Пояснительная записка
Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для нашего государства. С первых дней она стала всенародной борьбой за свободу и независимость нашего народа, который и внес решающий вклад в разгром фашистских агрессоров. Наравне с мужчинами сражались женщины и дети. Плечом к плечу с воинами Советской Армии прошли дорогами войны советские медики. С первых дней войны они спасали бойцов, не жалея себя. Вытаскивали раненых с поля боя и оперировали по нескольку суток без сна - все это ради достижения одной цели - Победы.
Годы все дальше уносят нас от тех страшных лет, забыть которые мы не имеем право. Все меньше остается очевидцев той войны. Каждый год мы отмечаем годовщину Великой Победы. Поэтому, изучение истории Великой Отечественной войны, знакомство с её участниками, тружениками тыла является актуальным.
Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, и способствует формированию личностных качеств, гражданственности, уважения к старшему поколению, помимо этого развивает личные качества, общий кругозор.
Данное мероприятие разработано для обучающихся 10 класса, но также может быть использовано для проведения внеурочного мероприятия в 8, 9, 11 классах.
Цель:
- познакомить обучающихся с трудовыми и боевыми подвигами медицинских работников в период Великой Отечественной войны;
- создать условия для формирования чувства гордости, патриотизма за свою Родину и соотечественников.
Задачи: развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества, показать героизм и самоотдачу фронтовых врачей и медсестер, помочь понять, что человек является величайшей ценностью этого мира.
Продолжительность: 60 минут.
Техническое оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор, экран;
- колонки.
Учебно-методическое сопровождение:
- Презентация «Война без выстрелов. Подвиг военных врачей»
- Видеофрагменты: «Люди в белых халатах», «Эвакуация санитаров с поля боя», «Книжка учета выноса с поля боя», «Медико-санитарный батальон», «Послеоперационная палата», «Сухая плазма крови», Лев Лещенко «День Победы».
- Аудиофайлы mp3: «Вальс фронтовой медсестры», «Минута молчания».
Оформление: Класс оборудован под военный госпиталь, стены завешаны белой тканью, кушетки, столик с перевязочным материалом, ширма и др.
Участники одеты в военную форму и белые халаты.
Видеофрагмент «Люди в белых халатах»
Слайд 1
В 1.
Люди из легенды - белые халаты,
Люди, защитившие грудью нас с тобой,
Люди, приходившие к раненым в палаты,
Как идут в последний и смертельный бой.
Одолели беды, победили, выстояв,
И пути закрыли смертоносной мгле…
И недаром названы те бои без выстрелов,
Подвигом во имя жизни на земле…
Слайд 2
В 2. Война шла не только там, где стреляли, воевали везде, на линии фронта, в тылу, на заводах. Мы хотим приоткрыть только одну страничку той страшной войны.
В 1. Каждый раненый солдат прошёл через руки врача, главными его помощниками были фронтовые медсёстры и санитары.
В 2. Давайте все вместе закроем глаза и представим себе один день из жизни военного госпиталя.
Слайд 3
(в класс входят медсестры и раненый, медсестры несут на себе раненого)
М 1. На меня, на меня обопрись сильней, наваливайся, ничего не смотри, что я маленькая, знаешь какая я сильная. Сейчас мы тебя устроим. Медицина подлечит, и опять вернёшься в полк. "…Раненых нам доставляли прямо с поля боя. Один раз двести человек раненых, а я одна. Вот не помню, где это было… В какой деревне… Столько лет прошло… Помню, что четыре дня не спала, не присела, каждый кричал: "Сестра… Сестренка… помоги, миленькая!.." я бегала от одного к другому, и один раз я споткнулась и упала, и тут же уснула. Проснулась от крика, командир, молоденький лейтенант, тоже раненый, приподнялся на здоровый бок и кричал: "Молчать… молчать, я приказываю!" Он понял, что я без сил, а все зовут, им больно: "Сестра… Сестричка…" Я как вскочила, как побежала - не знаю куда, чего. И тогда я первый раз, как пришла на фронт, заплакала…"
М 2. Направили меня в госпиталь в село Слудку. Это рядом с Висимом - за Камой. Госпиталь там только разворачивался, и раненых еще не было. А когда они стали поступать, меня посадили в санпропускник. Мне было очень неловко. В свои 17 лет, я никогда не видела голых мужчин, а их тут же при мне раздевали и мыли в ванне. Для раненых я готовила лекарства, варила витаминную микстуру из хвои и шиповника.
Слайд 4
В 1. Во время Великой Отечественной войны погибли или пропали без вести более 85 000 медиков, среди которых 5 000 врачей, 9 000 средних медицинских работников, 71 000 санитарных инструкторов и санитаров.
В 2. В период войны смертность медработников была на втором месте после гибели на полях сражений бойцов стрелковых подразделений.
В 1. Враг продолжал стремительно наступать, шли ожесточенные бои. Необходимо было в короткий срок организовать медицинскую помощь на фронте и в тылу. Летом и осенью 1941 года в городах и поселках, в санаториях и домах отдыха создавались военные госпитали.
Слайд 5
В 2. Сформировалась система этапного лечения раненых и больных с эвакуацией по назначению, она включала в себя четкое и последовательное оказание медицинской помощи, начиная с первой на поле боя и заканчивая специализированной в госпиталях фронта и тыла страны.
В 1. Непосредственно рядом с полем боя, создавались полевые подвижные лечебные учреждения, предназначенные для оказания медицинской помощи в полевых условиях, способные к самостоятельному перемещению вслед за войсками.
В 2. С первых дней войны медицинская служба испытывала серьезные трудности, не хватало кадров, ощущался резкий дефицит в медицинских средствах, так как значительная часть ресурсов здравоохранения, была захвачена наступающими частями противника в первые дни войны.
Слайд 6
В 1. Борьба за жизнь раненого начиналась сразу на поле боя. Особое внимание уделялось требованию выноса раненых с оружием, что восстанавливало не только человеческий, но и военно-технический потенциал Красной армии.
Видеофрагмент «Эвакуация санитаров с поля боя»
В 2. Приказ командующего Западным фронтом 1941 года называл позорными и преступными факты утраты оружия в ходе ведения боевых действий, приводившие к тому, что оно в исправном состоянии доставалось врагу. В целях недопущения подобных фактов командующий требовал:
В 1. «Раненые бойцы с поля боя должны эвакуироваться до перевязочных пунктов обязательно с оружием»
Видеофрагмент «Книжка учета выноса с поля боя»
В 2. Приказ «О порядке представления к правительственной награде военных санитаров и носильщиков за хорошую боевую работу», стимулировал боевую деятельность военнослужащих.
Слайд 7
В 1. В нем указывалось, что за вынос с поля боя 15 раненых с их винтовками или ручными пулеметами санитаров и носильщиков представлять к награждению медалью «За отвагу» или «За боевые заслуги»,
Слайд 8
- за вынос 25 раненых с их оружием - орденом «Красная Звезда»,
Слайд 9
- за вынос 40 раненых - орденом «Красное Знамя»,
Слайд 10
- за вынос 80 раненых - орденом Ленина
Слайд 11
В 2. Как выносили раненых с поля боя? На плащ-палатках, собственных плечах, ползком, под бомбежкой, пулеметным и артиллерийским огнем, первую помощь, истекающим кровью, оказывали чаще всего под обстрелом.
В 1. Тяжелейший труд, в особенности, если учесть, что почти половина санитаров и санинструкторов были женщинами!
В 2. Первая помощь заключалась в наложении раненому повязки, которая предохраняла рану от дальнейшего загрязнения, останавливала кровотечение и уменьшала боль, а также оказывала положительное психологическое воздействие на бойца.
Слайд 12
В 1. Санитар одним своим появлением помогал отогнать нередко возникавшую у бойца мысль об обреченности, а умелые его действия и подбадривающее слово поднимали моральный дух воина, укрепляли веру в спасение.
Слайд 13
В 2. В санитарной сумке находились только перевязочный материал, йод, нашатырь, ножницы, кровоостанавливающий жгут, блокнот, карандаш и шины.
Видеофрагмент «Медико-санитарный батальон»
Сценка «Бред» на стихотворение О.Берггольц «В госпитале»
В.
Солдат метался: бред его терзал.
Горела грудь. До самого рассвета
Он к женщинам семьи своей взывал,
Он звал, тоскуя:
Раненый: «Мама, где ты, где ты?» -
В.
Искал её, обшаривая тьму.
И юная дружинница склонилась,
И крикнула сквозь бред и смерть ему.
Медсестра:
«Я здесь, сынок! Я рядом, милый!»
В.
И он, в склонённой мать свою узнал,
Он зашептал, одолевая муку:
Раненый: «Ты здесь? Я рад, а где ж моя жена?
Пускай придёт, на грудь положит руку».
В.
И снова наклоняется она,
Исполненная правдой и любовью, -
Медсестра:
Я здесь - твоя жена! Я здесь.
У твоего родного изголовья. Мы здесь,
Мы все пришли, чтобы тебя поднять,
Вернуть тебя Отечеству и жизни.
Ты веришь, воин?
В.
Отступая, бред
сменяется отрадою покоя.
Медсестра: Ты будешь жить. Чужих и дальних нет, покуда сердце женское с тобою.
Выбегает медсестра: «Раненых привезли»
Санитары заносят на носилках раненых и помогают медсестрам уложить их на кушетки.
Слайд 14
Медсестра: Для оказания первой помощи необходимо верно оценить характер и серьезность ранения. Зная характер ранения, совершить правильные действия по оказанию первой помощи.
Перевязки (практическая часть)
В 1. Мало пишут о подвиге врачей этих госпиталей. Оперировали они ежедневно без выходных. Только заканчивалась одна операция, как за ней следовала другая. Если же хирургов в городе не хватало, то врачам приходилось перемещаться от одного госпиталя к другому, чтобы провести следующую операцию.
Слайд 15
В 2. Весь 1941 год медикам приходилось тяжело. Сказывалось отсутствие практического опыта и отступление советских войск. Основной формой поражения войск были огнестрельные ранения.
В 1. Среди погибших на поле боя, пораженные с огнестрельными ранениями составляли абсолютное большинство около 90%. При этом осколочные ранения значительно преобладали над пулевыми, а черепно-мозговые смертельные травмы - составляли 55%.
В 2. Нарком обороны в приказе 1942 года потребовал выдать боевым частям стальные шлемы. Командирам частей была поставлена задача, строго следить за тем, чтобы во время боя, каждый военнослужащий имел на голове стальной шлем. Это способствовало сокращению числа смертельных ранений в голову.
Слайд 16
В 1. Также причинами смерти являлись: тяжесть самого ранения, шок, кровопотеря, инфекция раны.
Видеофрагмент «Послеоперационная палата»
Инсценировка.
Медсестра пишет письмо. (На тумбочке горит керосиновая лампа, свет притушен, негромко звучит спокойная мелодия)
Слайд 17
В.
Здравствуй мамочка,
После сегодняшнего боя,
Было много раненых.
Невозможно без слёз смотреть,
На изуродованных молодых ребят,
У одного оторвало ногу,
А он всё кричал, что она у него болит.
Но не буду плакаться.
Беспокоюсь как у вас дела.
Номер моей полевой почты пока тот же.
Целую крепко. Ваша Катя.
Медсестра.
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
В. Привезли солдата в медсанбат. Врач сказал, не доживет до ночи…
Р. - Мне бы… песню,
В. - прошептал солдат,
Р. - Я до песен с давних пор охочий… Боль не выносима и остра, Сто осколков раскрошили тело…
В. И сестра, усталая сестра, до рассвета над солдатом пела.
В 1. В период войны раненных в область нижних и верхних конечностей составляло более 80 %. У 17% были ампутированы конечности, стоит обратить внимание на молодой возраст инвалидов.
Слайд 18
В 2. Согласно Положению ранения по своему характеру подразделялись на легкие и тяжелые. К категории легких ранений были отнесены: ранения мягких тканей без повреждения внутренних органов, костей, суставов, нервных стволов и крупных кровеносных сосудов, а также ожоги 1 и 2-й степени.
В 1. К категории тяжелых ранений относились: ранения с повреждениями костей, суставов, внутренних органов, крупных нервных стволов и крупных кровеносных сосудов, а также ожоги 3 и 4-й степени.
В 2. Факт каждого ранения должен был быть удостоверен справкой о ранении, выданной военно-лечебным учреждением, и выпиской из приказа по части.
В 1. Отличительный знак изготавливался в виде нашивки из шелкового галуна прямоугольной формы темно-красного цвета при легком ранении и золотистого цвета при тяжелом ранении.
Видеофрагмент «Сухая плазма крови»
Слайд 19
В 2. В военное время медицина ещё не располагала таким широким арсеналом врачевания различных недугов. Приходилось обходиться тем, что было под рукой.
В 1. На войне, как известно, все средства хороши, в том числе и для лечения различных недугов. Сейчас в это трудно поверить, но несколько десятилетий назад врачевали раны вот такими необычными способами.
Практическая часть (на столе медицинский инструментарий, вата, йод, лампа Минина и др.)
М 1. На обширные рваные раны солдатам накладывали хлопчатобумажную ткань, смоченную в растворе обычной поваренной соли. Это помогало избежать гангрены. На третий-четвёртый день рана становилась чистой. Если у солдата был ещё и перелом, тогда сразу после снятия солёной повязки раненую руку или ногу гипсовали и пациента отправляли в госпиталь.
Благоприятное воздействие соли объясняется тем, что она поглощает жидкость из раны, оставляя нетронутыми клетки крови и тканей. Положительный эффект во многом зависел от воздухопроницаемости и гигроскопичности солевой повязки. При этом концентрация не должна была превышать двух чайных ложек соли на стакан воды.
М 2. Когда не хватало крови, солдатам переливали морскую воду. И, надо отметить, весьма успешно! Солевой раствор морской воды, содержащий практически всю таблицу Менделеева, близок по составу к человеческой крови. Морская вода активизирует все процессы, протекающие в организме, укрепляет иммунитет и помогает ему бороться с возбудителями различных заболеваний. Минералы в ней содержатся в ионизированной форме, поэтому она оказывает ощелачивающее действие на организм, что положительно сказывается на состоянии здоровья. Однако, даже самый идеально сбалансированный солевой раствор мог лишь на очень непродолжительное время восполнить потерю жидкости.
М 3. Медицина в годы Великой Отечественной войны не могла обойтись без парафина. Его назначали при отёках после ранений, долго не проходящих язвах, гнойных ранах и свежих переломах.
Методика была проста: рану обрабатывали спиртом и йодом, после чего наносили кисточкой разогретый парафин, сверху накладывали марлевую повязку или бинт, также пропитанный горячим парафином. Такие аппликации оказывали продолжительное и глубокое тепловое воздействие на кожу, мышцы и близко расположенные внутренние органы. Тепловые процедуры оказывали болеутоляющее и противовоспалительное действие. Во время парафинотерапии в прогреваемой области расширялись капилляры, улучшалось кровообращение, активизировался обмен веществ, что помогало быстрее срастаться сломанным костям и восстанавливаться повреждённым периферическим нервам.
Слайд 20
М 4. С ролью перевязочного материала в годы войны успешно справлялся торфяной мох. Мох собирали, тщательно высушивали и наносили на раны. Растение впитывало в себя кровь и гной, а кроме того, оказывало антибактериальное, противовоспалительное, ранозаживляющее и обезболивающее действие.
Также использовалась мазь Вишневского, как средство для заживления гнойных ран. Во время Великой Отечественной войны эту мазь применяли в каждом полевом госпитале.
М 5. Как справлялись с болевым шоком. В системе лечения раненых в годы Великой Отечественной Войны большое значение придавалось обезболиванию. При операциях использовались различные методы. Пользовались эфирным наркозом, его проводили, пользуясь маской Эсмарха и флаконом эфира. Эфир накапывали на маску через марлевый фитилек.
Значительный вклад в развитие анестезиологии внес Александр Васильевич Вишневский, он разработал метод, благодаря которому новокаин, нагнетаемый из иглы, омывает нервные ветви и окончания, вызывая немедленное обезболивание. На каждую операцию расходовалось от трёх литров раствора новокаина. Для обезболивания также активно назначали морфин, бромистый натрий, снотворно-наркотические препараты.
"Крикаин" - стакан спирта на голодный желудок.
Слайд 21
М 6. Война - страшное время. Разруха, голод, болезни, фронтовые раны. В начале Великой Отечественной войны не было даже пенициллина, он был синтезирован только в 1942 году, а в 1944-м проведены его испытания в полевых госпиталях. Этот препарат спас жизнь тысячам раненых, считавшимся безнадёжными.
Тем большим подвигом являлось спасение врачами раненых и заболевших на фронте. Ведь им приходилось лечить солдат буквально тем, что было у них под рукой: йод, стрептоцид, перекись водорода, марганцовка, цинковая мазь. Лечили бойцов целебной глиной, грязью, применяли лампы Минина, кварц.
Слайд 22
Во время Великой Отечественной войны к полям сражений, доставлялась консервированная кровь. Чем раньше осуществляется переливание крови, тем был лучше результат. Для облегчения работы медицинских пунктов, кровь доставлялась только универсальной первой группы в ампулах, с полным набором стерильной системы. Здесь некогда определять группы у раненых, здесь дорога каждая секунда!
М 7. Лечение опарышами - использовалось в годы Великой Отечественной Войны, но появление антибиотиков привело к снижению популярности терапии. Суть методики в том, что опарыши поедают только омертвевшие ткани и не трогают здоровые участки. Мнение профессионалов однозначно: использование стерильных личинок и опарышей мух позволяет значительно ускорить процесс очистки, а значит, заживления ран. К тому же, нет никаких проблем с совместимостью лекарственных препаратов, а также снижается риск инфицирования ран бактериями, обладающими устойчивостью к антибиотикам.
Слайд 23
М 8. Порошок из берёзовых почек использовали для лечения медленно заживающих ран, экзем, гнойничковых кожных заболеваний, профилактики отморожений. Его смешивали с топлёным несолёным свиным или говяжьим салом, парафином, небольшим количеством йода или несколькими крупинками марганцовки и получали превосходную мазь. Нанесение такой смеси на раны позволяло быстро очистить их от гноя и ускорить заживление.
Помогала берёза и от чесотки. Из коры дерева добывали дёготь, смешивали его с толом (взрывчатое вещество), свиным жиром и втирали в больные места, затем смывали в бане. Достаточно было 2-3 таких процедур.
Витаминный настой из берёзовых листьев возвращал раненым утраченные силы.
М 9. Предотвратить эпидемию цинги помогла сосна, а точнее - её хвоя, из которой готовили настой. Каждое утро истощённые женщины отправлялись на сбор хвойных лап, которые потом доставляли на заготовительные пункты. 100-200 г зеленоватого хвойного напитка, обеспечивали суточную потребность организма в витамине С. А ещё из игл хвои извлекали каротин и его масляным раствором лечили обморожения.
В качестве эффективного заменителя дефицитных сердечных препаратов военные медики использовали жидкий спиртовой экстракт плодов боярышника. Экстракт боярышника выдавался солдатам для укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем. Он позволял облегчить боль в области сердца, снизить давление, снять сильное возбуждение нервной системы, восстановить сон.
В 2. То, что творила советская военная медицина в годы Великой Отечественной войны, без преувеличения можно назвать подвигом. Благодаря стараниям врачей, фельдшеров, медсестёр и санитаров более 70% раненых и 90% больных солдат смогли снова вернуться на фронт. Военные медики внесли свой весомый вклад в дело общей победы над врагом.
Выбегает медсестра: «Артисты, артисты приехали!!!»
Выступление фронтовой бригады
Слайд 24
А 1. «Товарищи бойцы, сестрички! Уже который год идет проклятая война по нашей земле, фашистские сапоги топчут наши поля, разрушают наши города. Но мы верим, наступит день, когда враг будет разбит! Победа будет за нами!»
Песня под гитару «Десятый наш десантный батальон»
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
и только мы, к плечу плечо
врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Частушки
1.
Думал Гитлер наяву:
«В десять дней возьму Москву!»
А мы стали поперек:
«Ты Берлин бы поберег»
2.
Милый раненый лежал,
Мой платочек к груди
Прижал, не платочек
Унял кровь - моя горячая любовь.
3.
Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут,
А советские машины
По Берлину побегут.
В 1. Фронтовые бригады начали создаваться буквально с первых дней войны. В состав участников входили академические музыканты, солисты музыкальных театров, актеры и даже цирковые артисты. Песня делила вместе с бойцами и радости, и горести, помогала выстоять в грозный час, вселяла уверенность в Победе. Концерты фронтовых бригад называли «душевными боеприпасами фронту».
В 2. В годы войны на фронте и в тылу трудились более двухсот тысяч врачей и полмиллиона среднего медицинского персонала. Ими была оказана помощь более десяти миллионам раненых. Во всех частях и подразделениях, действующей армии, в партизанских отрядах, в местных командах противовоздушной обороны находились солдаты службы здоровья, готовые в любой момент прийти на помощь раненым.
В 1. Среди многочисленной армии медицинских работников хочется назвать имя Героя Советского Союза Зинаиду Михайловну Марченко.
Монолог
Слайд 25
Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко родилась в городе Полоцке, в Белоруссии, 23 ноября 1920 года, в семье крестьянина. Детство и учёбу Зина так же прошла в Белоруссии, но по окончании семилетки, вся семья переехала вскоре в Сибирь, вскоре, умирает её отец. Кормильца в семье не стало, и Зина пошла, работать на завод лаборантом-химиком. В 1941 году, за три месяца до начала войны, она выходит замуж за Иосифа Петровича Марченко. Началась война, и мужа призвали на фронт. Зина тут же поступила на курсы медсестёр и после окончания их ушла на фронт добровольцем. Служить Зина попала в 849-й стрелковый полк Сибирской дивизии. Первое боевое крещение она получила 11 июля 1942 года под Воронежем. Бой длился трое суток. Она наравне с мужчинами-бойцами ходила в атаку и там, на месте, оказывала медицинскую помощь, старалась тут же выносить раненых из поля боя. Из трёхдневного того боя она вынесла 40 раненых.
За этот храбрый, самоотверженный подвиг, Зина была награждена орденом Красной Звезды. Как потом говорила Зинаида Михайловна: «Я знала, что эту награду мне ещё надо оправдать». Она старалась ещё лучше работать. За спасение 123-х раненых солдат и офицеров её наградили орденом Красного Знамени. Но, трагедия её ждала ещё впереди. Последний бой с врагом для неё оказался роковым. В 1943 году полк вёл бой у станции Горшечное, Курской области. Зина металась от одного раненого к другому, но тут ей сообщили, что ранен командир. Она тут же бросилась к нему. В это время немцы шли в атаку по полю. Она бежала, вначале пригнувшись, но почувствовав, что горячая волна обожгла её ногу и в сапог наполняется жидкость, она поняла, что ранена, тогда она упала и поползла. Снаряды рвались вокруг неё, но она продолжала ползти. Снаряд вновь разорвался невдалеке от неё, она увидела, что командир погиб, но рядом с ним находился планшет, где, как она знала, были секретные бумаги. Зина с трудом доползла до тела командира, взяла планшет, сумела его спрятать за пазуху, но тут вновь раздался взрыв, и она потеряла сознание.
Стояла зима, февраль-месяц, мороз трескучий приморозил её к земле. Очнувшись, Зина увидела, что немцы идут по полю и добивают раненых. Расстояние до неё было уже незначительным, Зина решила притвориться мёртвой. Подойдя к ней, видя, что это женщина, немец стал бить её прикладом по голове, по животу, по лицу, она вновь потеряла сознание. Очнулась она уже ночью. Не могла пошевелить ни рукой, ни ногой. Вдруг она услышала русскую речь. Это санитары-носильщики шли по полю, забирали убитых. Зина застонала. Потом, громче и громче, этим самым она старалась привлечь к себе внимание. Наконец, санитары услышали её. Очнулась она уже в госпитале, где лежала рядом с мужчинами. Ей было стыдно, обнажённое тело её не всегда прикрывала простынь. Главврач обратился к жителям села, чтобы её кто-нибудь забрал к себе в дом. Согласилась одна вдова взять Зину к себе на покой. Она стала кормить Зину, чем только могла, и коровье молочко сделало своё дело. Зина пошла на поправку. Но однажды ночью ей стало плохо, поднялась очень высокая температура, хозяйка, что ухаживала за Зиной, испугалась и тут же быстро, на тележке, отвезла Зину обратно в госпиталь. Доктор, осмотрев её, увидел, что у неё началась гангрена рук и ног. Зину отправили в тыловой госпиталь в Сибирь.
Слайд 26
По прибытии в госпиталь, на двадцатые сутки, чтобы сохранить ей жизнь, была ампутирована правая рука выше локтя, на следующий день ампутировали правую ногу выше колена. Прошло десять дней ещё и ей ампутировали кисть левой руки, а через полтора месяца было отнято полстопы левой ноги. Доктор был поражён терпением и стойкостью этой хрупкой женщины. Он все делал, чтобы как-то облегчить участь Зины. Она молча переносила все операции, практически без наркоза. Единственно просила доктора: «Я всё выдержу, только оставьте мне жизнь…» Хирург сконструировал ей специальную манжетку, чтобы надеть её на правую руку Зины, у которой она была отрезана выше локтя. Зина, благодаря этому приспособлению, научилась писать. Хирург убедил её ещё в одной операции. На остатке левой руки, он сделал сложный разрез. В результате этой операции образовалось подобие двух больших пальцев. Зина упорно ежедневно тренировалась и вскоре своей левой рукой научилась держать вилку, ложку, зубную щётку.
Наступила весна. Солнышко заглядывало в окна, перевязанные раненые вышли на улицу, кто не мог идти, тот просто выполз. Зина лежала в палате одна и смотрела на ветви деревьев из открытого окна. Проходивший мимо боец, заглянув в окно, видя лежащую Зину, крикнул: «Ну, что красавица, пойдём, погуляем?» Зина всегда была оптимисткой, и тут она не растерялась, она сразу же ему парировала: «У меня нет причёски». Молодой боец не отступал и тут же появился у неё в палате. И вдруг он встал, как вкопанный. Он увидел, что на кровати лежит ни женщина, а обрубок, без ног и без рук. Боец зарыдал и встал перед Зиной на колени: «Прости, сестрёнка, прости меня…» Вскоре, научившись писать своими двумя пальцами, она пишет письмо мужу: «Дорогой мой, милый, Иосиф! Прости меня, за это письмо, но молчать я больше не могу. Я должна тебе сообщить правду…». Зина описала мужу своё состояние, а в конце дописала: «Прости, я не хочу быть для тебя обузой. Забудь меня и прощай. Твоя Зина». Зина впервые за всё время проплакала в подушку почти всю ночь. Она мысленно прощалась с мужем, прощалась со своею любовью. Но прошло время, и Зина получила письмо от мужа, где он писал: «Милая, дорогая моя жена, Зиночка! Получил письмо, очень обрадовался. Мы с тобой будем всегда жить вместе и хорошо, если я конечно, дай Бог, останусь жив. Жду твоего ответа. Твой, искренне тебя любящий, Иосиф. Быстрей выздоравливай. Будь здоровой и физически и морально. И ничего плохого не думай. Целую». В тот момент Зина была счастлива, дороже этого письма у неё ничего не было, теперь она ухватилась за жизнь, как за соломинку, с новой силой. Она брала карандаш в зубы и пробовала писать зубами. В конце концов, она научилась вставлять даже нитку в ушко иголки.
Из госпиталя Зина, через газету, писала письма на фронт: «Русские люди! Солдаты! Товарищи, я шла в одном ряду с вами и громила врага, но сейчас я не могу больше сражаться, прошу вас: отомстите за меня! Вот уже больше года я лежу в госпитале, у меня нет ни рук, ни ног. Мне всего 23 года. Немцы отняли у меня всё: любовь, мечту, нормальную жизнь. Не щадите недруга, который пришёл незвано к нам в дом. Истребляйте фашистов, как бешеных псов. Отомстите не только за меня, но и за поруганных матерей, сестёр, своих детей, за сотни тысяч, угнанных в рабство…»
Закончилась война, Зинаида вернулась в город, где проживала до ухода на фронт. Встречи с мужем она ждала с нетерпением и с тревогой. У мужа тоже была ампутирована одна нога. Молодой, красивый орденоносец - старший лейтенант Марченко обнимал Зину и шептал: «Ничего, родная, всё будет хорошо». Вскоре Зина рожает одного за другим, двух сыновей, но счастье длилось недолго. Заболев гриппом, дети умирают. Зина могла всё вынести, что касалось её здоровья, но смерть детей она вынести не могла. У неё началась депрессия. Но и тут, переломив себя, она уговаривает мужа уехать в свой родной город, где она родилась, в город Полоцк, в Белоруссию. Здесь она рожает вновь сына, а потом и дочь. Когда сын подрос, то, как-то спросил свою маму: "Мамочка, а где твои ручки и ножки?" Зина не растерялась и ответила сыну: "На войне, милый, на войне. Вот вырастишь, сынок, я тебе расскажу, тогда ты сможешь понять, а сейчас ты ещё маленький".
В 1980 году, Зина, уже с взрослой дочерью, приехала, по приглашению, в город Волгоград, на празднование дня Победы. Стояла страшная жара. Зачитывались поименно все погибшие в Сталинграде. Зина стояла два часа на жаре со всеми однополчанами, на этом торжественном параде. Ей предлагали уйти, но Зина отказалась и выдержала всю торжественную церемонию. Вернувшись, домой, она скончалась. В городе Полоцке открыт музей героини.
«Я, птицей Феникс Зину б назвала,
Какая яркая и светлая она!
Какой порыв в израненной душе,
Пример нам всем, живущим на Земле…»
Прошу всех встать. Объявляется минута молчания памяти всех медицинских работников, солдат, павших в сражениях за свою Родину. Почтим память всех погибших минутой молчания.
Минута молчания
В 1. Пройдут годы, десятилетия, век за веком прошумят над землёй. Придут новые поколения. Но пусть навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.
В 2.
Война закончилась и пушки замолчали.
И годы сгладили великую беду.
И мы живём! И мы опять весну встречаем!
Вместе. Встречаем День Победы! - Лучший день в году!
Видеофрагмент «День Победы»
Список использованной литературы
- «Роль медиков в Великой Отечественной войне», книга В.В.Кованова «Солдаты бессмертия», Жукова Г.К. «Воспоминания и размышления. Великая Отечественная война» статья Б.Р.Гайдара
- Сатрапинский Ф.В. Военные медики - Герои Советского Союза / Центральное военно-медицинское управление Министерства обороны СССР; отв. ред. Е.Ф.Селиванов. - Л.: Военно-медицинский музей МО СССР, 1975. - С. 35-37. - 103 с.
- Кованов В.В. Призвание. - М: Политиздат, 1973 - 560с.
- https://tvgmu.ru/content/2558/14365/
- http://historymed.ru/chair/memory/experience-medicine/
- https://russia.tv/brand/show/brand_id/59398/
- https://medconfer.com/node/5892
- https://lenarudenko.livejournal.com/256915.html
- http://www.ahleague.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=350&Itemid=213&lang=ru
- https://www.youtube.com/watch?v=G_MsF_NijKs
- http://www.baikal-irkzem.ru/clubs/medclub/news/meditsina-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/
- https://www.youtube.com/watch?v=l9kNRkRUOWY
- https://www.stihi.ru/2011/05/09/3361
- https://antrio.ru/chastushki-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/
- https://forum.il2sturmovik.ru/topic/3848-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B2-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%B2%D0%BE%D0%B2/
- https://www.zdorovieinfo.ru/exclusive/kak-lechili-vo-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny/
- http://slonimsmc.grodno.by/museum/Histori%20med/Razdel1_sestr_delo/Tusnolobova.htm