1. Пояснительная записка
1.1 Тема методической разработки и обоснование ее выбора (актуальность).
Тема методической разработки: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе использования проектной педагогической технологии»
Мои ученики каждый день задают десятки вопросов родителям, учителям, друг другу. Дома, в школе, на улице, в транспорте, в магазине мы решаем разные задачи. Но как ни странно, половина этих вопросов и задач связана с числами. Мои ученики пришли к выводу, что в мире всё взаимосвязано. И даже такие понятия, как «краеведение» и «математика» могут дружить.
Очевидно, что сочетание краеведческого и математического материала в работе учителя не является новым. Мы находим отражение этой идеи в работах Казанского федерального университета1, где дается очень четкая структура набора математических задач краеведческого характера, для учеников 5-6 класса. В академии педагогических проектов России, представлен сборник задач- рабочая тетрадь Коноваловой Раисы Васильевны2, в котором рассматриваются не только сами задачи, но и алгоритм создания таких задач, но уже для учеников начальной школы. Коновалова Р.В. подчеркивает, что в учебнике математики текстовые задачи занимают особое место, но в нем нет задач, отражающих историю конкретного населенного пункта или района. Но, особую актуальность, на наш взгляд представляют задачи с краеведческим сюжетом и еще и потому, что подобные задачи сегодня включены в перечень заданий государственной итоговой аттестации3.
______________
1 Краеведческие математические задачи: материалы III Всероссийской молодежной школы-конференции (Казань, 23 марта 2019 г.) / под ред. Л.Р.Шакировой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - 110 с.
2 Коновалова Р.В. Методические рекомендации к сборнику задач - рабочей тетради с краеведческим сюжетом. (Электронный ресурс)// https://педпроект.рф/коновалова-р-в-сборник-задач/
3 Использование краеведческого материала в задачах по математике при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА: Сборник задач по математике / Сост.: Сирутис Т.Л., Стригина Л.М. - Пенза, 2013. - 44 с.
Осознавая важность сочетания краеведческого и математического материала, мы понимаем, что в начальной школе - главной задачей является формирование предметных компетенций и универсальных учебных действий, а применение задач с краеведческим сюжетом, в рамках организации внеурочной деятельности составляет новизну и актуальность нашей работы.
Настоящая методическая разработка является частью большого комплекса воспитательных мероприятий, которая включает в себя знакомство с краеведческим материалом и вписывается в модули «Школьный урок» и «Экскурсии, экспедиции, походы» программы воспитания нашей гимназии.
В основе идеи воспитательного мероприятия - проектная деятельность в рамках которой ученики 2-го класса самостоятельно составляют математические задачи, содержание которых основывается на краеведческих материалах родного края, данных, связанных с историей нашей республики. Очевидно, что сохраняются все этапы проектной педагогической технологии («Правило 5 П»):
- Проблема - этап, на котором ученики знакомятся с краеведческим материалом и определяют для себя тему задачи;
- Планирование работы - этап, на котором дети планируют и распределяют роли в группе для составления задачи;
- Поиск информации - этап, на котором создается задача;
- Продукт - этап, на котором формулируются выводы;
- Презентация - этап, на котором учащиеся презентуют готовую страницу сборника.
Составляя и решая такие задачи, ученики не только сами лучше научатся их решать, но и лучше узнают историю своей малой родины. Ведь не случайно говорят, что «математика ум в порядок приводит».
1.2 Целевая аудитория воспитательного мероприятия.
Методическая разработка воспитательного мероприятия предназначена для 8-10-летних учащихся (2-4 классы).
1.3 Роль и место воспитательного мероприятия в системе воспитательной работы или в программе воспитания (связь с другими мероприятиями, преемственность).
Методическая разработка играет важную роль в системе работы классного руководителя. Одним из разделов воспитательной программы класса является раздел: «Край, в котором мы живем». Изучение этого раздела тесно связано с учебными предметами «Окружающий мир», «Краеведение», «Литературное чтение», «Математика».
Таким образом, интегративность воспитательной программы класса направлена на глубокое изучение своей малой родины.
1.4 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель: формирование универсальных учебных действий, необходимых для реализации групповых проектов, посредством создания целевого продукта «Сборника краеведческих задач «Удмуртия в цифрах».
Задачи:
- Создать условия для побуждения познавательного интереса учащихся по изучению краеведческого материала Удмуртской Республики из различных источников (включая рассказы родителей, бабушек и дедушек);
- Формировать умения по составлению математических задач, которые содержат фактический материал о родном крае и доступны для решения учащихся начальной школы;
- Формировать умения общаться и работать в команде путем согласования мнений по решению используемых фактов и результатов математической задачи, при этом содействовать в формировании толерантности к культуре своего и других народов;
- Формировать навыки оформления задач в сборнике краеведческих математических задач «Удмуртия в цифрах», который является результатом группового проекта;
- Формировать презентационные компетенции обучающихся, путем представления созданных задач как перед отдельной группой учащихся, так и перед всем классом.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- учатся работать с текстом;
- учатся составлять математические задачи, опираясь на схемы;
- учатся работать с моделью термометра;
- учатся выстраивать сюжетную линию, взаимодействуя в группе;
- учатся создавать устные и письменные высказывания;
- учатся работать с мобильным приложением для создания QR-кодов;
Личностные УУД:
- осознают смысл и личную ответственность за будущий результат, взаимодействуют в группе;
- адекватно отображают свои чувства, мысли в речевом высказывании, демонстрируют понимание изученного материала;
Регулятивные УУД
- организуют свое рабочее место, определяют цели учебной деятельности;
- планируют собственную деятельность;
- осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий;
- оценивают степень достижения цели;
- приобретают опыт работы в группах.
Познавательные УУД
- собирают и выделяют существенную информацию для решения проблемы;
- извлекают необходимую информацию из текста, структурируют знания;
- исследуют схемы задач, модель термометра, учатся составлять математические задачи;
Коммуникативные УУД
- участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением и высказывают свое собственное;
- учатся анализировать свои действия, формулируют ответы на поставленные вопросы;
- участвуют в диалоге, слушают и понимают других;
- обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- оформляют свои мысли в устной речи, формулируя собственное мнение;
1.5 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Занятия по составлению сборника задач проходили в малых группах. Групповая форма работы была направлена на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения проблемы и составлению сборника задач.
1.6 Педагогическая технология, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения планируемых результатов применялись технологии учебного сотрудничества, информационно-коммуникационная, проектная, использовались игровые методы, позволяющие вовлекать в работу всех детей, а также активизировать «слабых» учащихся.
Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие методы:
- словесный (эвристическая беседа, выразительное чтение текстов);
- наглядный;
- практический метод (создание страниц сборника).
приёмы:
- игры, коллективная работа.
1.7 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет.
К материально-техническим относится наличие ноутбука, проектора, интерактивной доски, телефонов с мобильным приложением QR-сканер. К методическим: разрезной наглядный материал (тематические картинки), краеведческие тексты, анаграммы, ребусы, бланки для составления схем и записи задач.
1.8 Рекомендации по использованию методической разработки в педагогической практике.
Работу по созданию сборника целесообразно начинать со 2 класса, когда у обучающихся достаточно сформирована техника чтения, навыки работы со схемами к задачам, а также навыки работы в группе.
2. Основная часть
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия.
- Учитель выбирает темы текстов, с которым будут работать учащиеся и предлагает подобрать тематические картинки для оформления страниц сборника. (В 4 классе учащиеся уже сами могут подбирать тексты).
- Учитель заранее готовит бланки для составления схем и записи задач.
- Учитель подбирает анаграммы, ребусы, музыкальное оформление, зашифровывает темы текстов в приложении для QR-сканера.
2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия.
Знакомство с темой текстов. Для того чтобы узнать тему текстов, над которыми предстояло работать, учащиеся разгадывали анаграммы, ребусы или пользовались мобильным приложением для создания QR-кодов. Далее распределялись роли в группе:
- декламатор - выразительно читает текст;
- секретарь - записывает высказанные идеи и решения по составлению задач;
- оформитель - подбирает необходимые картинки, оформляет страницу сборника;
- спикер - выступает перед классом с готовой страницей сборника;
- эксперт - следит за работой всей группы, отмечает активность, подводит итог работы в группе. Важно, что над составлением задачи работает вся группа.
Составление задач.
Каждой группе предлагался раздаточный материал: текст, бланки для составления схем и записи задач, тематические картинки.
Экспертиза задач.
Когда задачи в группах были составлены, учащиеся выступали в роли экспертов, т.е. проверяли, правильно ли составлена задача, достаточно ли условие, есть ли вопрос и решали ее.
Оформление страницы сборника.
После экспертизы задач, группы приступали к оформлению страницы сборника: приклеивали тексты, схемы задач, тематические картинки.
Представление результатов.
В завершение каждая группа представляла результаты своего труда, опираясь на критерии:
- содержание страницы;
- оформление;
- умение сотрудничать.
Таким образом, обучающиеся собирали страницу за страницей сборника. В нем представлены задачи по следующим темам: «Средневековое городище Иднакар», «Народы Удмуртии», «Демография Удмуртии», «Природа Удмуртии», «Растительный мир Удмуртии», «Животный мир Удмуртии». Перечень задач из сборника «Удмуртия в цифрах» и несколько страниц представлены в Приложении.
Ход воспитательного мероприятия
Звенит звонок, ученики заходят в класс, выстраиваются в одну линейку перед доской. Двое читают стихи:
Кто придумал эту школу?
Надо школу отменить,
А мальчишек и девчонок
На внеурочку пригласить.
Здесь много текстов мы читаем,
Удмуртию подробно изучаем.
Задачки, схемы - кругом голова.
Но как приятен результат совместного труда!
Ребята, сегодня на наше занятие пришли гости, давайте их поприветствуем лучиками добра. Посмотрите, как наши гости вам улыбнулись. Я уверена, что они мысленно сейчас пожелали вам плодотворного сотрудничества. Я тоже вам желаю успешной работы.
Присаживайтесь на свои места.
I. Мотивационный (Постановка задачи)
1) Определение темы текстов, задач.
Сегодня на занятии мы с вами продолжим работу над созданием сборника краеведческих задач «Удмуртия в цифрах». А для того чтобы узнать темы текстов, над которыми вы будете работать, воспользуйтесь мобильными приложениями для создания QR-кодов (ученики работают с приложением на телефоне, выясняют темы текстов «Белка», «Белкин домик», «Черный хорёк»).
Какую цель мы поставим? (продолжить работу над составлением сборника)
В соответствии с целью определите задачи.
- знакомство с текстом;
- составление задачи на основе числового материала, представленного в тексте;
- апробация задачи;
- оформление страницы сборника.
2) Правила работы в группе.
Повторяем правила работы в группе:
- Г - громко не обсуждаем, не мешаем другим группам;
- Р - работаем дружно, сообща;
- У - уважаем друг друга, уступаем;
- ПП - проверяем, все ли сделано до конца, подводим итоги в группе;
- А - активны все!
3) Распределение ролей.
У вас на столе раздаточные материалы: тексты, схемы к задачам, бланки для составления и записи задач. Нужные тематические картинки вы можете выбрать на отдельном столе. Сейчас ваша задача - распределить роли в группе:
- декламатор - выразительно читает текст;
- секретарь - записывает высказанные идеи и решения по составлению задач;
- оформитель - подбирает необходимые картинки, оформляет страницу сборника;
- спикер- выступает перед классом с готовой страницей сборника;
- эксперт - следит за работой всей группы, отмечает активность, подводит итог работы в группе.
(учащиеся распределяют роли в группе)
II. Практический этап
1) Работа в группах.
- Начинаем работу в группах. (Ученики читают текст, составляют задачу по схеме, записывают задачу)
- Пока ответственные записывают задачу, оформителям можно подойти к столику и выбрать нужные картинки.
2) Физкульминутка.
Игра «Дыра на дне морском».
3) Экспертиза задач.
- Задачи готовы, сейчас вы будете экспертами. Передайте свой листок с задачей группе, по часовой стрелке.
- Все ли у вас получилось с решением задачи? 1-я группа? 2-я группа? 3-я группа?
- Возвращаем задачи в исходные группы.
4) Оформление страницы сборника
- Экспертиза задач завершена, время приступить к оформлению страницы сборника. (Ученики оформляют страницу сборника: приклеивают тексты, схемы задач, тематические картинки)
- Покажите готовность группы (Ученики в парах поднимают руки, скрепив ладошки замочком)
III. Представление результатов (рефлексивно-оценочный)
1) Презентация продукта.
Учащиеся презентуют продукт, опираясь на критерии: (записаны на доске)
- содержание;
- оформление;
- умение сотрудничать;
2) Рефлексия.
- Оцените каждый свою работу на занятии с помощью смайлика.
Посмотрите, какие замечательные смайлики у нас получились. Я рада, что занятие у вас прошло удачно.
Дорогие мои дети, я горжусь, что вы - второклассники- гимназисты стали авторами нашего Сборника краеведческих задач «Удмуртия в цифрах». Это огромный труд. Спасибо вам за сотрудничество!
3. Апробация сборника задач среди учащихся начальных классов гимназии
1) Анкетирование среди учащихся начальных классов.
Прежде чем предложить учащимся начальной классов решать задачи из Сборника «Удмуртия в цифрах», мы провели анкетирование с целью определения уровня краеведческих знаний учащихся. В нашем анкетировании приняло участие 75 человек из вторых - четвертых классов. Им предлагались следующие вопросы:
- Любишь ли ты читать книги по краеведению?
- Хочешь ли ты лучше знать историю своей малой родины?
- Содержит ли твой учебник математики материал по истории нашего края?
- Хочешь ли ты изучать историю своей малой родины при помощи математических задач?