1. Пояснительная записка
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Экологическое воспитание детей является одной, из основных задач дошкольной организации. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Весна самый яркий самый динамичный сезон, именно поэтому мы выбрали данное время года, когда наблюдениям следует уделить большое внимание. Дети дошкольного возраста не способны к продолжительным наблюдениям, однако в течение весны по мере нарастания сезонных явлений воспитатель привлекает внимание детей к ярким изменениям в неживой природе, в жизни растений и животных.
Участие детей в проекте «Дикие животные весной» позволит максимально обогатить знания и представления о животных, о их повадках, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность. Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен. Ребёнок усваивает разнообразные свойства и качества природных объектов, законы жизни организмов, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком.
1.1 Актуальность темы
Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Дошкольники восторгаются при виде цветочка и в тоже время могут бездумно сломать ветку дерева, оторвать ящерице хвост.
Главная цель экологического воспитания - формирование основ экологической культуры, то есть правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы. В.А.Сухомлинский предлагал «…вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Приобретенные в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
1.2. Идея проекта
Идея создания проекта «Дикие животные весной» возникла в результате игр детей с игрушками «Дикие животные». Дети подходили к воспитателям и задавали вопросы о животных, чем они питаются, как живут. Заинтересовались темой, стали искать ответы на вопросы.
1.3. Новизна
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей, так и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности. Новизна проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.
1.4. Тип проекта
По доминирующей деятельности - познавательный
1.5. Сроки реализации проекта
По времени проведения - краткосрочный.
Сроки реализации - 13.02.23 - 17.02.23
1.6. Адресация проекта. Участники проекта
Проект адресован на совместную работу педагогов Структурное подразделение №2 Детского сада №152 ОАО «РЖД» с детьми и их родителями по экологическому воспитанию, как среди детей, так и их родителей.
Участники проекта: педагоги, дети, родители с Структурное подразделение №2 Детского сада №152 ОАО «РЖД»
2. Целеполагание
2.1. Цель проекта
Цель: закрепить знания о весеннем изменении в живой природе.
2.2. Задачи проекта
Задачи:
- образовательные: поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы; формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы; упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания; учить выделять признаки для группировки (дикие - домашние, хищники - травоядные); упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида, узнавать по описанию, по части, сравнивать;
- развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения; развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что не возможно создать; развивать умение отгадывать и сочинять загадки; развивать коммуникативно-речевые навыки; развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой рассказ.
- воспитательные: Воспитывать основы экологического сознания, гуманно-ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.
3. Ожидаемые результаты проекта
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно-творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
4. Стратегия реализации проектной идеи
1. Организационно-подготовительный этап
- Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
- Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
- Составление плана реализации проекта.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Поиск различных средств достижения целей;
- Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
- Создание дидактического и методического материала
2. Основной этап (деятельный - реализация проекта)
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:
- Работу с детьми.
- Работу с родителями.
Работа с детьми
Образовательная область «Речевое развитие»
Беседы: «Зимовье зверей», (как дикие животные готовятся к зиме и зимуют); «Животные наших лесов»; «Сходство и различие диких и домашних животных»; «Чем питаются животные зимой и весной».
Чтение художественной литературы: Чарушин «Рассказы про зверей и птиц»; Житков Б. «Рассказы о животных»; Сборник рассказов о животных А.Барков; «Азбука живой природы», «Познавательная энциклопедия», «Синичкин календарь» В.Бианки. «Сказки о животных» Л.Толстой; Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные Уши - Косые Глаза»;
Пересказ: Русская народная сказка «Зимовье зверей». Цель: развивать умение последовательно и выразительно передавать сюжет сказки.
Пальчиковые гимнастики по теме.
Словесные игры: «Что лишнее?», «Угадай по признаку», «Доскажи словечко», «Назови детёнышей».
«Социально-коммуникативное развитие»
Дидактические игры: «Парочки. Дикие и домашние животные» - лото, «Чей хвост?», «Угадай, чья тень?», «Угадай, чей след?».
Проблемно-игровые ситуации: «Что бы было, если бы зайчик не поменял к зиме шубку?», «Что случится, если белочка не успеет сделать запасы?», «Что произойдет, если волк или лиса впадут в зимнюю спячку?»
Сюжетно-ролевые игры: «На лесной полянке», «Мы идём в зоопарк!», «На сельском подворье».
Слушание детских песен: «Раз морозною зимой», «Нам не страшен серый волк», «Тень - тень - потетень», «Следы невиданных зверей» (Из м/ф «Маша и медведь»).
«Познавательное развитие»
Образовательные ситуации: «В гостях у леса»; «Чей голос?».
Задание - подбери картинку: «Кто летает, прыгает, плавает, ползает…»
Познавательные мультфильмы: «Дикие животные и их семьи», «Животные в лесу», «Что делают животные зимой», «Загадки лесные животные».
Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Чьи детки?», «Где, чья мама?»
Творческие задания: «Спрячь зайца», «Помоги белочке сделать припасы».
Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о животных по схеме.
Проблемные ситуации: «Как люди могут помочь животным»
Художественно-эстетическое развитие.
- «Зайки на полянке» (рисование);
- «Лиса» (оригами - аппликация)
- Коллаж «Дикие животные».
Физическое развитие.
П/игры: «Бездомный заяц», «Узнай по голосу», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Охотники и звери».
Игра-пантомима: «Угадай животное».
Пальчиковые игры по теме: "Скачет зайка…", "Медведь», «Сидит белка на тележке…»
Физкультминутки по теме: «Дети по лесу гуляли…», «Шел по лесу бурый мишка…»; «Звериная зарядка».
Спортивное развлечение на прогулке «На лесной тропинке».
Работа с родителями:
- проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОО и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,
- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Как научить детей любить и беречь природу!»;
- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;
- информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;
- привлечение к изготовлению книжек-малышек «Дикие животные»;
- привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.
4.3. Третий этап - заключительный
- Итоговые мероприятия в группах:
- презентация книжек-малышек (дети рассказывают о своей книжке и показывают её).
- интеллект-карта «Дикие животные».
- Оформление информационно-справочных материалов (буклетов, папок, ширм-передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.
5. Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая)
Дети:
- освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;
- повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
Родители:
- родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
- принимают активное, живое участие в жизни группы;
- проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
- проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
- осознают особенности организации психолого-образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств
Педагоги:
- личностный и профессиональный рост; самореализация.
- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
Заключение
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов.
Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
Список литературы
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! О.А.Воронкевич - СПб : Детство-пресс, 2019
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, средняя группа - Волгоград: Учитель, 2017
- Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с
- Материалы интернет-сайтов.
Фотоотчёт
Интеллект-карта «Дикие животные»
Книжки-малышки