Профориентация в дошкольном возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий, основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.

В детском саду дети впервые осознанно знакомятся с профессиями. У них расширяется кругозор и общие понятия об окружающем мире, развивается определенный элементарный опыт, который является фундаментом для ранней профориентации. Именно в дошкольном возрасте дети узнают, насколько много в мире разнообразных профессий.

В нашем детском саду «Калинка» мы уделяем много внимания профориентации дошкольников. Наши дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Чтобы у детей было больше знаний о деятельности взрослых, в своей работе мы используем различные виды деятельности: игры-занятия, беседы о труде взрослых, наблюдения, сюжетно-ролевые и дидактические игры, читаем художественную литературу, используем презентации и видеофильмы о разных профессиях. Для профориентационной работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещение выставок. Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным.

Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях проходят занятия, освещающие разные профессии. Лучше организовать подачу информации в игровой форме, увлекая ребенка интересными фактами и наглядными материалами. Самое главное правило - ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают понимать содержание деятельности представителей самых разных профессии (врача, строителя, водителя и т.д.). В игре ребенок развивается, черпает информацию об окружающем мире, получает различные навыки, знания и умения. У старших дошкольников разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра, в которой они воспроизводят «взрослый» мир, создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Основная черта сюжетно-ролевой игры - это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру. При этом ребенок свободен в выборе средств для создания своего образа.

Дошкольнику доступно понимание даже таких сложных и не настолько популярных профессий, как, например, работники типографии. В группе «Ромашки» прошло мероприятие «Типография дружбы». Дети познакомились с историей книги, первым печатным станком, рассмотрели его разные модификации до современности. Наши воспитанники узнали, что первым кто напечатал книгу, стал Иван Федоров, он выпустил первый русский печатный букварь - «Азбука». Педагоги рассказали детям о самых популярных печатных изданиях нашего региона, читая которые мы узнаем о важных новостях и событиях. В ходе мероприятия дети познакомились с работой и профессиями типографии, создали свою книгу, которая называется «Абакан - город друзей».

Рассказывать детям о сферах деятельности взрослых людей нужно с малых лет. Уважительное отношение к чужому труду, способность к коллективной работе - это те качества, которые надо заложить в современных детях. Наблюдая с детьми на прогулке за трудом дворника, мы знакомим их, не только с содержанием работы, но и подчеркиваем значимость труда данной профессии. Учим детей ценить труд другого человека и прививаем желание поддерживать порядок.

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-пространственной развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.