Введение
Исследуя тему «Джалиль в мире музыки», открывается необычный музыкальный мир творческой, публицистической и общественно-организаторской деятельности Мусы Джалиля. Несмотря на то, что Джалиль не имел профессионального музыкального образования, вся его жизнь была связана с музыкой. Врождённая музыкальность, стремление к познаниям и постоянное творческое общение с музыкантами помогли Джалилю в короткий срок войти в круг интересов татарской музыкальной культуры.
С именем Мусы Джалиля связан новый этап взаимосвязи татарской литературы и музыки. По его инициативе татарские поэты в содружестве с композиторами постигали особенности музыкального искусства, овладевая опытом создания песен и музыкально-сценических произведений. Важную роль в развитии татарской музыки сыграла собственная творческая деятельность Джалиля. С его именем связано создание двух опер Н.Жиганова. Муса Джалиль является одним из основателей татарского театра оперы и балета.
Поэзия Мусы Джалиля нашла дорогу к миллионам сердец. Композиторы разных национальностей дают его стихам новую жизнь в музыке. Жизнь и поэтическое наследство Мусы Джалиля были и остаются богатым источником вдохновения.
Исследуя поэтический и музыкальный материал, отражающий жизненный и творческий путь Мусы Джалиля, поиски привели к идее собрать основные музыкальные произведения, классифицировать и записать избранные музыкальные произведения на цифровой носитель. Это поможет творческим людям использовать материал на различных мероприятиях, и просто для того чтобы мы знали культуру своей страны, знали великих героев своей страны, чтобы подрастающее поколение гордились и ценили всё то, что мы имели и будем иметь.
Цель: собрать и представить музыкальные произведения, связанные с именем Мусы Джалиля, для пропаганды богатейшего наследия среди подрастающего поколения.
Задачи:
- Изучить поэтическое и музыкальное наследие, связанное с именем Мусы Джалиля.
- Изучить музыкальные произведения татарских композиторов, воспевающие образ Мусы Джалиля.
- Подготовить собрание основных музыкальных произведений отражающий жизненный и творческий путь Мусы Джалиля.
- Обработать собранный материал с последующей записью на цифровой носитель.
Предмет исследования: музыкальные произведения, связанные с именем Мусы Джалиля.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме «Джалиль в мире музыки», изучение творческого пути композиторов, поиск, обработка и анализ собранных музыкальных произведений, прослушивание музыкальных произведений, классифицирование произведений по жанрам музыки.
Основная часть
1. Теоретический познавательный этап
1.1. Музыка в жизни Мусы Джалиля.
Музыка, как и поэзия для Мусы Джалиля была частью всей его жизни.
Муса обладал необычайной музыкальностью. Вся его деятельность была неразрывно связана с татарским музыкальным искусством. Джалиль был одаренным разносторонне - он не только писал стихи, но и рисовал, с юных лет любил петь, играл на мандолине, занимался постановками музыкальных спектаклей. Именно от Мусы многие в родной деревне услышали такие слова, как «театр», «концерт».
Поэзия Джалиля поет! Читая стихи его, будто слышишь звучание мелодии. В каждом его стихотворении присутствует музыкальная интонация, помогающая композиторам осуществить свой неповторимый образ. С каким рвением он предлагал свои стихи начинающим композиторам, и с каким восторгом отзывался на музыку, возвысившая его стихи. Он также был блестящим либреттистом, знающим музыкальную драматургию, великолепным музыкальным критиком, глубоко вникал в мир музыки.
Джалиль был одним из основателей творческого содружества писателей и композиторов республики. По его инициативе татарские поэты в содружестве с композиторами постигали особенности музыкального искусства, овладевая опытом создания песен и музыкально-сценических произведений. Когда в 1934 году при Московской консерватории им. П.И.Чайковского была организована Татарская оперная студия, Муса Джалиль возглавил литературный сектор. Поэты переводили на татарский язык либретто классических опер. Оперу В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро» целиком на татарский язык перевел сам Муса Джалиль. Но, главное, студийцы работали над созданием либретто для национальных опер. Муса Джалилем были созданы либретто опер «Алтынчәч» и «Ильдар». Известный татарский композитор Н.Г.Жиганов на либретто Мусы Джалиля создал лирико-психологическую оперы «Ильдар» и сказочно-эпическую «Алтынчәч», ставшие классикой татарского оперного искусства.
Муса Джалиль был страстным пропагандистом и чутким критиком. Он писал о поэте-коммунаре Эжен Потье и юбилее виртуоза-гармониста Файзуллы Туишеве, о концертах татарских артистов в Москве и о создании репертуара для будущего оперного театра. В его архиве находятся и письма в Москву - с предложением провести Декаду татарского искусства и литературы в честь 20-летия республики. Именно он выступил в печати с предложением создать в Татарии Союз композиторов и призывал организовать в Татарском государственном издательстве специальный сектор по изданию музыкальных произведений.
Муса Джалиль одним из первых обратился к анализу исторического развития татарской музыки. В статьях и заметках, опубликованных в периодической печати 30-годов, Джалиль знакомит читателей с биографиями композиторов. В своих статьях он пишет о композиторе Ключареве, о народной основе музыки Сайдашева, о яркости музыкальных образов в операх Жиганова и т.д. Все это трудно переоценить, так как в те годы вопросы истории татарской музыки еще не были объектом специальных исследований. Статьи Джалиля во многом восполняют этот пробел.
В Казани он работал в оперной студии. На основе этой студии в 1939 году был открыт первый Татарский оперный театр. Здесь продолжал работать Муса до самой войны. Деятельность Мусы Джалиля внесла существенный вклад в развитие татарского музыкального театра. И доказательство в том, что в 1957 году именем поэта-героя был назван Татарский государственный театр оперы и балета.
Значение поэтической и музыкальной деятельности Мусы Джалиля для развития татарской музыки огромно. С его именем связан новый этап взаимосвязи татарской литературы и музыки. Джалиль смело выходит на широкую дорогу литературного и музыкального творчества. Джалиль писал стихи, поэмы, песни. Его взволнованная лирика, отличающаяся глубиной, поэтической свежестью, воспевает радость созидания. Лучшие его произведения насыщены чувством гордости за человека - творца, строителя нового мира.
1.2. Поэзия Мусы Джалиля в творчестве композиторов.
Муса Джалиль - один из первых татарских поэтов, чья поэзия заняла видное место в песенно-романсном творчестве татарских композиторов. После пединститута Джалиль уезжает в Москву на учёбу. Здесь встречается с начинающим молодым композитором Латыпом Хамиди, который учился в музыкальном техникуме. Благодаря их тесной дружбе появились сначала детские песни, затем первые татарские романсы. В этой совместной работе выявилась музыкальная одарённость Мусы. У него был приятный баритон. Муса признавался, что сочиняя стихи, напевает какую-то мелодию. Читая его стихи, будто слышно их звучание. Поэтому композиторам было легко писать музыку на его стихи. С его словами впервые в татарской музыке зазвучал вальс «Уныш бәйрәме", а также детские песни Латыпа Хамиди.
Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. В эти годы Муса приобрел опыт в работе с детьми, лучше узнал детскую психологию. Он издал альбом детских песен, куда вошли стихотворения «Мой пес», «Родник», «Кукушка», «Колыбельная дочери» и другие, положенные на музыку татарским композитором Джаудатом Файзи.
Поэт очень внимателен к музыкальной стороне стиха. В них нередко встречается чисто звуковая игра, которую так любят дети и которую особенно трудно сохранить в переводе. Так в стихотворении «Петушок» Джалиль обыгрывает звонкоголосое пенье петуха, в «Кукушке» - грустный монотонный голос лесной птицы. В «Вороватом котёнке» мы словно бы слышим довольное мурлыканье хитрого котёнка, в стихотворении «Мой пёс» - отрывистый лай исполнительного пса. В пейзажных стихах для детей слышен то звон капели, то треск ломающихся льдин (челтыр-челтыр), то шёпот тёплого весеннего дождя. Песни Джалиля для детей отличаются простотой языка, своеобразной строфикой, бодрой, энергичной ритмикой. Работая совместно с композиторами, поэт учитывал требования мелодии, добивался гармоничности и естественности звучания песни.
Творчество Джалиля 30-х годов обогатило тематику татарской песенной поэзии, способствовало становлению массовой патриотической песни, дало выдающиеся образцы лирической песни "Сагыну" Загида Хабибуллина, её запели друзья, коллеги, и вскоре она стала подлинно народной. Песня "Җиләк җыйганда" Мансура Музафарова также приобрела широкую известность среди исполнителей. Поэзия Джалиля ввела в татарскую песню новые стихотворные размеры и формы, повлияла на обогащение музыкального языка.
Великая Отечественная война перечеркнула все мирные планы, явилась сложнейшим испытанием для народа нашей страны. Прошло 76 лет со дня начала войны, но её тема долгое время волновала, и будет волновать поэтов, писателей, художников, композиторов, особенно мастеров такого жанра как песня. Именно песня обладает огромной силой воздействия, может повести за собой народ. С первых дней войны перед творческими деятелями было выдвинуто требование повернуть искусство на службу Красной армии и народу. Через три недели после объявления войны в газете «Красная Татария» была напечатана песня-призыв «В смертный бой», авторами которой были композитор Фарид Яруллин и поэт Муса Джалиль. Их имена превратились в легенду, герои войны, отдавшие свои жизни во имя Победы. Для Фарида Яруллина - композитора и бойца - эта песня стала последним сочинением.
После этого имя Мусы Джалиля на несколько лет было предано забвению. Лишь в 1954 году - после обнаружения его двух «Моабитских тетрадей» и выяснения его героического - подвига имя Джалиля было возрождено. Одни из первых откликнулись на стихи "Моабитских тетрадей" Салих Сайдашев и Рустем Яхин. Смертельно больной С.Сайдашев познакомился с поэзией «Моабитских тетрадей» в больнице, и его песня «Песни мои» воспринимается не только как поэтическое завещание поэта, но и как «лебединая» песня самого композитора.
Стихи Джалиля из "Моабитской тетради" внесли новую струю в песенно-романсное творчество татарских композиторов, обогатили его образами и темами высокого гражданского звучания. Рустем Яхин создал вокальнный цикл "В моабитском застенке". В вокальный цикл вошли такие песни: "Песни мои", "Лишь бы волюшка была", "Былые невзгоды...", "Последняя песня", "Палачу". В своем горячем эмоциональном отклике Рустем Яхин сделал безошибочный выбор стихотворений, где умело раскрыл не только содержание, но и воссоздал средствами музыки духовный облик творца.
Значительны и интересны вокальные произведения Юрия Виноградова на стихи Мусы Джалиля "Сон ребенка" - настоящая песня-сцена, поэтичная и одухотворённая, другая песня "Песня девушки" напротив оживлённая, подвижная звучит в ритме вальса. Песня "Баллада о горной реке" - одно из лучших сочинений композитора. Произведение отличается большим эмоциональным накалом, драматизмом, воссоздан образ поэта, рвущийся к свободе.
Наибольший интерес среди баллад Хусаина Ахметова - башкирского композитора представляет "Нe верь!" на стихи Мусы Джалиля. Почему композитор выбрал из "Моабитской тетради" поэта-героя именно эти стихи? "Не верь!" - не только обращение поэта к жене, но и обобщенное выражение им чувства большой любви к Родине, веры во всепобеждающую cилу жизни. "За милый свой край и за тебя сражался я в бою": здесь неразрывно сливаются личное и общественное, гражданственное. Патриотическое по идее стихотворение могло быть интерпретировано как возвышенный героический монолог. Но композитор решает исповедь любящего сердца поэта выдержать до конца в лирическом аспекте. Постоянное возвращение в процессе развития к основной мысли - "Когда услышишь ты весть обо мне… Радость моя, не верь!" - дало композитору возможность написать балладу в форме рондо. "Не верь!" можно с полным основанием назвать национальной балладой лирико-повествовательного типа.
Баллада из моабиитских тетрадей "Соловей и родник" впечатлило многих композиторов. Каждый из композиторов по своему сумели раскрыть тему верности, мужества, любви к Родине и своему народу. Юрием Виноградовым была написана кантата "Соловей и родник". Мирсаидом Яруллиным вокально-симфоническая поэма "Соловей и родник" для хора, солистов и оркестра. Анатолием Лупповым одноактный балет "Соловей и родник" . Также Лупповым написан одноактный балет «Джим» по поэме Джалиля.
Поэзия Мусы Джалиля вдохновила композитора Фасиля Ахметова на создание вокальнно-симфонической кантаты "Песня родника".
Юлий Мейтус - украинский композитор является автором романсов на стихи из моабитской тетради Джалиля: "Песня девушки", "Красная ромашка", "Избранник", "Счастье".
Яков Солодухо является автором романсов на стихи из моабитской тетради Джалиля: «Платок», «Палачу», «Последняя песня», «Сон в тюрьме».
Известным композитором детских песен Юрием Чичковым на стихи Джалиля в переводе Юрия Кушака были написаны лирические песни "Ты прощай, моя умница", "Колыбельная дочери" и рвущаяся к свободе песня "Вольные ветры" в переводе Игоря Мазнина. Главным достоинством песен композитора является их мелодичность, тонкое перевоплощение образного содержания поэтического текста в музыку.
Муса Джалиль является автором либретто двух опер Назиба Жиганова "Алтынчәч» - первая национальная опера на сказочно-эпический сюжет и опера «Ильдар» - первая опера, воплотившая в музыке образы героев.
Отличительной чертой творчества Джалиля является то что, к его стихам обращаются композиторы разных национальностей. Многие произведения Мусы Джалиля получили различную интерпретацию в профессиональной музыке. Композиторы, используя стихи Джалиля, претворяли и претворяют в самых разнообразных жанрах музыки. Каждый композитор стремился и стремится воплотить в своём сочинении дух и силу человеческой воли, мужества, любви и преданности. Музыкальные произведения, вдохновлённые поэзией Мусы Джалиля, занимают достойное место в профессиональной музыке.
1.3. Муса Джалиль и профессиональная музыка.
Наибольший отклик у татарских композиторов и поэтов вызвал и вызывает образ поэта-героя Мусы Джалиля. Память о поэте-герое была запечатлена в татарской музыке, особенно в многочисленных песнях. В песнях, посвящённых поэту, ярко выражено лирическое начало. Это заметно в тех песнях, авторы-поэты которых ещё до войны знали Джалиля, общались с ним. Прослеживается сердечная теплота человеческих чувств, горесть утраты в стихах Сибгата Хакима «Муса» с задушевно-певучей музыкой Агзама Фаттаха, а также в одноимённых стихах Наби Даули с музыкой Сары Садыковой. Эти же настроения ощущаются в песнях Джаудата Файзи и Алмаза Монасыпова на один и тот же текст Сибгата Хакима «Вставайте, джалиловцы». Светлой ласковой лирикой пронизана песня Джаудата Файзи на слова А.Салахутдинова «Звёзды Джалиля», в которой стихи поэта-героя сравниваются со звёздами, с их неугасимыми лучами.
В песне «Баллада о двенадцати героях-джалилловцах» Рустема Яхина на слова Нури Арсланова преобладает волевое начало, раскрывается образ мужественных и сильных людей, не теряющих силы духа даже в преддверии смерти. Песня «Родина не забудет тебя» Рустема Яхина на слова Ахмеда Ерикеева представляет собой гимн, прославляющий подвиг поэта-героя.
Среди произведений, посвященных памяти М. Джалиля, в первую очередь необходимо назвать оперу Н. Жиганова «Джалиль». Опера «Джалиль» - самое значительное произведение Жиганова. В 1947 году Назиб Жиганов написал оперу «Поэт» на либретто А.Файзи. Однако в это время сведений о жизни и героической борьбе поэта было еще мало, не дошли до Казани его «Моабитские тетради». Снова к этой теме Жиганов обратился через 10 лет. В центре оперы образ поэта-героя. В либретто широко использованы стихи М. Джалиля: все арии поэта, народные хоры, песня татарской девушки Хаят. Содержание оперы построено как воспоминание поэта о важных событиях последних лет его жизни. Поэтому по жанру опера представляет собой тип монологической оперы-поэмы.
Алмаз Монасыпов является автором симфонии, названная симфонией-поэмой "Муса Джалиль". В ней воплощён героический подвиг и трагическая судьба замечательного сына татарского народа, поэта, борца, патриота Мусы Джалиля. В 1971 году на музыку Монасыпова в Татарском театре оперы и балета балетмейстером Д.Ариповой был поставлен балет «Бессмертная песня».
Одно из наиболее значительных произведений Рената Еникеева - Поэма для чтеца, меццо-сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра «Памяти Мусы Джалиля» В этом героико-трагическом произведении использованы два совершенно разных материала: сухой пунктуальный протокол берлинской фашистской тюрьмы и полное глубокого философского смысла стихотворение Хасана Туфана «Земля вертится». Оно несёт мысль о бессмертии героев, которых народ хранит в своей душе, своей памяти, о неминуемой расплате за преступление против человечества.
Анатолий Луппов автор вокально-симфонической поэмы «Последняя ночь» на слова Рустема Кутуя, посвященная поэту Мусе Джалилю, наполненная драматизмом и душевной болью.
Иосиф Пустыльник является автором симфонической поэмы «Памяти Мусы Джалиля».
Владиславом Успенским написана музыка к кинофильму «Моабитская тетрадь».
Объектом искусства стала сама жизнь Мусы Джалиля. Его героический подвиг воспевают в стихах и песнях, поэмах и кантатах, операх и драмах, его образ оживает в романах и симфониях, в картинах и скульптурах. Благодаря творцам искусства поэтам, композиторам мы вновь и вновь проникаемся глубоким чувством гордости, почтения, благодарности по отношению к великому татарскому поэту Мусе Джалилю. Подрастает новое поколение, создаются новые музыкальные произведения искусства, помогающие осознать нам наш долг перед Отечеством, пронести память о славных героях на века.
2. Практический этап
2.1. Собрание музыкальных произведений отражающий жизненный и творческий путь Мусы Джалиля.
Поэтическое творчество Мусы Джалиля является богатейшим источником для создания разнообразных по жанру музыкальных произведений. В татарской профессиональной музыке возникло целое собрание произведений, отражающий жизненный и творческий путь Мусы Джалиля.
Собирая музыкальный материал, столкнулись с тем, что эта тема не освещена в должной мере. Изучая творческий путь татарских композиторов, не указывались конкретно названия той или иной песни. Несмотря на то, что многие композиторы обращались к поэзии Джалиля, каждый из них посчитал своим долгом создать музыкальное произведение таким образом дать дань памяти герою татарского народа. И поэтому получилось неполное собрание музыкальных произведений, отражающее жизнь Мусы Джалиля.
Собрание музыкальных произведений происходило в школьной, домашней библиотеке, просматривались нотные издания, грамзаписи, поиски продолжались в интернет-источниках. Изучая статьи, прослушивая музыку разных композиторов, выписывались названия произведений их авторов.
Собранный разнообразный музыкальный материал можно рассматривать в двух направлениях:
- музыкальные произведения композиторов, созданные на стихи Мусы Джалиля;
- музыкальные произведения композиторов, отражающие жизнь и творчество Мусы Джалиля.
Каждое направление классифицируется по музыкальным жанрам. Самым излюбленным и доступным жанром композиторов стала вокальнная музыка. На его стихи написано более 90 романсов и песен. Наибольшее количество песен на стихи Джалиля были созданы в 30-е годы. К стихам поэта обращались его соратники по оперной студии Л.Хамиди, М.Музафаров, З.Хабибуллин, Д.Файзи, Н.Жиганов. Тематика песен была разной это и детские песни, и лирические романсы, и патриотические песни.
Среди вокальной музыки много обращений композиторов к стихам из моабитских тетрадей среди которых С.Сайдашев, Р.Яхин, Ю.Виноградов. Боль, мука, страдания и в то же время стойкость, мужество Джалиля, продолжавшего творить, размышлять о жизни, которая была сочтена, всё это не может не отозваться в сердцах композиторов. Поэтому "моабитские песни" продолжают оживать в музыке композиторов разных национальностей в разнообразных формах и жанрах музыки.
Собрание музыкальных произведений отражающий жизненный и творческий путь Мусы Джалиля поможет всем нам ещё глубже и разносторонне представить образ героя, а также мы открываем для себя мир композиторов и поэтов, которые своим искусством возвышают личность великого поэта. В этом и заключается актуальность работы. Как можно больше людей заинтересовать в создании антологии музыкальных произведений. Конечно это не полный список музыкальных произведений. Поиск и пополнение списка произведений продолжится. Поэтические творения Джалиля не исчерпали себя и ждут обращения молодых композиторов, поэтов, которые надолго останутся источниками вдохновения новых идей, образов.
Заключение
Значение поэтического и музыкального творчества Мусы Джалиля.
Изучив и проанализировав материалы по исследовательской работе, можно сделать следующие выводы:
- С именем Мусы Джалиля связан новый этап взаимосвязи татарской литературы и музыки.
- Жизнь и поэтическое наследство Мусы Джалиля были и остаются богатым источником вдохновения для создания произведений искусства.
- Собрание музыкального материала на цифровом носителе поможет представить многогранный образ Мусы Джалиля.
- Личность великого поэта может служить примером для нашего поколения в воспитании таких качеств, как мужество, патриотизм.
Значение поэтической и музыкальной деятельности Мусы Джалиля для развития татарской музыки огромно. С его именем связан новый этап взаимосвязи татарской литературы и музыки. Поэзия Мусы Джалиля, одухотворенная высокими человеческими идеалами, наполненная горячей любовью к людям, нашла дорогу к миллионам сердец.
Объектом искусства стала сама жизнь Мусы Джалиля. Его героический подвиг воспевают в стихах и песнях, поэмах и кантатах, операх и драмах, его образ оживает в романах и симфониях, в картинах и скульптурах. В истории татарского народа Муса Джалиль навечно останется своими стихами, песнями и своим бессмертным подвигом.
Собрание музыкальных произведений отражающий жизненный и творческий путь Мусы Джалиля поможет всем нам ещё глубже и разносторонне представить образ выдающегося татарского поэта. Эта работа даёт возможность использовать тот или иной музыкальный материал на внеклассных мероприятиях, на различных дисциплинарных уроках для пропаганды музыкально-поэтического искусства и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Список литературы
- Исанбет Ю.Н. Муса Джалиль и татарская музыка. Ю.Н.Исанбет. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1977. - 160 с.
- Композиторы и музыковеды Советского Татарстана / сост. М.Н.Нигмедзянов. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1985. - 208 с.
Интернет-источники
- Сайдашева З.Н. Творческий тандем литературы и музыки в татарской культуре / З.Н.Сайдашева // Вестн. Казан. ун-та. Искусство. Искусствоведение. - 2016. - №1.
- Сайдашева З.Н. Тема войны в вокальном творчестве татарских композиторов / З.Н.Сайдашева // Вестн. Казан. ун-та. Искусство. Искусствоведение. - 2012. - №1. 48-51с.