Одной из главных, ключевых компетенций 21 века мировое и российское педагогическое сообщество называют читательскую компетентность.
Вот уже много лет проходят исследования читательской грамотности, результаты которых не очень радужны. Выпускники средней школы устойчиво показывают неумение использовать чтения для поиска и обработки информации. В чем причина? На мой взгляд, в том, что в начальной школе дети вовлечены в процесс чтения, но устойчивого интереса к чтению, которое будет работать на долгосрочную перспективу, мы не формируем. Результаты исследований (ВПР «Работа с текстом») тоже вызывают тревогу.
Данная проблема волнует не только учителей, но и родителей. Большинство родителей обеспокоены тем, что детей не привлекает процесс чтения. В чем же причины, по которым процесс чтения для ребенка вызывает неприязнь? Мои наблюдения позволили определить некоторые из причин:
- детям трудно читать, многим детям мешают еще и нарушения логопедического характера;
- дети не хотят читать, так как считают это занятие неинтересным;
- дети не умеют подобрать книгу для чтения;
- дети не хотят читать, потому что родители не читают вместе с ними.
Все вышесказанное относится не только к детям моего 3В класса. Подобные проблемы наблюдаются и в других классах, у моих коллег. Поэтому, изучив опыт своей работы и работы коллег над этой проблемой, еще в 2020-2021 учебном году я стала использовать метод театрализации на уроке литературного чтения.
Целью работы стало: Повышение качества образования путем формирования навыков осознанного чтения с использованием методики театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах.
Я представлю одну из форм творческой работы с литературным произведением, которые помогут учителям и школьникам в изучении литературных произведений, организации исследовательской и творческой работы.
Использование метода театрализации на уроках литературного чтения оказали положительное влияние на развитие детского интеллекта, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к чтению. Все это сказалось на уровне качества обучения.
Театрализация - одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными.
Рассмотрим приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе:
- персонификация - реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.
- ролевое прочтение текста - рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения.
- ролевая игра «Кто я?» - ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе».
- историческая сценка - небольшое представление - способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
- сценически - игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия. Здесь могут использоваться такие виды упражнений как: сценические этюды, пантомима, составление словесного портрета героя. Дети работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.
- драматизация - самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов. Учитель с детьми работает над сценической выразительностью: определение движений, действий, мимики, жестов персонажа, его интонации. Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание «Сказок на новый лад», изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Рассмотрим такие элементы театрализации, как актерская и режиссерская деятельность, а также инсценирование.
Учащиеся выступают как актеры или как режиссеры.
Обратим внимание на такой элемент театрализации, как инсценирование текста.
Инсценирование - перевод текста в сценический вариант для постановки на сцене. (толковый словарь Ожегова).
Выделим этапы деятельности учителя и учеников в процессе инсценирования:
- самостоятельное прочтение текста и осознание первого впечатления о прочитанном;
- обмен мнениями;
- аналитическая работа с текстом, обсуждение и распределение ролей;
- репетиции (актерская, режиссерская деятельность, оформительская работа);
- итоговое выступление ;
- анализ выступления, обсуждение достижений каждого участника, формулирование выводов о произведении, героях, проблемах.
Младшие школьники обладают таким потенциалом, который активно проявляется в формах эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления.
Дети легко способны перевоплощаться, самостоятельно создавать образы и передавать характер героев художественных произведений .
Наиболее важный этап в организации постановок - подготовительный. Сначала все вместе мы читаем пьесы, чтобы отобрать нужную и интересную всем. Когда пьеса выбрана, дети самостоятельно распределяют роли. Здесь учитель должен быть очень внимательным, так как распределение ролей, как и в настоящем театре, - процесс болезненный. Моя цель, правда, отличается от целей режиссера. Главное для меня поддержать тех детей, которые стесняются предложить себя на какую-то роль, или найти хоть маленькое, но поручение для учащихся, которым в данный момент это необходимо. Когда наш выбор определился и роли распределены, ученики разбиваются на группы (по действиям), выбирают ответственного и репетируют сначала сами, затем показывают мне. В процессе игры главные реплики и ценные советы мы получаем как раз не от «отличников». Зачастую многие дети, которые на уроках нуждаются в постоянной помощи, практически незаменимы в организационных вопросах. Поэтому в моем классе нет изолированных. Данная деятельность часто помогает тем учащимся, которые испытывали затруднения в учебе, проявить хорошие организаторские, личные способности. Дети дают дельные советы, что повышает их авторитет в глазах одноклассников. На уроках технологии и ИЗО весь класс прикладывает массу усилий для подготовки реквизита, что очень повышает работоспособность и результативность.
Когда спектакль готов - мы отправляемся «за аплодисментами». Первыми зрителями всегда бывают ученики нашей школы и родители. Наши постановки всегда нравятся детям.
Заключение
Использование метода театрализации на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей. Такие уроки учат ребенка думать, творить, работать в коллективе отстаивать свои убеждения. Так же, они развивают у учащихся интерес к самообучению, творчеству, учат мыслить и самовыражаться.
Учителю же более творчески подойти к планированию всех этапов урока, разбудить природную любознательность детей и стимулировать познавательную активность.
В начальной школе очень важно привить ребенку творческую любознательность. Именно это и является стимулятором для их дальнейшего «роста».