Урок математики во 2-м классе "Единицы времени"

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: математика, единицы времени


Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

  • Исследовать единицы измерения времени и соотношения между ними, формировать умение пользоваться таблицей единиц времени, отрабатывать умение решать задачи на определение промежутка времени.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности; способствовать развитию интеллектуальной активности и самостоятельности, логического мышления и наблюдательности, памяти и внимания, воображения и речи, чувства времени; расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся.
  • Формировать умение ориентироваться во времени, прививать стремление бережно относиться ко времени, воспитывать общественно значимые качества личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, бережливость, предприимчивость).

Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:

  • На основе наблюдений и исследований делать выводы, открывать новые знания
  • Составлять и решать задачи с буквенными выражениями
  • При решении задач использовать чертеж, краткую запись, формулы
  • Выполнять действия с именованными числами
  • Соблюдать режим дня
  • Работать в сотрудничестве с учителем и учащимися

Ход урока

I. Вводное слово учителя. Проверка домашнего задания

Учитель: - Ребята, на каждом уроке математики мы работаем над задачами: определяем их вид, решаем возможными способами, находим удобный, подбираем обратные задачи. Сегодня продолжим работу над задачами. Начнем урок с проверки домашнего задания, которое было связано с геометрическими фигурами.

- Покажите, какую геометрическую фигуру напоминает носовой платок? Деревянная рамка для фотографии? Косынка? (Дети показывают фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.)

- Какие действия вы выполнили с этими фигурами? (Нашли периметр каждой геометрической фигуры.)

Познавательные задачи с целью проверки домашнего задания:

  1. Носовой платочек в подарок маме дочка решила обшить по краю кружевом. Сколько дециметров кружева нужно для этого, если длина одной стороны платочка 2дм?
  2. Павлик делает деревянную рамочку для фотографии. Какой длины планка ему нужна, если длина рамочки 3дм, а ширина 2дм?
  3. Косынку хозяйка обшивает ярким кантом. Сколько дециметров канта нужно, чтобы обшить по краю косынку, стороны которой 3дм, 3дм и 5дм?

Обобщение по вопросу:

- Как найти периметр квадрата, прямоугольника, треугольника? (Чтобы найти периметр геометрической фигуры, надо все стороны этой фигуры сложить.)

Вывод: - Каждая задача требует внимания, и решение задач подчиняется формулам. Этот урок не исключение, а мы даже будем выводить новые формулы для решения задач на нахождение величин.

II. Актуализация знаний учащихся об изученных единицах длины, массы, объема

Вопросы и задания (фронтальная работа):

- Ребята, выберите карточки и покажите их всем: мм, см, дм, м, км, г, кг, ц, т, л.

- Назовите их одним словом. (Это наименования величин.)

- Дополните предложения пропущенными наименованиями. (Учащиеся пользуются сигнальными карточками.)

  • В отрезке укладывается 5 …
  • В банке помещается 3 … воды.
  • Весы показывают 4 …
  • Мальчик выше девочки на 13 …
  • Яблоко весит 95 …
  • На пошив новогоднего костюма пошло 3 … ткани.
  • В магазин привезли 2 … картофеля.
  • От города до деревни 30 …

- Ребята, разделитесь на группы. (Работа в группах.)

- На какие группы разделились ребята? (Единицы длины, массы, объема.)

III. Объявление темы, целей урока

Учитель:

- Есть в математике и другие меры. Одна из них - вечная загадка для человека. Узнайте ее:

Вчера было,
Сегодня есть,
И завтра будет. (Время)

- Исследуем единицы времени, составим для этих единиц таблицу и научимся решать задачи, в которых надо найти какой-либо промежуток времени.

- Американский ученый, изобретатель, писатель и политический деятель Бенджамин Франклин, живший в XVIII веке, сказал фразу «Время - деньги». Эти слова стали девизом всех предпринимателей. Тот, кто хочет получать прибыль, должен много трудиться, действовать быстро, быть в курсе событий, на пике времени. Именно он улыбается нам со стодолларовой банкноты. (Демонстрация слайдов.)

- Время дорого не только для предпринимателей, но и для любого человека. Постараемся работать так, чтобы ни одна минута не была потрачена понапрасну.

Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело,
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Мы сделаем за 40 минут?
За дело, друзья!

IV. «Открытие» новых знаний

1. Составление таблицы единиц времени

Учитель: - Восстановите «дорожку»: 1 век … … … … … … 1 сек (Групповая работа.)

- Под каждым элементом запишите, чему равна его длительность.

Проверка:

Выводы учащихся по вопросу:

- Чем интересна «дорожка»?

  • «Дорожка» содержит единицы времени;
  • Единицы времени располагаются в порядке убывания;
  • Большая единица времени состоит из мелких единиц.

- Можно ли продолжить «дорожку»?

Учитель: - Для чего она нужна? (Мы должны хорошо знать единицы времени и пользоваться ими при выполнении заданий.)

2. Упражнения по выполнению операций с единицами времени

Учитель:

а) - Одно из таких заданий: запишите в ряд числа, в которых 7единиц, 3 десятка, 1 десяток 2 единицы, 3 сотни 6 десятков 5 единиц, 2 десятка 4 единицы, 6 десятков.

Проверка:

- С чем связаны эти числа? (С измерением времени.) Докажите! (7 дней в неделе, 30 дней в месяце, 12 месяцев в году, 365 дней в году, 24 часа в сутках, 60 минут в часе, 60 секунд в минуте.)

Учитель:

б) Более сложное задание: вместо точек вставьте нужную единицу времени (Самостоятельная работа.)

1ч > 50 …
45 мин + 15 мин = …

60 мин < 2 …
1 … > 5ч

2 дн. < 2 …
1 мин > ….

Проверка (по презентации):

Вывод по вопросу:

- Что помогло справиться с этим заданием? (Таблица единиц времени.)

3. Словарная работа: знакомство со свойствами времени

Учитель: - Перевернем «дорожку» обратной стороной. Прочитайте. Что означают эти слова? (Длительность, неповторяемость, непрерывность - это универсальные свойства времени.)

- Прочитайте объяснение значения слов на листе. (Самостоятельное чтение.)

Учитель: - Время идет своим чередом, напоминая нам о том, что мы не должны растрачивать драгоценные минуты. Нужно стремиться наполнить время радостью открытий, новыми знаниями и умениями.

4. Решение задач с переменными (Блицтурнир)

Учитель: - Объявляю блицтурнир. Запишите выражения с помощью переменных (букв латинского алфавита). (Один ученик читает задачу, 3 ученика на листах фломастером пишут выражение и показывает остальным. Дети поднимают сигнальную карточку.)

  • Саша плавал в озере a минут, а Галя на b минут меньше. Сколько минут плавала Галя?
  • Женя читал книгу с дней, а Сережа на d дней медленнее. Сколько дней читал книгу Сережа?
  • Тане а лет, это на n лет меньше, чем брату. Сколько лет Таниному брату?
  • Занятия бальными танцами длятся k минут, а тренировка по теннису m минут. На сколько минут тренировка по теннису длится дольше, чем занятия танцами?
  • Маша с семьей отдыхала летом на Черном море x недель, а в деревне у бабушки на y недель меньше. Сколько недель Маша провела в деревне и на море?

Проверка:

1) а - b
2) с + d

3) а + n
4) k - m

5) x + ( x - y )

Самооценка:

- Кто правильно решил 5 задач - оценка «5»; 4 или 3 задачи - оценка «4»;

2 задачи - 3.

5. Анализ задачи по теме урока

Учитель: - Постараемся вывести новые формулы на основе простой задачи. Составьте задачу, в которой надо узнать, сколько времени вы проводите в лицее?

Примерная задача. В 13 часов Стучалов Артем приходит в лицей. Сколько времени Артем находится в лицее, если домой он отправится в 18 часов?
Задания учащимся:

  • 1 вариант - запишите задачу кратко с главными словами,
  • 2 вариант - начертите отрезок времени и запишите данные задачи. (Записи выполняются на доске.)

- Составьте обратные задачи. (Чтение обратных задач.)

- Покажите одинаковые задачи, которые записаны по-разному.

- Какая запись задачи для вас предпочтительнее? (В виде чертежа.) Почему? (Компактнее, удобнее, по ней легче сделать вывод.)

- Итак, 13 часов - начало занятий, обозначим буквой Н, 18 часов - окончание уроков, обозначим буквой О, а 5 часов длятся уроки - это продолжительность этого события, обозначим буквой П.

Задание учащимся:

- Проведите анализ задачи по схеме

и выясните, как определить:

  • продолжительность события: П = …;
  • время начала события: Н = …;
  • время окончания события: О = ….

- Запишите правила с помощью формул.

Проверка:

  1. для определения продолжительности события надо из времени его окончания вычесть время его начала: П = О - Н;
  2. чтобы найти время начала события, надо из времени его окончания вычесть продолжительность: Н = О - П;
  3. чтобы найти время окончания события, надо ко времени его начала прибавить его продолжительность: О = Н + П.

Вопросы:

- Что вам помогло сделать выводы? (Помогли сформулировать правила обратные задачи и чертеж.)

Учитель: - Таких формул нет в нашем учебнике, но ваш математический опыт подскажет, что они схожи с другими, знакомыми вам. Найдите эту связь. (Вычитание и проверка вычитания, сложение и проверка сложения, задача на нахождение суммы, задача на нахождение неизвестного слагаемого.)

Будем учиться применять новые формулы.

V. Практикум

1. Решение задач на нахождение времени (Самостоятельная работа.)

Учитель: - Какие средства массовой информации вы знаете? (Газеты и журналы, телевидение и радио, Интернет.) Предлагаю (за 3 минуты) решить телезадачи на нахождение времени. Воспользуйтесь новыми правилами.

  1. Бабушка включила телевизор в 18ч, чтобы посмотреть любимый сериал, а в 18ч 50мин выключила телевизор. Сколько минут длилась серия?
  2. Документальный фильм о жизни животных начался в 15ч 10мин. Его продолжительность 45мин. Когда этот фильм закончится?
  3. На одном российском телеканале мультфильмы начались в 14ч 05мин, а закончились в 14ч 40мин. Сколько минут показывали мультфильмы на этом канале?

Проверка (по презентации):

- Проверим. Назовите ответ и действие для решения задачи.

- Кто решил 1 задачу? 2? 3?

Вывод по вопросу:

- Что находим сложением - продолжительность, время начала или время окончания события?

- Что находим вычитанием?

2. Решение составной задачи на нахождение суммы

Учитель: - Сейчас нам предстоит одно из самых трудных заданий - составная задача.

- Время бывает космическое, историческое и личное.

- Как называем время, если говорим о смене дня и ночи, смене времен года? (Космическое время.)

- Исторические события назовут нам … (Историческое время.)

Например, День Победы - … (9 мая 1945 года). Первый полет человека в космос - … (12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин фотографировал нашу планету из космоса).

- Какое время очень важно для каждого человека? (Личное время, особенно если он живет, соблюдая режим дня.)

- Сколько времени вы тратите на выполнение домашних заданий?

- Решим задачу и узнаем, сколько времени ученик 2 класса делает домашнее задание.

(Демонстрация задачи по презентации.)

Коля учил правила 18 минут, русским языком занимался на 23 минуты дольше, задание по математике выполнил на 15 минут быстрее, чем занимался русским языком. Сколько всего времени Коля делал уроки?

Проверка понимания задачи по вопросам (Презентация):

- Что означает выражение:

18 + 23 - Коля занимался русским языком;

18 + 23 - 15 - Коля выполнял задание по математике;

- Найдите удобный способ: 23 + (18 - 15)

- Что мы найдем этим выражением: 18 + (18 + 23) + (18 + 23 - 15) - Коля выполнял все домашнее задание. (Решение задачи с комментированием.)

Вывод:

- Почему важно соблюдать режим дня? (Выполнение режима дня улучшает работоспособность, укрепляет здоровье человека, дисциплинирует и приучает к аккуратности.)

3. Наблюдение за течением времени в ходе выполнения задания

Учитель: - Когда речь идет о какой-нибудь легкой работе, говорят: «Минутное дело». Понаблюдаем, насколько быстро «пролетает» минута, а заодно проверим, хорошо ли вы знаете расположение чисел на циферблате механических часов. Только вместо чисел на нем буквы. Попробуйте за 1 минуту (определим по песочным часам) расшифровать фразу, записанную в виде чисел: 12, 2, 1, 3, 8, 10, 11, 10, 6, 5, 4, 7, 4, 9, 4, 8.

Проверка:

- Какая фраза получилась? (Минута час бережет.)

- Как ее понимаете?

- Из 60 одинаковых минут состоит час. Так, для всех людей, кроме моряков, от 15-й до 18-й и от 45-й до 48-й минуты каждого часа наступают минуты молчания. Радисты всех кораблей, не снимая наушников, напряженно слушают эфир. Они ждут, не раздастся ли где-нибудь сигнал бедствия SOS. Если кто-то взывает о помощи, корабли принявшие сигнал, спешат на выручку. Многие моряки обязаны своей жизнью трем минутам молчания.

Учитель: - Как считаете, минута - это много или мало? Минута - совсем не маленькая единица времени, если ее использовать разумно.

VI. Домашнее задание

- Выполните тест «Время».

Тест «Время»

1. Коля ехал на велосипеде 10 мин. Потом он проколол шину и обратно шёл пешком. На дорогу обратно Коля затратил на 20 мин больше. Сколько времени Коля затратил на дорогу туда и обратно?

  1. 30 мин
  2. 40 мин
  3. 50 мин
  4. 1 ч

2. Костя работал 35 мин и ещё 25 мин, а Слава - на 3 ч больше, чем Костя. Сколько часов работал Слава?

  1. 3 ч
  2. 4 ч
  3. 5 ч

3. Мишу привели в детский сад в 7 ч 30 мин и взяли в 16 ч 45 мин. Сколько времени Миша был в детском саду?

  1. 24 ч 15 мин
  2. 9 ч 15 мин
  3. 8 ч 45 мин

4. 3 года назад Ане было 9 лет, а маме 32 года. Сколько лет будет Ане и её маме через 4 года?

  1. 13 лет Ане и 36 лет маме
  2. 14 лет Ане и 37 лет маме
  3. 15 лет Ане и 38 лет маме
  4. 16 лет Ане и 39 лет маме