов и др.);
  5. теория отдыха в игре (Штейнталь, Шалер, Патрик, Лацарус, Валдон);
  6. теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин);
  7. теория воздействия на мир через игру (Рубинштейн, Леонтьев);
  8. связь игры с искусством и эстетической культурой (Платон, Шиллер);
  9. труд как источник появления игры (Вундт, Плеханов, Лафарг и др.);
  10. теория абсолютизации культурного значения игры (Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Лем);
  11. Игра является активным приемом и средством воспитания.

- Являясь, по сути своей, развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в воспитание, в модель типа человеческих отношений.

- Игра - не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку, подростку, самоутвердиться, самореализоваться. Это деятельность, в процессе которой участники игры пробуют себя в различных социальных ролях. Т.о., игра является фактором социального развития личности.

Цель игры имеет 4 аспекта:

  • Познавательный (обучающий): расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, способов действия, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  • Воспитательный: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности.
  • Развивающий (корригирующий): развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующий: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Типология игр:

  • По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, психологические, социальный;
  • По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.;
  • По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации;
  • По предметной отрасли: игры по всем школьным дисциплинам;
  • По игровой среде: игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.

Кроме общепедагогических знаний и умений, весьма полезны немногие практические советы, вынесенные из опыта непосредственной организации как индивидуальных, так и в групповых игровых занятий постоянного и переменного состава с детьми с нарушением зрения и с ОВЗ. Совет придерживаться трех главных моментов:

  1. Развитие интереса к игре и создание атмосферы взаимной заинтересованности в творческих и игровых достижениях каждого. Путь к развитию игровых знаний, умений и навыков всегда начинается с интереса к игре и требует от воспитателя способности и умения заинтересовать и увлечь детей как конкретной игрой, так и игровой программой в целом. Именно отталкиваясь от интереса к игре и игровой задаче, можно обеспечить педагогически направленное движение к развитию активности, игровых навыков, формирование мотивации преодоления физической и психической неполноценности с ориентацией на самовоспитание.
  2. Постоянное создание "ситуации успеха". Радость и успех необходимы детям-инвалидам гораздо в большей степени, чем другим нашим воспитанникам. Подбор игр и индивидуальные методические находки учителя позволяют игре быть игрой, а не нудным и трудным занятием. Радость в игре, от игры, в ситуациях игрового общения детей друг с другом - необходимое условие всякой игровой программы.
  3. Важнейшая роль в организации игр отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Индивидуальный подход является общепедагогическим требованием, но в работе с детьми с ОВЗ мы гораздо сильнее ощущаем необходимость учитывать совершенно неповторимую ситуацию личностного развития каждого. Дети с ОВЗ остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому нужно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход. Разнообразие игр в игротеке открывает путь к индивидуальному подходу, и это оказывается важным педагогическим условием эффективности игровой деятельности.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
  • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

1.2.Психолого-педагогичесиие особенности детей с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения представляют большую и разнообразную группу как характеристике состояния их зрения. Так по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности.

Причины нарушений зрения:

Врожденные:

  • вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности;
  • наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);
  • иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).

Приобретенные:

  • внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;
  • в связи с повышением внутриглазного давления;
  • на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;
  • недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.

Особенности проявления нарушений зрения у детей:

Т.к. при врожденной или раннем нарушении зрения ребенок не получает нужного запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира скудны и схематичны.

Речь часто формируется с задержкой, но нередко бывает более богатой по лексике, чем у зрячих.. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.

Нарушение зрения тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипии являются характерными особенностями психомоторики этих детей.

Формирование навыков самообслуживания замедленно, и они часто не полностью сформированы даже к периоду школьного обучения.

Анализ причин слепоты и слабовидения показывает, что в 92 % случаев слабовидения и в 88 % случаев слепоты эти недостатки имеют врожденный характер, более чем в 30 % случаев они имеют наследственные формы. При этом среди причин детской слепоты четко прослеживается возрастание частоты врожденных аномалий развития органа зрения. Так, врожденная зрительная патология отмечается в работах М.И.Земцовой и Л.И.Солнцевой в 60,9 % случаев, в исследованиях А.И.Каплан - в 75 %, Л.И.Кирилловой - в 91,3 %, А.В.Хватовой - в 92 % случаев у слабовидящих и в 88 % - у слепых, И.Л.Ферфильфайн- в 84,2 % случаев.

Врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих фактор. Примерно 30 % из них - наследственные формы (тапеторетинальная дегенерация, миопия, врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, ретролентальная фиброплазия).

В исследованиях Л.И.Кирилловой отмечаются наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма; наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, - врожденный анофтальм, микрофтальм; заболевания роговой оболочки - дистрофии роговицы; наследственная патология сосудистой оболочки - аниридия, колобома сосудистой оболочки; врожденные катаракты (имелись также врожденные катаракты генетического происхождения); отдельные формы патологии сетчатки, дегенерация Штаргардта, атрофия Лебера, врожденная
атрофия.

Особенности внимания у детей с нарушением зрения:

Общие закономерности формирования и развития внимания у нормально развивающихся детей присущи и детям с нарушениями зрения.

Однако нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное отражение предметов и явлений окружающей действительности. Следовательно, восполнить эти недостатки в чувственном опыте может активация деятельности сохранных органов чувств, в которой огромная роль принадлежит вниманию.

Внимание у детей с нарушением зрения на низком уровне что является следствием пассивности и узости интересов к окружающему миру, сведения о котором немногочисленны и разрозненны, устойчивость внимания при нарушении зрения снижается с уменьшением количества раздражении, т.е. напрямую зависит от их количества. Длительное же воздействие слуховых раздражителей приводит к быстрому утомлению, а следовательно, к рассеиванию внимания.

Двигательная сфера таких детей отличается целым рядом специфических особенностей. У них ограничены движения, отдельные движения осуществляются с большой осторожностью, вялостью, медлительностью. Передвигаются они нерешительно, отмечена выраженная моторная недостаточность. При этом установлена прямая зависимость между остаточным зрением и степенью моторных нарушений.

Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения:

  1. Развитие познавательной деятельности у детей с нарушением зрения происходит по законам формирования психики детей с нормальным зрением, однако недостатки зрения изменяют его динамику и вносят некоторое своеобразие. Формирование и развитие процесса познания у такого ребенка младшего школьного возраста зависит от характера педагогического воздействия, значительная роль в котором принадлежит содержанию и организации обучения, направленного на усиление самостоятельности, активного усвоения приемов и способов познания. Ранняя коррекция недостатков развития познавательной деятельности в условиях специального воспитания и обучения позволяет детям в дальнейшем успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, значительно уменьшает их трудности в познании окружающей действительности. Самообучение и спонтанное развитие познавательных процессов у детей, со слабым зрением, происходит значительно медленнее по сравнению со зрячими сверстниками.
  2. Развитие осязательного восприятия в течение этого периода происходит в направлении формирования обобщенных осязательных образов, что тесно связано с развитием и формированием обобщающей функции речи. Большое значение при этом имеет овладение конкретными, своеобразными для каждой возрастной группы приемами осязательного обследования.
  3. Развитие мыслительных процессов ребенка с нарушением зрения зависит от хода развития его предметных действий.

1.3. Специфика игровой деятельности у дошкольников с нарушениями зрения

Особенности развития детей с нарушением зрения

Особенности физического развития детей нарушениями зрения

Слабовидящие учении начальной школы характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении. Слабовидящие дети чаще подвержены простудным заболеваниям.

Особенности коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения

Основная причина серьезного отставания в развитии неречевых средств общения у слабовидящих детей к моменту поступления их в школу связана с тем, что в процессе формирования средств общения необходимо участие всех анализаторов, особенно важную роль в развитии функции общения играет зрительный анализатор. Так, сужение видеосенсорной сферы затрудняет и даже делает невозможным восприятие сложных психических образований партнера по общению. У детей, лишенных возможности полноценного зрительного, дистантного восприятия окружающей действительности и не обученных способам компенсации, представления о мимике, жестах, пантомиме очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения. Несформированность неречевых средств общения приводит к появлению навязчивых стереотипных движений : нередко такой ребенок стоит, производя маятникообразные движения туловищем, крутя в руках какой-то мелкий предмет, разговаривая сам с собой. Вывести его из этого состояния удается с трудом: ребенок полностью погружен в свой внутренний мир и не желает контактировать с окружающими

Особенности эмоционально-волевой сферы при нарушениях зрения

Дети с нарушением зрения, не владея мимикой лица, не могут показать свое эмоциональное состояние. Чтобы ребёнок с нарушением зрения мог достичь того же уровня развития и получить те же знания, что и зрячий, ему приходится работать значительно больше. Это вызывает у детей неравнозначные эмоциональные реакции, связанные с типом его нервной системы, с утомляемостью, индивидуальными особенностями и системой взаимоотношений с взрослыми.

Особенности развития речи у детей с нарушением зрения

Речь ребенка с нарушением зрения развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования - изменяется темп развития, нарушается словарно - семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

Особенности игровой деятельности

Дети с нарушением зрения любят играть в те же игры, что и зрячие, только в отличие от зрячего ребенка таким детям необходимо создать специальные условия, где он, опираясь на сохранные анализаторы, могли бы научиться игровым действиям, а затем овладеть игрой.

Игры-соревнования - сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. В играх-соревнованиях правила отличаются четкостью, понятностью, открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает - это сразу же замечают другие игроки, что создает лучшие условия для самостоятельного контроля над собственным поведением.

Игры-драматизации помогаю преодолеть неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, приобрести такие личностные качества как смелость, уверенность, инициативность.

«Пластилиновая живопись». Специфика данной работы в том, что соединяются два вида изобразительного искусства - лепка и рисование: вместо краски используется пластилин, наносимый на цветной картон пальцами. Особые свойства пластилина позволяют использовать дополнительные декоративные материалы: бисер, семена, ткань, фольгу.

Тестопластика. Тесто - доступный материал, из которого легко, приятно лепить играя.. В процессе лепки дети развивают формообразующие движения пальцев рук, учатся анализировать объем, величину, строение, пропорции и взаиморасположение предметов в пространстве, синхронизируют работу обеих рук; у них повышается сенсорная чувствительность, развивается воображение, художественный вкус.

Оригами - японское искусство складывания различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, развивает произвольное внимание и память. Складывая фигурки из бумаги, дети знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией, ромбом и т.д., учатся ориентироваться на листе бумаге, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, что способствует усвоению пространственных отношений.

Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью способствуют развитию у детей тактильного восприятия, мелкой моторики пальцев рук, логического мышления, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить начатую работу до конца). Дети приобретают практические навыки владения шилом, иглой, ножницами, закрепляют знания о геометрических фигурах, счете, умение определять углы на листе бумаги: «правый верхний», «правый нижний», «левый верхний», «левый нижний».

Работа с природными материалами, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук. Для возникновения того или иного замысла большое значение имеет не только форма и цвет, но и фактура материала: колючий он или мягкий, шершавый или гладкий.

Воспитатели предлагают детям работу с различными природными материалами: семенами, косточками, шишками, листьями, желудями, скорлупой орехов, веточками.

Сенсомоторный уголок.
Чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка со зрительной патологией, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Именно поэтому в каждой группе созданы сенсорные уголки.

Игры с песком стимулируют самостоятельность и творческую активность, способствует релаксации детей со зрительной патологией

Сюжетно-ролевая игра

Программное содержание:

  • Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
  • Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
  • Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
  • Уточнить знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя и т.д.

Предварительная работа:

  • Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
  • Чтение художественной литературы.

Организация игры:

  • На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит учителю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением действий каждым ребёнком, развивает умение применять эти знания в игре.
  • На втором этапе игра организуется детьми. Ведущие роли начинают выполнять дети. Учитель принимает участие на второстепенных ролях.
  • Третий этап характеризуется возникновением самостоятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли разыгрывают дети. Учитель - активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря на себя какую-нибудь роль (см Приложение).

Подвижные игры

Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение в развитии сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать, метать [23, с. 110]. Специальных подвижных игр для детей с нарушением зрения нет, они играют в те же игры, что и нормально видящие дошкольники.

При выборе игр следует учитывать возрастные особенности детей, физическую подготовленность, зрительные нарушения.

При организации подвижной игры нельзя ставить детей к солнцу или окнам. Яркий свет «слепит» детей, внимание их рассеивается. Начинать игру необходимо по условному сигналу (свисток, хлопок, команда, удар в бубен и др.), о чем заранее дети предупреждаются. Во время игры воспитатель контролирует поведение играющих, соблюдением правил игры. Целесообразно в процессе игры делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать переутомления, используя это время для анализа игры.

В организации подвижных игр целесообразно учитывать следующие особенности детей с нарушением зрения: уровень двигательной подготовленности, состояние здоровья, зрительные возможности. С учетом этого классификация подвижных игр выглядит следующим образом:

  1. Игры на профилактику нарушений осанки. К ним относятся игры, связанные с большой подвижности лазанием, ползанием, выпрямлением,
  2. Игры на профилактику плоскостопия: игры небольшой подвижности, целью которых является развитие подвижности стоп, различные перекатывания цилиндров, перенос мелких предметов с одного места на другое, ходьба по карандашам, ходьба по мягкому шнуру босиком.
  3. Игры на развитие правильного положения головы: наклон, поворот головы, фиксация в определенном положении, удержание мешочка на голове, его переносы.
  4. Игры на развитие координации рук и ног: включают задания на одновременные, поочередные движения рук и ног.
  5. Игры на развитие пространственной ориентировки:
    - игры на ориентировку в микропространстве;
    - игры на ориентировку в большом пространстве.
  6. Игры на развитие равновесия, включающие упражнения на сохранение устойчивого положения тела.
  7. Игры на развитие бинокулярного зрения:
    - при сходящемся косоглазии;
    - при расходящемся косоглазии.
  8. Игры для развития глазодвигательного аппарата.
  9. Игры для отдыха глаз.
  10. Игры для развития двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости, прыгучести, гибкости),
  11. Игры на развитие слуховой ориентировки.
  12. Игры на развитие двигательно-осязательных ощущений.

Все игры предусматривают воспитание следующих качеств личности ребенка с нарушением зрения: смелость, активность, настойчивость, общение, социальная адаптация.

В играх детей широко используется специальное оборудование: мячи, окрашенные в один цвет, оранжевый, красный, желтый, зеленый, наиболее благоприятно воздействующие на сетчатку глаза, размер зрительных ориентиров в играх подбирается с учетом зрительных возможностей детей; широко используются индивидуальные зрительные ориентиры в виде цветных геометрических фигур.

Дидактические игры с детьми с нарушением зрения

При нарушении зрения у детей возникают определенные трудности в восприятии наглядного материала. Наглядный материал, используемый в дидактических играх и предъявляемый детям с нарушением зрения должен быть четким, без лишних, мешающих восприятию, деталей. Контур изображения должен быть хорошо виден или обведен.

В зависимости от зрительной нагрузки, которую определяет врач-офтальмолог, размеры изображений должны быть различной величины (чем меньше зрительная нагрузка - тем крупнее изображение). В связи с этим, для некоторых детей необходимо изготавливать и использовать индивидуальные комплекты игр.

В некоторых играх необходимо использование цветных фонов, чаще всего это зеленый, коричневый и светлый, т.к. именно эти фоны способствуют более четкому зрительному восприятию изображения.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети с нарушением зрения преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Игра - это еще и школа социальных отношений. Именно в условиях игровой деятельности ребенок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни.

Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. [18, с. 50].

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета, что не мало важно при обучении детей с нарушением зрения.

Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Основные функции дидактических игр:

1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

2) функция формирования психических новообразований;

3) функция формирования собственно учебной деятельности;

4) функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей. [39, с. 50].

Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.

Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

Основные условия проведения дидактической игры:

  • Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
  • Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  • Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  • Необходимо оптимально сочетать занимательность. Проводя игру, учитель должен постоянно помнить, что он дает детям сложные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность.
  • Средства и способы, повышение эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  • Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  • Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Организация игровой деятельности с младшими школьниками с нарушением зрения

  1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.
  2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.
  3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.
  4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.
  5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.
  6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.
  7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.
  8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).
  9. Приемы руководства разными видами игр.
  10. Окончание игры.

Выводы по 1 главе

Подводя итог теоретическому исследованию игровой деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения, мы имеем основание утверждать о необходимости включения этих детей в разнообразную и многофункциональную игровую деятельность для развития и коррекции их недостатков.

Ребенок начинает действовать из интереса к новым формам умственной деятельности и у него появляется активное отношение к объектам изучения, это говорит о возникновении элементарных познавательных и учебных мотивов. У детей появляется особая чувствительность к оценке результатов учения, стремление исправить свои ошибки, желание решать «трудные» задачи. Это свидетельствует о становлении уже учебной деятельности. Но она еще довольно часто протекает в форме игры, хотя и имеющей дидактический характер.

Занимаясь разными видами игровой деятельности, дети с различными дефектами зрения раскрывают свои творческие возможности. Происходит коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы, величины, пространственной ориентировки; развивается аналитико-синтетическая способность, возможность сравнивать и обобщать, развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. Этот вид деятельности является мощной арт- и психотерапией.

См. продолжение статьи