На сегодняшний день, актуальной проблемой в современном обществе является развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Практикующие психологи-педагоги говорят о том, что из-за использования низкопробной литературы, примитивной и безграмотной речи, которая транслируется с экранов телевизоров, в фильмах и мультфильмах, происходит снижение языковой культуры.
Беря во внимание этот факт, можно сказать о том, что педагогам дошкольного образования необходимо ответственно отнестись к развитию связной речи подрастающего поколения об этом свидетельствует ФГОС ДО, в пункте 2.6 указаны целевые ориентиры, которые предполагают, «...что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей…».
Исходя из этого, педагогам ДОО необходимо создать все условия для развития всех компонентов устной речи детей дошкольников.
Как известно, на пятом году жизни речь детей имеет множество особенностей. В первую очередь это связано с потребностью в общении со сверстниками и взрослыми. В это время в образовательной сфере меняются задачи, появляются новые виды деятельности. Поэтому дошкольник испытывает желание узнать что-то новое и поделиться своими впечатлениями. Помимо этого, по мере взросления, у детей 5-6 лет расширяется круг общения, появляются новые знакомые и интересы. Как следствие это ведет к развитию связной речи, активному использованию диалогической и монологической форм.
У детей старшего дошкольного возраста формируется сознательное отношение к связной речи. К 6 годам она приобретает контекстную форму и становится произвольным процессом. Связная речь ребенка обретает мотивы, когда педагог создает условия организованного обучения. Речь ребенка 5-6 лет переходит в умственную интеллектуальную деятельность. Для реализации данных задач можно использовать педагогические технологии.
В настоящее время существует огромное количество технологий для эффективного и качественного обучения дошкольников в области речевого развития, в частности для развития связной речи. Одной из таких технологий является «Мыслительные карты» Тони Бьюзена.
Метод интеллект-карт, был создан американским учёным Тони Бьюзеном в 1960-1970 гг. В переводе с английского «mindmaps» слово «mind» означает ум, а «maps» - карты. Дословно можно перевести как «карты ума». В настоящее время в основном можно услышать термины интеллект-карта или мыслительная карта.
Интеллект- карта или мыслительная карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены некие объекты например, идеи, задачи, тезисы и связи между ними. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.
Первоначально данная технология использовалась учеными, занимающимися вопросами развития памяти и мышления. Со временем интеллект - карты стали распространяться и совсем недавно они появились в Российской педагогики дошкольного образования. Благодаря кандидату педагогических наук В.М.Акименко мыслительные карты нашли свое место в дошкольных педагогических технологиях для развития связной речи детей.
В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. В процессе обучения детям необходимо запомнить и упорядочить огромное количество фактов, поэтому у них возникают сложности.
Благодаря Тони Бьюзену появился метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.
Интеллект-карта является уникальным и простым методом запоминания информации, в процессе создания которой помимо того, что у ребенка развиваются интеллектуальные и речевые способности, активизируются процессы мышления, но и с помощью которого развиваются творческие навыки. Мыслительные карты помогают структурировать ту информацию, которую ребенку необходимо будет усвоить.
Л.И.Выготсткий писал: «…учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Преимущество мыслительных карт:
- Вся необходимая информация собрана в одном месте. Вспомнить ее можно, окинув взглядом карту.
- Аккуратно оформленная интеллект-карта приносит эстетическое удовольствие. Тони Бьюзен рекомендовал: «Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт».
- Информация, которая содержится в интеллект-картах, легко запоминается, благодаря работе обоих полушарий мозга.
- В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
- Мыслительная карта концентрирует внимание на важных моментах.
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом:
- Изучение нового материала.
- Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
- Планирование деятельности.
- Упорядочивания и систематизации информации.
- Конспектирование.
- Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.
Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.
Общие требования к составлению любой интеллект-карт:
- Используются только цветные карандаши или фломастеры.
- Лист располагается горизонтально перед собой.
- Главная идея помещается в центре листа. Для ее изображения можно использовать готовые картинки.
- Каждый ключевой момент представлен в виде ветви, исходящей от центра. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Над каждой ветвью пишется только одно ключевое слово (можно использовать изображение/рисунок).
- Писать необходимо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:
1 вариант:
- Обозначается тема занятия.
- Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
- К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения. Начинать составлять интеллект-карты можно уже в старшей группе. Сначала это должны быть небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким-либо направлениям.
Все необходимые картинки можно находить в использованных рабочих тетрадях, журналах. Классифицировать, наклеивать, проводить «веточки» дети могут самостоятельно или под руководством воспитателя.
В конце старшей группы, дети смогут самостоятельно составлять интеллект-карты.
Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что благодаря данной технологии, у дошкольников пополняется и активизируется словарный запас, развивается фантазия, творческие способности и связная речь, навыки сопоставления и расположения объектов в пространстве, умение классифицировать, анализировать и синтезировать понятия.