В последние годы произошли значительные перемены в сфере школьного образования: появились новые образовательные стандарты и программы, вступил в силу новый закон об образовании, происходит массовая информатизация и компьютеризация школ. Компьютер стал неотъемлемой частью повседневной жизни. В связи с этими изменениями, возникает вопрос о полезности и рациональности использовании компьютера при обучении школьников решению задач из различных предметных областей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования прописано, что ученик после окончания школы должен владеть «основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, и их основных свойствах». Должно быть сформировано умение «распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры», а также «применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием».
Какие возможности открываются перед педагогом, строящим образовательный процесс с использованием компьютерных технологий? Наиболее важной выступает возможность применения новых интерактивных методов в обучении, которые позволяют осуществлять дифференцированный личностный подход к учащимся и более качественный контроль (корректировку) знаний.
Стереометрический материал достаточно сложен для освоения, потому что переход от плоскостной к пространственной геометрии в совокупности со строгими математическими расчетами становятся непростой задачей для школьников. Здесь наиболее важным является принцип наглядности. Компьютер позволяет создать трехмерные модели пространственных объектов. Научить школьников работать с ними, «видеть» переход от пространства к плоскости при решении задачи - главные методические задачи, стоящие перед учителем.
Интерактивные технологии могут применяться на разных этапах урока стереометрии. Для организации урока необходим мобильный компьютерный класс, программное обеспечение которого позволяет учителю видеть на экране своего ноутбука изображения экранов учащихся, транслировать изображение своего экрана на экраны учащихся, а также проводить проверку знаний в режиме реального времени.
Рассмотрим интерактивные методы работы со стереометрическими задачами по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости» (в приложении 1 рассмотрены примеры некоторых задач)
Во время урока ученики находятся за своими компьютерами и работают с заранее созданной учителем презентацией, в которой созданы заготовки для урока, представляющие собой пошаговые построения, необходимые для решения задач Подготовительная работа - повторение определения перпендикулярности прямой и плоскости, признака перпендикулярности прямой и плоскости, определения угла между прямой и плоскостью.
Ученик видит на экране компьютера все шаги решения, приводящие к необходимому результату и после построения может просмотреть все действия еще раз, изменить точку обзора, тем самым, тренируя пространственное воображение и навыки работы с трехмерными объектами (пример показан в приложении 2).
В режиме реального времени возможен разбор решения задачи, когда ученик на своем компьютере выполняет необходимые действия, а учитель со своего компьютера корректирует его ответ.
Контроль знаний учащихся проводится в форме онлайн-тестирования по заранее составленным учителем тестам, что существенно сокращает время на проверку. Данные от учеников сразу попадают на компьютер учителя, и в соответствии с полученными результатами им выставляются оценки.