Краеведение в начальной школе (флора и фауна)

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Краеведение

Ключевые слова: краеведение


Введение

«Краеведение учит людей не только любить
свои родные места, но и знать о них,
приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать
свой культурный уровень. Это -
самый массовый вид науки».

Д.С.Лихачев

В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины».

Самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины.

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.

Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие.

Местный материал доступен учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории.

Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.

Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.

Тема: «Сказки народов Севера»

Занятие в курсе внеурочной деятельности «Краеведение».

Целевая аудитория: учащиеся 3 класса.

Длительность: 45 минут.

Место проведения: классная комната.

Ребята готовятся к каждому занятию активно, включаются в предварительную подготовку: ищут и читают художественные тексты, изучают биографию автора, составляют вопросы по прочитанным произведениям, небольшие кроссворды; также их увлекает изобразительная и художественная деятельность. Обучающие рисуют рисунки, изготовляют тростевые куклы, маски и очень любят сценические моменты, от чего получают удовлетворение и удовольствие от процесса и результатов мероприятий.

Это занятие выстроено в соответствии с технологией активных методов обучения (АМО), которая является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся.

По содержанию вошедшие в занятие методы представляют упорядоченную совокупность активных методов обучения, обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

В соответствии со структурой АМО занятие построено на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

В соответствии с задачами урока используются современные методы и технологии: проблемное обучение, проектные методы, использование игровых методов, обучение в сотрудничестве, ТРКМ, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии: мультимедийная презентация, интерактивная доска, использование интернета, компьютерные технологии.

По структуре технологии АМО всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы, каждый из которых это полноценный раздел занятия.

Сценарий занятия «Сказки народов Севера»

Цели: воспитание патриотизма, толерантности, формирование культуры межнационального общения через изучение художественного наследия народов Сахалинской области.

Задачи:

  • дать общее представление о коренных народах Сахалинской области, их традициях и обычаях;
  • познакомить учащихся через сказку с УНТ коренных малочисленных народов;
  • развивать познавательный интерес учащихся к своей «малой» родине;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям малых северных этносов;
  • совершенствовать творческие способности учащихся через разнообразные виды деятельности.

Подготовительная работа: изготовление тростевых кукол - персонажей нивхской сказки «Кыкык», инсценирование сказки; индивидуально оформление словаря слов, предложенных учителем (приложение 1).

Оборудование: карточки с названиями сказок «Царевна-лягушка», «Каша из топора», «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка». Карточки с определением их видов: волшебная сказка, бытовая сказка, кумулятивная сказка, о животных. Текст стихотворения В.Богданова «Наш остров» (приложение 2), карточки со словами ОСТРОВ, НАРОД, СКАЗКА. Карточки с заданиями (приложение 3). Листы А4 на доске, на одном нарисовано солнышко, на другом - тучка, стикеры зелёного и голубого цветов. Элементы рисунка сундучка (у каждой группы по 6 одинаковых элементов).

Ход мероприятия

Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия»

Этап: инициация, создание позитивной атмосферы.

АМО «Найди меня», 2 минуты.

Цель: формирование групп, выработка чувства команды.

Материалы: Карточки с названиями сказок и с определением их вида.

Технология проведения: Учитель выдаёт ученикам с хорошими способностями по две карточки с названиями сказок, а остальным предлагается вытянуть карточку с записанным определением вида сказки.

Объяснение: Учащиеся определяют вид сказки и группы рассаживаются. На столах каждой группы карточки с девизом:

  • «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!»
  • «Где трудно одному, под силу коллективу!»

Ученики в группах берутся за руки и произносят свой девиз. Затем выбирают старшего группы.

Этап: вхождение в тему, обеспечение мотивации, обучения и осмысления процесса обучения.

АМО «Главные слова». 4 минуты.

Цель: определить тему урока по главным словам.

Материалы: стихотворение В.Богданова «Наш остров». (приложение 2)

Технология проведения: учитель читает стихотворение, а учащиеся определяют главные слова.

Объяснение: На столах каждой группы текст стихотворения. Учитель читает его. Учащиеся следят за чтением. После прочтения, учитель спрашивает:

- Какие слова в этом стихотворении главные? Почему? (Учитель прикрепляет карточку на доске ОСТРОВ)

- В каком значении употреблено предложение «Живёт наш остров!»

- Как называется такое средство художественной выразительности?

- А благодаря кому он живёт?(НАРОД)

- Назовите, какие народы (национальности) проживают на острове Сахалин?

- Что их отличает друг от друга? (внешние отличия, язык, традиции, культура, фольклор, религия)

- Уточните, что такое фольклор? Назовите его основные жанры.

- Что объединяет ваши сказки, которые помогли вам разделиться по группам?

- Каждый народ имеет свою историю, им накоплен фольклор своего народа.

Северный край - заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.

- Чем наполнен наш «северный край»? (легендами и сказками)

- Какое ещё возьмём главное слово к уроку? (СКАЗКА)

- Можете уже сейчас сказать, чему будет посвящён наше занятие?

Этап: определение ожиданий и опасений.

АМО: «Сказка с намёком». 5 минут

Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся, организовать коммуникативное взаимодействие, обеспечить мотивацию к осознанию своей роли в этом процессе.

Материалы: карточки с заданиями (приложение 3), листы А4 на доске. На одном нарисовано солнышко, на другом - тучка. Стикеры зелёного и голубого цветов.

Технология проведения: старший группы выясняет у участников своей команды ожидания и опасения от урока.

Объяснение: на карточках по числу учащихся напечатаны отрывки из сказок МНС. Обучающиеся читают свои отрывки. Затем старший группы предлагает ответить на вопросы, записать их на зелёных стикерах и прикрепить на лист с солнышком. (О чём хочу узнать? Чему хочу научиться?и т.д.) А ответы на вопросы: Чего я опасаюсь? Чего я боюсь не освоить? Удастся ли мне исполнить свою роль в сказке? И др. - записать на голубых стикерах и прикрепить к листу с тучкой. (Учащиеся к доске выходят, озвучивают свои ожидания и опасения и прикрепляют стикеры)

Учитель сообщает «прогноз погоды» на урок, и задаёт вопрос:

- Как вы думаете, можно их отнести к русским народным сказкам? Какой народ может быть автором этих сказок? Какие слова могут помочь в этом?
(Ученики, готовившие словарь, объясняют их значение.)

- Смогли определить народ? Как будем решать проблему?

Фаза 2. «Работа над темой»

Этап: инпут (интерактивная лекция)

АМО «Собери сундучок». 14 минут.

Цель: сообщение нового материала, погружение обучающихся в тему через групповое взаимодействие.

Материалы: элементы рисунка сундучка (у каждой группы по 6 одинаковых элементов под номерами), фломастеры, клей, лист А4.

Технология проведения: учитель представляет презентации поэтапно. После каждого этапа учащиеся заполняют поля сундучка:

  • 1 группа - народность, места расселения, род деятельности;
  • 2 группа - традиционная одежда, традиционные праздники, фольклор.

После чего информация по каждому этносу озвучивается и элементы рисунка наклеиваются на лист А4, собираясь в сундучок.

Объяснение:

- Я вам предлагаю посмотреть и внимательно прослушать материал моей лекции. После каждой её части вы ответите на вопросы, заполните детали предмета и узнаете, какие народы какие сокровища в нём хранят.

Слайд 2. В настоящее время на территории Сахалинской области проживают около четырёх тысяч представителей коренных народов Севера: нивхи, уйльты (ороки), эвенки и нанайцы. Пятая группа - айны.

Слайд 3. Айны - загадочный народ ( мужчины с окладистыми бородами и женщины с татуировкой улыбки на лице) проживали на юге Сахалина и Курильских островах. По окончании Второй мировой войны в 1945 году айны как японские подданные покинули острова вместе с японцами. Но они оставили свой след в культуре народов Сахалина. Жили они в селениях у моря в полуземлянках с крышей. Основным занятием было рыболовство. Одежду носили из нерпичьей кожи, а зимой надевали шубы из собачьих шкур.

Слайд 4. Нивхи - самая многочисленная группа исконных коренных народов Сахалина. Она насчитывает 2221 человек, согласно переписи 2010 года. Проживают они в основном в северных районах острова. Главными занятиями были рыболовство, охота. Нивхи готовили из рыбы юколу, что наряду с добытой дичью являлось основным пропитанием. Нивхи редко меняли место жительства. Жили в стойбищах родовыми общинами и вели хозяйство сообща. Зимой жили в полуземлянках, а летом в постройках на сваях. Обувались и одевались в штаны и халат, сшитые из рыбьей кожи, а зимой шубы из собачьего меха, меховые шапки.

Слайд 5. Уйльты (ороки) - малочисленный народ, проживающий на Сахалине (254 человека). В начале 19 века уйльты расселились на севере Сахалина. В прошлом они занимались оленеводством, охотой, рыболовством. В настоящее время заняты оленеводством, разводят северных оленей для передвижения. Кочевой образ жизни определил их быт: переносной чум, крытый шкурами, зимний, и летнее жилище, покрытое корой лиственницы. Одежда близка одежде других малочисленных народов Севера: короткие штаны, халаты из рыбьей кожи, зимние шубы и шапки из шкур оленей и диких животных.

Слайд 6. Эвенки, проживающие на Сахалине, представляют собой малую численность - 199 человек. Эвенки пришли на Сахалин из Сибири и начинают свою историю с 19 века. Поселились они и по настоящее время живут на севере острова. Основной вид деятельности - оленеводство, рыболовство и охота. Эвенки ведут кочевой образ жизни, перегоняя стада оленей с одного места на другое. Жилища у них есть зимние и летние. Зимние чумы ставились рядом с пастбищами оленей, а летние - для рыбалки у рек. Национальная одежда - это распашной кафтан из шкур оленей, на грудь надевали специальный нагрудник от холода. На ногах тёплые унты.

Слайд 7. После Второй мировой войны несколько нанайских семей переселились с материка на Сахалин. В настоящее время большинство нанайцев ( в целом 128 человек) живут в Поронайском районе.

Нанайцы - народ не кочующий. На зимний период возводили бревенчатые дома, похожие на китайские фанзы, полуземлянки. Летники - это различные шалаши, палатки, которые ставили на время рыбалки на берегу. Основное занятие - рыболовство и охота. Пушнину обменивали на продукты. Одежду изготавливали из рыбьей кожи и шкур животных.

Слайд 8. Жизнь коренных народов Сахалина зависела от сил природы (много ли зайдёт рыбы, много ли будет дичи в лесах, сколько природа подарит ягод, съедобных растений). Поэтому люди почитали природу и праздничные обряды включали и включают сейчас кормление воды, жертвоприношения и праздники, посвящённые духам - божествам и хозяевам гор и тайги, «медвежий» праздник, праздник обновления природы - новый летний год.

Слайд 9. Северные народы, как и русский народ, передавали из уст в уста истории из жизни своих предков. Фольклор малочисленных народов очень богат и разнообразен.

Слайд 10. Закрепим визуально места проживания малочисленных народов на Сахалине. Какое ключевое слово добавим в тему нашего урока? Учащиеся уточняют тему урока, а учитель пишет её на доске. (Сказки малочисленных народов Сахалина).

- Прочтите тему и скажите, какие же сокровища хранит сундучок каждого народа?

- А теперь самое время определить отрывки из сказок каких народов Севера вы читали в начале урока. (Определяют свои сказки по списку на интерактивной доске и записывают в сундучок).

- У кого появилось желание прочитать сказку до конца? Кто главные герои?

- Сказки о животных в фольклоре северных народов встречаются чаще, чем бытовые и волшебные. Звери, птицы и рыбы - чаще помощники человека, чем противники. Сказки побуждают жить в дружбе со всей природой, разумно пользоваться дарами тайги и моря.

Этап: проработка содержания темы.

АМО: «Живи, сказка!». 10 минут

Цель: знакомство со сказками МНС Сахалинской области.

Материалы: нивхская сказка «Кыкык» для инсценировки.

Технология проведения: учащиеся, готовившие словарь, объясняет значение новых слов, которые встретятся в сказке, далее подготовленный ученик читает текст сказки «Кыкык», а группа ребят инсценируют её с помощью тростевых кукол. После чего проводится беседа по вопросам.

Объяснение:

- Как называется сказка? Почему она получила такое название?

- Можем ли мы найти жанровое сходство в русских народных и северной сказки?

- Как начинаются русские народные сказки и сказки северные? Прочитайте начало своих отрывков из сказок. Часто в сказках коренных народов Сахалинасобытия происходят на безлюдных побережьях, в тайге, что отражает их настоящую жизнь.

- Какая по характеру была девочка? А мачеха? Почему вы так подумали?

- В кого превратился отец девочки? Почему?

- Какую русскую народную сказку напоминает нивхская сказка?

- Чему учит сказка «Кыкык»? Какая её главная мысль?

Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия»

Этап: эмоциональная разминка.

АМО: «Кома кыс-кыс» - мать защищает своих детей (нивхская фольклорная игра). 2 минуты.

Цель: снятие напряжения и усталости.

Технология проведения: перед началом игры участники выбирают «чёрта» и «мать», берутся руками за пояс впереди стоящего. Впереди становится «мать», которая должна защищать от «чёрта» своих детей - расставив широко руки в стороны. Задача «чёрта» - в ходе игры переловить (схватить, запятнать) по одному всех игроков. Кого он схватил, тот выходит из игры. Через некоторое время участники из середины переходят на места в хвосте или голове дракона.

Объяснение: После игры учитель спросит:

- На какую русскую народную игру похожа нивхская игра? (Хвост дракона)

Этап: подведение итогов, рефлексия.

АМО: «Гонки». 6 минут.

Цель: подвести итоги работы, выяснить, что удалось достичь, а что не получилось и почему.

Материалы: на доске стартовая дорожка, на старте 6 учащихся с именами. Учащимся нужно достичь финиша.

Объяснение: Учащиеся по одному выходят к доске, анализируют свои ожидания. Говорят, что запомнилось по теме, что для себя усвоили, что запомнили, что понравилось, оправдались ли опасения, удалось ли с ними справиться, кто работал в группе лучше и порадовались ли этому .Таким образом все подходят к финишу. Если что-то не получилось, пытаемся понять почему и намечаем пути устранения.

Этап: домашнее задание

АМО: «Домашние заботы» 2 минуты.

Цель: закрепить знания, полученные на уроке, и применить их при выполнении творческого задания.

Технология: Дома читают сказки народов Севера, получают сундучки и вместе с родителями украшают их элементами росписи данного народа.

Объяснение: дома расскажите о том, что узнали сегодня на уроке и попросите у родителей помощи в подготовке домашнего задания.

Заключение

Таким образом, сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края.

Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает волю. При изучении родного края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема - соединение обучения с жизнью.

Краеведение - одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных дисциплин. Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся.

И самое главное - краеведение решает основную воспитательную задачу - вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых приносить ей пользу.

Список использованной литературы

  1. Прокопенко В.И. Игры, состязания и этноспорт народов Севера Сахалина: Книга для учителя/ В.И.Прокопенко. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун - та, 2016. - 320 с:ил.
  2. Хрестоматия по физической географии Сахалинской области / ред. Н.Тарасов, сост. З.Н.Хоменко. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное изд-во, 2000. - 147с.
  3. Коренные народы Сахалина Электронный ресурс. - Режим доступа: kraeved2@libsakh.ru - Коренные этносы Сахалина. - (Дата обращения:25.02.2017).
  4. Об утверждении государственной программы Сахалинской области Электронный ресурс. - Режим доступа: spp@kodeks.ru, spp@cntd.ru - Укрепление единства российской нации этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории Сахалинской области на 2015 - 2020 годы. - (Дата обращения: 25.02.2017).