Нейропсихологический подход как средство коррекции речевых нарушений у детей с ТНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ТНР – тяжелое нарешение речи, ТНР


На сегодняшний день, число детей, нуждающиеся в логопедической группе, имеющие трудности в освоении программ дошкольного образования растет. Это с подвигло меня, как специалиста коррекционного образования, на создание нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками.

Я заметила, что дети, имеющие нарушения звукопроизношения в незначительной степени, не осложненные другим дефектом развития, в более быстрых темпах осваивают процесс постановки и автоматизации звуков в речи, чем дети с тяжелыми нарушениями речи или с задержкой психического развития. В данной ситуации передо мной возникла необходимость выбора оптимальной комплексной диагностики и коррекционной программы.

Исследования таких ученых, как Т.В.Ахутина, Т.Г.Визель, А.Н.Корнев, Л.С.Цветкова, А.Р.Лурия стали базой в моей работе по внедрению нейропсихологического подхода в процесс диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений.

В нейропсихологии психические функции человека рассматриваются как системные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определённого участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Отставание в развитии одного из компонентов влечёт за собой системные изменения в работе всей системы.

Возрастная сформированность психических функций является важным фактором успешности обучения. Недоразвитие любого из функциональных компонентов негативно влияет на развитие функции в целом. Многое зависит от окружения ребёнка: его семьи, воспитания, обучения. Но порой выраженная неравномерность развития функций, может изменять нормальное развитие других психических процессов, приводя в конечном счете к трудностям в обучении и низкой успеваемости.

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития в своей работе я использую кинезиологические упражнения, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи с целью повышения эффективности коррекционной работы.

Задачи:

  • Развитие тонкой моторики - возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуру пальцев рук;
  • Развитие плавности, переключаемости и точности движений;
  • Повышение общей подвижности ребенка;
  • Развитие произвольного регуляции движений.

Реализация: В течение одного учебного года в занятия по коррекции тяжелых речевых нарушений мы используем нейропсихологический подход, подразумевающий:

  • задания по автоматизации звуков с использованием балансировочной доски Бильгоу, стимулирующей мозжечковую деятельность;
  • задания на автоматизацию звуков с использованием нейроскакалок, стимулирующей мозжечковую деятельность;
  • проговаривание речевого материала с одновременным выполнением кинезиологических упражнений;
  • стимулирование мелкой и общей моторики в процессе проговаривания речевого материала.

Преимущества нейропсихологического подхода:

  • Является хорошим дополнением к основной коррекционной программе и реализуется не вместо нее, а вместе с ней.
  • Возможность выстроить работу, исходя из потенциальных возможностей ребенка;
  • Наметить индивидуальную программу развития высших психических функции ребенка.
  • Создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.

Предполагаемые результаты.

  • Активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности);
  • Улучшение работы высших психического функций (внимания, речи, мышления, ощущений, восприятия, память, …)
  • Улучшение качества освоения учебного материала;
  • Развитие творческих способностей;
  • Приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.

Таким образом, применение нейропсихологических игр и упражнений - одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей, запуская речевой механизм.