Сценарии бесед с учащимися 8–9-х классов по вопросам нравственности

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Патриотическое воспитание, Классный час «Поговорим о главном»

Классы: 8, 9

Ключевые слова: милосердие


Беседа с учащимися «Можно ли слово "Милосердие" считать устаревшим»?

Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Б.Пастернак

Сегодня мы с вами будем говорить о милосердии и попробуем ответить на вопрос: Есть ли место милосердию в нашем современном обществе?

Для начала ответьте на вопрос: Что такое, по-вашему, «милосердие»?

Какие ассоциации у вас рождаются с этим словом?

Обратимся к словарю Ожегова: Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».

Составьте словосочетания со словом «милосердие» (подвести к словосочетанию « сестры милосердия»). В словаре это словосочетание дано как устаревшее.

Кто такие сестры милосердия? (зачитать)

История движения сестер милосердия.

Сестры милосердия... Белые голубки... О ком это сказано? Так называли женщин, которые посвящали себя очень тяжелому, но прекрасному делу. Служению людям в те минуты, когда к человеку приходит беда - болезнь. Люди, осознающие помощь ближнему как свой долг, принимающие чужую боль как свою, способны вынести тяжкие испытания и не потерять человечности и доброты.

На заре существования христианства таких женщин называли диаконисами, что в переводе с греческого означает «служительница». В Византии диаконисы приписывались к конкретным церквям. Они помогали больным и бедным, а так же христианам, заключенным в тюрьмы.

Церковное служение женщин после исчезновения диаконис не прекратилось. В раннее средневековье, эпоху крестовых походов, когда многие мужчины, загоревшись идеей освобождения Гроба Господня, оставив семьи, двинулись на Восток. Бегинки (так их называли в Европе) занимались призрением девиц и покинутых жен, служили больным, пилигримам и всем, кто в чем-то имел нужду; при общинах создавались больницы, где бедные и больные часто содержались на деньги, собранные в складчину.

Днем рождения первой официально зарегистрированной общины сестер милосердия принято считать 1633 год.

Российское общество Красного Креста, созданное в Петербурге в 1867г., берёт начало от Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия, , которое появилось в годы Крымской войны по инициативе и на средства Великой княгини Елены Павловны (сестры Николая I). Специально для сестер милосердия был учрежден орден, на обратной стороне которого было написано «Сердолюбие». Слово-то какое необыкновенное. Затем была русско-турецкая война, где сестры Крестовоздвиженской общины спасли немало жизней русских солдат в госпиталях. Здесь же трудились и сестры общины Святого Георгия. Движение сестер милосердия росло. Существовало оно исключительно на средства, собранные теми людьми, которым небезразлична помощь людям, которые в ней нуждаются. Среди них было много членов царской семьи и представителей элиты общества, интеллигенции, богатого купечества. Были учреждены специальные награды для сестер милосердия. В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

Затем была русско-японская война 1904-1905 годов, Первая мировая. Всюду рядом с ранеными, больными, нуждающимися в помощи были белые голубки, с красным крестом на груди. Они несли надежду, любовь и веру в потерявшие все это сердца.

Вопрос: Как вы думаете, почему современных медсестер не называют сестрами милосердия?

После революции 1917 года в России обязанность медицинским сестрам стал вменяться только профессионализм, элементарный уход за больным, в котором учитывалось физическое состояние, а забота о внутреннем духовном состоянии отходила на задний план.

Милосердие, как явление, убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.

Но милосердие, как национальную особенность нашего народа, вытравить нельзя никакими репрессиями. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены. Но это все примеры прошлого.

Попрбуйте привести современные примеры проявления милосердия из жизни, литературы СМИ.

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.

Это все экстремальные ситуации. А есть ли место милосердию в повседневной жизни?

Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

Давайте подведем итог нашей беседе. Так можно ли считать слово милосердие устаревшим?

Оно никогда не перестанет существовать, пока есть на земле люди, готовые разделить с другим его несчастье, боль и поделиться частичкой своего сердца.
Стихотворение инвалида Сергея Ольгина.

С вами вера, надежда, любовь

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час - паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь, и жить не устаем.
Порой бывает - жизнь сдается черной
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.
Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.
Так не пугай нас трудная дорога.
Лютуй зима. Грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.
Сломать никак несчастья нас не могут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда нам на подмогу,
Надежда, вера, мудрость и любовь!

Беседа с учащимися «Можно ли победить жестокость?»

Притча.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

«В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков».

Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, жестокость, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает»?

Притча не закончена. Что ответил старый индеец, мы узнаем с вами в конце нашей беседы. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, можно ли победить в себе и в других зависть, зло, алчность, жестокость.

Задание классу: Выберите из каждой группы то высказывание, которое вам ближе, понятнее.

  • Лучше муки терпеть - чем их причинять.
  • Глупость - мать жестокости.
  • Более жесток тот - к кому проявлялась наибольшая жестокость.
  • Жестокость - сестра трусости.
  • Чем жестокость умней - тем опасней.
  • Жестокость - слабость.
  • Жестоки злые люди.
  • Жестокость способна искоренить доброта.

Дети выбирают.

Обсуждение.

«Доброта - постоянное состояние человека, жестокость - приходящее»

Как вы понимаете этот афоризм?

Обсуждение.

Вывод: Все люди на земле рождаются добрыми, все понимают, что жестокость - это зло. Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле, как будто это стало делом привычным.

Да, время жестоко. Многие люди живут в бедности, даже в нищете, многие взрослые не имеют работы, алкоголизм, наркомания. И очень много жестоких людей. Как теперь жить? В страхе забиться в угол? Самому стать жестоким, уверяя себя: «Если все люди злые, то и я буду таким же», взрастить, взлелеять в себе самые черные качества? Что же тогда станет с человечеством? Страшно представить.

Давайте вернемся к нашей притче. Что же ответил старый индеец своему внуку?

…..Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Беседа «Свободный человек - какой он?»

Притча.

Однажды мудрец проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники того учения, которое проповедовал мудрец. Жители деревни выскочили из домов, окружили мудреца и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие учителя действовало успокаивающе. Но слова его привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.

Он повернулся к ученикам и сказал:

- Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине мудрец повернулся к ним:

- Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:

- Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?

- Вы - свободные люди, и то, что вы сделали, - ваше право. Я на это не реагирую.

Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния.

Я не случайно почитала вам эту притчу. Как вы, наверное, поняли, я хочу пригласить вас к разговору о свободе, свободных людях. Мы попробуем разобраться, какой же он - свободный человек.

Но вернемся к притче.

Какими качествами, по мнению этого мудреца, должен обладать свободный человек?

  1. Ни от кого не зависит
  2. Им нельзя манипулировать
  3. Хозяин своих проявлений
  4. Поступки вытекают из внутреннего состояния
  5. Имеют возможность высказываться
  6. Имеют право на свое мнение

Записать эти качества на доску в два столбика (внутренняя свобода и внешняя свобода)

Ученые выделяют два вида свободы: внутреннюю и внешнюю.

Какие бы еще качества вы записали в правый столбик?

  1. Свобода волеизъявления
  2. Свобода передвижения
  3. Свобода вероисповедания
  4. Свобода выбора

Какие бы качества вы записали в левый столбик? От чего внутренне свободен человек?

  1. Свободен от страха перед людьми и перед жизнью
  2. Свободен от чужого мнения
  3. Не зависит от толпы
  4. Свободен от стереотипов мышления
  5. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.

Можно сказать так: в нем свободно человеческое. Эту часть беседы мне хотелось бы закончить словами известного педагога Симона Соловейчика: «Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. Он ценит свободу каждого человека. Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу - он всегда владеет ею. Она дана ему в вечное владение. Он не живет для свободы, а живет свободно.

Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание».

А от чего, по вашему мнению, не свободен даже самый свободный человек? (возможные ответы: от чувства долга, от ответственности от совести).

Что такое совесть?

Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. Свобода без совести - ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Будто бы свободный, но без совести - раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. Такого человека называют как угодно, но только не свободным. Свобода в общем сознании воспринимается как добро.

Итак, подведем итог. Свободный человек - это человек, который внешне свободен (зачитать качества с доски) и свободен внутренне (зачитать качества с доски).

НО! Живет этот человек в обществе, значит существует мера его свободы и эта мера - совесть!

И закончить нашу беседу я хочу словами Андрея Валентинова: «Мы все свободны.

В это не всегда веришь, не всегда понимаешь, но мы - свободны. Тысячи дорог, тысячи поворотов - и за каждым Будущее. Его ещё нет, оно не наступило, оно зависит только от нас. Мы - свободны!»